Напоминание

"Представление опыта педагогической работы учителя географии"


Автор: Алынина Екатерина Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ№4
Населённый пункт: город Покачи
Наименование материала: методический материал
Тема: "Представление опыта педагогической работы учителя географии"
Раздел: среднее образование





Назад




Представление опыта работы

(слайд 1) Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги! Я, Алынина Е.А., учитель

географии МАОУ СОШ №4, представляю вашему вниманию описание своего опыта

работы по теме: «Организация самостоятельной работы школьников на уроках

географии и во внеурочной деятельности как основа формирования ключевых

компетенций».

Президент России В.В. Путин, формулируя требования к современной школе в

национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», определил, что

«главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика,

воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Несомненно, что одним из важнейших направлений модернизации школьного

образования на современном этапе является самостоятельная работа, как одно из

важнейших условий саморегуляции личности ученика, ее творческих возможностей, это

главный путь воспитания активной жизненной позиции.

(слайд 2)

Актуальность данной темы в том, что в последние годы заметно возрос

интерес к самостоятельной работе учащихся. Увеличилась ее роль в учебном процессе.

Принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов и начало их

внедрения в основную школу заставляет пересмотреть давно сложившиеся стереотипы

педагогической деятельности, позволяет учителям по – новому выстраивать школьное

образовательное пространство и вырабатывать цели, содержание и технологии обучения.

В связи с этим появляется необходимость пересмотра руководящей роли учителя.

Изучение географии по новым образовательным стандартам ориентировано, прежде

всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала географической

науки для социализации школьников, формирования их мировоззрения и ценностных

ориентаций. Для этого на уроках широко используется метод самостоятельной работы,

который способствует формированию ключевых компетентностей учащихся.

В процессе работы по формированию навыков самостоятельной деятельности на

уроках географии и во внеурочной деятельности мною был выявлен ряд проблем,

решением которых я занимаюсь: 1) в условиях реализации ФГОС, зачастую приходится

пользоваться

теми

УМК,

которые

не

позволяют

в

полной

мере

эффективно

сформировать навыки самостоятельной добычи знаний, поэтому для

возможности

развития самостоятельности у обучающегося учителю приходится подбирать задания из

других источников; 2) пассивность школьников в обучении; 3) низкий уровень

самостоятельной деятельности обучающихся (медленный темп работы с источниками

информации).

(слайд 3). Целью моей педагогической деятельности является создание условий для

вовлечения обучающихся в различные виды самостоятельной деятельности как основы

формирования ключевых компетенций.

(слайд 4). При организации учебной деятельности на уроках географии, я строго следую

принципам организации самостоятельной деятельности на уроках географии: 1)

стараться ничего не давать в готовом виде; 2) четко представлять конечный результат

пути и способы его прохождения; 3) планировать путь к знаниям и идти по нему,

опираясь на личностный опыт учащихся; 4) постоянно совершенствовать технологию,

беря на заметку все нюансы в непонимании детей.

(слайд 5).

В связи с поставленными целями и принципами моей работы, я четко

разделяю урок на этапы: 1) вводно – мотивационный; 2) операционно – познавательный;

3) подведение итогов и оценивание работы.

(Слайд 6). Степень самостоятельности, как и степень мотивации в обучении учащихся

разные, поэтому я применяю в практике различные образовательные технологии,

отслеживаю усвоение знаний, умений каждого ученика, выявляю эффективность

применения той или иной технологии, которая помогает ученику добиться успеха.

(Слайд 7.) Методы и приемы формирования самостоятельности учащихся: тестирование,

поисковый (эвристический), проблемное изложение материала, исследовательский,

метод проектов.

(Слайд 8).

Главная цель учителя на современном уроке географии по ФГОС -

самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока). Учитель

должен организовать деятельность детей, направлять их¸ координировать их действия. В

отличие от традиционного урока, где главной целью является объяснение и закрепление

учебного материала, а большое количество времени занимает речь учителя, который

должен успеть выполнить все, что запланировано.

Самостоятельная работа играет

ведущую роль на уроке. Степень самостоятельности школьников при выполнении тех

или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая

начинается с элементарных действий, затем усложняется и имеет свои высшие

проявления.

(слайды 9,10,11 ).

Организуя процесс обучения на своих уроках, использую разные

виды самостоятельной работы: работа с учебником, заполнение таблиц, работа с картой,

доклады, сообщения, проектная деятельность. При этом учитываю работоспособность

школьников во время урока, чередую виды деятельности, сочетаю труд и отдых во время

урока, провожу динамические паузы.

Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную

работу необходимо проверять, подводить её итоги, определять: что удалось лучше, а на

что следует обратить особое внимание. Нужно выявить причину появления ошибок –

найти верный путь к её исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы

имеется возможность выяснить причину допущенной ошибки. Следовательно, имеем

возможность правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с

совершенствованием

навыков,

достижением

прочных

знаний,

рациональным

использованием учебного времени.

(Слайд 12). Критериями оценки моей педагогической деятельности является: учебные

достижения учащихся, внеурочная деятельность обучающихся, классное руководство,

повышение квалификации, обобщение и распространение своего опыта и участие в

профессиональных конкурсах.

(слайд 13). Проанализировав качество и успеваемость по предмету география за три

последних года, я пришла к выводу, что качественная успеваемость по географии

повысилась.

(слайд14) Результаты итоговой аттестации в 9-х классах достаточно высокие.

(Слайд 15). Опыт работы показал, что наиболее эффективным видом самостоятельной

работы является самостоятельная работа творческого характера. Поэтому в своей работе

все больше внедряю проектную деятельность.

(Слайд 16, 17, 18). Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных

методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по

предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор

профессии происходит под влиянием внеклассной работы. Цель внеклассной работы –

обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Внеклассная работа

рассчитана на проведение отдельных мероприятий, заданий. Это – вечера, походы,

олимпиады, конференции, а так же кружки, олимпиады, походы, неделя географии в

школе, викторины, игры.

(Слайд 19) В настоящее время являюсь классным руководителем 7б класса. Считаю, что

главный «инструмент» воспитания - содружество педагогов, учащихся, родителей,

представляющее собой союз, действующий на демократических и гуманистических

принципах,

объединенный

общими

целями,

общей

деятельностью,

высоконравственными отношениями и общей ответственностью. Воспитательная работа

с классом ведется по следующим направлениям: диагностика учащихся и их семей,

организация КТД, работа с учителями – предметниками, индивидуальная работа с

учащимися и их родителями.

(Слайд 20). Систематически прохожу курсовую подготовку.

(Слайд 21, 22).

Опыт распространяется на школьном и муниципальном уровнях через

обобщение

опыта

работы.

Ограничений

в

использовании

данного

опыта

нет.

Апробирован на базе школы в общеобразовательных классах на уроках географии в

течение трех лет.

(слайд 23, 24).

Формы распространения опыта: проведение творческих отчетов;

открытых уроков и мероприятий; заседаниях ШМО и ГМО, практических семинаров.

Благодаря опыту работы по организации групповых форм самостоятельной работы,

создана атмосфера сотрудничества, активизировались познавательная деятельность по

географии, к творческой и проектной работе, повысилась качественная успеваемость,

многие дети становятся активными участниками олимпиад, научно-практических

конференций,

внеклассных

мероприятий,

творческих

конкурсов.

(слайд25) Благодарю за внимание! Готова ответить на ваши вопросы.



В раздел образования