Автор: Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 "Радуга" города Тихорецка
Населённый пункт: город Тихорецк Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
по обучению грамоте в
подготовительной к школе группе
для детей с ОНР
"СПАСЕМ КАПИТАНА"
Учитель-логопед
Безякина Н.Ф.
Программное содержание.
Коррекционно-образовательные цели:
Закреплять навык звукослогового анализа слов.
Закрепить графический образ букв.
Закреплять навык чтения слогов и слов.
Коррекционно-развивающие цели:
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать память и внимание.
Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать
выводы.
Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Формировать навык совместной работы в паре.
Оборудование: бутылка от экипажа корабля; звуковички; 2 мольберта, буквы
к слову КАПИТАН, корабль из мягких модулей; карточки с буквами для
составления слов, цветные фишки для звукового анализа; предметные
картинки для определения первого звука в слове; массажные мячики.
Ход занятия
I. Организационный момент. Дети заходят в зал, встают в круг, взявшись
за руки, и говорят:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Логопед: Прежде, чем начать заниматься , давайте сделаем речевую
гимнастику, которая называется:
Кто хочет разговаривать
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Логопед: Ребята, прежде чем продолжить, я предлагаю вам отгадать загадки,
чтобы все поняли, из чего состоит наша речь:
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).
Логопед: Молодцы. Ой, ребята, смотрите корабль и около него бутылка, а в
ней письмо. Хотите прочитать, что в нем написано? Тогда нам нужно
выполнить задание, чтобы письмо достать из бутылки.
Логопед: Сейчас вы назовете свое имя и скажите сколько в нем слогов.
Потом выберете стаканчик на котором написана цифра с таким же
количеством слогов и выльете воду в бутылку.
Логопед: ну вот бутылка наполнилась, письмо легко вытащить. Давайте его
прочитаем.
"Дорогие ребята, на наш корабль напали пираты и похитили сначала
одного человека на нашем корабле. А потом они его отвезли на остров, а
нас на другой. Помогите нам вернуть этого человека. Потому что
только он знает, как нас найти и спасти" Экипаж.
Логопед: Поможем ребята?
1.Логопед: Прежде, чем зайти на корабль, нам нужно выполнить задание
Скажите какие бывают звуки? Правильно гласные и согласные. Кто
расскажет стихотворение об этих звуках?
Воздух свободно идёт через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается ГЛАСНЫЙ.
А СОГЛАСНЫЕ … согласны
Шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и хрипеть
Но не хочется им петь.
Логопед: А какие бывают СОГЛАСНЫЕ звуки?
Правильно они бывают ГЛУХИМИ И ЗВОНКИМИ. Чем они отличаются?
Правильно, еще согласные могут быть ТВЕРДЫМИ И МЯГКИМИ. Когда
согласный звук бывает твердым? Правильно, когда после него стоят звуки А,
О, У. А когда бывает мягким? Правильно, когда после него стоит звук И.
Логопед: Молодцы. За выполненное задание мы получили одну букву. Что
это за буква: "К".
2. Логопед: Молодцы. На любой корабль нужно приобретать билеты. Билеты
будут у нас буквы.
Посмотрите, здесь есть разные картинки. Нужно определить первый звук в
слове, найти на мольберте соответствующую букву и рассказать о нем.
Логопед: Молодцы. За выполненное задание мы получаем еще одну букву:
"А"
3. Логопед: Чтобы наш корабль быстро плыл, попросим помощи у ветра.
Помоги нам, ветерок,
Паруса надуй, дружок!
- Давайте, поможем ветру! (Дыхательная гимнастика с вертушкой)
Логопед: Вот и еще одна буква: "П"
4. Логопед: А теперь подготовим наши язычки, чтобы они у нас были
послушные, проведём артикуляционную гимнастику « У бабушки с
дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щеки).
С ними худые - лишь кожа да кости (втянули щеки, не открывая рта).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)
Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)
Утром проснулись - в улыбочку губы (широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и
зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения
языка)
С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения
языка).
Вот у нас и еще одна буква: "И".
Физкультминутка.
Логопед: Мы долго плыли и устали, давайте отдохнем.
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
5. Логопед: Мы приплыли к острову и первая остановка"Чистоговорки"
Давайте пройдем по дорожке. Я буду читать чистоговорки, ваша задача
повторить их правильно и чётко проговаривая звуки.
РА – РА - РА — начинается игра.
РИ – РИ - РИ – чисто говори
ЛИ – ЛИ - ЛИ - в море корабли
ЛО -ЛО-ЛО - на улице тепло
ЛА – ЛЯ - ЛА – здесь скала
ГА-ГА-ГА - вышли гуси на луга
УРЬ - УРЬ - УРЬ - не боимся бурь.
ШО – ШО - ШО - у меня все хорошо.
ЖУ – ЖУ - ЖУ - я с буквами дружу.
ЩУ – ЩУ - ЩУ – я букву отыщу.
БРО – БРА - БРО — делайте всегда добро.
РЫ – РЫ - РЫ — наступил конец игры.
Логопед: вот мы получили и пятую букву: "Т".
6. Логопед: Посмотрите, к берегу прибило много морских ежей. Но мы
колючек не боимся, давайте с ними сделаем гимнастику.
Ежика держу в руке
Зажимаю в кулаке.
Зажимаю, разжимаю,
И ладошками катаю.
Логопед: вот мы получили и пятую букву: "А".
7. Логопед: посмотрите, на столе в тарелочках лежат буквы. Нам нужно
выполнить вот какое задание. Составить из них слова.
Чтобы слово вам узнать
Буквы и слоги нужно собирать.
Буквы и слоги собираются-
И слова читаются
Старшая группа:
лук, мак, ком, кит, кот, ком, танк, нота, пума, мука, ток.
Подготовительная группа:
нота, пума, мука, танк, гном, бант, бинт, мода, нога, губа, фото, кофта.
Вот и последняя буква "Н".
Логопед: Давайте причитаем слово, которое у нас получилось:
"КАПИТАН". Вот оказывается, кто самый главный на корабле. Но нам надо
сделать звуковой анализ этого слова.
Полученное слово вслух вы прочитайте.
И звуковой анализ выполняйте.
Логопед: А вот и капитан. Здравствуй капитан. Мы приплыли на твоем
корабле и теперь ты можешь спасти свою команду. Только сначала отвези
нас в детский садик.
Логопед: Ребята, понравилось вам наше путешествие? Что мы делали во
время путешествия?
Логопед: Вы очень порадовали меня и за это я приготовила вам гостинцы.
Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.