Напоминание

"Права детей"


Автор: Щербакова Дарья Владимировна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 111 к.в."
Населённый пункт: г. Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Права детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Права детей»

(Консультация для педагогов и родителей)

Разработала: учитель-логопед Щербакова Д.В.

МДОУ «Д/с №111 к.в.»

Магнитогорск 2020

На голубой планете,

На планете Земля

У каждого ребёнка

Есть свои права.

Положение человека, как

взрослого, так и

ребенка в обществе

определяют его права, обязанности и ответственность. В современном

обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем

крайне необходимо формировать у них мировоззрение, основанное на

уважении к закону, на знании прав, свобод, обязанностей и ответственности

человека в обществе. Научив сегодня детей пользоваться их правами и

свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед

другими, сформировав их правовую культуру, мы способствуем тому, что

завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся

соблюдать и защищать не только свои права и свободы, права своих детей,

но и права старшего поколения. Чтобы научить своих детей осознанному

гражданскому поведению в обществе, родители, учителя, все взрослые

должны сами знать законы, жить по закону и нормам морали, умело

передавать элементарные правовые знания детям.

Права - это установленные и охраняемые государством нормы и

правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность

пользования

различными

благами.

Например,

получать

бесплатную

медицинскую помощь, образование, отдыхать.

Обязанности – это определённый круг действий, обязательных для

выполнения. Для ребенка – это, например, обязанность уважать и почитать

взрослых.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав

детей относятся:

Декларация прав ребенка (1959);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

(1990).

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В

10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на

имя,

гражданство,

любовь,

понимание,

материальное

обеспечение,

социальную защиту и предоставление возможности получать образование,

развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и

достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе

Декларации

прав

ребенка

был

разработан

международный

документ

– Конвенция о правах ребенка.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи,

пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального,

этнического и социального происхождения – юридическое право:

- на воспитание;

- на развитие;

- на защиту

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и

других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту,

и

предоставляет

ребенку

право

на

участие

в

принятии

решений,

затрагивающих его настоящее и будущее.

Конвенция

о

правах

ребенка

правовой

документ

высокого

международного стандарта и большого педагогического значения. Она

провозглашает

ребенка

полноценной

и

полноправной

личностью,

самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения

взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых

лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение

к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

«Защита прав детей начинается с соблюдения основных положений

Конвенции о правах ребенка» (А. Жаров – уполномоченный по правам

ребенка в Московской области):

Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если

по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1).

Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые

права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения,

материального положения и других различий.

Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3).

Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей,

учитывая права ребенка в первую очередь.

Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или

покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в

максимально возможной степени выживание и здоровое развитие

ребенка.

Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок

имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать

своих родителей и право на их заботу.

Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый

ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями

внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и

стремлениями.

Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может

выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав

должны уважаться права и репутация других людей.

Право на защиту от физического или психологического насилия,

оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19).

Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия,

отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также

помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны

взрослых

Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на

охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой

питьевой воды и полноценного питания.

Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство

обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался жестокому

обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с

помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28)

Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование

должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно

быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права

ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству.

Мы хотим подробнее остановиться на таком праве ребенка дошкольного

возраста, как право на игру.

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко

не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место.

В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени

проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за

обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако

«общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому,

чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает

Декларация прав ребенка.

Нарушением прав ребенка можно считать:

- лишение свободы движения,

- уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст.

156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное

время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию

несовершеннолетнего),

- применение физического насилия к ребенку,

- унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес

ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе,

комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость,

садизм),

- угрозы в адрес ребенка,

- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,

- отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,

- отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования,

медицинской помощи.

Итак, все люди, живущие на Земле, разные, но они все равны, все имеют

одинаковые права.



В раздел образования