Автор: Белоглазова Наталья Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "ЦО - гимназия №1"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Внеклассное мероприятие. "Интегрированный урок русского языка и технологии для обмена опытом со школьниками из Китайской народной республики"Проект "Мир единства. Международное сотрудничество как фактор повышения качества образования".
Тема: "Богатство русского языка. Что такое родственные слова. Изготовление памятных сувениров в технике "Декупаж"
Раздел: начальное образование
Учитель
Белоглазова Наталья Алексеевна
Предмет
Внеклассное мероприятие.
«Интегрированный урок русского языка и технологии для
обмена опытом со школьниками из Китайской народной
республики»
Класс, школа
2 класс, МБОУ «ЦО-гимназия №1»
Тема
«Богатство русского языка. Что такое родственные слова.
Изготовление памятных сувениров в технике «Декупаж»
Тип
Проект «Мир единства. Международное сотрудничество
как фактор повышения качества образования».
Форма
КТД
Цель
Развитие форм международного сотрудничества между
образовательным учреждением и различными
международными представительствами, формирование
основ толерантных взаимоотношений.
Формируемые
УУД
Личностные результаты
– готовность и способность
обучающихся к саморазвитию, формирование мотивации
к учению и познанию; формирование основ российской,
гражданской идентичности.
Метапредметные результаты:
познавательные
-
формулировать
определение
понятий;
обобщение
понятий,
осуществление
сравнения; умения структурировать свои знания,
доказательство,
выдвижение
гипотез
и
их
обоснование;
умение
адекватно,
осознанно
и
произвольно
строить
речевое
высказывание
в
устной и письменной речи;
упорядочение объектов
по выделенному основанию.
регулятивные
–
планирование,
целеполагание
организация собственной деятельности, контроль,
коррекция, осознание того что усвоено и что еще
необходимо усвоить, осознание качества и уровня
усвоения.
Коммуникативные
-
планирование
учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение цели, функций участников, способов
взаимодействия; постановка вопросов; управление
поведением партнера – контроль, коррекция, оценка
действий партнера; умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли; владение
монологической и диалогической формами речи в
соответствии
с
грамматическими
и
синтаксическими нормами родного языка.
Предметные результаты
– освоение обучающимися
понятий родственных и однокоренных слов; различать
родственные слова и синонимы; подбирать родственные
слова к данному слову и выделять в них корень;
совершенствовать навыки нахождения корня в словах;
формирование основных приёмов изготовления изделий в
технике «Декупаж».
Основны
е этапы
организа
ции
деятельн
ости
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Примечание
Организа
ционный
момент
Актуализ
ация
знаний
Функция
затрудне
ния
Определе
ние
темы
,ее
обоснова
ние
- Ребята, сегодня необычный день и
необычный классный час. Как вы
думаете почему?
У нас гости – это ребята, их учителя,
которые
приехали
к
нам
из
Китайской народной республики.
-
Как
можно
поприветствовать
гостей? Может кто-нибудь знает как
это сделать на их языке?
Давайте
попробуем
поприветствовать наших гостей на
их языке и скажем
«нихАо» (Здравствуйте)
- Начать наш классный час – урок,
мне хотелось бы с фразы «Дружба –
это целый мир». Как вы думаете
почему?
Что оно означает? Как вы понимаете
это выражение?
- Наши гости впервые в нашей
стране и мы надеемся, что им у нас
очень
понравится,
мы
станем
хорошими друзьями.
- А как называется страна, в которую
ответы детей
дети
приветствуют
гостей
на
русском,
английском,
франц.яз
ответы детей
СЛАЙД 1 «Дружба
– это целый мир»
Учитель
показывает
ребятам,
где
на
карте
находится
Китай.
Постановка
проблемы
Обобщен
ие
усвоенно
го
и
включени
е
его
в
систему
ранее
усвоенны
х
предметн
ых
компетен
ций
и
УДД
(практиче
ская
деятельно
сть
учащихся
)
приехали наши друзья, в которой мы
с вами живем?
Давайте запишем это слово на доске.
- А наши гости попробуют тоже
написать это слово.
- Произнесем слово с ударением. А
наши гости пробуют вместе с нами.
Все вместе!
- Назовем первый слог, второй,
трети. Гости
тоже повторяют за
нами.
- Ребята, а вам интересно узнать, как
слово Россия произносится на языке
наших гостей?
«ылОусы» (Россия)
- Я предлагаю вам произнести всем
вместе!
-Как вы думаете, а записать можно?
Россия
Дети
записывают
слово
РоссИя
(РА-СИ-Я)
Ответы детей
дети пробуют
повторить
СЛАЙД 2
Учитель
показывает
нахождение
страны
на
карте
мира.
По
желанию
вызывается ученик
к доске, он пишет
на
доске
слово
Россия
прописными
буквами.
На
специально
приготовленных
листах
для
каждого
и
на
доске,
учитель
предлагает
детям
попробовать
написать
слово
Россия печатными
буквами,
обводя
его по пунктиру.
Рядом со словом
дети
видят
изображение
России на карте.
С помощью чего?
- А хотите попробовать написать?
У каждого у вас на столе есть листок
с
очертаниями
иероглифов.
Обведите!
- А готовы произнести страну, где
живут наши гости на их языке?
«джОнгуа» (Китай)
- Молодцы! У вас все получилось!
Вы справились!
- Следующее слово, которое мы
запишем,
обозначает
столицу
нашего государства.
-
Пусть
и
наши
гости
тоже
напечатают это слово.
- Прочитаем слово с ударением. Все
вместе!
-Назовите первый слог, второй.
- Следующее слово – это город, в
котором мы живем, для многих он
стал малой Родиной.
- Запишем это слово.
- Произнесем все вместе!
- Приготовим ладошку и поймаем
иероглифов
Дети обводят
слово
Россия
на Китайском
языке
Ответы
Москва
Дети
записывают
слово на доске
(МАСК-ВА)
Ребята вместе
с
гостями
произносят
слово
по
слогам.
Тула
Дети и гости
записывают
это слово.
Все
вместе
проговариваю
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
Ккитайские
школьники
на
заготовленных
индивидуальных
листах и на доске
печатают
слово
Москва.
СЛАЙД 5
звуки этого слова
1-ый
(Т),
2-ой
(у),
3-ий
(Л)
последний (А)
Все вместе произносим каждый звук
этого слова.
- Как вы думаете, а какое слово
будет
следующим?
Оглядитесь
вокруг!
-
Самовар
символ
России,
ка
матрешка,
балалайка.
Визитная
карточка нашего города.
А что такое самовар? Пробуйте
объяснить
значение
этого
слова
нашим гостям!
- А вы знаете о том, что в Китае
тоже есть самовар, да и вообще
говорят,
что
самовар
родом
из
Китая.
-Посмотрите как он выглядит.
-
Называют
самовар
в
Китае
«хОгО»,
а
европейцы
называют
«ХОТ-ПОТ», в переводе «Огненный
котелок», а готовят в нем не чай, как
мы с вами, а мясные и рыбные
блюда подбирают продукты и варят
в общем котле, добавляя различные
овощи.
- Попробуем записать все вместе и
т каждый звук
Самовар
Металлически
й
сосуд
для
кипячения
воды с топкой
внутри,
наполненный
углями
Дети
В
классе
была
подготовлена
и
оформлена
(совместно
с
родителями)
заранее
выставка
самоваров разных
видов
как
современных, так и
старинных.
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
это слово.
- Какое из записанных слов может
быть «лишнем» и почему?
- Прочитайте слова
-
Подберите к каждому рисунку
подпись – из прочитанных слов.
- А на нашей выставке самоваров
есть самоварчик и самоварище?
- Что общего в значении этих слов?
записывают
слово
на
доске, а гости
обводят слово
печатными
буквами
у
себя
на
листах.
Ответы детей,
обоснование
выбора
Дети
на
слайде читают
слова
(самоварщик,
самоварище,
самоварчик,
самоварный,
самоварничат
ь)
Дети
подбирают
и
называют
слова
в
соответствии
с
номерами
картинок,
объясняя
значение этих
слов.
Дети находят
и показывают
китайским
школьникам
маленький
самовар
и
огромный (на
100 литров)
Ответы детей
СЛАЙД 8
Рефлекси
я
деятельно
сти
Динамич
еская
пауза
Изготовл
ение
сувенира
в технике
Декупаж
Контроль
Правильно ли утверждение, что это
слова
с
близким,
но
разным
значением?
Что можете сказать о таких словах?
Как их называют?
Почему
родственные
слова
еще
называют однокоренными?
Какой корень в слове самовар?
- Подберите однокоренные слова к
слову Тула.
- Предположите, на уроках русского
языка, над какой темой будем скоро
работать?
Попробуйте
сформулировать.
- А теперь все вместе немного
отдохнем!
- А сейчас я хочу предложить всем
нам изготовить памятные сувениры
о нашей сегодняшней встрече. Для
этого у нас есть все необходимое:
вот
такие
заготовки,
нам
понадобится
клей,
кисточка
для
клея,
вода,
маленький
файл,
вырезанные узоры, краски, кисть для
росписи.
сам
и
вар,
сложное
слово,
образовано от
слов
сам
и
варит
дети образуют
и
называют
однокоренные
слова
высказывания
Ребята и гости
все
вместе
повторяют
движения
за
учителем под
веселую
детскую
песню
«Пых,
пых самовар»
Ребята
совместно
с
СЛАЙД 9
узоры
–
роспись
под
«гжель»
за
процессо
м
и
результат
ом
деятельно
сти
учащихся
Оценка
деятельно
сти
Сувениры готовы, попробуйте дать
оценку своей работы
А у
нас сегодня еще гости –
встречайте!
учителем
расписывают
деревянные
заготовки
в
форме
самовара
в
технике
«Декупаж»
оценивают
Самовар:
Вас встречает
самовар
В моем брюхе
огонь и вода
Друг
другу
они
не
причиняют
вреда
Дым из трубы
в
небеса
улетает
И постепенно
вода закипает
Пот
утереть
не успею со
вырезаны
заранее
из салфеток
Учитель
с
помощью
документ
камеры
поэтапно
показывает
все
действия
для
изготовления
сувенира и делает
вместе с детьми и
гостями, оказывая
помощь, кому она
необходима.
СЛАЙД 10
Под
русскую
народную музыку
выходит ребенок в
костюме самовара
и
родительницы
мамы
в
русских
костюмах,
танцуя
кадриль
Чайная
пауза
Подведен
ие итогов
Наше занятие подходит к концу.
Что нового для себя узнали?
Что больше всего запомнилось?
О
чем
расскажите
родителям?
Друзьям?
Что пожелаете нашим гостям?
Наша встреча подходит к концу.
Давайте сделаем общее фото на
память о сегодняшней встрече!
лба
Как
появляются
чашек толпа
С
каждой
я
поделюсь
кипяточком
Всех
напою
ароматным
чаечком!
Выходи,
народ,
встречай
Будем
пить
горячий чай.
Ответы детей
Дети
дарят
сувениры
школьникам в
знак дружбы
Русские красавицы
выносят
на
подносах
чай
с
баранками,
угощают гостей и
детей. Все вместе
пьют чай.
Многие
ребята
подготовили
подарки
для
китайских
школьников,
они
подарили
им
магниты,
открытки, книги о
нашем городе на
память
о
такой
удивительной
встрече.