Автор: Бреева Яна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СШ № 59 "ПЕРСПЕКТИВА"
Населённый пункт: Липецкая обл., г. Липецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование навыков смыслового чтения на уроках и внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование
«Формирование навыков смыслового чтения на
уроках и внеурочной деятельности»
Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача- помочь им раскрыться, развить собственные идеи.
И. Г. Песталоцци
В основе современного образования лежит системно-деятельностный подход.
Давать знания ученикам сейчас уже неактуально. Нужно научить ребёнка самому
добывать эти знания. Ученик из объекта обучения становится субъектом.
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к
овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность
знаний, навыков и умений, т.е. такое качество, которое должно совершенствоваться на
протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Сегодняшний
современный мир – это огромный поток различной информации. Чтобы разобраться в
ней, отделить нужную информацию от ненужной, полезную от бесполезной, а иногда и
вредной, ребёнку необходимо не только хорошо читать, но и овладевать навыками
смыслового чтения.
Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той
информации, которая необходима читателю.
Именно такое чтение даёт возможность для успешного обучения и в начальной школе, и
при переходе в основную школу. А чтобы чтение было именно таким, ребёнок должен
любить читать. Отсюда можно сделать вывод, что эта тема весьма и весьма актуальна.
Дети нашего времени значительно изменились. Они обладают системно-смысловым
типом сознания. У детей преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл
деятельности. Это вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и
переработки текстовой информации уже на начальном этапе обучения чтению. В
последние время дети выбирают альтернативные способы получения информации, а не
чтение. Экранная зависимость приводит к неспособности школьников
концентрироваться на каком-либо занятии. Таким учащимся необходима постоянная
внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана. Им трудно
воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и предложения. Такие
школьники часто не могут связывать словосочетания, в результате не понимают текста в
целом. Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный»
характер и является универсальным учебным действием.
В этой связи особую актуальность приобретает развитие универсальных учебных
действий младших школьников посредством смыслового чтения.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у
школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И
именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность
самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для
самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик
начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык
чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста,
уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е.
осуществлять познавательную деятельность.
Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового
чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
умение осмысливать цели чтения;
умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных
жанров;
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного,
научного, публицистического и официально - делового стилей;
умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками
приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования
техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.
К основным типам чтения относятся: коммуникативное чтение вслух и про себя,
учебное и самостоятельное.
Виды чтения: Ознакомительное, поисковое или просмотровое чтение, изучающее,
вдумчивое.
Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или
выделение главного содержания текста.
Поисковое
или
просмотровое
чтение предполагает
нахождение
конкретной
информации, конкретного факта.
Изучающее чтение имеет цель извлечь полную и точную информацию с последующей
интерпретацией содержания текста. Такое чтение требует от читателя умений:
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;
переносить информацию текста в виде кратких записей;
различать темы и подтемы научного текста;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию.
Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как
наиболее
востребованный
вид
чтения
заключается
в
овладении
также
целым комплексом умений:
предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и
др.
Как видно из классификации типов и видов чтения, смысловое чтение нельзя
рассматривать как отдельный вид чтения. Смысловое чтение характеризует уровень
чтения. Оно нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания
текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать
потребность в выяснении их смысла;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда
предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать
текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания
по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию,
Все эти умения помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать
направления своего развития, самому определять конечный результат.
Основные приёмы и этапы работы по технологии продуктивного чтения
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии
передачи ученику готового знания. Основными приёмами работы с текстом в данной
технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно
разделить на три этапа.
Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора,
заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту,
затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап
постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши
предположения».
Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан
первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог
бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного
чтения.
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
1).Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение
прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи текста или совокупности его
главных смыслов.
2). Знакомство с писателем.
3). Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
В своей практике я активно использую систему специальных упражнений по
формированию
навыка смыслового чтения.
На уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности применяю тетрадь-
тренажер автора Беденко М. В. по смысловому чтению для 1-4 классов. Данное пособие
представляет собой авторский учебный курс, позволяющий подготовить учащихся
младших классов к работе с учебными, научно-популярными и информационными
текстами - от учебников физики и химии до инструкции по пользованию
электроприборами. Курс направлен на обучение учеников критическому аудированию,
пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации таких текстов как в устной, так
и письменной форме, что отвечает требованиям ФГОС НОО в части формирования
личностной и метапредметной составляющей процесса обучения.
Тексты составлены таким образом, что позволяет организовать работу индивидуально,
работу в парах, группах. В сборнике представлены тексты двух видов содержащие
сказочные подробности (они отмечены *) и предлагающие достоверную информацию.
Тексты научные, сказочные и информационные.
В пособии присутствуют такие задания, как: «Выбери правильный ответ из
предложенных», «Дорисуй рисунок».
Практически после каждого познавательного текста даются вопросы на осмысление:
«Как ты понимаешь выражение «Не покладая лап»?», «Кто обувает лошадей?», «Как ты
думаешь, почему асбест называют горным льном?», «Что помогает жирафам скрываться
от наблюдателей в африканском редколесье?», «Что общего у английской пословицы
«Что толку запирать ворота, если лошадь уже украли?» и у басни Эзопа «Чиж»?» Также
есть задания, направленные на формирование умения выражать собственные мысли:
«Опиши, каким образом черепахе удалось обогнать хомяка». Встречаются и задания,
типа: «Придумай заголовок к тексту», «Напиши заголовки к каждому из абзацев текста».
Присутствуют задания на сравнение: «Вспомни, в каком еще тексте слово «нос» имело
другое значение». Практически после каждого текста предлагаются вопросы с выбором
правильного варианта ответа.
Я считаю, что эта тетрадь- тренажёр подойдет не только для развития навыков
смыслового чтения, но и для формирования умения ориентироваться в тексте, развития
творческих способностей ребенка и познавательных УУД. В
тетради содержатся вопросы, направленные на осмысление текста, его озаглавливание,
озаглавливание частей, объяснение идеи и смысла пословиц.
В тетради представлены задания, которые, в зависимости от вопроса, помогают ребенку
определиться с целью и видом чтения. Например, задание: «Запиши все вопросы,
которые соседи задавали огороднику» побуждает ученика к изучающему чтению
(творческое задание, поиск ключевых слов).
Данное пособие отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и
учителя способами работы с информацией, методами организации учения
самообразования.
В наше время очень важно развивать смысловое чтение у детей, чтобы ребёнок стал
получать удовольствие от чтения книг, научился их анализировать и делать
самостоятельные выводы, научился задавать умные вопросы и творчески находить на
них ответы. Важно отметить, что развитие навыков смыслового чтения помогает
обучающимся самостоятельно определять направление в изучении темы и
самостоятельно решать проблемы, т.е. мыслить «по-настоящему».