Напоминание

Актуальные проблемы в обучении игре на фортепиано


Автор: Жувакова Наталья Михайловна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: п. Новобурейский
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные проблемы в обучении игре на фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Актуальные проблемы в обучении игре на фортепиано

Современный рояль (фортепиано) в достигнутом техническом и

звуковом

состоянии

находится

более

100

лет.

Проблематика

исполнительской техники разработана глубочайшим образом в трудах

великих пианистов - классиков XX века, но в основном для взрослых, или

уже играющих детей. Накоплен огромный педагогический репертуар из

произведений различных стилей школ и эпох.

Новых способов игры на рояле не придумали, хотя композиторы конца

20 века (Губайдуллина С., Щедрин Р., Денисов, П. Булез и др.) пополнили

репертуар пианистов произведениями с необычными сонорными эффектами.

И, более того, есть тенденция к упрощению музицирования по части

технических возможностей: совместное ансамблевое музицирование на

основе элементарных музыкальных эффектов, что возможно даже для

неподготовленных участников. Для подготовительного периода или начала

занятий, активизации интереса и творческого воображения ученика эти

формы музицирования вполне доступны и интересны.

Но как быть с репертуаром “романтиков” - Шопена, Листа, Брамса,

Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, где виртуозные трудности не

позволяют исполнять его неподготовленным соответствующим образом

музыкантам? И будет ли деструктивная, вне гармонии и лада музыка,

согревать, образовывать, гармонизировать юную душу и давать пищу для

духовных размышлений и эстетического удовольствия?

Сегодня нужны эффективные результативные методики, помогающие

ребёнку быстро и легко ориентироваться в нотном тексте и на рояле,

помогающие ему реализовать своё эстетическое и музыкальное чувство.

XX век дал нам новые педагогические концепции Б. Бартока, З. Кодаи,

К. Орфа, Ш. Сузуки, и других педагогов - практиков, ученики которых

являются сегодня Лауреатами конкурсов, известными исполнителями.

Чтобы действительно познать суть искусства, надо оказаться внутри

цепи - быть включённым в сеть напряжения этого тока. Тогда будет понятно,

что мы все - есть часть этой цепи - главной сущности и цели Искусства.

Отсюда

вытекают

главные

сверхзадачи

и

цели

музыкального

образования и обучения:

Научить ребенка понимать музыкальный язык и его закономерности,

выразительные возможности, конструктивные связи.

Научить

технике

игры,

очень

сложной

и

трудоемкой

части

исполнительства.

Способствовать

развитию

индивидуальных

особенностей

художественной натуры ученика.

Научить профессиональному способу (навыку) мышления в процессе

регулярных занятий.

Каждый из этих разделов обширен и труден, а их объединение в

органический сплав представляет собой суть «комплексного» метода

музыкальной педагогики. Сокращая или уменьшая один из перечисленных

разделов, педагог непременно дезориентирует мышление ученика, создавая

одностороннее представление об исполнительском искусстве.

Комплексный метод позволяет не только дать знания, умения, навыки

игры на фортепиано, но и предполагает расширить возможности сознания,

которое

управляет

всем

комплексом

способностей

человека,

его

музыкальным восприятием и воспроизведением на основе творческого

воображения.



В раздел образования