Напоминание

Вежливость. Вежливые манеры


Автор: Нанар Валерьевна Мкртычян
Должность: мбоу сош №27
Учебное заведение: МБОУ СОШ №27
Населённый пункт: г.о. Химки Московская область
Наименование материала: методическая разработка по ОРКСЭ
Тема: Вежливость. Вежливые манеры
Раздел: начальное образование





Назад




Приложение № 5

к Положению о проведении муниципального конкурса

методических разработок

в области духовно-нравственного воспитания

детей и молодежи

«За нравственный подвиг учителя»

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная

школа №27» г.о. Химки Московской области

Номинация

«Лучшая методическая разработка по предметам: Основы религиозных

культур и светской этики» (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной

культуры народов России (ОДНКНР), Основы православной веры (для

образовательных организаций с религиозным (православным)

компонентом).

__________________________________________________________________

Название конкурсной работы

Разработка урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе на тему: «Вежливость. Вежливые манеры»

Рекомендуемый возраст детей: 11 лет

Мкртычян Нанар Валерьевна, учитель первой квалификационной категории

Ф.И.О., должность автора (авторов)

Г. Химки, 2020г.

Урок ОРКСЭ "Светская этика". 4-й класс

Вежливость — первая и самая приятная добродетель.

Джон Локк

Вежливость

это

искусственно

созданное

хорошее

настроение.

Джефферсон Т.

Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как

вежливость.

Сервантес

Тема: «Вежливость. Вежливые слова».

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями;

приучать учащихся использовать вежливые слова в разных жизненных

ситуациях;

формировать у детей нравственное представление вежливости;

Планируемые результаты:

Предметные:

воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к

окружающим;

воспитание потребности неформального соблюдения правил вежливости

и этикета.

Метапредметные:

регулятивные:

самостоятельно формулировать задание: определять его цель;

планировать алгоритм его выполнения;

корректировать работу по ходу его выполнения;

самостоятельно оценивать;

умение работать с таблицами.

познавательные:

ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут

сформированы на основе изучения данного раздела;

определять круг своего незнания;

планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

коммуникативные:

участвовать в диалоге;

слушать и понимать других;

высказывать свою точку зрения на события, поступки;

соблюдать правила вежливости и этикета.

Личностные:

ценить и принимать следующие базовые ценности: «вежливость»,

«терпение», «понимать позицию другого»;

осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных

ситуациях;

соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома.

Основные понятия: вежливость, тактичность, скромность, грубость,

уважение.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный

рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа

с источниками информации, работа с таблицами, ролевые игры.

Ресурсы урока: учебник А. И. Шемшурина «Основы светской этики»;

аудиозапись стихотворения С. Я. Маршака «Ежели Вы вежливы»; таблицы для

заполнения; плакаты пословицами, высказываниями о вежливости,

презентация.

Ход урока

1.

Организационный момент.

2.

Актуализация знаний.

А) Прослушивание стихотворения С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы…»

Б) Беседа по содержанию стихотворения.

3.

Самоопределение к деятельности.

-Сформулируйте тему урока (Вежливость.Вежливые слова)

4.

Работа по теме урока.

1.

Беседа с детьми, направленная на выявление понимания, что такое

«вежливость».

2.

Чтение учебного материала.

3.

Сопоставление мнения детей и материала учебника:

- Верны ли были ваши предположения?

- О чём вы не сказали? Найдите в учебнике и зачитайте.

- Какие пословицы о вежливости вы знаете?

«С поклону голова не заболит»

«Поклоном поясницы не переломишь»

«Вежливость ничего не стоит, но много приносит»

«Доброе слово дороже богатства»

«Жизнь дана на добрые дела»

4.

Заполнение таблицы «В чём проявляется вежливость». У каждого

ученика распечатанная на листе таблица

В чём может проявляться вежливость?

В

поведении

В общении

В словах

В тоне

голоса

В

выражении

лица

Примеры

По окончанию работы с таблицей:

В чём может проявляться вежливость?

В

поведении

В общении

В словах

В тоне

голоса

В выражении

лица

Примеры

1.

Усту

пить

место

в

автоб

усе

2.

Помо

чь

откр

ыть

дверь

.

3.

Не

шуме

ть

обще

ствен

ных

места

х

1.

Здоров

аться

при

встрече

.

2.

Извиня

ться к

месту.

3.

Проща

ться:

«До

свидан

ия»

1.

Гово

рить

«спас

ибо»,

«пож

алуйс

та»

2.

Будьт

е

добр

ы

1.

Гово

рить

тихи

м,

споко

йным

голос

ом.

2.

Не

повы

шать

тон.

3.

Не

груби

ть

1.

Смотре

ть

доброж

елатель

но.

2.

Улыба

ться

3.

Не

смотре

ть «из-

под

лба»

5.Закрепление.

Разбор ситуаций из жизни и разыгрывание сценок.

Ситуация №1 (слайд) – Вы нечаянно толкнули на перемене товарища.

Как вежливо выйти из данной ситуации?

Ситуация №2 (слайд) – В автобус вошла бабушка. Все места заняты, вы

тоже сидите. Какой вежливый поступок вы должны совершить?

Ситуация №3 (слайд) – Вы и женщина с соседней квартире встретились у

входа в подъезд. Какой вежливый поступок вы должны совершить?

Ситуация №4 (слайд) – Вы встретили свою маму с двумя пакетами,

полными продуктов. Какой вежливый поступок вы совершите?

Ситуация №5 (слайд) - Кто-то вам сделал доброе дело, его вы хотите

отблагодарить. Какое слово скажите?

5.

Домашнее задание (мини-проект). Сроком на 1 неделю.

1.

Понаблюдать за людьми в обществе, какие они совершают

вежливые/невежливые поступки/слова. Заполнить таблицу.

2.

Какие вы совершили вежливые поступки (сказали вежливые слова).

Заполнить таблицу.

Выдаю детям таблицы на листах.

Вежливые поступки людей

Невежливые поступки людей

Дата

Мой вежливый поступок

6. Рефлексия

- Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И в Слаутном и в Палане

На прощанье говорят (до свидания!)

7. Подведение итогов урока

- Ответы на вопросы и задания (учебник с. 38)



В раздел образования