Авторы: Хачирова Зимфира Кемаловна, Каракотова Светлана Абугалиевна
Должность: доцент, доцент
Учебное заведение: КЧГУ имени У.Д.Алиева
Населённый пункт: Карачаевск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культуры современного школьника.
Раздел: высшее образование
Формирование культуры современного школьника.
Хачирова Зимфира Кемаловна,
Каракотова Светлана Абугалиевна,
к.п.н, доценты кафедры педагогики и педтехнологий
имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия
Аннотация. В статье мы предприняли попытку анализа вопроса
формирования культуры школьника, варианты трактовки понятия
«культура».
Ключевые
слова:
принцип
природосообразности,
культура,
социализация, воспитанность, воспитание, культура поведения.
В последние годы в российской педагогике все чаще звучат
обращения к
таким принципам как принцип природосообразности и
культуросообразности.
Процесс
реализации
принципа
культуросообразности требует своего освещения. Эта необходимость
возникает уже согласно самой природе человека, так как человек
рождается как существо биологическое, которое становится личностью,
усваивая
социальный
опыт
поведения,
передающийся
в
процессе
воспитания и развития личности от одного поколения к другому. Этот
принцип был выдвинут в свое время Дистервегом, который считал, место и
время, в которых человек родился и в которых ему предстояло жить,
одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем
смысле этого слова. Состояние культуры, по Дистервегу, естественное
явление, необходимое как флора и фауна[2]. В отечественной педагогике
идея культуросообразности была развита в трудах К.Д.Ушинского. Он
изучал системы воспитания XIX века и пришёл к выводу, что система
воспитания каждой страны есть выражение характера самого народа. А
поэтому воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных
началах и традициях, всегда лучше других систем. По его мнению народы и
их культура создают идеал культуры человека, которому и надо следовать в
воспитании.[5 ]
С
понятием
культуросообразности
тесно
связано
понятие
«культура»,
которое
трактуется
российской
педагогической
энциклопедией как -
исторически определенный уровень развития
общества,
выраженный
в
типах
и
формах
организации
жизнедеятельности
людей, в их взаимоотношениях, а также в
создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие
«культура» трактуется по-разному, но при всех различиях наиболее
существенными ее атрибутами признаются осознанное и уважительное
отношение к населению прошлого, способность к пониманию и
преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и
отношений. Отношения - одна из характеристик поведения. Ребенок,
чтобы
войти
в
мир
культуры,
вынужден
усвоить,
научиться
взаимодействовать с миром на данном уровне его развития и присвоить
этот
мир
в
его
культурологическом
варианте.
Для
принципа
культуросообразности
требуется
создания
такой
среды
развития
школьника,
в
которой
бы
проявилось
единство
возможностей
общероссийской и мировой цивилизаций. Социализация – «освоение
ребенком общественного поведения» предполагает, примерно один и тот
же процесс – освоения ребенком действий, способов мышления,
составляющих культуру . Каждый человек любого возраста, особенно
детского, проходит через эти процессы, поскольку без них не может
существовать как член общества. Но такое вхождение в культуру не
совершается без помощи взрослых, педагогов, поскольку именно они
профессионально оснащены умениями вводить ребенка в контекст
культуры.
Обратимся к более узкому понятию «культура поведения».
Культура поведения определяется как совокупность сформированных
социально
значимых
качеств
личности,
повседневных
поступков
человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики
эстетической культуры.[1]
Многие педагоги связывают культуру поведения с воспитанностью
детей. М.И.Шилова считает: « Воспитанность предполагает культуру
поведения, этикет и культуру общения». [6 ] Дубровина И.В. говорит о
том, что культура поведения – это образ жизни и действий, отражающий
сущность личности человека, особенности его характера и темперамента, а
также потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки, желания.[3]
Воспитанность, хорошие манеры, культура, соблюдение этикета
всегда ценились в обществе, так как они отражали богатый внутренний
мир человека. В жизни единство внутренней и внешней культуры не
всегда выдерживается. Часто порядочные, знающие люди не умеют себя
вести в обществе. И наоборот, за хорошими манерами, вкусом, внешней
привлекательностью, могут скрываться эгоизм, равнодушие к людям,
цинизм.
Деление
культуры
на
вербальную
и
невербальную
даёт
представление об умении ребёнка владеть нормами литературного языка,
т.е. точностью, ясностью, чистотой, а с другой стороны, практическими
действиями и поступками
.
Современная школа – это открытая воспитательная система с
определенными особенностями, уровнями и установками. Безусловно,
культура
поведения
школьника
отличается
определенными
особенностями. Поэтому можно утверждать, что под культурой поведения
школьников целесообразно понимать совокупность сформировавшихся у
детей общесоциальных, региональных, этнически значимых качеств
личности, повседневных их поступков и привычек поведения в школе, в
среде, в семье, основанных на нормах нравственности этической и
эстетической культуры, традициях и обычаях своего этноса. Качества –
результат и обобщенное выражение устойчивых отношений личности, ее
деятельности и поведения. Отдельные качества могут быть присущи
отдельным людям, а вот культура поведения, этикет, воспитанность –
далеко
не
каждому.
Воспитанность
близка
культуре
поведения
и
рассматривается
обычно
как
свойство
отдельной
личности,
характеризующееся
совокупностью
достаточно
сформированных,
социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему
отношений человека к обществу, к коллективу, труду, к людям, к самому
себе[7].
Усвоение школьниками общепринятых, действующих норм и
ценностей, форм деятельности и поведения расширяет возможности
формирования положительного общественного поведения школьников,
влияет на формирование общегражданских норм поведения, на развитие
толерантности.
Список литературы:
1.Большой психологический словарь \ под.ред. Б.Г.Мещерекова,
В.П.Зинченко, М.2003
2.Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в
обучении «Народное образование» №7 1998
3.Дубровина И.В. Психологическая культура личности как феномен
М.2013
4.Лихачев
Д.С.
Избранные
труды
по
русской
и
мировой
культуре.,2006.
5.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения т.2. 1954.-
с.570.
6.Шилова
М.И.
Учителю
о
воспитанности
школьников
М.:
Педагогика, 1999.
7.Хачирова З.К., Каракотова С.А. Формирование у школьников
культуры поведения // Современные проблемы науки и образования. 2014.
№ 6. С. 928.