Автор: Филиппов Иван Николаевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОБУ СОШ 26
Населённый пункт: г.Якутск Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: Исследовательская работа как дополнительное занятие по углубленному изучению некоторых тем уроков обществознания
Раздел: полное образование
Исследовательская работа, как дополнительные занятия по
углубленному изучению некоторых тем уроков обществознания
(из опыта работы).
Автор: Филиппов Иван Николаевич.
Учитель истории и обществознания,
МОБУ СОШ №26 г. Якутск, Республика Саха (Якутия).
В условиях современной информационной образовательной среды
исследовательская работа играет особую роль, так как она открывает
обучающимся
большие
возможности
познания,
нацеливает
их
на
самостоятельность. Большинство детей очень любят изучать предмет
обществознания, так как хотят узнать больше про окружающую их
социальную среду. И очень много ребят выбирают данный предмет в
качестве ОГЭ и ЕГЭ. Учитель обществознания не только учит урок, но и
выступает
организатором,
наставником,
консультантом
по
решению
проблемы, поиску необходимой информации. Основная роль отводится
ученику.
Как
организовать
проектную
деятельность
школьников?
Мы
с
ребятами занимались дополнительно по некоторым темам обществознания, в
любое удобное для них время. Я начал заниматься подготовкой детей к
проектной деятельности с самого начала своей учительской работы. По
обществознанию дети занимались исследовательской работой в рамкахтаких
тем, как «Человек – личность», «Человек познает мир», «Человек и его
деятельность», «На пути к жизненному успеху» и т.д. в 6 классе. «Человек и
природа», «Воздействие человека на природу» и т.д. в 7 классе. А в 8 классе
«Личность и общество», «Общество, как форма жизнедеятельности людей»,
«Наука в современном обществе» и т.д. За это время были разные темы
учащихся, самые результативные из них «Проект во спасение стерхов»,
«Агротуризм»,
«Государственный
деятель
Якутии
Степан
Васильев»,
«Спортивные династии» и другие, которые заняли призовые места в
различных научных конференциях. Все эти работы были проведены,
конечно, совместно с родителями и социальными учреждениями.
Прежде
всего,
отмечу,
что
начинаю
подготовку
к
проектной
деятельности обучающихся с 5 класса, где рассматриваем простые проекты, в
основном воспитательного характера, но самим детям пока не даю задания
составить проект, так как у них адаптационный период в основной школе.
Вначале узнаем что такое проект, знакомимся как составляются проекты, и с
этапами проектной деятельности. На первом этапе проекта – Проблема –
учитель ставит перед обучающимися проблему, и согласно проблеме, учит
определить цель и задачи учебного проектирования. Здесь формируются
такие умения, как целеполагание и умение осмыслить задачи, для решения
которой недостаточно имеющихся знаний. На втором этапе – Поиск
информации - с учетом выбранной цели, производится отбор необходимой
информации для выполнения проекта, и должны разработать план действий
по выполнению проекта. Здесь формируются такие умения, как умение
ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной
задачи? Также умение самостоятельно найти недостающую информацию в
информационном поле и находить несколько вариантов решения проблемы.
На третьем этапе – Проектирование – осуществляется деятельность по
выполнению проекта, и должны разработать свою модель по теме. Здесь
учимся
разрабатывать
и
планировать
собственную
деятельность
в
соответствии с целями проектного задания и умение проектировать процесс
или изделие. На четвертом этапе – Продукт - осуществляется анализ
выполнения проекта и достигнутых результатов, и должны провести анализ
своего
проекта.
Здесь
формируются
навыки
анализа
собственной
деятельности. На пятом этапе – Презентация – осуществляется подготовка
отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов, и
должны представить проект. Здесь формируются навыки монологической
речи, умение уверенно держать себя во время выступления, умение
использовать различные средства наглядности при выступлении или защите
проекта.
С 6 класса начинается проектная деятельность всех учащихся. Такую
обязательную работу для всех учащихся, я начал недавно в 7г классе, в
котором являюсь классным руководителем. На данном этапе поставил
задачей для учащихся начать проектную работу по своей внеурочной
деятельности, так как считаю, что у каждого ребенка по жизни должно быть
свое дополнительное занятие, кружок, секция, хобби. И ребята начали свои
первые шаги в исследовании, в мире проектов. Там они находили что-то
узкое по своему занятию и должны были разработать свой собственный
продукт, хоть и очень маленький, но свой. Все 35 учащихся погрузились в
работу в течение года, конечно, нам помогали родители. Старт этому
процессу на самом деле дали к окончанию 5 класса, чтобы дети с родителями
думали о теме в летние каникулы. И с началом учебного года 6 класса начали
проекты.
Сразу
после
осенних
каникул
провели
классную
научно-
практическую конференцию «Первый шаг», там все ребята выступили, в
состав комиссии по оцениванию работ пригласили опытных учителей нашей
школы по проектной деятельности. 15 наиболее подготовленных работ
изъявили желание принимать участие в нашей школьной НПК «Поиск». Все
хорошо выступили, наиболее успешные работы заняли места и прошли на
городской этап НПК «Шаг в будущее»: Кашкина Наталья «Целебные
свойства хомуса», Ершов Игорь «3D
программы по моделированию»,
Татаринов Айтал «Экологический пластилин», Свешникова Кюнней «Моя
кулинарная книга», Бахарев Рашид «Разработка робота-помощника лицам с
ОВЗ». Кашкина, Бахарев, Ершов заняли призовые места и прошли на
республиканский этап.
В 7 классе начали работу по ранней профориентации. Все ребята
разрабатывают
проекты
по
профессиям,
которые
их
интересуют
на
сегодняшний день. Дети находят главное в своей профессии, и стараются
выявить свой продукт, идею и тп. При том, все работы должны быть с
социальной адаптацией и с применением новых технологий. Начинаем
договариваться с различными предприятиями города о сотрудничестве. В
основном направление нашего класса это промышленные предприятия и
коммерческие организации. Мы очень рады, что с этого года в соответствии с
посланием Главы нашего региона, в нашей школе усиливается работа по
проектной деятельности.
Данный метод полезен тем, что при правильном применении он
способствует развитию творческих способностей и самостоятельности
школьников в обучении и осуществлению непосредственной связи между
приобретением знаний и умений и применением их в решении практических
задач,
помогает
связать
обучение
с
жизнью,
формирует
навыки
исследовательской деятельности, развивает познавательную активность,
самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Таким образом, исследовательская работа в рамках некоторых тем
обществознания
помогает
формировать
у
обучающихся
качества,
необходимые им для дальнейшей учебы, профессиональной и социальной
адаптации. И, конечно, формирует интерес, любовь к данному предмету и
более углубленное изучение тем.