Автор: Ермакова Светлана Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ лицей №1
Населённый пункт: г. Тутаев Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: Критическое мышление
Раздел: начальное образование
Технология «Критическое мышление»
Современные требования к образовательному процессу в рамках ФГОС повысились,
современные реалии диктуют и новые подходы к учебно-воспитательному процессу.
Высокий рост информационных технологий приводит к тому, что сам «объект» учебного
процесса встает на одну ступень взаимоотношений между учителем и учеником, то есть
возникают «субъект-субъектные» отношения, а не «субъект-объектные» отношения как было
прежде. Учащийся становится не просто объектом воздействия на него учителя, но и
полноценным субъектом педагогического взаимодействия. В таком качестве учащийся
получает максимальный эффект от процесса обучения. При проведении традиционных
уроков учащимся предлагается готовая учебная ситуация, озвучивается тема урока.
С введением ФГОС ситуация меняется: теперь обучающийся полноценный участник
педагогического процесса и ему необходимо с помощью подсказок учителя не только
определить учебную задачу, но и пройти весь путь, связанный с её решением.
«Урок — это основная форма организации педагогического процесса, при которой педагог
в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной
деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них;
используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того,
чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе
обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил
школьников»
Технология развития критического мышления соответствует требованиям к личности в
современном мире, способствует организации творчески интересных уроков. Сегодня
выпускник школы 21 века должен:
•
уметь самостоятельно приобретать знания,
•
применять их на практике для решения разнообразных проблем,
•
самостоятельно критически мыслить,
•
искать рациональные пути в решении проблем
•
работать с различной информацией, анализировать, обобщать,
аргументировать
•
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в
меняющихся жизненных ситуациях.
Для того чтобы сделать предмет интересным, учить без принуждения, а главное
успешно развиваться ученику и учителю в образовательном процессе необходимо
критически нестандартно мыслить. «Мышление — это неразрывно связанный с
речью процесс познавательной деятельности , характеризующийся
целенаправленным, обобщенным и опосредованным отражением окружающей
действительности, направленный на поиск и открытие нового». Мышление
необходимо лишь в тех ситуациях, где возникает новая цель, а старые прежние
средства уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются
проблемными. Проблемная ситуация — это неопределенная ситуация, которая
вынуждает искать новые решения, то есть мышление есть искание и открытие
нового. Согласно теории Л. С. Выготского о развитии мышления: умственные
способности развиваются лишь в культурном контексте. Соединив методы развития
мышления и учебные планы (учебники, упражнения) можно добиться золотой
середины, а для того, чтобы сделать уроки еще и интересными, наиболее полно
реализовать потенциал учителя и ученика американские ученые Чарльз Темпль, Курт
Мередит и Джинни Стил разработали технологию, которая эффективно решает эту
проблему. Критическое мышление — это тип мышления, который помогает
нестандартно относиться к любым утверждениям, помогает справляться с
постоянно меняющимся информационным потоком. Другими словами, этот вид
мышления позволяет учащимся обрабатывать информацию, систематизировать,
быстро и четко выражать свои мысли, а также развивает способность
самостоятельно заниматься своим обучением и конструктивно взаимодействовать
с другими людьми. Это одна из новых образовательных технологий, которая
появилась в середине 90х годов 20 века.
В английском языке этот термин означает умение размышлять над тем, каким образом
человек получает знания. Критическое мышление позволяет эффективно работать с
информацией, а значит важно сначала научить работать с ней. В современный период
расширения информационного пространства формирование критического мышления особо
актуально.
Социальный заказ современного общества предполагает, что молодому поколению следует
обладать мышлением и качествами необходимыми не только в учебной деятельности, но и в
обычной жизни. Одним из главных критериев данной технологии является рефлексия.
Умение подвести черту, сознательно пропустив через себя информацию и осмыслив, принять
четкое, верное, а часто творческое (как сейчас принято выражаться — креативное) решение
— все это хорошо характеризует успешного человека 21 века. Т
Технология критического мышления способствует формированию творчески развитой
личности, которая самостоятельно ориентируется в образовательном пространстве под
руководством учителя. Таким образом, технология критического мышления, отвечает цели
современного образования по ФГОС: — общекультурное, личностное и познавательное
развитие учащихся, обеспечивающее ключевую компетенцию образования — «научить
учиться» и обеспечивает практическую реализацию личностно — ориентированного
подхода.
Для современной российской педагогики технология развития критического мышления
является новой, хотя многие ее элементы применяются очень давно, просто многие из этих
понятий имели другое название. Например, обобщение знаний — это рефлексия, а
мотивация — вызов.
Технология развития критического мышления направлена на самостоятельное принятие
решений и выбор направления в изучении темы. Критическое мышление имеет 5
характеристик (Д.Клестер):
Во-первых — это мышление самостоятельное
Во-вторых — это мышление обобщенное;
В-третьих — это мышление проблемное и оценочное
В четвёртых — это мышление аргументированное;
В пятых — это мышление социальное.
В основе данной технологии — трехфазовая структура урока:
I фаза: Вызов (пробуждение имеющихся знаний)
II фаза: Реализация (осмысление)
III фаза: Рефлексия
На стадии вызова происходит мотивация учащихся на дальнейшую работу, а также
активизация («вызов») имеющихся знаний по заданной теме, которую вначале тоже
необходимо определить. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом.
Ученик вспоминает информацию, которая ему известна по данной теме, делает
предположения и отмечает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. На стадии вызова
часто применяются следующие приемы:
«Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики — нолики»)
Проблемные вопросы
«Толстые и тонкие» вопросы
Рассказ-предположение по ключевым словам
Перепутанные логические цепочки
Кластеры
Таблицы
На стадии осмысления учащийся непосредственно работает с информацией, которая
поступает в разных формах: при просмотре фильма, чтения текста, в процессе изложения
информации преподавателем. Во время работы с информацией учащиеся отвечают на
вопросы, которые возникли на стадии вызова, отмечают новые цели и задачи, соотносят
имеющиеся знания с новыми знаниями, формируется собственная позиция и систематизация
полученных знаний. Важным критерием развития критического мышления на данном
этапе является отслеживание своего понимания при работе с новым материалом. На
стадии осмысления часто применяются следующие приемы:
Методы активного чтения: «Инсерт», «Фишбоун», «Понятийное колесо», «Чтение с
остановками», «Дерево предсказаний»
Ведение различных записей: «бортовой журнал»; «сюжетная таблица» и др.
На стадии рефлексии происходит окончательное осмысление и обобщение полученной
информации. Именно на стадии рефлексии учащиеся выражают полученную информацию
собственными словами. Слово рефлексия пришло в русский язык из английского языка —
«reflection» и является синонимом таким словам, как «обратная связь», «самооценка и
самоанализ». Еще одной важной задачей рефлексии является обмен идеями между
учащимися. В процессе дискуссии (диалога) учащиеся высказывают собственную точку
зрения и дополняют друг друга, тем самым корректируя собственное мнение. Таким образом,
целесообразно на этапе рефлексии применять индивидуальные и групповые приемы
развития критического мышления. Приемы, используемые на стадии рефлексии:
Резюме (Я понял(а), что…),
«Синквейн»,
«Шесть шляп мышления»,
Возврат к ключевым словам,
«Письмо по кругу»,
Различные виды дискуссий,
Написание творческих работ …
Роль учителя в технологии развития КМ:
Направляет усилия учеников в определенное русло;
Сталкивает различные суждения;
Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
Даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что технология развития
критического мышления состоит из творческих приемов, которые позволяют сделать урок
интересным, дать мощный посыл ученикам к изучению предмета. Умение самостоятельно
работать с информацией, нестандартно, то есть критически мыслить позволяет каждому
стать человеком, который хочет учиться в течение всей своей жизни и ответственно
относиться к своему образованию.
Ценность Технологии КМ в том, что она учит:
•
слушать и слышать;
•
работать с информацией;
•
активизирует познавательную деятельность и мыслительные процессы;
•
развивает речь;
•
побуждает к действию и творчеству;
•
дает возможность общаться.
Роль учителя в технологии КМ:
направляет усилия учеников в новое русло;
сталкивает различные суждения;
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
готовит новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Примеры приемов работы по данной технологии
Таблицы
1. Инсерт (метод активного чтения)
«v»
«+»
«-»
«?»
Поставьте «v» на
полях, если то, что вы
читаете,
соответствует тому,
что вы думаете или
знаете.
Поставьте «+» на
полях, если то, что вы
читаете, является для
вас новым.
Поставьте «-» на
полях, если то, что вы
читаете,
противоречит тому,
что вы уже знали,
думали, что знаете.
Поставьте «?» на
полях, если то, что вы
читаете, непонятно
или вы хотите
получить об этом
более подробную
информацию.
2. Форма двухчастного дневника
Цитата
Комментарии
3. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звали…?
Было ли…?
Верно ли…?
Дайте три объяснения, почему…?
Почему вы думаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
4. Таблица «З-Х-У»
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Другие приемы
1. «Диаманта» (стихотворная форма )
Стихотворная форма из семи строк, первая и последняя — существительные с
противоположным значением и далее по схеме:
строка 1 — тема 1 (существительное)
строка 2 — два прилагательных к теме 1
строка 3 — три глагола к теме 1
строка 4 — ассоциации (четыре сущ или два словосочетания)
строка 5 — три глагола к теме 2
строка 6 — два прилагательных к теме 2
строка 7 — тема 2 (существительное с противоположным значением)
2. «Как вы думаете?»
Предлагается набор карточек по теме с высказываниями, словами, утверждениями. Их
перемешивают и раздают группе детей.
Важно: каждый читает свою карточку и не обсуждает ее содержание с другими!
Далее карточки выкладываются на поле с тремя границами: центр — всегда (точно, без
сомнения); среднее поле — в большинстве случаев (подвергаем сомнению); крайнее поле —
иногда (скорее всего нет).
В процессе работы все карточки выложены на разные границы полей. Каждый участник
может оспорить мнение товарищей и отстоять свое мнение. Итог совместной работы —
карточки центра (утверждения, фразы, слова, которые не вызвали сомнений у всей группы.
3. «Генераторы-критики»
Перед детьми ставится проблема, не требующая длительного обсуждения. Формируются две
группы: генераторы и критики.
Задача первой группы — придумать как можно больше вариантов решения проблемы, даже
самых фантастических. Критики должны отобрать наиболее подходящие. Педагог наблюдает,
активизируя самостоятельность детей.
«Критическое мышление не живет без воображения!»