Напоминание

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР


Автор: Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 "Радуга" города Тихорецка
Населённый пункт: город Тихорецк Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия

по обучению грамоте в

подготовительной к школе группе

для детей с ОНР

"СПАСЕМ КАПИТАНА"

Учитель-логопед

Безякина Н.Ф.

Программное содержание.

Коррекционно-образовательные цели:

Закреплять навык звукослогового анализа слов.

Закрепить графический образ букв.

Закреплять навык чтения слогов и слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать память и внимание.

Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать

выводы.

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование: бутылка от экипажа корабля; звуковички; 2 мольберта, буквы

к слову КАПИТАН, корабль из мягких модулей; карточки с буквами для

составления слов, цветные фишки для звукового анализа; предметные

картинки для определения первого звука в слове; массажные мячики.

Ход занятия

I. Организационный момент. Дети заходят в зал, встают в круг, взявшись

за руки, и говорят:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Логопед: Прежде, чем начать заниматься , давайте сделаем речевую

гимнастику, которая называется:

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Логопед: Ребята, прежде чем продолжить, я предлагаю вам отгадать загадки,

чтобы все поняли, из чего состоит наша речь:

Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту…(слово).

Логопед: Молодцы. Ой, ребята, смотрите корабль и около него бутылка, а в

ней письмо. Хотите прочитать, что в нем написано? Тогда нам нужно

выполнить задание, чтобы письмо достать из бутылки.

Логопед: Сейчас вы назовете свое имя и скажите сколько в нем слогов.

Потом выберете стаканчик на котором написана цифра с таким же

количеством слогов и выльете воду в бутылку.

Логопед: ну вот бутылка наполнилась, письмо легко вытащить. Давайте его

прочитаем.

"Дорогие ребята, на наш корабль напали пираты и похитили сначала

одного человека на нашем корабле. А потом они его отвезли на остров, а

нас на другой. Помогите нам вернуть этого человека. Потому что

только он знает, как нас найти и спасти" Экипаж.

Логопед: Поможем ребята?

1.Логопед: Прежде, чем зайти на корабль, нам нужно выполнить задание

Скажите какие бывают звуки? Правильно гласные и согласные. Кто

расскажет стихотворение об этих звуках?

Воздух свободно идёт через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поёт.

Звук получается ГЛАСНЫЙ.

А СОГЛАСНЫЕ … согласны

Шелестеть, рычать, скрипеть,

Даже фыркать и хрипеть

Но не хочется им петь.

Логопед: А какие бывают СОГЛАСНЫЕ звуки?

Правильно они бывают ГЛУХИМИ И ЗВОНКИМИ. Чем они отличаются?

Правильно, еще согласные могут быть ТВЕРДЫМИ И МЯГКИМИ. Когда

согласный звук бывает твердым? Правильно, когда после него стоят звуки А,

О, У. А когда бывает мягким? Правильно, когда после него стоит звук И.

Логопед: Молодцы. За выполненное задание мы получили одну букву. Что

это за буква: "К".

2. Логопед: Молодцы. На любой корабль нужно приобретать билеты. Билеты

будут у нас буквы.

Посмотрите, здесь есть разные картинки. Нужно определить первый звук в

слове, найти на мольберте соответствующую букву и рассказать о нем.

Логопед: Молодцы. За выполненное задание мы получаем еще одну букву:

"А"

3. Логопед: Чтобы наш корабль быстро плыл, попросим помощи у ветра.

Помоги нам, ветерок,

Паруса надуй, дружок!

- Давайте, поможем ветру! (Дыхательная гимнастика с вертушкой)

Логопед: Вот и еще одна буква: "П"

4. Логопед: А теперь подготовим наши язычки, чтобы они у нас были

послушные, проведём артикуляционную гимнастику « У бабушки с

дедушкой»

Толстые внуки приехали в гости (дети надули щеки).

С ними худые - лишь кожа да кости (втянули щеки, не открывая рта).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)

Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)

Утром проснулись - в улыбочку губы (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и

зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения

языка)

С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения

языка).

Вот у нас и еще одна буква: "И".

Физкультминутка.

Логопед: Мы долго плыли и устали, давайте отдохнем.

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

5. Логопед: Мы приплыли к острову и первая остановка"Чистоговорки"

Давайте пройдем по дорожке. Я буду читать чистоговорки, ваша задача

повторить их правильно и чётко проговаривая звуки.

РА – РА - РА — начинается игра.

РИ – РИ - РИ – чисто говори

ЛИ – ЛИ - ЛИ - в море корабли

ЛО -ЛО-ЛО - на улице тепло

ЛА – ЛЯ - ЛА – здесь скала

ГА-ГА-ГА - вышли гуси на луга

УРЬ - УРЬ - УРЬ - не боимся бурь.

ШО – ШО - ШО - у меня все хорошо.

ЖУ – ЖУ - ЖУ - я с буквами дружу.

ЩУ – ЩУ - ЩУ – я букву отыщу.

БРО – БРА - БРО — делайте всегда добро.

РЫ – РЫ - РЫ — наступил конец игры.

Логопед: вот мы получили и пятую букву: "Т".

6. Логопед: Посмотрите, к берегу прибило много морских ежей. Но мы

колючек не боимся, давайте с ними сделаем гимнастику.

Ежика держу в руке

Зажимаю в кулаке.

Зажимаю, разжимаю,

И ладошками катаю.

Логопед: вот мы получили и пятую букву: "А".

7. Логопед: посмотрите, на столе в тарелочках лежат буквы. Нам нужно

выполнить вот какое задание. Составить из них слова.

Чтобы слово вам узнать

Буквы и слоги нужно собирать.

Буквы и слоги собираются-

И слова читаются

Старшая группа:

лук, мак, ком, кит, кот, ком, танк, нота, пума, мука, ток.

Подготовительная группа:

нота, пума, мука, танк, гном, бант, бинт, мода, нога, губа, фото, кофта.

Вот и последняя буква "Н".

Логопед: Давайте причитаем слово, которое у нас получилось:

"КАПИТАН". Вот оказывается, кто самый главный на корабле. Но нам надо

сделать звуковой анализ этого слова.

Полученное слово вслух вы прочитайте.

И звуковой анализ выполняйте.

Логопед: А вот и капитан. Здравствуй капитан. Мы приплыли на твоем

корабле и теперь ты можешь спасти свою команду. Только сначала отвези

нас в детский садик.

Логопед: Ребята, понравилось вам наше путешествие? Что мы делали во

время путешествия?

Логопед: Вы очень порадовали меня и за это я приготовила вам гостинцы.

Шире наш чудесный круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернись

И друг другу улыбнись.



В раздел образования