Напоминание

Формирование культуры современного школьника.


Авторы: Хачирова Зимфира Кемаловна, Каракотова Светлана Абугалиевна
Должность: доцент, доцент
Учебное заведение: КЧГУ имени У.Д.Алиева
Населённый пункт: Карачаевск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культуры современного школьника.
Раздел: высшее образование





Назад




Формирование культуры современного школьника.

Хачирова Зимфира Кемаловна,

Каракотова Светлана Абугалиевна,

к.п.н, доценты кафедры педагогики и педтехнологий

имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия

Аннотация. В статье мы предприняли попытку анализа вопроса

формирования культуры школьника, варианты трактовки понятия

«культура».

Ключевые

слова:

принцип

природосообразности,

культура,

социализация, воспитанность, воспитание, культура поведения.

В последние годы в российской педагогике все чаще звучат

обращения к

таким принципам как принцип природосообразности и

культуросообразности.

Процесс

реализации

принципа

культуросообразности требует своего освещения. Эта необходимость

возникает уже согласно самой природе человека, так как человек

рождается как существо биологическое, которое становится личностью,

усваивая

социальный

опыт

поведения,

передающийся

в

процессе

воспитания и развития личности от одного поколения к другому. Этот

принцип был выдвинут в свое время Дистервегом, который считал, место и

время, в которых человек родился и в которых ему предстояло жить,

одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем

смысле этого слова. Состояние культуры, по Дистервегу, естественное

явление, необходимое как флора и фауна[2]. В отечественной педагогике

идея культуросообразности была развита в трудах К.Д.Ушинского. Он

изучал системы воспитания XIX века и пришёл к выводу, что система

воспитания каждой страны есть выражение характера самого народа. А

поэтому воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных

началах и традициях, всегда лучше других систем. По его мнению народы и

их культура создают идеал культуры человека, которому и надо следовать в

воспитании.[5 ]

С

понятием

культуросообразности

тесно

связано

понятие

«культура»,

которое

трактуется

российской

педагогической

энциклопедией как -

исторически определенный уровень развития

общества,

выраженный

в

типах

и

формах

организации

жизнедеятельности

людей, в их взаимоотношениях, а также в

создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие

«культура» трактуется по-разному, но при всех различиях наиболее

существенными ее атрибутами признаются осознанное и уважительное

отношение к населению прошлого, способность к пониманию и

преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и

отношений. Отношения - одна из характеристик поведения. Ребенок,

чтобы

войти

в

мир

культуры,

вынужден

усвоить,

научиться

взаимодействовать с миром на данном уровне его развития и присвоить

этот

мир

в

его

культурологическом

варианте.

Для

принципа

культуросообразности

требуется

создания

такой

среды

развития

школьника,

в

которой

бы

проявилось

единство

возможностей

общероссийской и мировой цивилизаций. Социализация – «освоение

ребенком общественного поведения» предполагает, примерно один и тот

же процесс – освоения ребенком действий, способов мышления,

составляющих культуру . Каждый человек любого возраста, особенно

детского, проходит через эти процессы, поскольку без них не может

существовать как член общества. Но такое вхождение в культуру не

совершается без помощи взрослых, педагогов, поскольку именно они

профессионально оснащены умениями вводить ребенка в контекст

культуры.

Обратимся к более узкому понятию «культура поведения».

Культура поведения определяется как совокупность сформированных

социально

значимых

качеств

личности,

повседневных

поступков

человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики

эстетической культуры.[1]

Многие педагоги связывают культуру поведения с воспитанностью

детей. М.И.Шилова считает: « Воспитанность предполагает культуру

поведения, этикет и культуру общения». [6 ] Дубровина И.В. говорит о

том, что культура поведения – это образ жизни и действий, отражающий

сущность личности человека, особенности его характера и темперамента, а

также потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки, желания.[3]

Воспитанность, хорошие манеры, культура, соблюдение этикета

всегда ценились в обществе, так как они отражали богатый внутренний

мир человека. В жизни единство внутренней и внешней культуры не

всегда выдерживается. Часто порядочные, знающие люди не умеют себя

вести в обществе. И наоборот, за хорошими манерами, вкусом, внешней

привлекательностью, могут скрываться эгоизм, равнодушие к людям,

цинизм.

Деление

культуры

на

вербальную

и

невербальную

даёт

представление об умении ребёнка владеть нормами литературного языка,

т.е. точностью, ясностью, чистотой, а с другой стороны, практическими

действиями и поступками

.

Современная школа – это открытая воспитательная система с

определенными особенностями, уровнями и установками. Безусловно,

культура

поведения

школьника

отличается

определенными

особенностями. Поэтому можно утверждать, что под культурой поведения

школьников целесообразно понимать совокупность сформировавшихся у

детей общесоциальных, региональных, этнически значимых качеств

личности, повседневных их поступков и привычек поведения в школе, в

среде, в семье, основанных на нормах нравственности этической и

эстетической культуры, традициях и обычаях своего этноса. Качества –

результат и обобщенное выражение устойчивых отношений личности, ее

деятельности и поведения. Отдельные качества могут быть присущи

отдельным людям, а вот культура поведения, этикет, воспитанность –

далеко

не

каждому.

Воспитанность

близка

культуре

поведения

и

рассматривается

обычно

как

свойство

отдельной

личности,

характеризующееся

совокупностью

достаточно

сформированных,

социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему

отношений человека к обществу, к коллективу, труду, к людям, к самому

себе[7].

Усвоение школьниками общепринятых, действующих норм и

ценностей, форм деятельности и поведения расширяет возможности

формирования положительного общественного поведения школьников,

влияет на формирование общегражданских норм поведения, на развитие

толерантности.

Список литературы:

1.Большой психологический словарь \ под.ред. Б.Г.Мещерекова,

В.П.Зинченко, М.2003

2.Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в

обучении «Народное образование» №7 1998

3.Дубровина И.В. Психологическая культура личности как феномен

М.2013

4.Лихачев

Д.С.

Избранные

труды

по

русской

и

мировой

культуре.,2006.

5.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения т.2. 1954.-

с.570.

6.Шилова

М.И.

Учителю

о

воспитанности

школьников

М.:

Педагогика, 1999.

7.Хачирова З.К., Каракотова С.А. Формирование у школьников

культуры поведения // Современные проблемы науки и образования. 2014.

№ 6. С. 928.



В раздел образования