Автор: Ольга Владимировна Станкович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУЦО №6
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: Использование инновационных технологий на уроках физики.
Раздел: среднее образование
Использование инновационных технологий на уроках физики.
Аннотация. За последнее время в мире изменились приоритеты
образования. На первое место вышли общеучебные умения: умения
самостоятельно приобретать и эффективно использовать знания. В
связи с этим изменилась и роль учителя –он не только консультант, но и
сотрудник творческой команды, что позволяет выстраивать
современный урок в рамках субъект-субъективных отношений. Главная
идея в сотрудничестве учитель-ученик: учиться вместе, вместе решать
любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудач.
За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если
прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли
общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать
знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или
оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их
обновления и пополнения. От того, как ученик сможет применить эти знания,
на сколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его
будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять
знания – это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и
самооценивания, развитие творческих способностей.
Учениками 9 класса выполнялся учебный проект по исследованию силы
трения и её значения в жизни человека. Вид деятельности учащихся –
групповой, по видам деятельности – информационно-исследовательский с
элементами практико-ориентированного направления.
В результате работы над проектом ученики самостоятельно искали
информацию, отбирали из всего найденного необходимое, обсуждали в
группах; защищали свой проект перед слушателями класса, отвечали на
поставленные вопросы, возникшие в ходе поставленной проблемы в начале
урока. Каждая группа представляла свою работу, а на презентации проекта
была составлена общая картина исследования по проблемам, от
теоретического, экспериментального до практического применения.
Это был новый вид деятельности для учеников, работа шла увлеченно.
Во время работы над проектом знания учеников были расширены и
углублены. Учащиеся самостоятельно попытались объяснить природу силы
трения, объяснить сущность явления трения, выяснить факторы, от которых
оно зависит. Заслушаны доклады исследователей общественного мнения о
том, как люди раньше использовали знания о трении и что нового в этой
области сейчас, так же группа исследователей собирала информацию о
проявлениях трения или его отсутствия во время гололеда, провела
небольшой социологический опрос населения, в ходе которого люди
высказывали ряд пожеланий районной администрации.
Группа теоретиков объяснила природу явлений трения, объяснила, от каких
факторов оно зависит, какие виды трения существуют.
Группа исследователей выяснила на практике, как сила трения зависит от
нагрузки, от площади соприкасающихся поверхностей, от неровностей
поверхностей, от рода соприкасающихся материалов, и по результатам
исследования построила графическое представление силы трения от этих
факторов.
Виды деятельности, которые были использованы учениками:
-самостоятельный поиск информации в разных источниках: библиотека,
учителя, родители, организации, Интернет;
-представление информации и результатов исследований в виде графиков,
таблиц;
-формирование первичных исследовательских навыков при проведении
физического эксперимента;
- умение анализировать, оценивать результаты работы других и свои
собственные;
-умение излагать свою точку зрения, развивать ее, отстаивать и
подтверждать экспериментально.
Все вышеперечисленные виды деятельности способствовали развитию
коммуникативных навыков общения, а также анализу изученного материала.
Личные качества учеников, которые были проявлены в результате работы
над проектом и при его защите: самостоятельность, настойчивость в
достижении цели, чувство ответственности, чувство коллектива и осознание
своей роли, своего места в этом коллективе. Так одна из учениц данного
класса с гуманитарном складом мышления осознала физический процесс
через поэзию, посвятив стихотворение изучаемой силе трения.
Интересно просматривается роль и место учителя в данном виде работы,
так как данный вид урочной и внеурочной деятельности ставит учителя в
позицию не только консультанта, но и сотрудника творческой команды, что
позволяет выстраивать современный урок в рамках субъект-субъективных
отношений. Очень важно понимать, что современный учитель должен
способствовать решению следующих методических задач:
-формировать навыки самообразования,
-формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
-формировать навыки критического мышления в условиях работы с большим
объемом информации;
-формировать навыки работы в команде;
-развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать;
-формировать навыки самоконтроля.
Главная идея в сотрудничестве – учиться вместе, помочь вместе решить
любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудач.