Напоминание

Развитие пианистического аппарата, работа над крупной техникой


Автор: Фирсова Ирина Ивановна
Должность: преподаватель, концертмейстер дши
Учебное заведение: МКУ ДО "Студенокская ДШИ"
Населённый пункт: д.Студенок, Железногорский р-н, Курская обл.
Наименование материала: Крупная техника. Аккордовая фактура
Тема: Развитие пианистического аппарата, работа над крупной техникой
Раздел: дополнительное образование





Назад




И.И.Фирсова,

преподаватель I категории

по классу фортепиано,

концертмейстер I категории

МКУ ДО «Студенокская ДШИ»

Крупная техника. Аккордовая фактура.

"Техника есть умение делать то, что

хочется..."

Б. Асафьев.

Выработка аккордовой техники является первой задачей пианиста.

Некоторые виды фортепианной техники настолько сложны, что для их

овладения требуются многие годы специальной работы. Эта работа у

пианистов продолжается всю жизнь, начиная с первого знакомства с

инструментом. А. Бирмак подразделяет фортепианную технику на два

традиционных вида, сохранивших свое значение и в наше время: мелкую

(пальцевую) и крупную (октавы, аккорды, тремоло и скачки). В аккордовой

технике главное - это "одновременность звучания, ровность всех звуков в

одних случаях и умение выделять, то есть взять сильнее любой звук аккорда

в других случаях". Е. Либерман делит работу над аккордами на два этапа: на

первом- пальцы сначала беззвучно ставятся на клавиши, положение кисти

низкое. Затем энергичным толчком всей руки берется аккорд, кисть идет

вверх. На втором этапе аккорды уже берутся цепкими пальцами сверху, без

подготовки. В младших и средних классах аккорды извлекаются свободным

погружением

руки

в

клавиатуру.

При

этом

запястье

должно

быть

податливым, но не "разболтанным", а пальцы активными для точного

звукоизвлечения. В старших классах появляются полнозвучные аккорды,

которые требуют большой силы звучания. Такие аккорды извлекаются всей

рукой от плеча, а в некоторых случаях и всем корпусом. Важно обратить

внимание на качество звучания. Причиной резкого звука чаще всего является

безжизненность пальцев, так как от их " хватательной" активности зависит

красота звучания аккорда.. Лист советовал: "хватать аккорд, слегка втягивая

пальцы внутрь, к ладони, не опускать их, как мертвее тыкалки, на рояль" .

( 10,с.133). Работу над аккордами целесообразно начинать в медленном

темпе, чтобы пальцы запоминали свое расположение , от клавиатуры, затем

сверху - в клавиатуру. В.Сафонов в своей работе " Новая формула" пишет,

что " аккорд должен быть готов в представлении играющего уже перед

раскрытием руки". Й.Гат советует отрабатывать аккорды разбивая их по два

звука. Учащиеся фортепианных отделений знают, что при игре аккордов

важно опираться на мизинцы, чтобы подчеркнуть главные звуки аккорда -

басовый в левой руке и мелодический в правой руке.

Аккордовая

музыкальная

фактура

-

это

особенное

строение

музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее

голосов. Синонимами слова аккордовая фактура являются: аккордовый

склад,

изложение,

музыкальная

ткань,

письмо.

Крупная

техника

фортепианной игры есть манера и способность воплощать в игре наши

музыкальные и художественные представления. Часто смешивают понятие

виртуозность и техническое мастерство. Яркая двигательная одаренность

встречается редко. Приобретение техники движений всегда связано с

развитием

мышечных

ощущений,

с

другой

стороны

работа

над

фортепианной техникой требует волевых качеств. В работе над крупной

техникой играют роль эмоциональные переживания, ощущение пульса, а так

же достаточный уровень развития слуха. Играя упражнения на извлечение

аккордов

,ученик

должен

добиваться

взятия

их

пальцами

без

предварительного ощупывания клавиши. Каждый аккорд выдерживается до

конца, после чего, пальцы, не торопясь, но и не останавливаясь, берут

следующий, переходя к нему без лишних движений руки в воздухе. Чем

быстрее темп, тем большую роль приобретает крупное, объединяющее

движение руки. Оно способствует легкости и подвижности чередования

аккордов. На ранних этапах обучения в аккордах обычно приходится

обращать внимание на ровность и одновременность воспроизведения всех

звуков. Еще более трудную задачу представляет выделение мелодического

голоса, особенно когда он исполняется пятым и четвертым пальцами. В этих

случаях важно, чтобы ученик научился сосредотачивать вес руки на

соответствующем

пальце

(выделение

звука

путем

давления

пальца

использовать не следует, так как это обычно не приводит у детей к

желанному результату и лишь сковывает руку). Работать над разрешением

требуемой задачи лучше всего методом вычленения. В начале несколько раз

извлекается верхний звук соответствующим пальцем- глубоко, насыщенно-

так, чтобы вес руки сосредоточился на клавише, вслед за тем исполняется

аккорд, причем ученик стремится сохранить звучность и ощущение в руке,

найденное в предшествующем упражнении. Чередование отдельных звуков и

аккордов надо повторять до тех пор , пока трудность не будет преодолена.

В аккордовой фактуре все звуки одинаковой длительности. а сама

фактура многоритмичная. Существуют типы гармонических фактур:

1-

Аккордо-фигуративный тип - звуки аккорда воспроизводятся

поочередно.

2-

Ритмический тип - многократное повторение аккорда или

созвучия.

3-

Дублировки в октаву, в квинту, другие интервалы, создающие

плавное движение голосов относительно друг друга.

4-

Разные виды мелодических фактур, основанных на придании

движения

голосам.

Например,

вспомогательные

или

дополнительные звуки в аккордах, усложняющие композицию.

Но это самая общая классификация, отдельные пункты которой редко

встречаются

обособленно.

То

есть

музыка

разбавляется

отдельными

приемами, стилистическими особенностями, взятыми из разных видов

фактур. Для каждой эпохи характерны разные особенности.

Аккордовая

фактура

-

это

изложение

слушателю

материала

в

определенном оформлении, которое будет отражать описанную звуками

действительность.

Благодаря

такому

распределению

музыка

может

настраивать на умиротворение, поднимать настрой или же заставлять волосы

на голове шевелиться от страха. Аккордовая фактура в "тканевой" обработке

композиции помогают слушателю проникаться переживаниями композитора,

рисовать в голове картины мира, каким он был в глазах авторов

произведений.

Чувствовать

легкость,

наслаждаясь

музыкой

Шопена,

воинственность в опусах Бетховена или динамику движений у Римского-

Корсакова. Такая фактура в музыке- это коммуникатор сквозь эпохи и

различия в восприятии.

Список литературы:

-

Бирмак Л. О художественной технике пианиста-М.: Музыка,1973-

140с.

-

Гат Й. Техника фортепианной игры - М.:МУЗГИЗ,1957.-132с.

-

Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной

игре.-М.: " Государственное музыкальное издательство",1961.-224с.

-

Сафонов В. Новая формула//Фортепиано.- 2002-№3-с.16-21

-

Цыпин Г.- Обучение игра на фортепиано.-М.:" Просвещение",1984-

17 с.



В раздел образования