Автор: Долгих Марина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №45 Населённый пункт: Ставрополь Наименование материала: консультация для родителей Тема: Готовность к школе: что мы не понимаем? Раздел: дошкольное образование
Консультации для родителей
Готовность к школе: Что мы не понимаем?
Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников.
Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к
другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование.
В некоторых мамы и бабушки отличаются особым рвением в
проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов
по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по
настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с
малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть
некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А школьный
психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын —
замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще
годик в детский сад походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! На
придумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до
ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не
готов?»
Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к
школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?
У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к
сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже
очень молодая. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока
дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились
лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся
методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной
успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из
интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и
читает, и считает. Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника? Только учи его – и получится
отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные школы,
имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали - по привычным для себя
показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает
возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались: возникала проблема даже на
уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся,
значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет. И под этим «лучше»
опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего
хорошего сделать с ребёнком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его
психологического развития.
В чём же суть «готовности»?
Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и
навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно
до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности –
готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности
обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения
с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей,
оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет
успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая
события.
Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не читают вузовские преподаватели
лекции в старших классах его школы. Вузовские преподаватели, как правило, при работе со
старшеклассниками пользуются привычными для себя методами обучения – вузовскими. А школьников
нужно учить школьными методами. И блестящий университетский профессор может сделать для развития
ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный учитель. Точно так же вживление школьных методов
обучения в детский сад не является профилактикой школьных трудностей. Как раз наоборот – оно их
порождает.
Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на
новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Характерный пример:
психологическая служба получила разрешение работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек,
игрушек, развивающих пособий психологи пришли к детям. Выяснилось, что никакие книжки, игрушки
детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку.
Эти дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при
любом удобном случае. Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы
соответствовать их возрасту.
Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него
должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном
возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку.
Моторика, мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это.
Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги (мол, купите – и дело будет в
шляпе), никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс внутренний, и извне им
управлять невозможно.
Что отличает ребёнка, готового к школе?
Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин так и
говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём учебной задачи». Когда учитель пытается
объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать
вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла
и т. п. , это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы
к школьному обучению.
Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен
охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать
формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-
3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было
пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика.
Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не
засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши?
Умеют. Готовы к школе? Не готовы.
Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки. Проводилось
исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных
картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей
картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с
водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В
чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не
очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик,
добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет
справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники ещё не выделяют себя из
окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я
в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка
или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит – «я» плохой.
Это значит – меня любить не будут.
И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет,
но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь
дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей деятельности.
Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!».
Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению процессуальности у дошкольников и
младших школьников. Для этого был придуман механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике
были вырезаны прорези, по которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки
управления этой куклой. Дошкольники и школьники совершенно по-разному участвовали в игре.
Дошкольники фантазировали по поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось
провести куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт воображения. А
школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли снять ящик и экспериментировать с
кнопками, чтобы понять принцип управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».
Вот такие специфические составляющие школьной готовности.
Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»?
Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый».
Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент
неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с
поступлением в школу надо повременить.
Он ещё не доиграл.