Напоминание

Статодинамика, как оздоровительная технология.


Автор: Мельников Семен Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Советский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Статодинамика, как оздоровительная технология.
Раздел: среднее образование





Назад




Сведения об авторе.

Мельников Семен Александрович, 06.10.1987 г.р.,

Учитель физической культуры МБОУ СОШ № 1 г. Советский. Общий стаж- 11 лет; педагогический

стаж – 10 лет.

2. Условия формирования опыта.

Условиями формирования опыта стало:

1. Необходимость комплексного развития физических качеств.

2. Наличие положительного опыта применения оздоровительной системы ИЗОТОН во всем

мире.

3. Ежегодное увеличение детских заболеваний легочных и сердечно-сосудистых систем.

4. Формирование начального представления о необходимости профилактики сердечно-

сосудистых заболеваний.

3. Теоретическими и методологическими основами опыта выступают:

· учения о двигательной деятельности человека и животных (Николая Александровича

Бернштейна), теория многоуровневого управления движениями, в том числе локомоциями

человека, положила начало развитию новых принципов понимания жизнедеятельности

организма. Поставив в центр внимания проблему активности организма по отношению к

среде, Бернштейн объединил биомеханику и нейрофизиологию в единую науку физиологию

движений. Понятие Н. А. Бернштейна о двигательной задаче как психической основе

действий человека открыло пути изучения высших уровней сознания в двигательной

деятельности человека.

· Инновационная здоровьесберегающая технология по системе ИЗОТОН (Виктор Николаевич

Селуянов ), при разработке основных принципов ИЗОТОНа использовалось компьютерное

имитационное моделирование физиологических систем и биохимических процессов в организме, а

также анализ широкого спектра физических воздействий на человека. В качестве методической

основы использовался опыт в сфере спортивной тренировки, достижений восточных

оздоровительных систем (хатха-йога, цигун), современных западных методик (все виды аэробики,

калланетика, боди-билдинг и мн. др.), а также отечественной лечебной физкультуры и

оздоровительной работы с населением (включая нетрадиционные способы оздоровления)

· личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К.Роджерс,

И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей

развития личности ребенка при построении системы педагогического сопровождения

образовательного процесса, максимальный учёт индивидуальных, субъектных и личностных

особенностей детей. С этих позиций сопровождение должно ориентироваться на потребности и

интересы конкретного ребенка, логику его развития, а не на заданные извне задачи.

· парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), утверждающая

необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и

умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и

личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики.

· теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова), утверждающая

необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости»,

создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-

субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует

равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.

Методологические и теоретические основы системного подхода разработаны в трудах

B.Г.Афанасьева, Л.Берталанфи, И.В.Блауберга, М.Б.Кедрова, В.Н.Садовского,

Г.П.Щедровицкого, Б.Г.Юдина, в работах по педагогической системологии C.И.Архангельского,

МА.Данилова, Э.П.Джугели, Ф.Ф.Королева, В.В.Краевского, А.Г.Кузнецовой и в исследованиях по

созданию отдельных педагогических систем В.П.Беспалько, В.А.Караковского, В.А.Сластенина.

Б.Г. Ананьев подчеркивает, что способности формируются в деятельности индивида, при этом

считает, что в ходе деятельности создаются определенные способы организации психических

процессов, которые сказываются на росте способностей, характере человека. В своих работах по

проблеме способностей А.Н. Леонтьев последовательно проводит мысль о решающей роли

социальных условий, воспитании в развитии способностей человека и в меньшей мере придает

значение природной стороне способностей. «Все психические функции и способности, свойственные

человеку как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом

предшествующих поколений».

Определение способностей и выделение их составляющих мы находим в трудах Е.И. Игнатьева, В.И.

Киреенко, А.Г. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других. Способности – индивидуально-

психические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда

деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и

быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Следует подчеркнуть тесную и

неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками: с одной стороны,

способности зависят от знаний, умений, навыков — в процессе приобретения знаний, умений,

навыков развиваются способности. С другой стороны, знания, умения, навыки зависят от

способностей. Способности позволяют быстрее и легче, прочнее и глубже овладеть

соответствующими знаниями.

4. Актуальность и перспективность опыта.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее

время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с

неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и

отрицательное влияние школы на здоровье детей. Здоровье детей в любом обществе и при любых

социально экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и

предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации,

научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими

показателями, является чутким барометром социально – экономического развития страны.

Актуальность данного опыта обусловлена государственной политикой в области образования. В

соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального

общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся,

что в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Стандарт

основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника

(«портрет выпускника основной школы») не только социально активного, соизмеряющего свои

поступки с нравственными ценностями, но и осознанно выполняющего правила здорового и

экологически целесообразного образа жизни.

Ежегодно органы здравоохранения анализируют состояние здоровья детей и нации. По

статистическим данным, опубликованным в книге «Здоровье России. Атлас», общая заболеваемость

детского населения до 17 лет в РФ продолжает неуклонно расти. У детей наиболее часто

встречаются болезни дыхательной системы, органов пищеварения, сердечно-сосудистые

заболевания, болезни нервной системы. Образовательная деятельность организованная с

использованием здоровьесберегающей технологии по системе ИЗОТОН предназначена

для обучающихся любой возрастной категории и может быть востребована обучающимися как

возможность для повышения компетенции в сфере валеологии, психологии и физической культуры.

ИЗОТОН — целостный комплекс, каждый элемент которого логически связан с другими.

Гарантированный эффект достигается только при выполнении всех требований. Это, конечно, не

означает, что нельзя использовать отдельные составляющие системы, например физическую

тренировку или принципы питания, но в этом случае конечный эффект будет зависеть от

образованности занимающегося и квалификации его инструктора.

Физическая тренировка в ИЗОТОНе включать в себя пять основных составляющих.

1) изотоническую тренировку, в которой используются изотонические, статодинамические и

статические упражнения, то есть те, при которых отсутствует фаза расслабления мышц. Эта

тренировка занимает в системе центральное место и применятся:

• для увеличения или уменьшения объема мышц, изменения их силы и выносливости;

• совершенствования эндокринных механизмов, отвечающих за реакцию на стрессовые воздействия;

• снижение жировых запасов;

• создание общего, так называемого "анаболического", фона для облегчения положительных

перестроек в организме;

• рефлекторного и механического воздействия на внутренние органы с целью нормализации их

работы;

• тренировки сосудистых реакций и улучшения тканевого питания;

5. Новизна

Во-первых, система изотонических тренировок ориентирована на практическое освоение

обучающимися ключевых компетенций “надпрофессионального” характера, которые необходимы в

любой деятельности (даже необязательно – профессиональной), а именно: умение поддерживать

здоровье и повышать его устойчивость, снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать

положительный эмоционально-энергетический тонус. Во-вторых, одновременно с этим происходит

расширение знаний в области психологии и физиологии, формирование ценностного отношения к

здоровью, воспитание устойчивого интереса к физической культуре.

Целью методического пособия является формирование ценностного отношения к здоровью,

установки к здоровому образу жизни, представления о терапевтических возможностях

изотонических упражнений, овладение способами поддержания здоровья

6. Адресность опыта.

Данный педагогический опыт может быть полезен для учителей физической культуры.

7. Трудоемкость опыта

1. Условия:

Кадровый ресурс инновационного продукта обеспечивается в рамках существующих расчетных

нормативов штатных единиц и оплаты труда педагогических работников:

· учителя образовательных учреждений, непосредственно работающие с инновационным продуктом

и распространяющие свой опыт, обладающие культурологической грамотностью, коммуникативной

культурой, ориентированные на создание эмоционально-психологического комфорта при внедрении

инновационного продукта;

Материально-технический ресурс обеспечивается в рамках материально-технического обеспечения

образовательного учреждения:

• спортивный зал образовательного учреждения, соответствующие современным требованиям

эргономики, нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 и позволяющие моделировать рабочее пространство;

• Одним из главных особенностей системы ИЗОТОН является универсальность. Занятия

построенные по системе ИЗОТОН не требуют специального оборудования.

Ограничения и риски на наш взгляд отсутствуют.

8. Технология опыта.

Создано методическое пособие (Приложение 1)

Методическое пособие содержит комплекс изотонических тренировок и упражнений. В каждом из

которых выделены структурные единицы

Применение ИЗОТОНических упражнений в системе физического воспитания школьников во время

уроков физической культуры применяются преимущественно в начале урока , для создания

благоприятного гормонального фона учащихся.

Изотонические упражнения подбираются индивидуально учителем и нет четкой схемы построения

урока по оздоровительной технологии ИЗОТОН

Пример применения упражнений.

После выполнения общеразвивающих упражнений на месте необходимо включить изотонически

направленные упражнения

1. Вытянуть прямые руки вверх над головой , подняться на носки и покачивающими движениями на

носках удерживать такое положение на 30-50 секунд .

2. Выполнить упражнение планка 30-50сек варианты упражнения можно менять из урока в урок

· На что обратить особое внимание:

· Голова и шея: должны быть расслабленными и свободными. Смотрите на пол, не поднимайте

голову наверх.

· Руки: держите прямо перед собой либо скрестите их. Ставьте локти строго под плечевыми

суставами, чтобы не создавать лишней нагрузки на плечи. Опускайте плечи, не поднимайте их к

ушам.

· Поясница: ее нельзя ни округлять, ни прогибать. Представьте, что ваша поясница плотно прижата к

стене.

· Ноги: должны оставаться прямыми и напряженными. В противном случае основная нагрузка

перейдет на поясницу, а не на мышцы пресса.

· Ягодицы: также должны быть напряжены и находиться на одном уровне со спиной. Не прогибайте

таз и не поднимайте ягодицы вверх.

· Живот: втягивайте, а затем (уже втянутым) постарайтесь подтянуть к ребрам. Держите его

подтянутым на протяжении всего упражнения, при этом дыхание не задерживайте.

· Ступни: можно соединить вместе, можно немного расставить. Чем ближе их поставите друг к

другу, тем сильнее будет нагрузка на мышцы пресса.

· Дыхание: обязательно не забывайте глубоко дышать на протяжении всего упражнения. Вдыхайте и

выдыхайте медленно и размеренно.

3. И.п. Руки на пояс, ноги на ширине плеч, колени немного согнуты. Из этого положения приседаем

медленно вниз, пока бедро не достигнет параллели пола. Достигнув данной точки, так же медленно

возвращаемся в исходное положение. Колени в и.п. не выпрямляем, тем самым оставляя мышцы в

напряжении.

4.Выпады на месте

И.п. Руки на пояс, ноги на ширине плеч. Делаем длинный шаг вперед и замираем. Слегка сгибаем

колени, и вот Вы в начальном положении данного упражнения. Из него опускаемся медленно вниз,

практически касаясь коленном пола, после чего возвращаемся в исходное положение. Колени так же

оставляем согнутыми, в верхней точки, для сохранения напряжения мышц.

Время упражнений подбирается в зависимости от степени подготовленности обучающихся, но для

ознакомления с техникой выполнения упражнений и исключений ошибок в формировании техники

начинать необходимо с минимальной нагрузки 30 сек. И доводить ее до максимального 55сек.

Во время упражнений необходимо терпеть жжение мышц именно этого эффекта и нужно добиться

при выполнении упражнений - его мы и будем называть эффект управляемого стресса для мышц.

Благодаря жжению будут выделены необходимые гормоны для тренировочного эффекта мышц.

Во время упражнений необходимо следить за дыханием, оно должно быть ровным и полностью

исключать фазу натуживания.

Необходимо учесть , что не стоит применять статические упражнения дольше 55 сек. Т.к. мышцы

работают в условиях недостаточности кислорода и могут возникнуть разрушительные процессы

органелл внутри клетки.

9. Результативность опыта:

Образовательная деятельность выстроенная по системе изотонических упражнений дает

положительные результаты:

- стабилизация психоэмоционального состояния;

- увеличение силы, выносливости и эластичности мыщц;

- формирование ЗОЖ

Для подтверждения результативности нами был проведен эксперимент по эффективности

применения комплекса ИЗОТОНических упражнений на уроках физической культуры.

В 2015г. на базе 9х классов был проведен эксперимент по выявлению эффективности

изотонических упражнений.

Цель эксперимента: Влияние изотонических упражнений на развитие выносливости

занимающихся.

Ход эксперимента:

В сентябре было установлено 2 класса которые будут принимать участие в эксперименте. Оба

класса выполнили бег на время с расстоянием в 1000м. результаты были зафиксированы и

внесены в таблицу.

В ходе эксперимента первый класс занимался по стандартной схеме урока физической

культуры, без применения изотонических упражнений.

Во втором классе, урок физкультуры проходил с включением в него изотонических

упражнений.

· Присед

· Планка

· Выпад

По истечению двух месяцев эксперимента был проведен контрольный тест бега на 1000м .

В результате выяснилось: класс, который, выполнял изотонические упражнения показал более

высокие результаты, более того процесс восстановления после бега был гораздо быстрее и

менее болезнен для занимающихся.



В раздел образования