Напоминание

"Коррупция как разновидность девиантного поведения" технологическая карта урока


Автор: Федорова Светлана Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 69
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Коррупция как разновидность девиантного поведения" технологическая карта урока
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

Учитель: учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 69 ФЁДОРОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Предмет: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Класс: 11

УМК: Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова,

А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. М.: Просвещение.

Тема

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ. КОРРУПЦИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. (2 ч)

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Цель

Способствовать формированию у учащихся представлений о социальных нормах, о необходимости социального

контроля и самоконтроля, о социальной опасности коррупции и неотвратимости наказания за коррупционные

правонарушения.

Задачи

1.Образовательные: формирование системы знаний антикоррупционной направленности (дать общее представление

о

понятии

и

об

исторических

формах

коррупции,

особенностях

ее

проявления

в

различных

сферах

жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления); ознакомление обучающихся с правовой базой

антикоррупционной деятельности в РФ.

2. Развивающие: развивать умение пользоваться соответствующей правовой нормой при разрешении конкретной

жизненной ситуации, формировать правовую культуру, т.е. способность отстаивать свои права; развивать

коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность: умение вести диалог, аргументировано

обосновывать свою точку зрения.

3. Воспитательные:

сформировать активную гражданскую позицию; способствовать умению быть ответственным перед своим

государством, уважать закон и реализовывать свои права и обязанности в жизни;

побудить обучающихся к размышлениям о

роли молодёжи в противодействии коррупции.

Применяемые

технологии

- Обучение в сотрудничестве

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Технология учебных ситуаций

- Технология критического мышления

Методы

обучения

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы

организации

познавательной

деятельности

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Ресурсы для

проведения

урока

-

Учебник

-

Презентации (электронные ресурсы):

«Социальные нормы и отклоняющееся поведение», «Коррупция как разновидность девиантного поведения».

-

Раздаточный материал, задания для групп

Формируемые

УУД

Личностные: понимание того, что отношения в обществе должны выстраиваться на основе закона и справедливости,

иначе придётся разрешать вопросы в судебном порядке, что способствует нарушению психического и физического

здоровья; осознание себя гражданином, ответственным за будущее России.

Метапредметные: умение пользоваться соответствующей правовой нормой при разрешении конкретной жизненной

ситуации, работать в группе, анализировать источники, вести диалог.

Предметные: знание понятийной базы, классификации, причинно-следственных связей, совокупности правовых

норм, относящихся к теме урока.

Основные

понятия

Социальные нормы, социальный контроль, девиантное поведение, коррупция, формы коррупции

План уроков

Урок 1. «

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

»

1. Социальные нормы и социальный контроль.

2. Воздействие социальных норм на поведение личности.

3. Отклоняющееся (девиантное) поведение.

4. Формальные и неформальные санкции

Урок 2.

«Коррупция как разновидность девиантного поведения»

1.

Понятие коррупция и сферы ее действия.

2.

Причины появления коррупции.

3.

Коррупция в цифрах и фактах.

4.

Антикоррупционная деятельность государства, мероприятия по искоренению коррупции.

5.

Роль молодежи в антикоррупционном движении

Организационная структура урока № 2

«КОРРУПЦИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1.Организационный

Цель:

- создание условий для

возникновения

у

обучающихся

внутренней потребности

включения

в

учебную

деятельность;

Приветствует обучающихся и организует их

на совместную работу (призывает быть

внимательными, активными,

организованными)

Проверяют организацию

своих рабочих мест

Регулятивные:

- осуществление самоконтроля.

2.Актуализация

опорных

знаний

и

умений

Цель:

Создание

условий

для

активизации

знаний

через

повторение

изученного

материала,

необходимого

для

«открытия

нового

знания». размышление и

выполнение

практического

задания.

Активизация

соответствующих

мыслительных операций

(анализ,

обобщение,

классификация и т.д.) и

познавательных

процессов

(внимание,

память).

Задаёт вопросы (фронтальная работа).

Создаёт условия для возникновения у

учеников внутренней потребности

включения в учебную деятельность.

– Приведите примеры каждого вида

социальных норм.

– Что такое социальный контроль?

– В чем состоит значение социального

контроля?

– Каковы причины отклоняющегося

поведения?

– Приведите примеры формальных

санкций

Отвечают на вопросы

Регулятивные:

-

освоение

способов

решения

проблем.

Коммуникативные:

-

уметь оформлять свои мысли в

устной форме

;

Познавательные:

- выполнять анализ учебного

материала; обобщение.

3.Постановка учебной

проблемы,

формулировка темы

урока, постановка цели

Цель:

создание

условий

для

заинтересованности

обучающихся

в

предстоящей

работе:

формулировка

темы

урока,

постановка цели урока,

планирование

деятельности

Организует формулировку темы урока

c

мотивирующим приёмом.

Учитель задает вопросы.

- Как вы думаете, какую тему на уроке мы

будем изучать?

- Как она связана с темой предыдущего

урока?

- Какие ассоциации у вас возникают при

просмотре данного иллюстративного

материала?

- Актуальна ли она для вас и ваших

современников и почему?

- Можно ли решить данные проблемы, не

прибегая к вмешательству государства?

Подводящий проблемный

диалог: работают с

презентацией и

предлагают варианты

ответов на вопросы

учителя.

С

помощью

учителя

формулируют тему урока.

С

помощью

учителя

ставят цель и планируют

свою деятельность.

Определяют

основные

вопросы:

1.Что такое коррупция?

2.Какие сферы наиболее

поражены

коррупцией?

3.Каковы

причины

коррупции?

4.Как

же

можно

бороться с коррупцией и

ее причинами? Есть ли

пути её искоренения?

Выстраивание

ассоциативного ряда:

взятка – чиновник –

масштаб социального

явления - ответственность

– правовые нормы…

Личностные

:

-

развитие мотивов учебной

деятельности и формирование

личностного смысла учения.

Регулятивные:

-

уметь

определять

и

формулировать цель на уроке с

помощью учителя;

- уметь составлять план решения

проблемы совместно с учителем.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе

знаний

(определять

границы

знания/незнания).

Коммуникативные:

-

точно и полно выражать свои

мысли;

- готовность слушать собеседника

и вести диалог;

- излагать своё мнение и

аргументировать свою точку

зрения.

Организует

постановку

цели

урока.

Организует

планирование

совместной

деятельности.

- Какие цели мы ставим сегодня на уроке?

- Как мы можем достичь поставленной

цели?

Записывает на доске основные проблемные

вопросы.

4. «Открытие»

учащимися новых

знаний

Цель:

Обеспечение

восприятия, осмысления

и

первичного

запоминания

знаний,

связей и отношений в

объекте изучения.

Деление класса на группы:

1) составить мини рассказ по теме

«Исторический аспект существования

коррупции в обществе»;

2) дать понятие «коррупция»;

3) составить схему «Формы коррупции»;

4) составить кластер «Причины

коррупции»;

5)составить кластер «Наиболее

коррумпированные сферы жизни

общества»;

6)составить схему «Негативные

последствия коррупции»;

7) сделать вывод (по результатам

исследований) о состоянии коррупции в РФ

на современном этапе)

8)составить схему «Правовая

ответственность»

Проверка работы в группах. Корректировка

и исправление ошибок.

Просит сделать вывод о коррупции, как

сложном социальном явлении.

-

Работа

в

группах.

Каждая группа получает

задания и работает над их

выполнением в течение 7-

12

минут

(работа

с

источниками

информации;

отбор

и

систематизация

материала)

-Публичное

представление

результатов работы.

-Записи в тетрадь.

-

Делают

вывод:

«Коррупция

выступает

как сложное негативное

социальное

явление,

которое

зародилось

в

глубокой

древности

и

продолжает

существовать

в

настоящее

время,

подрывая устои общества

и

создавая

угрозы

развитию,

способствует

падению

доверия

к

государственным

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в

письменной

и

устной

форме;

слушать и понимать речь других;

-

готовность

признавать

возможность

существования

различных точек зрения и права

каждого иметь свою;

-

вступать

в

коллективное

сотрудничество;

Регулятивные:

- работая по плану, сверять свои

действия

с

целью

и,

при

необходимости,

исправлять

ошибки с помощью учителя.

Познавательные:

-

умение

перерабатывать

полученную информацию;

-

находить ответы на вопросы,

используя свой жизненный опыт.

органам,

разрушает

экономику,

нравственность

общества»

5.Первичное

закрепление

Цель:

Установление

правильности

и

осознанности

усвоения

учебного

материала,

выявление

пробелов,

неверных

представлений,

их

коррекция.

Предлагает рассмотреть жизненные

ситуации и ответить на вопросы: о какой

форме коррупции идет речь и каковы

вредные последствия данного поступка?

Решают познавательные

задачи, применяя

полученные знания.

Регулятивные:

- выработка умений применять

знания в конкретной ситуации

Познавательные:

- выполнять универсальные

логические действия

.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной

речи с учетом своих учебных и

жизненных ситуаций;

-

слушать других, пытаться

принимать другую точку зрения,

быть готовым изменить свою

точку зрения

;

6.

Рефлексия учебной

деятельности на уроке

Цель:

Анализ и оценка

успешности достижения

цели; выявление

качества и уровня

овладения знаниями.

Организует

выполнение

учащимися

самооценки

- На все ли учебные задачи удалось найти

правильный

ответ?

Соответствует ли

полученный

результат

поставленным

целям?

- Была ли интересна вам эта тема? Что

нового вы для себя открыли?

- На какие вопросы вы бы хотели получить

ответы?

Самооценка учащихся.

Отвечают

на

вопросы

учителя.

Личностные:

оценивают собственную учебную

деятельность.

Регулятивные:

умеют оценивать свою работу на

уроке;

7.

Инструктаж

по

выполнению

домашнего задания.

Предлагает домашнее задание.

Написать эссе на тему: «Что могу сделать

я для искоренения коррупции?

Как

молодежь может помочь в борьбе с

коррупцией»

Записывают

домашнее

задание



В раздел образования