Автор: Свирина Мария Дмитриевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ОГБОУ "Школа-интернат ""Вера""
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: образовательная программа
Тема: образовательная программа по предмету "Домоводство Хозяйственно-бытовой труд" 12 класс для обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта
Раздел: среднее профессиональное
Пояснительная записка по предмету «Домоводство (Хозяйственно – бытовой труд)»
12 класс
Данная программа обучения
направлена на реализацию образовательного
компонента «Домоводство (Хоз-быт. Труд)» (образовательная область «Технология») и
предназначена для обучающихся 11 класса с умеренной умственной отсталостью.
Программа рассчитана на 1 год обучения подростков в возрасте от 18 лет до 21года.
На овладение рабочей программой учебным планом отводится в 12 классе 2 ч в неделю
(62ч).
Цель программы - формирование жизненных компетенций по ведению домашнего
хозяйства.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять умение чистки и отваривания картофеля, моркови, свёклы;
-закреплять умение готовить салат из помидоров и перца;
-закреплять умение сервировать стол по количеству персон;
-обучать умению приготовления салата из моркови;
-обучать умению приготовления салата из свёклы;
-обучать умению приготовления винегрета;
-закреплять знание рецепта приготовления рождественского печенья;
-закреплять умение готовить тесто и выпекать рождественское печенье;
-обучать умению пользоваться таймером при выпечке печенья;
-обучать глажке и складыванию изделий: носовые платки, полотенца, фартуки.
Коррекционно - развивающие:
-корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у детей с
умеренной умственной отсталостью;
-развивать коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адапта-
ции.
Воспитательные:
-воспитывать культуру сервировки стола;
-воспитывать культурное поведения за столом.
Программа по домоводству состоит из разделов:
1. Приготовление пищи.
2. Уход за бельем (глажка).
3. Повторение пройденного материала.
В процессе работы учитывается неоднородность состава класса , осуществляется
индивидуально - дифференцированный подход, класс условно поделен на 3 подгруппы.
Программа определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков, доступных
обучающимся с умеренной умственной отсталостью и указывает на разноуровневые
требования к овладению программным материалом.
При определении качества усвоения рабочей программы ведущими критериями
оценки являются:
самостоятельность выполнения задания;
контроль со стороны учителя;
степень и объём помощи, оказанной педагогом.
Возможные результаты освоения рабочей программы:
Критерии
Показатели
Достаточный уровень
Средний уровень
Базовый уровень
Приготовление
салата
«Мор-
ковный»
- знать и называть продук-
ты для приготовления сала-
та:
морковь
- знать и называть по воз-
можности
продукты
для
приготовления салата:
морковь
- знать и называть по воз-
можности продукты для
приготовления салата:
морковь
чеснок
зелень (укроп, пет-
рушка)
масло
(подсолнеч-
ное) или майонез
- знать и называть последо-
вательность приготовления
салата;
чеснок
зелень (укроп, пет-
рушка)
масло
(подсолнеч-
ное) или майонез
чеснок
зелень (укроп, пет-
рушка)
масло (подсолнеч-
ное) или майонез
уметь:
- тереть морковь, чеснок на
тёрке;
- смешивать ингредиенты
для салата;
- выкладывать салат в са-
латник;
- украшать салат
уметь:
- тереть морковь, чеснок на
тёрке;
- смешивать ингредиенты
для салата;
- выкладывать салат в са-
латник;
- украшать салат
уметь:
- смешивать ингредиенты
для салата;
- выкладывать салат в са-
латник;
- украшать салат
Приготовление
салата
«Све-
кольный»
- знать и называть продук-
ты для приготовления сала-
та:
свекла
чеснок
зелень (укроп, пет-
рушка)
масло
(подсолнеч-
ное) или майонез
- знать и называть последо-
вательность приготовления
салата;
- знать и называть продук-
ты для приготовления сала-
та:
свекла
чеснок
зелень (укроп, пет-
рушка)
масло
(подсолнеч-
ное) или майонез
- знать и называть продук-
ты для приготовления са-
лата:
свекла
чеснок
зелень (укроп, пет-
рушка)
масло (подсолнеч-
ное) или майонез
уметь:
- тереть варёную свёклу,
чеснок на тёрке;
- смешивать ингредиенты
для салата;
- выкладывать салат в са-
латник;
- украшать салат
уметь:
- тереть варёную свёклу,
чеснок на тёрке;
- смешивать ингредиенты
для салата;
- выкладывать салат в са-
латник;
- украшать салат
уметь:
- смешивать ингредиенты
для салата;
- выкладывать салат в са-
латник;
- украшать салат
Приготовление
винегрета
знать и называть продукты
для приготовления винегре-
та:
свёкла
морковь
картофель
солёный огурец
лук
зелень (укроп, пет-
рушка)
масло
(подсолнеч-
ное)
- знать и называть последо-
вательность приготовления
салата.
знать и называть продукты
для приготовления винегре-
та:
свёкла
морковь
картофель
солёный огурец
лук
зелень (укроп, пет-
рушка)
масло
(подсолнеч-
ное)
знать и называть продук-
ты для приготовления ви-
негрета:
свёкла
морковь
картофель
солёный огурец
лук
зелень (укроп, пет-
рушка)
масло (подсолнеч-
ное)
уметь:
- нарезать продукты для ви-
негрета;
уметь:
- нарезать продукты для ви-
негрета;
уметь:
- нарезать продукты для
винегрета
с
помощью
- смешивать ингредиенты;
-заправлять винегрет;
- выкладывать в салатник.
- смешивать ингредиенты;
-заправлять винегрет;
- выкладывать в салатник.
комбайна;
- смешивать ингредиенты;
-заправлять винегрет;
- выкладывать в салатник.
Уход за бельем
(глажка)
знать технику безопасности
при глажке;
уметь:
-раскладывать гладильную
доску;
-включать утюг;
-выбирать нужный темпе-
ратурный режим;
- гладить кухонное белье;
-складывать бельё в процес-
се глажки.
знать технику безопасности
при глажке;
уметь:
-раскладывать гладильную
доску;
-включать утюг;
-выбирать нужный темпе-
ратурный режим;
- гладить кухонное белье;
-складывать бельё в процес-
се глажки.
знать технику безопасно-
сти при глажке;
уметь:
- гладить кухонное белье,
движение от себя-к себе
Содержание программного материал по предмету «Домоводство»
12 класс.
(62 ч)
1.
Раздел «Приготовление пищи» (40ч)
Бытовая техника кухни: миксер, духовой шкаф, электрическая плита. Техника без-
опасной работы. Включение, выключение миксера, установка, замена насадок, переключе-
ние скоростных режимов при использовании. Включение, выключение духового шкафа,
установка температурного режима для выпечки.
Чистка и отваривание картофеля. Отваривание и чистка моркови, свёклы.
Приготовление салата из помидоров и перца. Продукты и технология приготовления мор-
ковного салата. Продукты и технология приготовления свекольного салата. Продукты и
технология приготовления винегрета.
Рождественское печенье: ингредиенты и технология приготовления теста, фигурная
вырезка печенья, выпечка и украшение печенья. Обучение использованию таймера в про-
цессе приготовления.
Сервировка стола по количеству персон.
2.
Раздел «Уход за бельём (глажка)» (20ч)
Утюг: составные части, техника безопасной работы. Гладильная доска: составные
части, техника безопасной работы, установка гладильной доски. Включение и выключе-
ние утюга, переключение режимов глажки. Глажка и складывание кухонного белья.
3.
Раздел «Повторение пройденного материала» (2ч)
Календарно-тематическое планирование по домоводству
12 класс (62 часов)
№
Раздел, тема
Цель
Контроль
Методическое
обеспечение
раздела, темы
Коли-
чество
часов
Дата
1.
Раздел «Приготовление пищи» (40ч)
1-5
Чистка и отваривание картофеля.
Закрепление
уме-
ния чистить и отва-
ривать картофель
Методы устно-
го и практиче-
ского контроля,
наблюдение.
Картинки, иллюстрации, фото-
графии, технологические карты.
6
04.09
04.09
11.09
11.09
18.09
18.09
6-10
Приготовление салата из помидоров и
перца
Закрепление
уме-
ния готовить салат
из
помидоров
и
перца
Методы устно-
го и практиче-
ского контроля,
наблюдение.
Картинки, иллюстрации, фото-
графии, технологические карты.
4
25.09
25.09
02.10
02.10
11-16
Продукты и технология приготовления
морковного
салата.
Практическая
работа
Формирование
умения
готовить
морковный салат.
Методы устно-
го и практиче-
ского контроля,
наблюдение.
Картинки, иллюстрации, фото-
графии, технологические карты.
6
16.10
16.10
23.10
23.10
30.10
30.10
17-22
Продукты и технология приготовления
свекольного салата. Практическая рабо-
та
Формирование
умения
готовить
свекольный салат
Методы устно-
го и практиче-
ского контроля,
наблюдение.
Картинки, иллюстрации, фото-
графии, технологические карты.
2
27.11
27.11
23-24
Бытовая техника кухни: миксер,
духовой шкаф, электрическая плита.
Формирования
умения
безопасно
Методы устно-
го и практиче-
Картинки, иллюстрации, фото-
графии, технологические карты.
2
04.12
04.12
Техника безопасной работы. Включе-
ние, выключение миксера, установка,
замена насадок, переключение скорост-
ных
режимов
при
использовании.
Включение, выключение духового шка-
фа, установка температурного режима
для выпечки.
работать с миксе-
ром, духовым шка-
фом
ского контроля,
наблюдение.
25-34
Рождественское печенье: ингреди-
енты и технология приготовления теста,
фигурная вырезка печенья, выпечка и
украшение печенья. Обучение исполь-
зованию таймера в процессе приготов-
ления.
Закрепление
уме-
ния готовить тесто
и выпекать рожде-
ственское печенье
Методы устно-
го и практиче-
ского контроля,
наблюдение.
Картинки, иллюстрации, фото-
графии, технологические карты.
10
11.12
11.12
18.12
18.12
25.12
25.12
15.01
15.01
22.01
22.01
35-44
Продукты и технология приготовления
винегрета.
Формирование
умения
готовить
винегрет
Методы устно-
го и практиче-
ского контроля,
наблюдение.
Картинки, иллюстрации, фото-
графии, технологические карты.
10
29.01
29.01
05.02
05.02
12.02
12.02
19.02
19.02
05.03
05.03
2.
Раздел «Уход за бельём (глажка)» (20ч)
45
Утюг:
составные
части,
техника
безопасной работы.
Формирование
представлений
об
утюге.
Методы устно-
го и практиче-
ского контроля,
наблюдение.
Картинки, иллюстрации, фото-
графии, технологические карты
1
12.03
46
Гладильная доска: составные части, тех-
Формирование
Методы устно-
Картинки, иллюстрации, фото-
1
12.03
ника безопасной работы, установка гла-
дильной доски.
представлений
о
гладильной доске.
го и практиче-
ского контроля,
наблюдение.
графии, технологические карты
47-48
Включение
и
выключение
утюга,
переключение режимов глажки.
Формирование
умения
безопасно
работать с утюгом
Методы устно-
го и практиче-
ского контроля,
наблюдение.
Картинки, иллюстрации, фото-
графии, технологические карты
2
19.03
19.03
49
Промежуточная проверочная работа
Выявление
каче-
ства усвоения рабо-
чей программы
Методы устно-
го и практиче-
ского контроля,
наблюдение.
Дифференцированные задания
1
26.03
50-64
Глажка и складывание кухонного белья.
Формирование на-
выка
глажки
и
складывания
ку-
хонного белья
Методы устно-
го и практиче-
ского контроля,
наблюдение.
Картинки, иллюстрации, фото-
графии, технологические карта
15
26.03
02.04
02.04
16.04
16.04
23.04
23.04
30.04
30.04
07.05
07.05
14.05
14.05
21.05
21.05
3.
Раздел «Повторение пройденного материала» (2ч)
65
Повторение
по
разделу:
«Приготовление пищи»
Выявление компе-
тенций по разделу:
«Приготовление
пищи»
Методы устно-
го и практиче-
ского контроля,
наблюдение.
Картинки, иллюстрации, фото-
графии, технологические карты
1
28.05
66
Повторение по разделу : «Уход за
бельём (глажка)»
Выявление жизнен-
ных
компетенций
Методы устно-
го и практиче-
Картинки, иллюстрации, фото-
графии, технологические карты,
1
28.05
по разделу: «Уход
за бельём (глажка)»
ского контроля,
наблюдение.
утюг, гладильная доска
Список литературы.
1. Домоводство И. М. Бгажнокова, Л. В. Гомилка Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений вида. Москва « Просвещение» 2005г.
2. Программы НИИ Дефектологии АННСССР обучение гуо детей. Москва 1983 г.
3. И. Г. Розанова, П. А. Завитаев Уроки труда в школе. Москва 1956 г.
4. А. Д. Жилкина, В. Ф. Жилкин Труд в школе. Учпедгиз, 1954г.
5. К. Ф. Ширина Рукоделие в детских домах. Учпедгиз, 1959г.
6. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактических исследований. М., 1982.
7.Катаева А. А., Стреблева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с
отклонениями в развитии. М., 2004.
8. Катаева А. А., Стреблева Е. А. Дошкольная олигофрено – педагогика. М., 2005.
9. Коррекционная педагогика Под ред. Б. П. Пузанова, М., Академия, 1998.
10. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе Под ред.
Ж. И. Шиф. М., Педагогика, 1972.
11. Щербакова А. М. Воспитание ребёнка с нарушением развития. М.. НЦ ЭНАС, 2000.