Напоминание

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с комнатными растениями


Автор: Жебрева Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №72"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с комнатными растениями
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ.

Жебрева Светлана Николаевна

Воспитатель МБДОУ детский сад № 72

г. Нижний Новгород

Аннотация.

Статья

посвящена

важности

экологического

воспитания

дошкольников. В статье представлена педагогическая работа с детьми старшего

дошкольного возраста по ознакомлению с комнатными растениями.

Ключевые слова: экологическое воспитание, растение, живой организм, забота,

познание, наблюдение, нравственность.

Феномен экологического воспитания и различные векторы развития данной

педагогической

проблемы

находят

отражения

в

исследованиях

Н.С.

Александровой,

Н.В.

Белиновой,

И.Б.

Бичевой,

Т.Н.

Богуславской,

Н.Ф.

Винокуровой, И.В. Вологдиной, О.С. Гусевой, Н.С. Дежниковой, Б.Т. Лихачёва,

С.Н.Николаевой, В.Н. Осокиной, Н.А. Рыжовой, Л.П. Симоновой, Т.Г. Хановой,

Е.В.Хмельковой, В.А. Ясвина и др. [1-5].

Уже в раннем возрасте ребенок начинает активно познавать мир через контакт с

природой.

Дошкольный

возраст

служит

опорой

для

формирования

основ

мировидения, поэтому именно этот период предоставляет обширные возможности

для экологического воспитания. Одним из важнейших средств воспитания и

обучения детей является природа. Ознакомление со всем, что окружает вокруг,

помогает

обогащать

чувственный

опыт

детей.

Они

учатся

внимательно

воспринимать окружающее – слушать, смотреть, ощупывать, осязать, чувствовать.

В процессе ознакомления с комнатными растениями

у детей формируются

представления

о

явлениях,

происходящих

в

природе

и

обществе,

их

взаимосвязи[6].

Экологическое воспитание дошкольников является одним из приоритетных

направлений нашего дошкольного учреждения. Эта проблема для нас необычайно

значима, ведь дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного

воспитания и накопления представлений об окружающем мире. Задача воспитателя

в работе с детьми старшего возраста – не просто заложить первые представления и

ориентиры в мире природы, но и поселить глубокий эмоциональный отклик,

чувства уважения и любви [1].

Неотъемлемой частью развивающей – предметно пространственной среды

является уголок природы, имеющий огромное значение для осуществления

экологического воспитания детей.

Во-первых, постоянное присутствие растений формирует у детей чувство их

необходимости. Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и

доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о

растениях. В-третьих, привлечение детей к уходу за растениями закладывает

основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам,

воспитывает любовь к природе. В-четвертых, красивые и здоровые растения

влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства. В нашей группе имеется

разнообразные растения по форме и окраске стеблей, листьев, цветов и всё это в

полном соответствии с методическими требованиями.

В групповом уголке

используются, наряду с постоянными, временные объекты, например, срезанные

ветки деревьев, выкопанное с клумбы растение. При организации уголка природы

мы обязательно выяснили вопрос об аллергии у детей к тем или иным растениям.

Все растения находящиеся в уголке аллергии у детей не вызывают.

Для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через

знакомство с комнатными растениями была поставлена цель:

Цель: расширение и

уточнение представлений детей

о природе через

знакомство с комнатными растениями.

Цель реализовывалась через ряд задач:

1. Выявить уровень экологических знаний о комнатных растениях и особенности

отношения к ним детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать доступную систему знаний для детей старшего дошкольного

возраста о комнатных растениях.

3. Сформировать умения у детей заботиться о растениях

4. Привлечение родителей по реализации данной проблемы.

Мною была проведена диагностика по выявлению у детей знаний комнатных

растений в уголке природы.

В начале года диагностика показала, что 7 % детей знают комнатные растения

нашего уголка и правила ухода за ними, знают частично (часто путают названия,

затрудняются в правилах ухода) 63%, не знают 30% детей группы.

Как показал опрос родителей, только у 7% семей дома были комнатные растения.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда,

когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания

детей

во

многом

обусловлен

тем,

насколько

экологические

ценности

воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на

воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети

очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как

окружающие их взрослые. Именно потому, нам была нужна совместная

деятельность с родителями.

Мы совместно с детьми и родителями организовали экологический проект «Сад на

подоконнике».

Изучили географию этих растений, знакомились с экологическими сказками, сами

сочиняли сказки, сделали паспорт всех имеющихся растений, совместно рисовали

правила ухода за комнатными растениями.

В процессе проектной деятельности, наблюдая за растениями в группе, мы учились

определять их состояние, «настроение». Так, например, если у герани листочки

наклонились, значит, растение загрустило и его нужно развеселить. Дети знают,

что для этого нужно сделать, полить растение и ненадолго поставить на солнышко

погреться.

Разрабатывая

доступную систему знаний для детей старшего дошкольного

возраста о комнатных растениях, реализовала разные формы взаимодействия с

детьми: беседа

, дидактические игры, викторина, описательный рассказ, занятия,

трудовая деятельность.

Использовала следующие методы:

словесный: рассказ, объяснение,

беседа, указания, пояснения, чтение

худ.литературы,

метод

эмоционального

стимулирования

(сюрпризный

момент).

наглядный: демонстрация, показ мультимедийных материалов, наблюдение,

показ трудовых приёмов педагогом.

практический:

трудовая

деятельность,

самостоятельная

работа,

дидактическая игра.

Использовала

формы

обучения

такие

как:

индивидуальная,

групповая,

коллективная.

Родители являются первыми учителями для своих детей. Наши родители были

участниками всех наших дел и начинаний.

Как результат проектной деятельности было создание альбома «Комнатные растения -

наши зеленые друзья», а также картотека игр по ознакомлению детей с комнатными

растениями. Дети презентовали продукт своей деятельности родителям через

мессенджер «Вайбер».

В конце года мною была проведена диагностика, которая показала следующие

результаты: 80 % детей знают комнатные растения нашего уголка и правила ухода

за ними, знают частично (20%).

Как показал опрос родителей, у 60% семей дома появились комнатные растения.

Некоторые из них завели коллекции фиалок, гераней. Дети, приходя в детский сад,

с удовольствием делятся с нами рассказами о своих «зеленых друзьях».

Освоение

системы

знаний

о

комнатных

растениях

оказало

влияние

на

формирование гуманно-ценностного отношения к ним и развитие нравственных

качеств у детей: забота, сочувствие, трудолюбие, ответственность. Особое

значение имели знания об индивидуальной неповторимости и самоценности

каждого растения, о взаимосвязи растений со средой обитания и деятельности

человека. Многообразные и яркие впечатления, полученные при общении с

комнатными

растениями,

создали

благоприятную

основу

для

развития

эмоционально-чувственной и нравственной сторон личности ребенка.

Как сказал

В. Сухомлинский

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

Используемая литература

1. Александрова, Н. С. Проблема социально-коммуникативного развития детей

дошкольного возраста в современных исследованиях / Н.С. Александрова, Е.В.

Хмелькова // Казанская наука. 2015. № 12. С. 176-178. 390

2. Белинова, Н. В. Современные подходы к реализации задач экологического

образования детей дошкольного возраста / Н.В. Белинова, И.Б. Бичева, Т.Г. Ханова

// Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 114-121.

3. Богуславская, Т. Н. Основные подходы и направления оценки качества

современного дошкольного образования / Т.Н. Богуславская // Детский сад: теория

и практика. 2016. № 10. С. 16-27.

4. Вологдина, И. В. Пути развития социальных эмоций у детей старшего

дошкольного возраста / И.В. Вологдина // Вестник образовательного консорциума

Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 10. С. 7-9.

5. Гусева, О. C. Формирование основ экологической культуры у детей

дошкольного возраста / О.С. Гусева // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С.

83-86

6. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми

3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 112 с



В раздел образования