Автор: Онкина Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЯНАО "Детский дом "Сияние Севера"
Населённый пункт: п. Кировский, Тюменская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "3D - моделирование"
Раздел: дополнительное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКЕОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ ДОМ «СИЯНИЕ
СЕВЕРА»
Рабочая программа
«3D - моделирование»
в государственном казенном учреждении Ямало-Ненецкого
автономного округа
«Детский дом «Сияние Севера»
на 2020-2021 учебный год
(для подросткового и старшего школьного возраста)
Программу составила:
Онкина М.В., старший
воспитатель, воспитатель
первой квалификационной
категории
Данная Рабочая программа «3D
- моделирование» в государственном казенном
учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» на
2020 - 2021 учебный год (для подросткового возраста) рассмотрена на заседаниях
профессионального
объединения
воспитателей
(протокол
№...2020),
Научно-
методического совета Учреждения (протокол № от 2020)
п.Кировский, Исетский район, Тюменская область, 2020
1
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «3D - моделирование» в государственном казенном
учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние
Севера» (далее - Рабочая программа) разработана как модуль учебно-
воспитательной программы «Шаги к успеху» государственного казенного
учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа в целях обновления
содержания учебно-воспитательного процесса на основе компетентностного
подхода для
успешной социализации
воспитанника
и относится к
программам технической направленности.
Рабочая программа предназначена для воспитанников смешанной
возрастной
группы
(подросткового
возраста
(10-15
лет)
и
старшего
школьного возраста (от 15 до 18 и старше), составлена на основе программы
элективного курса «Учимся проектировать на компьютере», созданного
авторским
коллективом
М.Ю.
Монаховым,
С.Л.
Солодовым,
Г.Е.
Монаховой.
Содержание Рабочей программы способствует
формированию у
воспитанника навыков технического проектирования и моделирования с
использованием
информационных
компьютерных
технологий
для
саморазвития и профессионального самоопределения.
В
процессе
обучения
воспитанник
познакомится
с
основными
понятиями, характеристиками и принципами построения композиции при
создании графических изображений.
Цель:
формирование технического творчества и навыков трёхмерного
моделирования воспитанника детского дома для успешной социализации в
современном цифровом пространстве.
Задачи:
1) способствовать освоению
новых компьютерных программ
и
технологий 3D-печати;
2)
развивать
интерес
к
техническому
изобретательству,
конструированию, программированию, цифровым технологиям;
3)
способствовать
формированию
коммуникаций,
креативности,
кооперации развитию критического мышления.
2. Планируемые результаты
2.1.
Реализация Рабочей
программы
даёт возможность
достичь
следующих
а)
личностных
результатов:
формирование
ответственного
отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие
творческой инициативы;
б) метапредметных результатов:
умение работать в группе и
индивидуально; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений
и
осуществления
осознанного
выбора
в
познавательной
2
деятельности;
умение
планировать
свои
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.2 Предметные результаты освоения Рабочей программы приводятся
в блоках «воспитанник научится» и «воспитанник получит возможность
научиться»:
а)
«воспитанник
научится»:
использовать
терминологию
моделирования; пользоваться редактором трёхмерной графики;
б) «воспитанник получит возможность научиться»:
создавать
трёхмерную модель реального объекта; публично представлять творческий
проект; использовать полученные знания в практической деятельности.
3. Содержание Рабочей программы
Рабочая программа составлена из расчета 34 часа в год. Объем
теоритических занятий составляет 7 часов (21%), в том числе занятий по
входному и итоговому контролю. Объем практических занятий - 27 часов
(79%).
Методы
организации
деятельности
воспитанника:
словесные,
наглядные, проектный, групповая и индивидуальная практическая работа.
Содержание Рабочей программы структурированно в виде шести
тематических разделов: 3D моделирование, 2D-модели в КОМПАС-3D, 3D-
модели в КОМПАС-3D, 3D-принтер Leapfrog, программы Leapfrog Creatr и
Repetier-Host, CorelDRAW, Печать 3D моделей.
Раздел 1. 3D моделирование (1 час)
Инструктаж по технике безопасности. 3D
технологии. Понятие 3D
модели и виртуальной реальности. Области применения и назначение.
Примеры.
Раздел 2. 2D - модели в КОМПАС - 3D (6 часов)
Пользовательский интерфейс. Виды линий. Изменение параметров
(редактирование по дереву). Правила введения параметров через клавиатуру.
Нанесение размеров.
Практические
работы
№1-6:
работа
с
пользовательским
интерфейсом, применение видов линий, изменение параметров, нанесение
размеров, построение модели по эскизу, построение собственной модели по
эскизу.
Раздел 3. 3D-модели в КОМПАС-3D (15 часов)
Способы задания плоскости в КОМПАСе. Создание эскизов для
моделирования 3D. Способы построения группы тел. Элементы дизайна.
Практические работы №7-18:
задание плоскости
в КОМПАСе,
разработка эскизов для моделирования, операция выдавливания, выполнение
операции скругления, создание сферы и шара, построение уклона части
детали, практическое вычитание компоненты, работа по алгоритму,
создание куба призмы, создание пирамиды, создание сферы и шара, создание
усеченных многогранников, установка тел друг на друга.
Раздел 4. 3D-принтер Leapfrog (1 час)
Основные элементы принтера. Техническое обслуживание.
3
Раздел 5. Программы Leapfrog Creatr и Repetier-Host,
CorelDRAW (2 часа)
Знакомство с интерфейсом. Калибровка деталей на рабочем столе.
Редактирование
кода
слайсера.
Ручное
и
автоматическое
управление
принтером.
Раздел 6. Печать 3D моделей (9 часов)
Технологии 3D печати моделей, экструзия.
Практические работы№19-27: апробировать технологию 3D печати
модели, практика 3D печати модели, выполнение творческих заданий и
мини-проектов по созданию 3D
моделей в изученных редакторах и
конструкторах, разработка и публичное представление индивидуального
проекта.
4. Календарно-тематическое планирование
(подростковый возраст)
№
заня
тия
Дата
проведен
ия
Тема занятия
(форма
проведения)
Характеристика основных видов
деятельности воспитанника,
компетентностное развитие
Раздел 1. Введение. 3D моделирование (1 час)
1
Сентябрь,
2020
Вводное занятие.
Понятие 3D
модели и
виртуальной
реальности.
Инструктаж по
технике
безопасности 3D
технологии.
Определить
основные
понятия,
характеристики
и
принципы
3D
моделирования. Знать и соблюдать
технику безопасности при работе с
компьютером и 3D техникой.
КР:
формирование
познавательной
активности,
мотивации
к
саморазвитию
Раздел 2. 2D модели в КОМПАС-3D (6 часов)
2
Сентябрь,
2020
Пользовательский
интерфейс.
Познакомиться с программной
средой «КОМПАС-3D», пояснять
определение - 2D модель.
ПР №1. Работа с пользовательским
интерфейсом.
КР: формирование навыков
воспринимать и анализировать новую
информацию, развитие
познавательной инициативы.
3
Сентябрь,
2020
Виды линий.
Характеризовать возможности
программной среды, знать виды
линий, уметь их применять для
построения моделей.
ПР №2. Применение видов линий.
КР: развитие умений выполнять
4
техническое задание по инструкции.
4
Сентябрь,
2020
Изменение
параметров.
Изучать возможности программной
среды. Учиться изменять параметры.
Знать правила введения параметров
через клавиатуру.
ПР №3. Изменение параметров.
КР: формирование умения
планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации.
5
Октябрь,
2020
Нанесение
размеров.
Изучать возможности программной
среды. Использовать терминологию
моделирования. Учиться наносить
размеры.
ПР №4. Нанесение размеров.
КР: формирование умения
анализировать новую информацию,
развитие познавательной
инициативы.
6
Октябрь,
2020
Построение
моделей по
эскизам.
Формировать умения выполнять
геометрические построения и
чертежи, учить строить 2D модели в
КОМПАСе.
ПР №5. Построение модели по
эскизу.
КР: формирование способности к
применению полученных знаний,
развитие умений работать в группе,
развитие творческой инициативы
7
Октябрь,
2020
Построение
собственных
моделей по
эскизам.
Закреплять умение выполнять
чертежи в программной среде
КОМПАС- 3D.
ПР №6. Построение собственной
модели по эскизу.
КР: формирование способности к
применению полученных знаний,
ответственности за выполненную
работу, развитие познавательной и
творческой инициативы.
Раздел 3. 3D-модели в КОМПАС-3D (15 часов)
8
Октябрь,
2020
Способы задания
плоскости в
КОМПАСе.
Изучать возможности программной
среды. Знать способы задания
плоскости в КОМПАСе.
ПР №7. Задание плоскости в
5
КОМПАСе.
КР: формирование навыков анализа,
развитие познавательной
инициативы, техническим
изобретениям.
9
Ноябрь,
2020
Создание эскизов
для
моделирования
3D.
Изучать возможности программой
среды. Создавать эскизы для
моделирования, работать по
инструкции.
ПР №8. Разработка эскизов для
моделирования.
КР: формирование умений
планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации .
10
Ноябрь,
2020
Операция
выдавливания.
Осваивать приемы создания
элементов моделей, специальные
возможности проектирования.
ПР №9. Выполнение операции
выдавливания.
КР: развитие познавательной и
творческой инициативы, способности
к применению полученных знаний,
умения работать в группе..
11
Ноябрь,
2020
Операция
скругления.
Изучать возможности программной
среды. Знать последовательность
операции, учиться практически
выполнять задание.
ПР №10.Выполнение операции
скругления, создание сферы и шара,
КР: формирование навыков
самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления
осознанного выбора в познавательной
деятельности.
12
Ноябрь,
2020
Построение
уклона части
детали.
Изучать возможности программной
среды, учиться строить уклон части
детали.
ПР №11. Построение уклона части
детали.
КР: развитие умения планировать
свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации
6
13
Декабрь,
2020
Функция
оболочка.
Изучать возможности программной
среды. Знать функцию оболочки,
уметь применять в практической
работе.
КР: развитие умения слушать,
воспринимать и анализировать новую
информацию, развитие
познавательной инициативы.
14
Декабрь,
2020
Операция булева.
Изучать возможности программной
среды. Знать и понимать, что такое
операция булева.
КР: развитие умения слушать,
воспринимать и анализировать новую
информацию, развитие
познавательной инициативы.
15
Декабрь,
2020
Вычитание
компонентов.
Изучать возможности программой
среды. Учиться вычитать
компоненты.
ПР №12. Практически вычитать
компоненты.
КР: формирование навыка работы по
инструкции, умений работать в паре.
16
Декабрь,
2020
Алгоритм
создания 3D
моделей.
Изучать возможности программной
среды. Учиться выполнять алгоритм
создания 3D моделей.
ПР №13. Работа по алгоритму.
КР: формирование навыка работы по
алгоритму, развитие умений работать
в группе.
17
Январь,
2021
Создание куба
призмы.
Осваивать приемы создания
элементов моделей, специальные
возможности проектирования.
ПР №14. Создание куба призмы.
КР: развитие познавательной и
творческой инициативы, способности
к применению полученных знаний,
умение работать в группе .
18
Январь,
2021
Создание
пирамиды.
Осваивать приемы создания
элементов моделей, специальные
возможности проектирования.
ПР №15. Создание пирамиды.
КР: развитие познавательной и
творческой инициативы, умения
планировать свои действия в
7
соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации
19
Январь,
2021
Создание сферы и
шара.
Осваивать приемы создания
элементов моделей, специальные
возможности проектирования.
ПР №16. Создание сферы и шара.
КР: формирование умения
планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации.
20
Январь,
2021
Создание
усеченных
многогранников.
Осваивать приемы создания
элементов моделей, специальные
возможности проектирования.
ПР №17. Создание усеченных
многогранников.
КР: развитие познавательной и
творческой инициативы, способности
к применению полученных знаний.
21
Февраль,
2021
Способы
построения
группы тел.
Изучать возможности программой
среды.
КР: умение слушать, воспринимать и
анализировать новую информацию,
развитие познавательной
инициативы.
22
Февраль,
2021
Установка тел
друг на друга.
Осваивать приемы создания
элементов моделей, специальные
возможности проектирования.
ПР №18. Установка тел друг на
друга.
КР: развитие познавательной и
творческой инициативы, способности
к применению полученных знаний,
умения работать в группе .
Раздел 4. 3D-принтер Leapfrog (1 час)
23
Февраль,
2021
Основные
элементы
принтера.
Техническое
обслуживание.
Знакомить с техникой для создания
3D моделей, ее техническими
особенностями. Учить обслуживать
принтер, готовить к печати. Техника
безопасности при работе на принтере.
КР: развитие познавательной
инициативы, технических
способностей.
Раздел 5. Освоение программ Leapfrog Creatr и Repetier-Host (2 часа)
24
Февраль,
Знакомство с
Учиться рассказывать о программах
8
2021
интерфейсом.
Калибровка на
рабочем столе.
и их назначении; знакомиться с
основными функциями программ;
учиться правильно располагать
деталь на рабочем столе.
КР: развитие умения слушать,
воспринимать и анализировать новую
информацию, развитие
познавательной инициативы.
25
Март,
2021
Редактирование
кода слайсера.
Ручное и
автоматическое
управление
принтером.
Осваивать теоретические знания о
программном и техническом
обеспечении 3D моделирования.
КР: развитие умения слушать,
воспринимать и анализировать новую
информацию.
Раздел 6. Печать 3D моделей (9 часов)
26
Март,
2021
Технологии 3D
печати.
Учить использовать полученные
знания в практическом применении,
использовать терминологию
моделирования, пользоваться
редактором трёхмерной графики.
ПР №19. Апробировать технологию
3D печати.
КР: развитие творческих
способностей, в создании
трёхмерной модели реального
объекта.
27
Март,
2021
3D печать.
Применить полученные знания на
практике, использовать
терминологию моделирования,
пользоваться редактором трёхмерной
графики.
ПР№20. Практика 3D печати.
КР: формирование умения и навыков
самостоятельно планировать
творческую работу, нести
ответственность за выполненную
работу.
28
Март,
2021
3D печать.
Применить полученные знания на
практике, использовать
терминологию моделирования,
пользоваться редактором трёхмерной
графики.
ПР№21. Практика 3D печати.
КР: формирование умения и навыков
9
самостоятельно планировать
творческую работу, нести
29-30
Апрель,
2021
Выполнение
творческих
заданий и мини-
проектов по
созданию 3D
моделей в
изученных
редакторах и
конструкторах.
Учиться использовать полученные
знания в практическом применении.
ПР№22-23. Проектирование идеи и
алгоритма реализации разработки
модели.
КР: развитие творческих
способностей, творческой
инициативы, способности к
применению полученных знаний.
31-32
Апрель,
2021
Работа над
проектом.
Применить полученные знания на
практике. Самостоятельно
проектировать, анализировать
полученный результат, учиться
аргументировать оценку
выполненной работы
ПР№24-25. Проектирование и
моделирование.
КР: формирование умения и навыков
самостоятельного умственного труда,
развитие сообразительности и
внимательности, ответственности за
выполненную работу.
33-34
Май, 2021
Публичная
защита проекта.
.
Учиться публично представлять
проект.
ПР№26-27. Публичная защита
проекта
КР: формирование умений публично
представлять творческий проект,
развитие умений задавать и отвечать
на вопросы.
5. Оценка результатов реализации Рабочей программы
Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в
ходе
мониторинга
результатов
реализации
учебно-воспитательной
программы «Шаги к успеху» по двум направлениям: личностные и
метапредметные результаты, которые проводятся два раза в год (октябрь,
май). Педагог самостоятельно осуществляет текущий, промежуточный и
итоговый контроль реализации программы в рамках бально-накопительной
системы.
6. Научно-методический комплекс
10
1.
Баранова И.В., «КОМПАС-3D
для школьников» Учебник – ДМК
Пресс, 2009. – 272 с.
2.
Керлоу, Айзек Виктор «Искусство 3D-анимации и спецэффектов» /
Айзек В. Керлоу: (Пер, с англ. Е.В. Смолиной). М.: ООО «Вершина», 2004.
180 c.
3.
«Компьютерная графика: Полигональные модели.» А.В. Боресков, Е.В.
Шикин, издательство Диалог-МИФИ, 2005 г. - 464 с.
4.
Монахов М.Ю., «Учимся проектировать на компьютере.» Элективный
курс: Практикум / М.Ю. Монахов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахова. — М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 172 с.: ил.
5.
Александр Петелин. «SketchUp - просто 3D!» Учебник-справочник
Google SketchUp v. 8.0 Pro (в 2-х книгах), 2012. — 192 с.: ил.
6.
Тозик В., Ушакова О. «Самоучитель SketchUp.» – БХВ-Петербург,
2013.
11