Автор: Груздева Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ города Костромы "Детский сад №59"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Учебно-методическое пособие по образовательному туризму
Тема: "По дорогам памяти"
Раздел: дошкольное образование
Проект
«По дорогам памяти»
«… Чтоб снова на нашей планете
Не повторилось той войны
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!..»
Юрий Воронов,
участник блокады Ленинграда
Патриотическое чувство не возникает само по себе.
Это результат
длительного, целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого
детства. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает
воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания
элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в
будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения
к Отчизне.
В дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества
ребенка.
Одним
из
наиболее
эффективных
методов
патриотического
воспитания
является
проектная
деятельность,
позволяющая
создать
естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и
взрослых.
Проект «По дорогам памяти» направлен не только на создание условий для
формирования представлений детей об истории Российского государства в
годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям
возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах
деятельности.
Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной
действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного
образования
называет
одним
из
основных
принципов
дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства.
Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном
возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и
праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет
нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом,
незнающим
ужасов
войны,
по-новому
посмотреть
вокруг
на
своих
прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить
отношение к этим людям.
Детям, у которых нет достаточного количества знаний о малой Родине,
трудно сформировать уважительное отношение к ней. Детские воспоминания
самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о
родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему
Родина, Россия. Нужно с детства знакомить детей не только со своим родным
городом,
его
названием,
гербом,
улицами,
но
и
с
его
достопримечательностями, культурными и природными объектами. Одними
из таких, являются памятники.
Памятники
–
это
не
только
архитектурные
сооружения
со
своей
композиционной особенностью, но это, прежде всего, история.
В настоящее время родители не уделяют внимание знакомству детей с
родным краем, его достопримечательностями, известными людьми. Зачастую
мы сталкиваемся с пренебрежительным отношением к памятникам. Нередко
родители сами являются примером такого отношения. Соответственно дети
не владеют достаточной информацией, имеют только поверхностные знания.
Практика показала, что родители изредка совершают прогулки с детьми по
городу, и сами мало знают о своём городе, его памятных местах, связанных с
фронтовым периодом истории. Для просвещения родителей мы используем
буклеты,
папки-передвижки,
информационные
материалы,
беседы,
родительские собрания и т. д. Предлагаем им совершить с детьми прогулки
по памятным местам, связанным с Великой Отечественной войной,
посмотреть праздничный парад (по телевидению), праздничный салют,
поучаствовать
в
праздничных
мероприятиях
нашего
города.
Особенно следует обратить внимание родителей на необходимость показать
детям хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет и
рассказать детям, за что они получены: ребёнок должен гордится ими, тем,
что в их семье близкий ему человек был участником Великой исторических
событий
того
времени,
благодаря
которым
страна
отстояла
свою
независимость, дала ему – маленькому гражданину, право на счастливое
детство. Посоветовать родителям побеседовать с детьми о том, что все, кто
воевал на фронте, трудился для фронта в тылу, совершили героический
подвиг и этих людей надо уважать, стараться помогать им, когда это нужно,
не забывать поздравлять их с праздником.
В связи с этим, особую значимость приобретает знакомство детей с
мемориальными комплексами нашего города, посвященными ВОВ.
Образовательный маршрут является результативной формой сотрудничества
педагогов, родителей и детей, особенно в патриотическом воспитании, где
главное – разбудить чувства детей, найти отклик в их сердцах на
происходящие события в жизни, наполнить ее интересной и содержательной
деятельностью.
Целью педагогического образовательного маршрута является повышение
педагогической
компетентности
родителей,
вовлечение
их
в
образовательный процесс и обогащение детско-родительских отношений.
Однако наиболее результативно использование данной формы работы с
детьми старшего дошкольного возраста, когда познавательный интерес
ребенка наиболее
высок,
он может
не
только
пассивно принимать
предложенное взрослым, но и стать активным участником в поиске
интересующей информации и возможности его продуктивной деятельности
позволят побудить дальнейший интерес.
Цель:
Обобщение и расширение знаний детей об истории Великой Отечественной
войны через различные виды деятельности.
Задачи:
Продолжить формировать патриотические чувства у старших дошкольников,
чувство гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Укрепить
нравственно-патриотические
чувства
дошкольников
через
совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов.
Активировать
творческие
способности
родителей,
привлекая
их
к
патриотическому воспитанию детей в семье.
В основу проекта легли следующие принципы:
1.
Принцип
историзма:
сохранение
хронологического
порядка,
описываемых явлений и сведений.
2.
Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие
понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
3.
Принцип
дифференциации:
создание
оптимальных
условий
для
самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о
Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка,
накопленного
им
опыта,
особенностей,
эмоциональной
и
познавательной сферы.
4.
Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, сочетание разных
видов деятельности.
5.
Принцип
наглядности:
изготовление
ряда
пособий
и
игр,
мультимедийных презентаций на основе исторического материала.
Формы и методы работы
Работа в данном направлении не ограничивается проведением НООД, она
наиболее
разнообразнее,
а
так
же
ведется
в
самостоятельной
образовательной деятельности:
- беседы, игры нравственно – патриотического содержания;
- все виды творческой художественной деятельности детей;
- проведение тематических праздников;
- просмотр слайдов, использование аудио- и видеозаписей;
- организация выставок;
- целевые экскурсии.
Вид проекта: Информационно-творческий, долгосрочный.
Этапы проекта:
1этап: Подготовительный (январь – февраль)
Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
Постановка цели и задач.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Создание образовательных маршрутов
2 этап: Основной. (февраль – апрель)
Реализация проекта.
3 этап: Заключительный (апрель – май)
Оформление результатов проекта.
Оформление
фото
коллажей
по
реализации
образовательных
маршрутов к памятникам нашего города, посвященным ВОВ
Творческие работы родителей и детей.
Тематические досуги
Направле
ния
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми
Совместная
деятельность с семьёй
НООД
ОД в режимные моменты
Познават
ельное
Тема: «Наши Защитники»
Задачи: уточнить и обобщить знания
детей о Российской армии; закрепить
знания о родах войск; воспитывать
уважение к солдатам и офицерам,
приучать чтить память павших бойцов.
Тема: « День Победы».
Задачи: закрепить и расширить знания
детей о том, как советский народ
защищал свою страну в годы Великой
Отечественной войны, и как люди чтят
память
павших
за
свободу
своей
Родины.
Воспитывать
гордость
за
солдат, павших в боях, защищая нашу
Родину.
Беседа «Они сражались за родину»
Задачи: расширить знания детей о героях
В.О.В.:
Г.К.
Жуков,
В.
Талалихин,
А .Матросов, Д.Карбышев, А. Маресьев.
Беседа
«Герои
костромичи»
Задачи:
познакомить детей с героями,
именами
которых названы улицы родного города,
воспитывать патриотизм
и гордость за
наших земляков.
Встреча с ветеранами
Составление рассказа из личного опыта
«Салют
Победы»
Задачи:
–
учить
составлять рассказ по плану воспитателя
передовая
впечатления
о
праздновании
«Дня
Победы»,
побуждать
связно
и
последовательно излагать событие.
Беседы: «Герои костромской земли »,
«Женщины на защите отечества» «Дети и
война»
Эстафета «Я б защитники пошел, пусть
меня
научат»
(задания
на
смелость
и
ловкость).
Предложить
подобрать
исторический
материал:
иллюстрации,
фотографии, письма о
своих
родственниках
принимавших участие
ВОВ,
а
так
же
вырезки из газет о
героях
костромичах
для пополнения мини
–
музея
воинской
славы.
Рекомендовать
подобрать
речевой
материал
(стихи,
рассказы
о
героях
ВОВ)
Предложить
поучаствовать
в
целевых прогулках по
празднично
украшенным улицам,
Речевое
Тема: «Герои костромичи ВОВ»
Задачи:
совершенствовать
умение
детей составлять повествовательный
рассказ
на
заданную
тему.
Активизировать в речи детей слова:
подвиг, герой, мемориал, монумент,
медаль. орден. Воспитывать чувство
патриотизма.
Тема: «День Победы»
Программные задачи:
-дать детям представление о празднике
«День
Победы»,
почему
он
празднуется всем российским народом
9 мая;
продолжать учить словообразованию
синонимов,
родственных
слов;
закреплять
навыки
составления
предложений с предлогами;
формировать навыки звуко-слогового
анализа слов;
развивать мелкую и общую моторику;
внимание;
связную
воспитывать
уважение к ветеранам, их подвигу во
время Великой отечественной войны;
Игра на внимание - «Салют! УРА!»
Спортивный праздник «Мы ребята, бравые
солдаты»
Речевое упражнение «Вертолёт»
Игры
на
развитие
мелкой
моторики
«Капитан», «Солдатики»
Беседа: «Что такое героизм», «Мы помним
своих героев», «Памятные места нашего
города».
Создание макета «Военный полигон»
Задачи:
развивать
тонкую
моторику
пальцев рук, воображение и творчество при
изготовлении военной техники и лепки по
воображению.
Рассматривание
коллекций
орденов
и
медалей
Прослушивание музыкальных произведений
«Живая память» муз. Б. Фиготин слов.
Окуджавы. «Гимн России» муз.
А. Александрова сл. Михалкова.. «Нам
нужна одна победа» сл. Б.Окуджавы.
Текст песни-игры «Наша армия сильна»
в возложении цветов к
памятнику
павшим
воинам и монументу
Славы.
Создание
макета
мемориала
«Вечный
огонь»
Принять
участие
в
выставке
детских
рисунков
«Война
и
Мир»
Рекомендовать
принять
участие
в
создании
альбомов:
«Города
герои»,
«Ордена и медали».
Предложить
родителям
вместе
с
детьми
составить
генеалогическое
древо
семьи,
составить
рассказ
о
своих родственниках,
участниках
ВОВ
и
тружениках тыла.
Рекомендовать
муз. Филиппенко
Слушание музыки на тему «Война и мир».
Музыкальный досуг «День Победы».
Способствовать формированию чувства
гордости за свой народ, его боевые заслуги;
Закрепить представление о празднике Дня
Победы;
Воспитывать уважение к защитникам
Отечества, памяти павших бойцов,
ветеранам ВОВ.
Рисование: Тема: «Салют над городом в
честь праздника Победы». Задачи:
составлять композицию рисунка, располагая
внизу дома или кремлёвскую башню, а
сверху салют.
Аппликация Тема: «Солдат»
Задачи:
закрепить
умение
детей
вырезать
по
контуру. Учить составлять композицию из
отдельных
деталей,
используя
разные
материалы.
Развивать
эстетическое
восприятие, чувство композиции.
организовать поездку
в г. Макарьев музей
Ю.Смирнова.
Художес
твенно –
эстетичес
кое
Рисование «Вечный огонь».
Цель:
Воспитывать
уважение
к
защитникам нашей Родины, ветеранам
Великой Отечественной Войны. Учить
воспринимать рисунки, анализировать
их. Побуждать детей самостоятельно
изображать
в
рисунке
свои
впечатления,
используя
полученные
ранее знания и умения. Закреплять
приемы
рисования
красками
всей
кистью
и
её
кончиком.
Вызывать
положительное
эмоциональное
отношение
к
своим
рисункам
и
рисункам сверстников.
Предполагаемый результат
1. Дети познакомились с историей Великой Отечественной войны, ее месте в
истории России через различные виды познавательно – творческой
деятельности
2 Повысился уровень социальной компетентности и коммуникативности
родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе,
3 Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогов и родителей
способствовали развитию у детей чувства патриотизма, уважения к
ветеранам Великой Отечественной Войны.
Используемая литература:
Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной
действительностью». Старшая группа. 2001 г. Москва.
Н. В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников.
Методическое
пособие. 2005 г. Москва.
М. Б. Зацепина «Дни воинской славы». Патриотическое воспитание
дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. 2008 г. Москва.
Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России». Гражданско-
патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. 2007 г. Москва.
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду»,
Москва, «Просвещение», 1991 г.
Л. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках отечества», 2005 г,
Москва.
Л. В. Куцакова «»Конструирование и художественный труд в детском
саду», 2006 г. Москва.
И. Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет».
2006 г. Москва.
Интернет ресурсы