Напоминание

"Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе на основе традиций и культуры родного края"


Автор: Стародубова Любовь Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 33
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе на основе традиций и культуры родного края"
Раздел: начальное образование





Назад




Название проекта «Патриотическое воспитание младших

школьников в образовательном процессе на основе традиций и

культуры родного края»

Автор-составитель Стародубова Л.А., учитель начальных классов

МАОУ СОШ №33 г.Тамбова

Краткая

справка-аннотация

проекта.

Следуя

гуманистическим

целям образования и воспитания, школа решает задачу формирования

личности, главными качествами которой являются осознание себя как

представителя

определенного

этноса,

готовность

взаимодействовать

с

другими личностями, культурами, обществом и государством. Поэтому,

педагогическая

теория

находится

в

активном

поиске

концепции,

реализующей обе цели - воспитать человека-патриота как представителя

определенной культуры нации, народности и гражданина мира.

Под патриотическим воспитанием младших школьников на основе

традиций и культуры родного края, мы понимаем целенаправленный,

непрерывный и последовательный, педагогически организованный процесс

освоения нравственных и эстетических ценностей культуры, формирование

эмоционально-оценочного отношения к малой Родине, родному языку,

народу,

его

традициям,

обычаям,

идеалам

как

совокупности

общечеловеческих ценностей, обеспечивающих патриотическое становление

ребенка.

Данное

уточнение

позволило

нам

разработать

комплекс

педагогических условий патриотического воспитания младших школьников.

В проекте представлены возможные направления и формы работы с

детьми-участниками проекта, членами краеведческого кружка «Тамбовчата»,

представлен тематический план пропедевтического курса краеведения «С

чего начинается Родина», содержание тем.

Актуальность проекта.

Воспитание подрастающего поколения в

современном

российском

обществе

осуществляется

в

условиях

экономического

и

политического

реформирования,

в

ходе

которого

существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения,

принципы

функционирования

образовательных

учреждений,

средств

массовой информации, детских объединений и организаций.

Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации на 2006 - 2010 годы", являющаяся продолжением

государственной

программы

"Патриотическое

воспитание

граждан

Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", разработана в соответствии с

Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Стратегические цели государства по обеспечению стабильного и

устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны,

определяют содержание Программы и основные пути развития системы

патриотического

воспитания

граждан Российской

Федерации,

которая

направлена

на

дальнейшее

формирование

патриотического

сознания

российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-

нравственного единства общества. Системой мер по развитию научно-

теоретических

и

методических

основ

патриотического

воспитания

предусматривается:

продолжение исследований в сфере патриотического воспитания

и использование их результатов в практической деятельности;

разработка

методических

рекомендаций

по

проблемам

формирования и развития личности патриота России;

разработка комплекса учебных и специальных программ и

методик в области патриотического воспитания;

разработка форм, методов и средств патриотического воспитания

различных категорий граждан Российской Федерации;

разработка

модели

реализации

основных

направлений

деятельности

институтов

государственной

власти

по

патриотическому воспитанию и ее апробация;

изучение

и

обобщение

передового

опыта

в

области

патриотического воспитания для его внедрения в практику

патриотической работы.

Необходимость

формирования

патриотически

настроенного

подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации

образования. Не случайно Законы об образовании Российской Федерации,

Национальная доктрина образования, Программа развития воспитания на

2001 - 2005 гг. включают в качестве приоритетов воспитание гражданина,

умеющего противостоять негативным тенденциям развития современного

общества, воспитание у детей и молодежи новых жизненных установок,

умение найти своё место в современном мире.

Одним

из

приоритетных

направлений

является

формирование

нравственных,

морально-психологических

и

этических

качеств,

среди

которых

важные

значение

имеют

патриотизм,

гражданственность,

ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Для формирования активной личности гражданина - патриота своего

Отечества, его мировоззрения, духовного мира, нужны иные подходы,

оптимизирующие этот процесс. По нашему мнению, среди средств,

направленных на улучшение патриотического воспитания детей, особое

место занимают прогрессивные традиции народа. Обилие информации,

доступность материала для понимания, близость к духовным устремлениям

детей

позволяют

говорить

об

эффективности

использования

в

патриотическом

воспитании

младших

школьников

устного

народного

творчества, обычаев, народных игр, праздников.

Объект исследования проекта: образовательный процесс младших

школьников.

Предмет исследования проекта: процесс патриотического воспитания

младших школьников на основе традиций и культуры родного края.

Цель проекта: разработать и апробировать на практике программу

патриотического воспитания младших школьников на основе традиций и

культуры родного края.

В соответствии с целью и предметом исследования определены

следующие задачи проекта:

1.

Разработать программу патриотического воспитания младших

школьников на основе традиций и культуры родного края;

2.

Создать кружок «Тамбовчата»;

3.

Разработать

пропедевтический

курс

краеведения

«С

чего

начинается Родина»;

4.

Определить наиболее эффективные формы работы кружка

«Тамбовчата» в практике образовательного учреждения;

Гипотеза: патриотическое воспитание младших школьников на основе

традиций и культуры родного края станет эффективным, если:

1) будет разработана программа патриотического воспитания младших

школьников на основе традиций и культуры родного края, в основу которой

положены личностно-ориентированный и аксиологический подходы;

2) внедрение программы

патриотического воспитания младших

школьников на основе традиций и культуры родного края в образовательный

процесс будет обеспечено в рамках школьного кружка «Тамбовчата»;

3) в работе кружка примут участие семьи учеников школы.

Мы считаем, что младший школьный возраст наиболее сензитивный

период для воспитания положительных черт личности, в том числе и

патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость,

склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется

учитель, создает благоприятные предпосылки для успешного решения

данной проблемы.

Младший школьный возраст относится многими психологами (Л. И.

Божович, Д. Б. Фельдштейном и др.) к стадии социализации, а не адаптации,

как на этапе дошкольного детства. Именно в младшем школьном возрасте

происходит активный процесс накопления знаний о положительном и

отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о

свободе выбора того или иного способа поведения и т. д.

Процесс осознания себя как личности сопровождается формированием

адекватной самооценки, сравнения себя с другими, отмечается новый этап в

развитии самосознания младшего школьника. Всё это является основой для

построения

учебно-воспитательного

процесса,

направленного

на

целенаправленное

патриотическое

воспитание

младших

школьников,

формирования их нравственной устойчивости.

Научно-методическое

обеспечение

проекта.

Вопросы

патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и

общественных деятелей прошлого. Эта проблема поднималась в трудах В. Г.

Белинского, В. И. Водовозова, Е.Р.Дашковой, П. Ф. Каптерева, М. В.

Ломоносова, Н. И. Новикова, К. Д. Ушинского, и др. Они заостряли

внимание на том, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному

языку, национальной культуре, национальным обычаям и традициям.

Большим потенциалом для реализации патриотического воспитания

детей обладают национальные традиции народа, духовно-нравственный опыт

предшествующих поколений. В работах К. Ш. Ахиярова, Х. Х. Баймурзина,

В. И. Баймурзиной, Г. И. Батуриной, И. И. Валеева, Г.Н. Волкова, Р. Х.

Гасановой, Я. И. Ханбикова, С. Д. Кириенко и других ученых доказывается,

что народные традиции и обычаи выполняют важнейшую функцию в

воспитании детей и молодёжи. Они обеспечивают устойчивые связи

прошлого с настоящим, способствуют сохранению системы национальных и

общечеловеческих святынь, через которые каждый народ воспроизводит свой

неповторимый духовный облик, характер, психологию.

Анализ педагогического опыта, а также историко-педагогического

наследия показывает, что проблема патриотического воспитания младших

школьников находилась в поле внимания и советских педагогов, впитавших в

себя достижения прогрессивной педагогической мысли (А. С. Макаренко, Н.

К. Крупская, В. А. Сухомлинский и др.).

К проблеме патриотического воспитания обращались в педагогике и в

последние десятилетия (Р.Х. Гасанов, А.С. Гаязов, Т.И. Горная, Н.В.

Ипполитова, Л.И. Мищенко, И.Л. Морозкина, И.Ю. Савкина и др.), но далеко

не все аспекты этой многогранной проблемы в достаточной степени решены.

Теоретической базой исследования явились: концепции народного

воспитания и образования в зарубежной истории педагогики Я. А.

Коменского, А. Ф. Дистервега и др.; концепция российского народного

воспитания К. Д. Ушинского; концепция развивающейся личности (А.В.

Петровский); философия и педагогика индивидуальности (О.С. Гребенюк,

Н.Б.Крылова, И.И. Резвицкий); культурологический подход в педагогике

(И.В. Балицкая, С.Н. Батракова, Е.В. Бондаревская, И.Е. Видт); принципы

гуманистической (постнеклассичеcкой) теории воспитания (Г.Б. Корнетов,

С.В.

Кульневич);

педагогической

антропологии

(Б.М.Бим-Бад,

О.Л.

Подлиняев,

В.А.Прудникова,

В.В.Сериков);

концептуальные

основы

современного воспитательного процесса (Л.А.Абрамова, Е.Н.Степанов, Т.И.

Шамова, Н.Е. Щуркова).

Педагогическая

программа

по

патриотическому

воспитанию

младших школьников в образовательном процессе на основе традиций и

культуры родного края. Мы полагаем, что именно кружок «Тамбовчата»

обладает

максимальным

воспитательным

потенциалом.

Краеведение

зародилась в глубокой древности. Об этом еще в 1924 году писал академик

С. Ольденбург: «Люди интересовались местностью, где они жили, её

природою, населением, историей, одним словом, самыми разными сторонами

жизни». А.С. Барков (1873-1953) говорил, что «Краеведение есть комплекс

научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам

исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему

познанию края».

Именно

поисково-краеведческая

работа

способствует

обращению

сегодняшних школьников к традициям своего народа. Данная программа

школьного кружка «Тамбовчата» рассчитана на один год обучения.

Цель программы:

1. Нравственное и патриотическое воспитание младших школьников.

3.

Воспитание

активного

созидателя,

участника

различных

направлений краеведческой деятельности.

4. Выработка активной гражданской позиции.

Задачи программы:

1. Создание у младших школьников более полного представления о

культуре народа через познание культурных традиций.

2. Осознание своей причастности к истории народов.

4. Формирование гармонически развитой

личности с широким

культурным кругозором.

5.

Развитие

духовно-познавательных

потребностей

младших

школьников.

Основные направления работы:

– Изучение историко-культурного наследия Родного края.

– Воспитание на героических традициях Отечества.

– Гражданско-патриотическое воспитание.

– Информационно-просветительские экскурсии, лекции, беседы.

– Формирование начальных представлений об исследовательской

работе.

В

нашей

программе

мы

считаем

необходимым,

выделить

ряд

компонентов, позволяющих воспитать чувство патриотизма у младших

школьников, посещающих кружок «Тамбовчата».

Первым компонентом выступает нравственное просвещение, которое

концентрируется на раскрытии: основных морально-волевых

качеств

личности, сфер и форм их проявления; особенностей отношения человека к

познанию и выполнению гражданских и общественных обязанностей, норм

взаимоотношений между людьми.

Второй компонент проявляется в использовании специфических

педагогических приемов, способствующих формированию патриотизма.

Реализуя принцип индивидуализации идейно-нравственного воздействия,

учитель призван, опираясь на известные положительные черты характера

воспитуемого, включать индивида в социально и нравственно значимые

формы творчества, утверждая тем самым нравственные нормы как черты

личности.

Третьим компонентом

является воздействие на личность силой

положительного примера.

Четвертым

компонентом

выступает

моральный

климат.

Формирование нравственной атмосферы, как правило, не планируется, ибо

это не самоцель, а педагогическое условие, без реализации которого нет

единого воспитательного процесса.

В поисках содержательной части программы воспитания патриотизма у

младших

школьников,

мы

обратились

к

историко-краеведческим

источникам, исследованиям.

Мы предлагаем использовать ценностную

основу этнокультурного воспитания и образования русского народа, прежде

всего

традиции

семьи.

Семейно-бытовые

традиции

имели

немало

позитивных черт:

1) наличие тесных родственных связей в патриархальных семьях;

2) случаев грубого деспотизма или самоуправства в семьях, как

правило, не наблюдалось;

3) традиционным было почитание авторитета старших в семье:

ослушаться или перечить родителям считалось непозволительным, младшие

подчинялись старшим;

6) мать в семье пользовалась большим уважением и почетом со

стороны детей, непослушание или грубое отношение к ней считалось

совершенно не-допустимым;

7) к детям относились исключительно мягко, очень любили их, но

вместе с тем требовали беспрекословного послушания, которое прививалось

с раннего детства;

8)

в

воспитании

нравственных

качеств

большую

роль

играли

произведения устного народного творчества, поэтому в обучении детей

поощрялись и высоко ценились остроумие, умение импровизировать, знание

шуток-прибауток.

Среди

традиционных

образов-идеалов

особую

педагогическую

ценность составляют образы русской красавицы, героя - доброго молодца и

богатыря, добрых матушки и батюшки, а также дружных сестер, братьев,

воплощенные в фольклоре и в классическом искусстве. В русской

традиционной культуре сложились прекрасные образы-идеалы человека,

которые могут стать основой воспитания современной молодежи. «Русская

красавица», «русский богатырь», «добрый молодец» - эти образы-идеалы

запечатлены

в

русских

народных

сказках,

на

прекрасных

полотнах

художников (например: «Богатыри», «Аленушка» В. Васнецова), в операх

М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и других композиторов.

Освоение народной культуры и воспитание на ее основе патриотизма

происходит в процессе участия школьников в краеведческом кружке, которое

рассматривается

нами

как

вид

проектной

деятельности,

процесс

последовательного создания человеком культурной формы собственного

внутреннего знания. Школьник актуализирует «архив» культурного опыта,

усваивает открытия и законы, осваивает информационно значимые виды

деятельности.

В связи со всем вышесказанным возникает объективный

вопрос использования необходимых форм, средств и методов работы со

школьниками.

Исследования по определенной теме можно оформить как научный

проект по краеведению. В настоящее время метод проектов, возникший

более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект

рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая

или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные

методы, способы деятельности и направленная на достижение общего

результата.

Мы полагаем, что в работе краеведческого кружка применение

проектного метода максимально эффективно. Большая часть проектов для

данного курса по своей тематике являются генеалогическими. И это не

случайно. Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы

тема проекта при первоначальном знакомстве с историей своего края имела

отношение к реальной жизни ребёнка, его играм, занятиям, пробуждала

личный интерес к ближайшему окружению, истории его имени, фамилии,

семьи, школы, города и др.

В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся,

выделяют пять типов проектов:

исследовательские (подчинены логике исследования и имеют

структуру научного исследования);

творческие (нацелены на результат в жанрах художественного

творчества),

приключенческие

(игровые)

(имитируют

социальные

или

деловые отношения),

информационные (направлены на изучение какого-либо явления,

его свойств, функций, анализ и обобщение информации),

практико-ориентированные

(предполагают

подготовку

общественно значимых результатов проекта: закона, письма к

администрации

города,

района,

словаря,

анкеты

для

социологического опроса и т.д.).

По количеству участников можно выделить:

Индивидуальные;

Парные;

Групповые.

Наконец, по продолжительности проведения проекты подразделяются

на:

Краткосрочные (несколько уроков);

Средней продолжительности (от недели до месяца);

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Рекомендуется использовать в работе кружка беседы и демонстрации

краеведческих фильмов, большим воспитательным потенциалом обладают

методы и средства музейной педагогики.

Через участие в фольклорных

праздниках, через встречи с интересными людьми разных поколений идет

приобщение к нравственным народным идеалам и ценностям, воспитывается

любовь к Родине.

Формы работы с младшими школьниками

№ п.п

Формы работы с младшими школьниками

I. ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

1.

Экскурсионно-поисковая деятельность:

1) Усадьбы Тамбовщины;

2) Тамбов в эпоху первобытно-общинного строя;

3) Народно-художественные промыслы Тамбовского края.

2.

Встречи с краеведами, мастерами народных промыслов и т.д..

3.

Поисково-исследовательская деятельность.

Проект «Биография моего предка»

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней

продолжительности (2 недели).

Цели проекта:

установление связи между историей семьи и историей Отечества;

включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков;

исследование вклада одного из предков в историю родины, региона,

города.

Практический результат проекта: создание иллюстрированной биографии

предка в форме альбома, буклета, «раскладушки», папки с файлами,

документального фильма и т.д. Иллюстрированная биография может быть

выполнена в виде сочинения, рассказывающего о предке и содержащего

фотографии и иллюстрации, хронологии жизни предка в контексте истории

страны, географической карты путешествий предка по стране, миру.

Проект «Мое генеалогическое древо»

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней

продолжительности (2 недели).

Цели проекта:

формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и

дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную

духовную и кровную связь;

знакомство с новыми фактами из истории семьи;

выявление типичных особенностей семей различных поколений

(количество детей, наиболее популярные имена, род занятий и т.д.);

обучение составлению родословного древа или таблицы.

Практический результат проекта: составление собственного

генеалогического древа. Презентация может проходить в форме «научной

конференции», где в роли исследователей-специалистов в области генеалогии

выступают учащиеся, подготовившие проект. Участники делают мини-

сообщения, а также обмениваются мнениями, выясняя, кому удалось собрать

больше информации об истории своей семьи (по числу поколений, по датам

рождения, по объему собранной информации).

Проект «Хранитель семейного архива»

Тип проекта: практико-ориентированный, индивидуальный, средней

продолжительности (3 недели).

Цели проекта:

познакомить детей с историей собственной семьи;

формировать первоначальные умения и навыки работы с

историческими документами;

прививать ценностное отношение к документам как к историческим

источникам;

приведение семейного архива учащегося в порядок, сохранение важных

документов семьи для последующих поколений.

Практический результат проекта: составление «Каталога семейного архива»,

«Описания семейного архива». Работа над проектом требует знакомства детей

с понятием «архив», значением архивов в жизни людей. Предполагается

максимальное участие старших родственников в реализации проекта. Задача

учащихся – сделать список всех встречающихся типов материалов семейного

архива (фотографии, письма, дневники, почётные грамоты, свидетельства,

рукописи и т.д.). Каталог семейного архива может быть составлен как в

рукописном, так и в электронном вариантах. Наиболее интересный документ

оформляется для презентации в виде сочинения на тему «История одного

документа» или формируется классная выставка «Каталоги и описания

семейных архивов».

Проект «Интервью с прапрадедушкой»

Тип проекта: творческий с элементами исследовательского, индивидуальный,

средней продолжительности (2 недели).

Цели проекта:

знакомство с историей жизни своего предка, воспитание ценностного

отношения к своему роду;

формирование первоначальных умений собирать информацию на

основе устной истории.

Практический результат проекта: подготовка эссе, сочетающего собранный

материал по теме и его личностное осмысление; творческая письменная работа

«Интервью с…», составленное в жанре рассказа с максимальным соблюдением

исторической достоверности; сочинение «Я в прошлом» или «Мой предок в

настоящем».

Работа над проектом: на исследовательском этапе проводится опрос старших

родственников об интересующем предке («Чем замечателен этот человек? В

какую историческую эпоху он жил? В каких исторических событиях он

участвовал? Кто он был по профессии? С какими людьми общался? Его

привычки и увлечения»).

4.

Работа творческих лабораторий и дискуссионных групп по разработке

проектов по темам «Край, в котором мы живём», «Выставка семейных

реликвий»

Проект «Край, в котором мы живем»

Тип проекта: исследовательский, интегрированный (история, природоведение,

литература, русский язык), средней продолжительности (1 месяц), групповой и

индивидуальный.

Цели проекта:

собрать информацию об условиях проживания людей на территории

родного края в различные (или какой-то один) периоды истории;

узнать больше о флоре и фауне своего города, области;

познакомиться с традициями, национальными играми, одеждой,

местным фольклором.

Практический результат проекта: альбом «Мой край» (фотокомпозиция по

истории края или конкретного населенного пункта, улицы), коллективная

газета «История нашего города (села)», фотоальбом «Природа нашего края».

Работа над проектом: на первом занятии учитель и учащиеся определяют цели

проекта, составляют план работы; следующие четыре занятия, а также

внеклассная работа в этот период посвящены определению метода

исследования, обмену полученной информацией в группах, определению

формы отчётности, составлению сценария защиты проекта. Презентация

проекта может проходить в форме групповой защиты проектов. Экспертный

совет –родители, администрация школы, ученики из других классов могут

выступать в роли оппонентов.

Проект «Выставка семейных реликвий»

Тип проекта: исследовательский, групповой, средней продолжительности (2

недели).

Цели проекта:

знакомство детей с отдельными эпизодами семейной истории;

формирование ценностного отношения к истории, к историческим

источникам с использованием близкого и доступного материала.

Практический результат проекта: альбом «Выставка фотографий семейных

реликвий» (выполняется каждой группой учащихся.

Работа над проектом идёт в группах по 3--5 человек. Ребята вместе с учителем

разрабатывают структуру будущего альбома, отбирают и систематизируют

материал, готовят реликвии для фотографирования. Отбор и размещение

материала в альбоме может осуществляться либо по хронологическому

принципу, либо по тематическому (Великая Отечественная война,

произведения декоративно-прикладного искусства, посуда и т.д.).

Форма презентации: выступление на классном часе перед одноклассниками и

родителями – участниками проекта.

5.

Викторины:

1) Литературные тропинки Тамбовщины;

2) Обрядовая культура на Руси;

3) Нам дороги эти позабыть нельзя;

4) Быт и нравы «дворянского гнезда»;

5) Православные святыни.

II. КУЛЬТУРНО-ТВОРЧЕСКИЙ БЛОК

1.

Фольклорно-обрядовые праздники:

«Какая деревня, такая в ней обрядня» обрядовые представления, связанные с

бытовыми традициями тамбовских крестьян (выкуп невесты, крестины,

рождественские, купальские, масленичные обряды, встреча гостей, посев на

поле, торг на ярмарке, покупка животных, новоселье, и т.д.)

2.

Творческие задания:

«Описание музейного предмета»

«Участие в работах, обеспечивающих физическую сохранность музейных

предметов»

«Составление рассказа по музейному предмету»

«Составление справок по истории и деятельности музея».

III. ИСТОРИКО-ПОИСКОВЫЙ БЛОК

1.

Встречи с ветеранами ВОВ, воинами-интернационалистами, ветеранами труда.

IV. БЛОК РЕГИОНАЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

1.

Мастер классы:

«Возрождение традиционной культуры в куклах»

«Глиняная народная игрушка»

«Бисероплетение» и т.д.

В рамках работы кружка «Тамбовчата» мы считаем необходимым

изучение пропедевтического курса краеведения – «С чего начинается

Родина». Данный курс рассчитан на один год обучения и включает в себя

изучение не только народной культуры, традиций и обрядов, а также

прошлого и настоящего Тамбовщины – малой Родины младших школьников.

Курс состоит из 12 тем, после изучения каждой темы предполагается

проведение викторины по пройденному материалу.

Тематический план

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1

Историческое прошлое

4

4

-

Тамбовского края

2

Географическое положение

Тамбовской области

2

2

-

3

Удивительный мир природы

Тамбовщины

4

2

2

4

Русские усадьбы

Тамбовщины

2

2

-

5

История церковного

строительства

6

4

2

6

Тамбовские православные

храмы

6

6

-

7

Тамбовская тропинка к

А.С. Пушкину

4

2

2

8

Тамбовская область в годы

Великой Отечественной

войны (1941 – 1945 гг.)

8

6

2

9

Выдающиеся деятели

Тамбовщины

8

6

2

10

Народное художественное

творчество Тамбовского

края

16

10

6

11

Современный Тамбов

6

4

2

12

Викторина «Колесо

истории»

4

4

-

Итого

72

56

16

Содержание тем курса

Тема 1. Историческое прошлое Тамбовского края

Территория Тамбовского края до основания города Тамбова. Причина

основания города. Состав населения. Жизнь и деятельность губернатора

Г.Р. Державина. Образование Тамбовской области.

Участие

тамбовского

населения

в

крестьянской

войне

под

руководством Степана Разина. Участие тамбовских крестьян в крестьянской

войне под предводительством Емельяна Пугачева. «Холерный бунт» в

Тамбове в 1830 году.

Реформа 1861 года. Появление первых промышленных отраслей,

предприятий. Возникновение первых железных дорог.

Революция 1917 года. «Антоновщина».

Политические репрессии в 30-е годы.

Тамбовцы в годы Великой Отечественной войны.

Литература: 5, 9, 12, 18, 23.

Тема 2. Географическое положение Тамбовской области

Расположение

Тамбовской

области,

области

граничащие

с

Тамбовщиной. Население, его численность. Города, села. Транспорт.

Полезные ископаемые и климатические условия. Продолжительность

времен года. Отличие климата северной и южной части области.

Литература: 5, 9, 32.

Тема 3. Удивительный мир природы Тамбовщины

Реки Тамбовской области. Цна, Челновая, Ворона, Лесной Воронеж,

Большая Липовица и другие.

Озера. Самое крупное озеро – Рамза, Кипец, Ильмень, Чистое, Красное,

Звериное, Ореховое, Лебяжье.

Почва. Растительность. Наиболее распространенные лекарственные

растения. Леса области. Сосновые, березовые, сосновые, дубовые леса.

Животный

мир.

Млекопитающие,

птицы,

пресмыкающиеся

и

земноводные.

Просмотр видеофильма о природе Тамбовского края.

Литература: 19, 32.

Тема 4. Русские усадьбы Тамбовщины

Историческое прошлое Асеевской усадьбы. Поколение Асеевых.

Михаил Васильевич Асеев – выходец из моршанских крепостных крестьян.

Тайна предыстории проектирования асеевской усадьбы и судьбы ее

архитекторов.

Внутренняя

планировка

усадьбы.

Художественное

оформление комнат. Кабинет Асеева. Белая гостиная. Колонный зал.

Разбивка парка вокруг усадьбы. Уникальный тамбовский долгожитель

черешчатый дуб. Варианты герба Асеевых. Судьба дома Асеевых в

нынешние дни.

Литература: 11, 13, 23, 31.

Тема 5. История церковного строительства

Христианизация

края.

Появление

первых

церквей.

Первые

православные

храмы.

Антирелигиозная

борьба.

Полное

уничтожение

памятников архитектуры XVIII столетия. Возрождение и охрана памятников

истории.

Храмовые сооружения на территории губернии.

Литература: 14, 15.

Тема 6. Тамбовские православные храмы

Городские храмы.

Тамбовские

кладбищенские церкви.

Домовые

церкви.

Тамбовские

монастыри:

Козловский

Троицкий,

Казанский,

Вознесенский женский.

Литература: 14, 15, 23, 31.

Тема 7. Тамбовская тропинка к А.С. Пушкину

Великий русский поэт и Тамбовский край.

Дети А.С. Пушкина в

Козлове.

Прибытие в город Козлов 13-го Нарвского полка, во главе со старшим

сыном Пушкина, Александром Александровичем Пушкиным. А.А. Пушкин –

«идеал

командира

и

джентльмена».

Судьба

Марии

Александровны

Пушкиной – старшей дочери поэта. Поездка в село Арапово, Каширку

(Кирсановской обл.) и деревню Николаевскую под Тамбовом. Посещение

А.А.

Пушкиным

села

Знаменки,

места

рождения

Н.Н.

Гончаровой.

Дальнейшая судьба детей А.С. Пушкина. Потомки великого русского поэта в

Тамбове. Усова Галина Северьяновна. Архивы Пушкина в Козлове.

Литература: 1, 6, 9.

Тема 8. Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны

(1941 – 1945 гг.)

Подвиг

капитана

авиации

Авдеева

А.Н.

(деревня

Новолуговая

Жердевского района). Деятельность комсомолки-разведчицы Т.Я. Дерунец

(с. Казывань Рассказовского района). Герои Советского Союза Синев Я.М.

(с. Шумиловка Инжавинского р-на), Шапкин Н.П. (с. Мучкап Уваровского р-

на), Рытиков Л.И. (г. Мичуринск).

Первый воздушный таран Великой Отечественной войны. Летчик-

герой Харитонов П.Т. (с. Княжево Моршанского р-на).

Дважды Герои Советского союза – Петров В.С., Рязанов А.К.

Зоя Космодемьянская (с. Осино-Гаи Пичаевского р-на).

Генерал-майор Глазков В.А. (с. Вердеревщина Рассказовского р-на).

Полковник Перекальский С.Н. (с. Осино-Гаи Пичаевского р-на).

Литература: 9, 10, 22, 31.

Тема 9. Выдающиеся деятели Тамбовщины

Выдающиеся

деятели

науки.

И.В.

Мичурин,

В.И.

Вернадский,

А.Л. Чижевский.

Выдающиеся российские писатели: А.П. Платонов, Ф.И. Панферов,

Н.И. Вирта, И. Китаев, В. Докукин, С. Евгенов, П. Дорошин.

Литература. С.Н. Сергеев-Ценский, К.А. Федин.

Музыка. И.И. Дзержинский, И.А. Шатров, Н.А. Обухова.

Живопись. А.М. Герасимов. Творческий путь художников: Н. А.

Отнякина, В.П. Белоцветова, А.И. Лившина.

Литература: 10.

Тема 10. Народное художественное творчество Тамбовского края

Кустарный промысел. Декоративно-прикладное искусство. Вышивка.

Старинная техника тамбовской вышивки – шитье цветными шелковыми

нитями двухсторонней гладью и швом «роспись по полотну». Использование

шитья набором и крестом, вкрапление кумач и тканых узоров. Вышивки

Кирсановского, Моршанского уездов.

Кружевоплетение. Способы плетения кружева: парные и сцепные.

Ковровый промысел. Гончарство. Резьба по дереву. Плетение из

бересты. Лапотный промысел. Плетение из лозы.

Устное народное творчество. Поверья. Предания. Верования.

Празднично-обрядовая культура. Обычаи и приметы. Цикл зимних

праздников и обрядов. Цикл весенне-летних праздников и обрядов. Цикл

осенних обрядов и праздников. Свадебный обряд.

Традиционный костюм. Основной смысл и ценность народного

костюма, его философия.

Литература: 7, 9, 28.

Тема 11. Современный Тамбов

Символы города. Флаг. Герб. Создание инновационных учебных

заведений.

Тамбов – научный и культурный центр области. Наука, литература,

театр, музыкальная жизнь, скульптура, живопись.

Литература: 19, 30, 32.

Тема 12. Викторина «Колесо истории»

География Тамбовского края. Географическое положение области,

границы и площадь. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Воды.

Почвы.

Растительность.

Животный

мир.

Природные

районы.

Охрана

природы. Заповедники. Население.

Промышленность.

Сельское

хозяйство.

Транспорт.

Экономика.

Перспективы развития и производственные связи.

Культура края. Выдающиеся люди Тамбовщины. Революционные и

политические деятели. Деятели науки и техники. Деятели литературы и

искусства.

Герои Великой Отечественной войны.

Литература: 10, 12, 13, 32.

Литература:

1.

«И славен буду я…»: Тамбовский венок А.С. Пушкину. – Тамбов,

1999. – 15 с.

2.

Авдеева, Т.С. И пыль веков от хартий отряхнув… / Т.С. Авдеева. –

Тамбов, 1993. – 256 с.

3.

Акулинин, А. Крепость на Цне / А. Акулинин. – Тамбов, 1993.

4.

Аленова, В.А. История Тамбовского краеведения (ХIХ в. – 30-е годы

ХХ в.) / В.А. Аленова, Ю.А. Мизис – Тамбов, 2002. – 437 с.

5.

Андреев, В.Е. Наш край Тамбовский / В.Е. Андреев. – Тамбов, 2000. –

46 с.

6.

Гордеев, Н. Тамбовская тропинка к Пушкину / Н. Гордеев, В. Пешков.

– Тамбов, 1999.

7.

Долженкова,

М.И.

Традиционная

Тамбовская

народная

художественная культура / М.И. Долженкова. – Тамбов: Издательство

ТГУ им. Державина, 2000. – 259 с.

8.

Дорожкина, В.Т. Литературная жизнь: прошлое и настоящее /

В.Т. Дорожкина. – Тамбов, 2000. – 64 с.

9.

Дубасов, И.И. Очерки из истории Тамбовского края / И.И. Дубасов. –

Тамбов, 1993. – 34 с.

10.Королев, А. Выдающиеся люди Тамбовского края. (Биографический

справочник) / А. Королев. – Тамбов, 1995. – 123 с.

11.Кученкова, В. Асеевы / В. Кученкова. – Тамбов: Пролетарский светоч,

2001. – 81 с.

12.Кученкова, В. Неизвестный Тамбов / В. Кученкова. – Тамбов, 1993. –

45 с.

13.Кученкова,

В.

Русские

усадьбы

/

В.

Кученкова.

Тамбов:

Пролетарский светоч, 2001. – 145 с.

14.Кученкова, В. Святыни Тамбовской Епархии / В. Кученкова. – М.,

1993. – 107 с.

15.Кученкова, В. Тамбовские православные храмы / В. Кученкова. –

Тамбов, 1992. – 183 с.

16.Муравьев, Н.В. Изначальная история населенных пунктов Тамбовской

области / Н.В. Муравьев. – Тамбов, 1992. – 39 с.

17.Муравьев, Н.В. Улицы и площади Тамбова / Н.В. Муравьев. – Тамбов,

1994. – 171 с.

18.Наседкин, Н. От Державина до… / Н. Наседкин – Тамбов, 1993. – 19 с.

19.Областные педагогические чтения по краеведению. – Тамбов, 2000. –

50 с.

20.Почетные граждане Тамбова. – Тамбов, 1997. – 68 с.

21.Сохранский, А. Памятные листы Тамбова / А. Сохранский // Город на

Цне. – 1999. – № 28. – июль. – С. 12.

22.Страницы истории Тамбовского края. – Воронеж, 1986. – 28 с.

23.Тамбовская улица: история названий и достопримечательности //

Город на Цне. – 1997. – 5 июня. – С. 4.

24.Тамбовские хроники: историко-краеведческий бюллетень, вып. № 2 –

Тамбов: ТГУ. – 1996.

25.Тамбовские хроники: историко-краеведческий бюллетень, вып. № 5 –

Тамбов: ТГУ. – 1997.

26.Тамбовские хроники: историко-краеведческий бюллетень, вып. № 8 –

Тамбов: ТГУ. – 1999.

27.Терещенко, А. Быт русского народа / А. Терещенко. – М.: Русская

книга, 1997. – 69 с.

28.ХХ век и современность. Сборник историко-краеведческих материалов

к

курсу

«Тамбововедение»:

пособие

для

учителя.

Тамбов:

ТОИПКРО, 2004. – 158 с.

29.Чермерский, П.Н. Прошлое Тамбовского края / П.Н. Чермерский. –

Тамбов, 1981. – 78 с.

30.Школьные краеведческие викторины. В помощь учителю / под ред.

И.Г. Лазорина, Н.В. Тарасевич. – Тамбов, 1983. – 135 с.

Предполагаемые

результаты.

Созданная

программа

должна

способствовать:

пробуждению

интереса

младших

школьников

к

истории

Тамбовского края;

накоплению знаний о положительном и отрицательном в жизни

общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора

того или иного способа поведения и т. д.;

формированию эмоционально-оценочного отношения к малой

Родине, родному языку, народу, его традициям, обычаям,

идеалам

как

совокупности

общечеловеческих

ценностей,

обеспечивающих патриотическое становление ребенка;

формированию

ответственности

за

судьбу

Отечества

и

готовность к его защите;

подготовке учащихся к написанию научных проектов, участия в

районных, городских, областных и республиканских конкурсах.

Между учителем и учениками должен установиться дружеский

контакт, т.к. в процессе обучения им придется общаться не только в стенах

школы, но и вместе посещать музеи, совершать экскурсии и т.д.

Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие в нем

учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных

возможностей учитель определяет объекты для исследования, виды и методы

работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой.

Потому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от

того, в какой степени сам учитель краевед и как он сумеет заинтересовать

своих учеников.

Требования к учителю, руководителю краеведческого кружка

необходимо систематически изучать родной край, хорошо знать

его;

владеть

знаниями

и

навыками

краеведческой

работы

с

учащимися;

успех школьного краеведения зависит от того, в какой степени

учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих

учеников;

учитель определяет объекты для исследования, виды и методы

работы, организует на изучение края учащихся и руководит их

работой;

вовлекает

учащихся

в

активную

учебно-познавательную

и

общественно-полезную деятельность;

самому учителю краеведение также приносит большую пользу —

он обогащается знаниями, улучшает педагогическое мастерство,

способствует патриотическому воспитанию.



В раздел образования