Автор: Мельников Семен Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Советский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Статодинамика, как оздоровительная технология.
Раздел: среднее образование
Сведения об авторе.
Мельников Семен Александрович, 06.10.1987 г.р.,
Учитель физической культуры МБОУ СОШ № 1 г. Советский. Общий стаж- 11 лет; педагогический
стаж – 10 лет.
2. Условия формирования опыта.
Условиями формирования опыта стало:
1. Необходимость комплексного развития физических качеств.
2. Наличие положительного опыта применения оздоровительной системы ИЗОТОН во всем
мире.
3. Ежегодное увеличение детских заболеваний легочных и сердечно-сосудистых систем.
4. Формирование начального представления о необходимости профилактики сердечно-
сосудистых заболеваний.
3. Теоретическими и методологическими основами опыта выступают:
· учения о двигательной деятельности человека и животных (Николая Александровича
Бернштейна), теория многоуровневого управления движениями, в том числе локомоциями
человека, положила начало развитию новых принципов понимания жизнедеятельности
организма. Поставив в центр внимания проблему активности организма по отношению к
среде, Бернштейн объединил биомеханику и нейрофизиологию в единую науку физиологию
движений. Понятие Н. А. Бернштейна о двигательной задаче как психической основе
действий человека открыло пути изучения высших уровней сознания в двигательной
деятельности человека.
· Инновационная здоровьесберегающая технология по системе ИЗОТОН (Виктор Николаевич
Селуянов ), при разработке основных принципов ИЗОТОНа использовалось компьютерное
имитационное моделирование физиологических систем и биохимических процессов в организме, а
также анализ широкого спектра физических воздействий на человека. В качестве методической
основы использовался опыт в сфере спортивной тренировки, достижений восточных
оздоровительных систем (хатха-йога, цигун), современных западных методик (все виды аэробики,
калланетика, боди-билдинг и мн. др.), а также отечественной лечебной физкультуры и
оздоровительной работы с населением (включая нетрадиционные способы оздоровления)
· личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К.Роджерс,
И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей
развития личности ребенка при построении системы педагогического сопровождения
образовательного процесса, максимальный учёт индивидуальных, субъектных и личностных
особенностей детей. С этих позиций сопровождение должно ориентироваться на потребности и
интересы конкретного ребенка, логику его развития, а не на заданные извне задачи.
· парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), утверждающая
необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и
умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и
личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики.
· теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова), утверждающая
необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости»,
создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-
субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует
равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
Методологические и теоретические основы системного подхода разработаны в трудах
B.Г.Афанасьева, Л.Берталанфи, И.В.Блауберга, М.Б.Кедрова, В.Н.Садовского,
Г.П.Щедровицкого, Б.Г.Юдина, в работах по педагогической системологии C.И.Архангельского,
МА.Данилова, Э.П.Джугели, Ф.Ф.Королева, В.В.Краевского, А.Г.Кузнецовой и в исследованиях по
созданию отдельных педагогических систем В.П.Беспалько, В.А.Караковского, В.А.Сластенина.
Б.Г. Ананьев подчеркивает, что способности формируются в деятельности индивида, при этом
считает, что в ходе деятельности создаются определенные способы организации психических
процессов, которые сказываются на росте способностей, характере человека. В своих работах по
проблеме способностей А.Н. Леонтьев последовательно проводит мысль о решающей роли
социальных условий, воспитании в развитии способностей человека и в меньшей мере придает
значение природной стороне способностей. «Все психические функции и способности, свойственные
человеку как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом
предшествующих поколений».
Определение способностей и выделение их составляющих мы находим в трудах Е.И. Игнатьева, В.И.
Киреенко, А.Г. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других. Способности – индивидуально-
психические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда
деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и
быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Следует подчеркнуть тесную и
неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками: с одной стороны,
способности зависят от знаний, умений, навыков — в процессе приобретения знаний, умений,
навыков развиваются способности. С другой стороны, знания, умения, навыки зависят от
способностей. Способности позволяют быстрее и легче, прочнее и глубже овладеть
соответствующими знаниями.
4. Актуальность и перспективность опыта.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее
время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с
неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и
отрицательное влияние школы на здоровье детей. Здоровье детей в любом обществе и при любых
социально экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и
предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации,
научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими
показателями, является чутким барометром социально – экономического развития страны.
Актуальность данного опыта обусловлена государственной политикой в области образования. В
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального
общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся,
что в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Стандарт
основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
(«портрет выпускника основной школы») не только социально активного, соизмеряющего свои
поступки с нравственными ценностями, но и осознанно выполняющего правила здорового и
экологически целесообразного образа жизни.
Ежегодно органы здравоохранения анализируют состояние здоровья детей и нации. По
статистическим данным, опубликованным в книге «Здоровье России. Атлас», общая заболеваемость
детского населения до 17 лет в РФ продолжает неуклонно расти. У детей наиболее часто
встречаются болезни дыхательной системы, органов пищеварения, сердечно-сосудистые
заболевания, болезни нервной системы. Образовательная деятельность организованная с
использованием здоровьесберегающей технологии по системе ИЗОТОН предназначена
для обучающихся любой возрастной категории и может быть востребована обучающимися как
возможность для повышения компетенции в сфере валеологии, психологии и физической культуры.
ИЗОТОН — целостный комплекс, каждый элемент которого логически связан с другими.
Гарантированный эффект достигается только при выполнении всех требований. Это, конечно, не
означает, что нельзя использовать отдельные составляющие системы, например физическую
тренировку или принципы питания, но в этом случае конечный эффект будет зависеть от
образованности занимающегося и квалификации его инструктора.
Физическая тренировка в ИЗОТОНе включать в себя пять основных составляющих.
1) изотоническую тренировку, в которой используются изотонические, статодинамические и
статические упражнения, то есть те, при которых отсутствует фаза расслабления мышц. Эта
тренировка занимает в системе центральное место и применятся:
• для увеличения или уменьшения объема мышц, изменения их силы и выносливости;
• совершенствования эндокринных механизмов, отвечающих за реакцию на стрессовые воздействия;
• снижение жировых запасов;
• создание общего, так называемого "анаболического", фона для облегчения положительных
перестроек в организме;
• рефлекторного и механического воздействия на внутренние органы с целью нормализации их
работы;
• тренировки сосудистых реакций и улучшения тканевого питания;
5. Новизна
Во-первых, система изотонических тренировок ориентирована на практическое освоение
обучающимися ключевых компетенций “надпрофессионального” характера, которые необходимы в
любой деятельности (даже необязательно – профессиональной), а именно: умение поддерживать
здоровье и повышать его устойчивость, снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать
положительный эмоционально-энергетический тонус. Во-вторых, одновременно с этим происходит
расширение знаний в области психологии и физиологии, формирование ценностного отношения к
здоровью, воспитание устойчивого интереса к физической культуре.
Целью методического пособия является формирование ценностного отношения к здоровью,
установки к здоровому образу жизни, представления о терапевтических возможностях
изотонических упражнений, овладение способами поддержания здоровья
6. Адресность опыта.
Данный педагогический опыт может быть полезен для учителей физической культуры.
7. Трудоемкость опыта
1. Условия:
Кадровый ресурс инновационного продукта обеспечивается в рамках существующих расчетных
нормативов штатных единиц и оплаты труда педагогических работников:
· учителя образовательных учреждений, непосредственно работающие с инновационным продуктом
и распространяющие свой опыт, обладающие культурологической грамотностью, коммуникативной
культурой, ориентированные на создание эмоционально-психологического комфорта при внедрении
инновационного продукта;
Материально-технический ресурс обеспечивается в рамках материально-технического обеспечения
образовательного учреждения:
• спортивный зал образовательного учреждения, соответствующие современным требованиям
эргономики, нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 и позволяющие моделировать рабочее пространство;
• Одним из главных особенностей системы ИЗОТОН является универсальность. Занятия
построенные по системе ИЗОТОН не требуют специального оборудования.
Ограничения и риски на наш взгляд отсутствуют.
8. Технология опыта.
Создано методическое пособие (Приложение 1)
Методическое пособие содержит комплекс изотонических тренировок и упражнений. В каждом из
которых выделены структурные единицы
Применение ИЗОТОНических упражнений в системе физического воспитания школьников во время
уроков физической культуры применяются преимущественно в начале урока , для создания
благоприятного гормонального фона учащихся.
Изотонические упражнения подбираются индивидуально учителем и нет четкой схемы построения
урока по оздоровительной технологии ИЗОТОН
Пример применения упражнений.
После выполнения общеразвивающих упражнений на месте необходимо включить изотонически
направленные упражнения
1. Вытянуть прямые руки вверх над головой , подняться на носки и покачивающими движениями на
носках удерживать такое положение на 30-50 секунд .
2. Выполнить упражнение планка 30-50сек варианты упражнения можно менять из урока в урок
· На что обратить особое внимание:
· Голова и шея: должны быть расслабленными и свободными. Смотрите на пол, не поднимайте
голову наверх.
· Руки: держите прямо перед собой либо скрестите их. Ставьте локти строго под плечевыми
суставами, чтобы не создавать лишней нагрузки на плечи. Опускайте плечи, не поднимайте их к
ушам.
· Поясница: ее нельзя ни округлять, ни прогибать. Представьте, что ваша поясница плотно прижата к
стене.
· Ноги: должны оставаться прямыми и напряженными. В противном случае основная нагрузка
перейдет на поясницу, а не на мышцы пресса.
· Ягодицы: также должны быть напряжены и находиться на одном уровне со спиной. Не прогибайте
таз и не поднимайте ягодицы вверх.
· Живот: втягивайте, а затем (уже втянутым) постарайтесь подтянуть к ребрам. Держите его
подтянутым на протяжении всего упражнения, при этом дыхание не задерживайте.
· Ступни: можно соединить вместе, можно немного расставить. Чем ближе их поставите друг к
другу, тем сильнее будет нагрузка на мышцы пресса.
· Дыхание: обязательно не забывайте глубоко дышать на протяжении всего упражнения. Вдыхайте и
выдыхайте медленно и размеренно.
3. И.п. Руки на пояс, ноги на ширине плеч, колени немного согнуты. Из этого положения приседаем
медленно вниз, пока бедро не достигнет параллели пола. Достигнув данной точки, так же медленно
возвращаемся в исходное положение. Колени в и.п. не выпрямляем, тем самым оставляя мышцы в
напряжении.
4.Выпады на месте
И.п. Руки на пояс, ноги на ширине плеч. Делаем длинный шаг вперед и замираем. Слегка сгибаем
колени, и вот Вы в начальном положении данного упражнения. Из него опускаемся медленно вниз,
практически касаясь коленном пола, после чего возвращаемся в исходное положение. Колени так же
оставляем согнутыми, в верхней точки, для сохранения напряжения мышц.
Время упражнений подбирается в зависимости от степени подготовленности обучающихся, но для
ознакомления с техникой выполнения упражнений и исключений ошибок в формировании техники
начинать необходимо с минимальной нагрузки 30 сек. И доводить ее до максимального 55сек.
Во время упражнений необходимо терпеть жжение мышц именно этого эффекта и нужно добиться
при выполнении упражнений - его мы и будем называть эффект управляемого стресса для мышц.
Благодаря жжению будут выделены необходимые гормоны для тренировочного эффекта мышц.
Во время упражнений необходимо следить за дыханием, оно должно быть ровным и полностью
исключать фазу натуживания.
Необходимо учесть , что не стоит применять статические упражнения дольше 55 сек. Т.к. мышцы
работают в условиях недостаточности кислорода и могут возникнуть разрушительные процессы
органелл внутри клетки.
9. Результативность опыта:
Образовательная деятельность выстроенная по системе изотонических упражнений дает
положительные результаты:
- стабилизация психоэмоционального состояния;
- увеличение силы, выносливости и эластичности мыщц;
- формирование ЗОЖ
Для подтверждения результативности нами был проведен эксперимент по эффективности
применения комплекса ИЗОТОНических упражнений на уроках физической культуры.
В 2015г. на базе 9х классов был проведен эксперимент по выявлению эффективности
изотонических упражнений.
Цель эксперимента: Влияние изотонических упражнений на развитие выносливости
занимающихся.
Ход эксперимента:
В сентябре было установлено 2 класса которые будут принимать участие в эксперименте. Оба
класса выполнили бег на время с расстоянием в 1000м. результаты были зафиксированы и
внесены в таблицу.
В ходе эксперимента первый класс занимался по стандартной схеме урока физической
культуры, без применения изотонических упражнений.
Во втором классе, урок физкультуры проходил с включением в него изотонических
упражнений.
· Присед
· Планка
· Выпад
По истечению двух месяцев эксперимента был проведен контрольный тест бега на 1000м .
В результате выяснилось: класс, который, выполнял изотонические упражнения показал более
высокие результаты, более того процесс восстановления после бега был гораздо быстрее и
менее болезнен для занимающихся.