Автор: Федорова Светлана Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 69
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Коррупция как разновидность девиантного поведения" технологическая карта урока
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Учитель: учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 69 ФЁДОРОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА
Предмет: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Класс: 11
УМК: Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова,
А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. М.: Просвещение.
Тема
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ. КОРРУПЦИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. (2 ч)
Тип урока
Урок формирования новых знаний
Цель
Способствовать формированию у учащихся представлений о социальных нормах, о необходимости социального
контроля и самоконтроля, о социальной опасности коррупции и неотвратимости наказания за коррупционные
правонарушения.
Задачи
1.Образовательные: формирование системы знаний антикоррупционной направленности (дать общее представление
о
понятии
и
об
исторических
формах
коррупции,
особенностях
ее
проявления
в
различных
сферах
жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления); ознакомление обучающихся с правовой базой
антикоррупционной деятельности в РФ.
2. Развивающие: развивать умение пользоваться соответствующей правовой нормой при разрешении конкретной
жизненной ситуации, формировать правовую культуру, т.е. способность отстаивать свои права; развивать
коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность: умение вести диалог, аргументировано
обосновывать свою точку зрения.
3. Воспитательные:
сформировать активную гражданскую позицию; способствовать умению быть ответственным перед своим
государством, уважать закон и реализовывать свои права и обязанности в жизни;
побудить обучающихся к размышлениям о
роли молодёжи в противодействии коррупции.
Применяемые
технологии
- Обучение в сотрудничестве
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Технология учебных ситуаций
- Технология критического мышления
Методы
обучения
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы
организации
познавательной
деятельности
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Ресурсы для
проведения
урока
-
Учебник
-
Презентации (электронные ресурсы):
«Социальные нормы и отклоняющееся поведение», «Коррупция как разновидность девиантного поведения».
-
Раздаточный материал, задания для групп
Формируемые
УУД
Личностные: понимание того, что отношения в обществе должны выстраиваться на основе закона и справедливости,
иначе придётся разрешать вопросы в судебном порядке, что способствует нарушению психического и физического
здоровья; осознание себя гражданином, ответственным за будущее России.
Метапредметные: умение пользоваться соответствующей правовой нормой при разрешении конкретной жизненной
ситуации, работать в группе, анализировать источники, вести диалог.
Предметные: знание понятийной базы, классификации, причинно-следственных связей, совокупности правовых
норм, относящихся к теме урока.
Основные
понятия
Социальные нормы, социальный контроль, девиантное поведение, коррупция, формы коррупции
План уроков
Урок 1. «
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
»
1. Социальные нормы и социальный контроль.
2. Воздействие социальных норм на поведение личности.
3. Отклоняющееся (девиантное) поведение.
4. Формальные и неформальные санкции
Урок 2.
«Коррупция как разновидность девиантного поведения»
1.
Понятие коррупция и сферы ее действия.
2.
Причины появления коррупции.
3.
Коррупция в цифрах и фактах.
4.
Антикоррупционная деятельность государства, мероприятия по искоренению коррупции.
5.
Роль молодежи в антикоррупционном движении
Организационная структура урока № 2
«КОРРУПЦИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты
1.Организационный
Цель:
- создание условий для
возникновения
у
обучающихся
внутренней потребности
включения
в
учебную
деятельность;
Приветствует обучающихся и организует их
на совместную работу (призывает быть
внимательными, активными,
организованными)
Проверяют организацию
своих рабочих мест
Регулятивные:
- осуществление самоконтроля.
2.Актуализация
опорных
знаний
и
умений
Цель:
Создание
условий
для
активизации
знаний
через
повторение
изученного
материала,
необходимого
для
«открытия
нового
знания». размышление и
выполнение
практического
задания.
Активизация
соответствующих
мыслительных операций
(анализ,
обобщение,
классификация и т.д.) и
познавательных
процессов
(внимание,
память).
Задаёт вопросы (фронтальная работа).
Создаёт условия для возникновения у
учеников внутренней потребности
включения в учебную деятельность.
– Приведите примеры каждого вида
социальных норм.
– Что такое социальный контроль?
– В чем состоит значение социального
контроля?
– Каковы причины отклоняющегося
поведения?
– Приведите примеры формальных
санкций
Отвечают на вопросы
Регулятивные:
-
освоение
способов
решения
проблем.
Коммуникативные:
-
уметь оформлять свои мысли в
устной форме
;
Познавательные:
- выполнять анализ учебного
материала; обобщение.
3.Постановка учебной
проблемы,
формулировка темы
урока, постановка цели
Цель:
создание
условий
для
заинтересованности
обучающихся
в
предстоящей
работе:
формулировка
темы
урока,
постановка цели урока,
планирование
деятельности
Организует формулировку темы урока
c
мотивирующим приёмом.
Учитель задает вопросы.
- Как вы думаете, какую тему на уроке мы
будем изучать?
- Как она связана с темой предыдущего
урока?
- Какие ассоциации у вас возникают при
просмотре данного иллюстративного
материала?
- Актуальна ли она для вас и ваших
современников и почему?
- Можно ли решить данные проблемы, не
прибегая к вмешательству государства?
Подводящий проблемный
диалог: работают с
презентацией и
предлагают варианты
ответов на вопросы
учителя.
С
помощью
учителя
формулируют тему урока.
С
помощью
учителя
ставят цель и планируют
свою деятельность.
Определяют
основные
вопросы:
1.Что такое коррупция?
2.Какие сферы наиболее
поражены
коррупцией?
3.Каковы
причины
коррупции?
4.Как
же
можно
бороться с коррупцией и
ее причинами? Есть ли
пути её искоренения?
Выстраивание
ассоциативного ряда:
взятка – чиновник –
масштаб социального
явления - ответственность
– правовые нормы…
Личностные
:
-
развитие мотивов учебной
деятельности и формирование
личностного смысла учения.
Регулятивные:
-
уметь
определять
и
формулировать цель на уроке с
помощью учителя;
- уметь составлять план решения
проблемы совместно с учителем.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе
знаний
(определять
границы
знания/незнания).
Коммуникативные:
-
точно и полно выражать свои
мысли;
- готовность слушать собеседника
и вести диалог;
- излагать своё мнение и
аргументировать свою точку
зрения.
Организует
постановку
цели
урока.
Организует
планирование
совместной
деятельности.
- Какие цели мы ставим сегодня на уроке?
- Как мы можем достичь поставленной
цели?
Записывает на доске основные проблемные
вопросы.
4. «Открытие»
учащимися новых
знаний
Цель:
Обеспечение
восприятия, осмысления
и
первичного
запоминания
знаний,
связей и отношений в
объекте изучения.
Деление класса на группы:
1) составить мини рассказ по теме
«Исторический аспект существования
коррупции в обществе»;
2) дать понятие «коррупция»;
3) составить схему «Формы коррупции»;
4) составить кластер «Причины
коррупции»;
5)составить кластер «Наиболее
коррумпированные сферы жизни
общества»;
6)составить схему «Негативные
последствия коррупции»;
7) сделать вывод (по результатам
исследований) о состоянии коррупции в РФ
на современном этапе)
8)составить схему «Правовая
ответственность»
Проверка работы в группах. Корректировка
и исправление ошибок.
Просит сделать вывод о коррупции, как
сложном социальном явлении.
-
Работа
в
группах.
Каждая группа получает
задания и работает над их
выполнением в течение 7-
12
минут
(работа
с
источниками
информации;
отбор
и
систематизация
материала)
-Публичное
представление
результатов работы.
-Записи в тетрадь.
-
Делают
вывод:
«Коррупция
выступает
как сложное негативное
социальное
явление,
которое
зародилось
в
глубокой
древности
и
продолжает
существовать
в
настоящее
время,
подрывая устои общества
и
создавая
угрозы
развитию,
способствует
падению
доверия
к
государственным
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в
письменной
и
устной
форме;
слушать и понимать речь других;
-
готовность
признавать
возможность
существования
различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
-
вступать
в
коллективное
сотрудничество;
Регулятивные:
- работая по плану, сверять свои
действия
с
целью
и,
при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
-
умение
перерабатывать
полученную информацию;
-
находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт.
органам,
разрушает
экономику,
нравственность
общества»
5.Первичное
закрепление
Цель:
Установление
правильности
и
осознанности
усвоения
учебного
материала,
выявление
пробелов,
неверных
представлений,
их
коррекция.
Предлагает рассмотреть жизненные
ситуации и ответить на вопросы: о какой
форме коррупции идет речь и каковы
вредные последствия данного поступка?
Решают познавательные
задачи, применяя
полученные знания.
Регулятивные:
- выработка умений применять
знания в конкретной ситуации
Познавательные:
- выполнять универсальные
логические действия
.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной
речи с учетом своих учебных и
жизненных ситуаций;
-
слушать других, пытаться
принимать другую точку зрения,
быть готовым изменить свою
точку зрения
;
6.
Рефлексия учебной
деятельности на уроке
Цель:
Анализ и оценка
успешности достижения
цели; выявление
качества и уровня
овладения знаниями.
Организует
выполнение
учащимися
самооценки
- На все ли учебные задачи удалось найти
правильный
ответ?
Соответствует ли
полученный
результат
поставленным
целям?
- Была ли интересна вам эта тема? Что
нового вы для себя открыли?
- На какие вопросы вы бы хотели получить
ответы?
Самооценка учащихся.
Отвечают
на
вопросы
учителя.
Личностные:
оценивают собственную учебную
деятельность.
Регулятивные:
умеют оценивать свою работу на
уроке;
7.
Инструктаж
по
выполнению
домашнего задания.
Предлагает домашнее задание.
Написать эссе на тему: «Что могу сделать
я для искоренения коррупции?
Как
молодежь может помочь в борьбе с
коррупцией»
Записывают
домашнее
задание