Напоминание

"Проблемы и пути реализации математического развития дошкольников"


Автор: Ерохина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 26"
Населённый пункт: г. Нижнего Новгорода
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблемы и пути реализации математического развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблемы и пути реализации математического развития дошкольников

«Научные понятия не усваиваются и

не заучиваются ребенком, не берутся

памятью, а возникают и складываются

с помощью напряжения всей

активности его собственной мысли»

Лев Семёнович Выготский.

Модернизация системы образования стала отличительным признаком развития современного

российского общества. Качественное математическое образование необходимо каждому для его

успешной жизни в современном обществе.

Проблемы математического образования в России названы в Концепции развития

математического образования в Российской Федерации.

1. Проблемы мотивационного характера:

- низкая учебная мотивация школьников связанная с общественной недооценкой значимости

математического образования;

- устаревшее содержание и отсутствие учебных программ, отвечающих потребностям

обучающихся и действительному уровню их подготовки.

2. Проблемы содержательного характера:

- содержание математического образования продолжает устаревать и остается формальным и

оторванным от жизни;

-потребности будущих специалистов в математических знаниях учитываются недостаточно;

-подмена обучения «натаскиванием» на экзамен.

3. Кадровые проблемы:

Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности

в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным

стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических

знаний.

Цели Концепции:

вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.

Задачи Концепции:

- модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях

обеспечением их преемственности);

-обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося;

- обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации

учебных программ математического образования;

- повышение качества работы преподавателей математики;

- поддержка лидеров математического образования;

- обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся

математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;

- популяризация математических знаний и математического образования.

Для системы дошкольного образования определено приоритетное направление реализации

Концепции:

- создание условий для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических

представлений и образов, используемых в жизни (прежде всего это предметно-пространственная и

информационная среда, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка).

Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в

системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка,

приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности. Накопленный

интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным.

Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания

необходимо в процессе обучения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического

образования.

Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребенка, ответить на любые вопросы. Но

всегда ли это оправдано? На многие вопросы ребенок сам может найти ответ и не важно, что

только путем проб и ошибок. Чтобы вызвать интерес у ребенка к математике, помочь ему

самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, сделать занятия увлекательными,

необходимо применять как окружающие предметы, так и модели изучаемого материала.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже

сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на вопрос , почему

общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят

желаемых положительных результатов.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов

мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные

связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-

следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему

не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка

соответствующим образом.

Работая с дошкольниками уже не первый год и проводя ежегодный мониторинг образовательной

области «Познавательного развития» мы сочли необходимым начать процесс формирования

логических приемов мышления с более раннего возраста с 3 - 4 лет.

Образовательный процесс в наших дошкольных группах основан на сочетании групповых и

индивидуальных форм взаимодействия педагога с детьми.

Мы используем такие традиционные организационные формы, как занятия по формированию

элементарных математических представлений, экспериментально-исследовательскую

деятельность, конструирование, индивидуальную работу с детьми, а так же свободную

самостоятельную деятельность детей.

Одним из условий математического развития дошкольников в образовательной организации

является создание предметно-пространственной и информационной среды.

Фундаментом для всех форм организации детской деятельности, конечно, служит игра.

Дидактические игры решают определенную задачу для совершенствования математических

представлений у детей (количественных, временных, пространственных). Мы в своей работе

используем «Математическую игротеку».

Подбираем математические развлечения, загадки, головоломки, лабиринты, игры на

пространственное преобразование. Это не только вызывает интерес своим содержанием, но и

побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое значение уделяем

развитию самостоятельности, наблюдательности, сообразительности. Этому способствуют

логические игры, задачи, упражнения.

Данная работа помогает нам лучше и глубже закреплять у детей знания по математическому

развитию.

Игры с блоками Дьенеша развивают воображение и фантазию малышей, тренируют память и

внимание детей, формируют у ребенка умение выполнять простейшие логические операции.

А ведь именно это умение и является базовым для дальнейшего изучения математических

дисциплин. Играя с логическими блоками малыш постепенно научится делить объекты на группы

в зависимости от их свойств, сравнивать, находить различия и обобщать, строить простейшие

классификации .

При помощи блоков ребенку будет проще познакомиться с различными признаками предметов

(размером, цветом, формой). Игрушка способствует развитию пространственного воображения и

логического мышления, речи, дает навыки моделирования и конструирования, вырабатывает у

малыша самостоятельность и способность действовать произвольно.

Занимаясь по данной методике, совершенствуется не только ребенок, но и взрослый, помогающий

ему осваивать окружающий мир.

Наряду с логическими блоками Дьенеша широкой популярностью у педагогов пользуется

еще один материал – палочки Кюизенера. Данный материал представляет собой набор счетных

палочек 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Палочки Кюизенера идеально подходят

для знакомства ребенка с математикой, они помогут ребенку научиться:

-различать расположение предметов в пространстве ;

-осознать математические понятия ( «больше», «меньше», «столько же», и т.д.),

-сформировать представление о соотношении цифры и числа, количества;

-осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего

числа в пределах первого десятка;

-освоить навыки – сложение и вычитание.

Различные развивающие, настольно-печатные игры, LEGO-конструктор, а также разнообразный

игровой материал: кубики, шары, счётные палочки, мелкий счётный материал, пирамидки,

вкладыши, матрёшки учат малышей решать предлагаемые в игре развивающие задачи через

выполнение игровых действий.

Материалы применяются педагогами как для подготовки занятий по математике, так и для

организации игровой, исследовательской, самостоятельной деятельности детей и содействуют

улучшению качества математического развития детей дошкольного возраста.

Недостаточное количество материала негативно сказывается на качестве математического

развития дошкольников.

Сегодня не подвергается сомнению необходимость осуществления и систематического

целенаправленного математического образования дошкольников.

В процессе математического образования осуществляется математическое развитие ребёнка,

развитие математического стиля мышления, что обеспечивает успешное усвоение ребёнком

математического содержания в детском саду и школе, способствует его умственному и

личностному развитию.

Ерохина Елена Владимировна

воспитатель МБДОУ "Детский сад № 26"



В раздел образования