Напоминание

"Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность"


Автор: Родыгина Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: г. СОВЕТСКИЙ ХМАО-Югра
Наименование материала: родительское собрание
Тема: "Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность"
Раздел: начальное образование





Назад




:

Тема

«

Режим дня первоклассника и его влияние на

»

учебную деятельность

Цель: Подвести родителей к мысли о том, что режим дня влияет на учёбу

детей.

Задачи:

1. Показать родителям необходимость выполнения режима дня.

2. Убедить родителей в необходимости формирования у ребёнка привычки

выполнения режима дня.

3. Активизировать работу родителей на родительском собрании.

Участники: родители, классный руководитель.

Форма проведения: круглый стол.

Первый год учебы в школе - самый трудный. Меняется весь уклад жизни,

появляются новые обязанности, заботы. И ко всему нужно приспособиться,

привыкнуть.

Лишь 20-25% первоклассников остаются здоровыми после первого

года обучения в школе;

К концу 1 четверти худеет 30 % учащихся-первоклассников;

15% первоклассников жалуется на головные боли, усталость,

сонливость, отсутствие желания учиться;

Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки;

10% детей, поступающих в 1 класс, имеют нарушение зрения;

20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к

близорукости;

лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна;

Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.

- Как вы думаете, о чём говорит данная статистика? (рассуждение

родителей)

Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и

эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня

школьника. При нарушении режима дня ребёнок быстро устаёт, становится

рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается

настроение, исчезает настроение учиться.

Тема нашего родительского собрания «Режим дня первоклассника и его

влияние на учебную деятельность».

- Что такое режим дня? (рассуждение родителей)

Режим - это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в

течение

суток,

установление

оптимальных

норм

продолжительности

деятельности

и

отдыха

для

школьников

разного

возраста,

средство

выработки у ребёнка привычки распоряжаться своим временем, умения

избирать для себя наиболее приемлемый ритм жизни и труда, потребности

заполнять своё время полезной деятельностью.

Элементы режима дня школьника:

Учёба в школе, точное время и продолжительность подготовки

домашних заданий, творческой деятельности ребёнка.

Обязательный отдых на свежем воздухе.

Достаточный по продолжительности сон, со строго установленным

временем подъёма и отдыха ко сну.

Регулярное и полноценное питание.

Соответствующая возрасту двигательная активность.

Анализ анкетирования.

Режим дня помогает сформировать правильные привычки. Чередование

различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних

заданий, внеклассные и школьные занятия, труд) с активным отдыхом,

полноценный сон помогают ребёнку восстановить силы, сохранить высокий

уровень работоспособности. Все режимные моменты важно выполнять

регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При соблюдении режима у

ребёнка вырабатываются условные рефлексы. Привычка ложиться спать и

вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и

своевременному пробуждению. Выспавшийся ребёнок лучше воспринимает

учебную информацию, объяснения учителя на уроке, быстрее справляется с

приготовлением уроков, его работоспособность выше.

- Как же строится режим для первоклассника?(рассуждение родителей)

Утром у вас должно быть достаточно времени, чтобы не спеша собраться в

школу. Встать с постели нужно за час-полтора до начала занятий. Это время

нужно скорректировать в зависимости от того, как далеко от школы

находится ваш дом. Чтобы стряхнуть остатки сонливости, настроиться на

рабочий лад, утренней гимнастике необходимо уделить не менее 10 минут.

На первых порах, если ребёнок ещё не привык, лучше делать её вместе с ним,

подобрав соответствующую музыку, и не забыв открыть форточку или

проветрить комнату.

Не все дети в столь ранний час с удовольствием завтракают. В этом случае

ваша настойчивость не должна быть чрезмерной.

Важнее сохранить

хорошее настроение и добрые отношения между вами и ребёнком.

Постарайтесь подобрать из продуктов то, что с удовольствием съест ребёнок.

Чтобы избежать этих утренних проблем, можно заранее, с вечера, оговорить

с ребёнком его утренний завтрак.

Если вы не оставляете ребёнка на продлённый день и забираете его из школы

после занятий, то очень важно помочь ему организовать его рабочий день во

вторую половину дня.

В случае, если вы с ребёнком закрепляете школьный материал, одной из

частых ваших ошибок является – усаживание его за уроки после обеда. Чем

нехороша эта настойчивость? Во-первых, ребёнок ещё не «стряхнул» с себя

утомление от уроков в школе. Прекрасным отдыхом и хорошим способом

восстановления служит дневной сон. Другой способ восстановления сил –

прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми. Во-вторых,

работоспособность меняется ритмически в течение дня. Она повышается в

утренние часы, достигая своего максимума к 10 – 13 часам, а затем к 14

часам обычно снижается. Далее к 16 часам у большинства снова происходит

повышение работоспособности, которая затем снижается к 20 часам.

Необходимо учитывать это обстоятельство, чтобы приготовление уроков

совпало с подъёмом работоспособности, то есть приходилось на период с 16

до 20 ч.

Продолжительность занятий не должна быть более часа, причём после 25

– 30 минут работы необходим перерыв для небольшой разминки на 3 – 5

минут. Интервалы между приёмами пищи у ребёнка 6 – 7 лет должны быть

не более 3 – 4 часов. Если обед у вашего первоклассника был в 13.00 – 13.30,

то примерно в 16.30 – время полдника. В этот приём пищи целесообразно

включить фрукты, соки, молочные продукты (молоко, кефир, йогурт).

С поступлением ребёнка в школу многие родители стараются определить его

ещё и в музыкальную школу, спортивную секцию или организовать занятия

иностранным языкам, компьютером и т.д. Но прежде следует хорошо

подумать, насколько они посильны будут для вашего ребёнка. Результаты

специальных исследований гигиенистов показывают, что внешкольные

занятия на первом году обучения весьма утомительны для детей, даже,

казалось бы, такие полезные, как спортивные. Но если вы всё-таки решили,

что

дополнительные

занятия

нужны

вашему

ребёнку,

то

их

продолжительность не должна быть более 1 часа.

Врачам давно известно, что день, проведённый ребёнком без прогулки,

потерян для его здоровья. Ежедневное пребывание ребёнка на воздухе

должно быть не менее 3,5 часов.

Очень важно, чтобы в распорядке дня ребёнка нашлось время для его

любимых занятий и игр. Ведь эмоциональные впечатления – важная

составляющая жизни маленького человека. Продолжительное же созерцание

ребёнком телепередач далеко не безразлично для здоровья малыша. Эта

большая эмоциональная и зрительная нагрузка, которая «съедает» у ребёнка

возможность

общения

с

родителями,

друзьями,

самостоятельной

деятельности (игры, помощи по дому). В учебные дни без ущерба для

здоровья ребёнок может смотреть телепередачи 2 – 3 раза в неделю не более

30 минут. Чем больше экран, тем дальше должны находиться зрители (но не

ближе 2 м и не далее 5 м). Телепередачи лучше смотреть в слегка

освещённой комнате.

Вечером

необходимо

выкроить

время

на

общение

с

ребёнком,

поинтересоваться, как идут дела в школе, проверить, как приготовлены

уроки. Не скупитесь на похвалы, даже если успехи вашего первоклассника

пока ещё невелики. Если что-то не получилось, помогите исправить,

посоветуйте. Будьте доброжелательны, ведь от вашего поведения зависит,

с каким настроением ребёнок завтра пойдёт в школу. А чтобы утро не

омрачать

суматохой

и

избавить

ребёнка

от

досадных

забываний

необходимых для школы вещей, приучите вашего малыша всё необходимое

для школы готовить с вечера.

Вывод:

Ребёнок, живущий по режиму, гораздо легче справляется со

школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется.

Рефлексия: Учитель предлагает родителям назвать по одному предложению

из полученной информации родительского собрания. Каждое предложение

записывается учителем на доске. В итоге, над записью появляется заголовок

«Режим дня первоклассника».

Решение собрания: Родителям совместно с ребёнком составить режим дня.

Приложение 1

.

Анкета для учащихся

- В каком часу ты встаёшь утром?

- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?

- Ты встаёшь охотно или с трудом?

- Делаешь ли ты зарядку по утрам?

- Завтракаешь по утрам?

- Когда ты приходишь из школы тебе хочется спать?

- Ты закрепляешь школьный материал: самостоятельно/с родителями / не

закрепляю (нужное подчеркнуть).

- Ты смотришь телевизор (играешь в компьютер) в течение дня?

- Какие кружки/секции ты посещаешь?

- Ты гуляешь на улице: после школы, после кружков/ секций, вечером

(нужное подчеркнуть).

- В какое время ты ложишься спать?

Приложение 2

Родительские

«

»

НЕЛЬЗЯ

:

при соблюдении режима дня

1.

Будить

ребёнка

в

последний

момент

перед

уходом

в

школу

,

объясняя

это

себе

и

другим

большой

любовью

к

нему

.

2.

Кормить

ребёнка

перед

школой

и

после

неё

сухой

пищей

,

бутербродами

,

объясняя

это

себе

и

другим

,

что

такая

еда

ребёнку

нравится

.

3.

Требовать

от

ребёнка

только

отличных

результатов

в

школе

,

если

он

к

ним

не

готов

.

4.

Лишать

детей

игр

на

свежем

воздухе

из

-

за

плохих

отметок

в

школе

.

5.

Заставлять

ребёнка

спать

днём

после

уроков

и

лишать

его

этого

права

.

6.

Кричать

на

ребёнка

вообще

и

во

время

выполнения

домашних

заданий

в

частности

.

7.

Многократно

заставлять

переписывать

в

тетрадь

из

черновика

.

8.

Не

делать

оздоровительных

пауз

во

время

выполнения

домашних

заданий

.

9.

Ждать

маму

и

папу

,

чтобы

начать

выполнять

уроки

.

10.

Сидеть

у

телевизора

и

за

компьютером

более

40 – 45

минут

в

день

.

11.

Смотреть

перед

сном

страшные

фильмы

и

играть

в

шумные

игры

.

12.

Ругать

ребёнка

перед

сном

.

13.

Разговаривать

с

ребёнком

о

его

школьных

проблемах

зло

и

назидательно

.

14.

Не

прощать

ошибки

и

неудачи

ребёнка

.



В раздел образования