Автор: Лопаева Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №11
Населённый пункт: г.Североморск, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие творческого воображения воспитанников ДОО средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой".
Раздел: дошкольное образование
«Развитие творческого воображения
воспитанников ДОО средствами ТРИЗ в
процессе работы со сказкой».
Лопаева Наталья Геннадьевна
Воспитатель
МБДОУ д/с № 11, г. Североморск
Тема «Развитие творческого воображения
воспитанников ДОО
средствами
ТРИЗ
в
процессе
работы
со
сказкой».
Актуальность:
Творчество – самый эффективный способ активного
развития
личности
и
развития
человечества
в
современном
быстро
меняющемся мире. В настоящее время практически все педагоги и психологи
пытаются направить свою работу на активизацию творческих процессов
ребенка. Они признают необходимость более полного их изучения и создания
системы работы по их активизации. И это не случайно, поскольку
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования направлен, помимо прочих, и на решение следующей задачи:
«создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие
способностей и творческого потенциала
каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром».
«Создание
творческой
личности,
-
писал
Л. С. Выготский,
-
устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением,
воплощающимся
в
настоящем»
Ни для кого не секрет, что там, где есть дети-дошкольники, там есть и сказки.
И дети их очень любят. Своим содержанием сказка развивает творческий
потенциал детей, креативность. Сказка открывает простор для детского
творчества, она развивает речь детей, воображение, память, учит детей
коммуникации,
выражению
и
пониманию
эмоций
другого
человека.
Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира – он
оживает для ребенка в новых образах, ассоциациях, интегрируя частное,
индивидуальное.
На мой взгляд, можно выстроить систему работы с детьми дошкольного
возраста по активизации воображения, посредством применения методов
технологии
ТРИЗ.
ТРИЗ
учит
детей
нестандартно
мыслить,
дает
возможность
проявить свою индивидуальность,
развивает такие нравственные
качества, как умение радоваться успехам других,
желание помочь,
стремление найти выход из затруднительного положения, придает
занятиям развивающий характер, помогает поддержать у детей интерес
к
познавательной
деятельности,
активизируют
их
творческий
потенциал. Этот метод заключается в том, что привычные объекты
начинают
обладать
необычными
свойствами.
Целью этой работы является
подборка игр, творческих заданий,
проблемных ситуаций, разработка игр с помощью ИКТ, направленных на
формирование
умений
видеть,
понимать
и
решать
противоречия
Результатом
решения
противоречия
является
изобретение.
Для
достижения
цели, были поставлены следующие задачи:
• учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе,
проводить аналогии;
•учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных
признаков в различных объектах;
• развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью
взрослого формулировать противоречие на полуактивном этапе и решать его;
побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.
• учить детей слушать друг друга;
• продолжать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь,
развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные в
арианты ответов на поставленный вопрос.
Роль педагога, работающего по ТРИЗ, состоит в том, чтобы наряду с
традиционными
методами
и
приёмами
работы
со
сказкой
(чтение,
рассказывание,
пересказ,
просмотр
спектаклей,
мультфильмов
и
кинофильмов) активно использовать сказочный материал нетрадиционно,
инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать
содержание сказок, отражать его в разных видах деятельности, создавать
предпосылки
для
решения
сказочных
задач,
сочинения
ребёнком
оригинальных
концовок
хорошо
знакомых
сказок,
для
сочинения
собственной
сказки,
развивая
при
этом
познавательную
активность,
формируя креативность как качество личности дошкольника. Для решения
данных
задач
можно
использовать
дидактические
игры,
проблемные
ситуации, ситуационные задачи, представленные ниже.
Название
Цель
Пример
«Из сказки задачку»
На
основе
знакомых
сказок
составлять
интересные
задачки,
научить
детей
преобразовательному
ремеслу, делая это не
столько
путем
объяснения, сколько с
помощью образца.
Сказка «Волк и семеро
козлят»
Задачка. Если бы один
козленок
побежал
за
мамой, двое других за
ним, а еще двое ушли
без
разрешения
купаться,
то
сколько
козлят нашел бы волк в
избушке?
«Сказка продолжается»
Путем изменения конца
сказки
направить
внимание
ребенка
в
нужное педагогическое
русло;
развивать
воображение
ребенка,
ломая
установившиеся
стереотипы.
Репку вытащили, а как
ее
делили?
Кто
им
мешал при этом? Кто
больше всего трудился
для этого?
«Старая сказка, но по-
новому»
Развивать
умение
наделять главных героев
противоположными
качествами;
умение
менять
содержание
сказок,
сложившихся
стереотипов,
т.е.
переделки
сказки
наизнанку или шиворот
навыворот.
Старая
сказка
«Крошечка-
Хаврошечка».
Сказка
по-новому «Хаврошечка
злая и ленивая».
Старая сказка «Красная
Шапочка». Сказка по-
новому «Злая Красная
Шапочка
и
добрый
волк».
«Решение противоречий
в сказке»
Научить
видеть,
понимать
и
решать
противоречия,
научить
детей
думать
и
придумывать,
т.е.
оригинально творить.
Сказка «Гуси-лебеди»
Проблемный вопрос. А
если бы ни печка, ни
яблонька
не
стали
помогать девочке, что
бы ей пришлось делать,
чтобы спастись самой и
спасти братца?
Игра «Маша и медведь»
Учить
разрешать
проблемные
ситуации,
анализировать условия,
т.е. понять, что мешает
достижения
цели,
и
найти
способ
ее
достижения,
преобразовав
свой
прошлый
опыт
или
открыв для себя нечто
новое.
Проблемная ситуация.
Маша
дружила
с
медведем
и
часто
ходила к нему в гости. В
очередной
раз,
собираясь,
навести
своего
друга,
Маша
напекла
пирожков
и
положила их в узелок.
Она долго шла через
густой
лес,
случайно
зацепилась узелком за
куст,
он
порвался,
и
пирожки
рассыпались.
Как Маше донести их до
места,
где
живет
медведь?
Игра
«Корзинки
для
козлят»
Учить
разрешать
проблемные
ситуации,
анализировать условия,
т.е. понять, что мешает
достижения
цели,
и
найти
способ
ее
достижения,
преобразовав
свой
Проблемная ситуация.
Жили-были
коза
с
козлятами. Каждый день
коза ходила в лес и
приносила
оттуда
корзинку
травы.
Корзина была большой
и удобной, но старой. И
прошлый
опыт
или
открыв для себя нечто
новое.
в
конце
концов
она
продырявилась, и трава
высыпалась
Коза
попросила
козлят
сплести
ей
новую
корзину.
Козлята
дружно
принялись
за
дело, но вскоре начали
ссориться:
не
смогли
разделись между собой
обязанности.
И
тогда
они
решили,
что
каждый сплетет корзину
сам. И вот вскоре коза
получила семь корзин.
Коза не знала, что с
ними делать. Помогите
ей.
Проблемные ситуации, игры подбирала таким образом, чтобы они
были
понятны
и
знакомы
детям.
В самом начале работы по решению творческих заданий возникла
необходимость проведения предварительной работы, «введения детей в
проблему» с целью выявления, закрепления и обогащения имеющихся у
детей представлений о той или иной ситуации. От этого в большой степени
зависит «успешность» решения проблемы. В предварительную работу мы
включали чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения,
беседы с детьми, экспериментирование, рисование, лепку, конструирование,
подвижные игры и т.д. Сказочные ситуации я брала из знакомых детям
сказок.
Особенности проведения:
1 этап: Проблема должна быть четко сформулирована.
2 этап: Генерация идей:
-Принимается каждая идея.
-Полный запрет на критику.
3 этап: Анализ каждой идеи идет по оценке: что-то в этом предложении
хорошо, но что-то плохо.
Из всех решений выбирается оптимальное,
позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями.
Одним из интересных, на мой взгляд методов ТРИЗ являются игры
перевоплощения.
В
основе
лежит
принцип
отожествления
себя
с
рассматриваемым объектом, главный смысл - войти в роль кого-либо или
чего-либо.
В игре «Теремок» я использовала ИКТ.
Задачи:
- пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние
животных;
- развивать умение передавать эмоциональное состояние в
имитационно – образных играх;
- учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия.
Проблемная ситуация: Как сохранить теремок, чтобы всем вместе в нем
жить?
- Ребята, посмотрите на картинку. Из какой сказки эта картинка? (Теремок)
- Что изображено на картинке, что происходит?
- Кого вам жалко в этой сказке? Почему?
- Как вы думаете, что чувствовали животные, когда их теремок сломался?
А что чувствовал медведь? Почему?
- Что мы можем предложить медведю, чтобы он не залезал на теремок?
Дети предлагают свои варианты, эти варианта обыгрываются. Дальше идет
выбор
самого
лучшего
ответа.
Для решения следующей проблемной ситуации я использовала
прием «уменьшение-увеличение», суть заключается в уменьшении или
увеличении выбранного объекта или его части. Результаты этих действий
будут совершенно различны. Увеличивать или уменьшать можно абсолютно
все: размеры, вес, расстояния, скорость, громкость, богатство и др.
Сказка
«Снегурочка».
Проблемная
ситуация:
«Как
помочь
Снегурочке перепрыгнуть через костер, но чтобы при этом она не
растаяла?».
Дети предлагают свои варианты по усилению или уменьшению
каких-либо характеристик объектов.
Воображение, как и любой другой дар природы, следует лелеять и
развивать. Только тогда оно даст достойные результаты.
Список литературы:
Богат, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). /В.
Богат // Дошкольное воспитание. - 2014, №1. С. 17-19.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. —
М.: Просвещение, 2011. — 94с.
Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей. /Т. O.
Ендовицкая.// Дошкольное воспитание. - 2015 №12. с. 73-75.