Автор: Щербакова Дарья Владимировна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 111 к.в."
Населённый пункт: г. Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Права детей"
Раздел: дошкольное образование
«Права детей»
(Консультация для педагогов и родителей)
Разработала: учитель-логопед Щербакова Д.В.
МДОУ «Д/с №111 к.в.»
Магнитогорск 2020
На голубой планете,
На планете Земля
У каждого ребёнка
Есть свои права.
Положение человека, как
взрослого, так и
ребенка в обществе
определяют его права, обязанности и ответственность. В современном
обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем
крайне необходимо формировать у них мировоззрение, основанное на
уважении к закону, на знании прав, свобод, обязанностей и ответственности
человека в обществе. Научив сегодня детей пользоваться их правами и
свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед
другими, сформировав их правовую культуру, мы способствуем тому, что
завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся
соблюдать и защищать не только свои права и свободы, права своих детей,
но и права старшего поколения. Чтобы научить своих детей осознанному
гражданскому поведению в обществе, родители, учителя, все взрослые
должны сами знать законы, жить по закону и нормам морали, умело
передавать элементарные правовые знания детям.
Права - это установленные и охраняемые государством нормы и
правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность
пользования
различными
благами.
Например,
получать
бесплатную
медицинскую помощь, образование, отдыхать.
Обязанности – это определённый круг действий, обязательных для
выполнения. Для ребенка – это, например, обязанность уважать и почитать
взрослых.
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав
детей относятся:
Декларация прав ребенка (1959);
Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
(1990).
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В
10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на
имя,
гражданство,
любовь,
понимание,
материальное
обеспечение,
социальную защиту и предоставление возможности получать образование,
развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и
достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе
Декларации
прав
ребенка
был
разработан
международный
документ
– Конвенция о правах ребенка.
Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи,
пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального,
этнического и социального происхождения – юридическое право:
- на воспитание;
- на развитие;
- на защиту
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и
других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту,
и
предоставляет
ребенку
право
на
участие
в
принятии
решений,
затрагивающих его настоящее и будущее.
Конвенция
о
правах
ребенка
—
правовой
документ
высокого
международного стандарта и большого педагогического значения. Она
провозглашает
ребенка
полноценной
и
полноправной
личностью,
самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения
взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых
лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение
к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
«Защита прав детей начинается с соблюдения основных положений
Конвенции о правах ребенка» (А. Жаров – уполномоченный по правам
ребенка в Московской области):
Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если
по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1).
Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые
права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения,
материального положения и других различий.
Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3).
Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей,
учитывая права ребенка в первую очередь.
Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или
покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в
максимально возможной степени выживание и здоровое развитие
ребенка.
Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок
имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать
своих родителей и право на их заботу.
Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый
ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями
внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и
стремлениями.
Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может
выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав
должны уважаться права и репутация других людей.
Право на защиту от физического или психологического насилия,
оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19).
Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия,
отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также
помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны
взрослых
Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на
охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой
питьевой воды и полноценного питания.
Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство
обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался жестокому
обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с
помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28)
Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование
должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно
быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права
ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству.
Мы хотим подробнее остановиться на таком праве ребенка дошкольного
возраста, как право на игру.
«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко
не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место.
В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени
проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за
обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако
«общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому,
чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает
Декларация прав ребенка.
Нарушением прав ребенка можно считать:
- лишение свободы движения,
- уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст.
156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное
время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего),
- применение физического насилия к ребенку,
- унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес
ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе,
комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость,
садизм),
- угрозы в адрес ребенка,
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,
- отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,
- отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования,
медицинской помощи.
Итак, все люди, живущие на Земле, разные, но они все равны, все имеют
одинаковые права.