Автор: Нанар Валерьевна Мкртычян
Должность: мбоу сош №27
Учебное заведение: МБОУ СОШ №27
Населённый пункт: г.о. Химки Московская область
Наименование материала: Презентация к уроку чтения в 1 классе
Тема: Метод мозгового штурма на уроке литературного чтения. М. М. Пришвин "Глоток молока"
Раздел: начальное образование
Образовательный проект на тему:
«Использование метода «Шесть
шляп мышления» на уроке чтения
в 1 классе(М.М. Пришвин. Глоток
молока)»
Автор: Мкртычян Нанар Валерьевна, учитель
начальных классов, МБОУ СОШ №27
Цели и задачи образовательного
проекта:
O
Научить детей более эффективно управлять
своим мышлением;
O
Учить систематизировать ответы учеников;
O
Формировать навыки универсальной учебной
деятельности, научить учить себя;
O
Прививать интерес к обучению;
O
Повысить вовлечённость и активность учеников
на уроке;
O
Максимальное усвоение учебного
материала(содержания и идеи произведния
произведения)
Инновационность, суть метода:
Э. Боно(доктор медицины, психолог)
разделяет мышление на 6 различных
режимов, обозначенных шляпами разного
цвета. «Надевание» шляпы фокусирует
мышление, «смена» шляпы изменяет его
направление.
Когда разные части мыслительного
процесса чётко определены, мышление
может стать более сосредоточенным и
продуктивным.
Обозначение шляп
Красный цвет
символизирует гнев,
внутреннее напряжение.
Сначала вводится
«красная» шляпа для
эмоционального
всплеска, для
обсуждения на уровне
«Вам понравилось?»
Желтый цвет
солнечный,
жизнеутверждающий.
Человек в желтой шляпе
полон оптимизма, он
ищет преимущества.
Какие положительные
поступки совершил
герой?
Обозначение шляп
Черный цвет мрачный,
зловещий, словом –
недобрый. надевая
черную шляпу
называем только
отрицательные черты
героев, минусы в
поведении различных
сказочных персонажей,
событий и т.д.
Белый цвет - символ
чистоты, как белый
лист бумаги. А значит
никаких эмоций,
никаких оценок, а
только факты,
информация, даты,
цифры.
Обозначение шляп
Зеленый цвет – это
цвет свежей листвы,
изобилия,
плодородия.
Зеленая шляпа
символизирует
творческое начало и
расцвет новых идей.
Синий цвет – это цвет
неба. Синяя шляпа
связана с организацией
и управлением,
контролем и оценкой
собственной
деятельности.
Чего мы достигли?
Что нужно делать
дальше?
Фрагмент урока. Этап восприятия
произведения.
После выразительного чтения
произведения учитель в игровой форме
знакомит учащихся с «волшебной»
шляпой. Показывает. Беседа о цвете
шляпы (красная) и ассоциациях этого
цвета. «Надевая» красную шляпу будем
отвечать на вопрос: «Понравилось ли
произведение?» Учитель опрашивает
детей, прикладывая шляпу к голове.
Этап усвоения произведения
Заинтриговать и показать детям ещё одну
шляпу – чёрного цвета.
Надевая эту шляпу, ищем отрицательные
моменты в рассказе. Ответы детей:
-Плохо, что Лада заболела.
-Она не лакала молоко.
-Лада лежала и грустила.
- Она могла умереть.
Этап усвоения произведения
Знакомство с жёлтой шляпой.
-Выделите положительные моменты в
рассказе.
Ответы детей:
-Хозяин погладил собаку.
-От ласки жизнь заиграла в глазах Лады.
-Она стала лакать молоко.
-У Лады прибавились силы.
Этап закрепления
Под белой шляпой подразумевается пересказ
рассказа. Попросить желающих детей пересказать.
Этап рефлексии.
Синяя шляпа. Тестовое задание. Самопроверка с эталона. Сделать
выводы: Как я усвоил данное произведение?
Задание зелёной шляпы (творческое задание) – придумать свою
концовку рассказа.
Примечание: Обозначение всех шляп с детьми обязательно надо
разобрать. Я ввожу шляпы не на одном уроке, а постепенно. Не
обязательно на одном уроке использовать все шляпы. Использовать
те или иные шляпы - в зависимости от задач урока. Учитель
творчески подходит к этому вопросу. Я периодически ими
пользуюсь. Дети с огромным удовольствием отвечают на вопросы и
задания. Урок проходит весело, насыщенно и продуктивно!