Автор: Светлана Михайловна Сокол
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Подсосновский детский сад "Солнышко"-филиал МБОУ"Подсосновская СОШ"
Населённый пункт: с.Подсосново
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Городецкая роспись "
Раздел: дошкольное образование
Сокол С.М.
Конспект занятия по «Художественно –эстетическому развитию»
«Городецкая роспись» в старшей группе
Цель: развитие и реализация индивидуальных творческих и художественно-
изобразительных способностей детей.
Задачи.
Обучающие: формировать умение использовать при рисовании приемы
работы в технике городецкой росписи, её характерные особенности:
элементы, цветосочетания, композиция; самостоятельно задумывать
содержание работы и доводить задуманное до конца.
Формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Развивающие:
1.Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции.
2.Развивать творческое воображение.
3.Развивать моторику рук и усидчивость.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес детей к национальной культуре средствами
декоративно-прикладного искусства.
2.Воспитывать трудолюбие.
Оборудование:
1. Шаблон для росписи разделочная доска
2. Гуашь
3. Палитра (для смешивания гуаши)
4. Кисти (белка) №1,2,3
5. Емкость для воды
6. Салфетка
7. Простой карандаш
8. Таблицы поэтапного выполнения элементов росписи.
9. Конверт
Предварительная работа:
1.Знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в
изображении и сочетании цветов;
2. Дидактическая игра "Выложим узор"
Словарная работа: Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка,
бутон, розан, купавка, ромашка.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой:
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
Воспитатель держит в руке конверт.
-Ребята, посмотрите к нам в группу пришло письмо ,интересно от кого оно?
Давайте прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам городецкие мастера! У нас случилась
беда, закончилась краска, мы не можем выполнить свою работу до конца. А
жители нашего городка ждут подарки. Ведь у нас скоро праздник День
города. Помогите нам пожалуйста.»
-Поможем мастерам? Ну тогда проходите на свои места.
Много, много лет назад в городе Городце, что стоит на Волге,
народные мастера стали делать из дерева игрушки, посуду, прялки и очень
красиво их расписывали: яркие цветы, жар-птицы, чудо-кони украшали эти
предметы. Красота городецких мастеров не исчезла. Из поколения в
поколение передавали они свои секреты мастерства. И сейчас радуют нас
невиданные птицы, кони, сказочные цветы нарисованы на лакированных
деревянных изделиях. Расписные тарелки, доски, кони-качалки, шкатулочки -
все эти изделия украшают наши дома. Есть изделия городецких мастеров и в
наше группе. Мы с удовольствием ими любуемся.
-Ребята ,какие традиционные цвета в городецкой росписи? - это красный,
синий, зеленый, желтый, черный, белый.
- Какие вида композиции в Городецкой росписи вы знаете?
- цветочная роспись;
- цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";
- сюжетная роспись
Сегодня я предлагаю вам побывать в роли городецких мастеров и
попробовать изобразить цветочную роспись., будем помогать мастерам.
Вы сами придумаете, как вы распишите свои доски. А помогут вам таблицы.
Наша работа будет состоять из нескольких этапов, с которыми вы уже
знакомы . Сегодня мы будем рисовать на бумажных силуэтах, и будем
расписывать деревянные доски, как настоящие мастера.
Объяснение воспитателя :сначала простым карандашом вы наносите
задуманный вами рисунок на свою доску.
В центре можно расположить большой розан.
Первый этап нашей работы – это «подмалевка», т. е. круговое движение
кистью, нанесение цветового пятна. На главные фигуры наносим светлые
краски, они получаются в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется
обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Для получения нужного цвета,
пользуемся палитрой.
Подмалевка выполняется беличьей кистью № 3. Главное при этом —
научиться брать нужное количество краски на кисть. Если вы возьмете мало
краски, то подмалевка получится бледной, невыразительной. Будьте
внимательны.
Второй этап – это «тенёвка» или оттенок, т. е. нанесение скобки.
На этом этапе используем более темные краски - бордовые или синие.
Подумайте, для какого цветка, какой цвет подойдет. Обозначаем центр
цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он
смещается влево или вправо. Центр обозначаем небольшим кружком.
Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с
цветом центра цветка.
Когда рисуем бутон, нужно правильно нарисовать скобку или, как мы с вами
её называем - «улыбку», надо слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти
и провести тонкую линию, к середине сильнее нажать на кисть, а завершить
скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была
перпендикулярна листу бумаги. От того, как расположены скобки, зависит
форма бутона. У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок
много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличивая их
в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить, что
бутоны всегда по размеру небольшие. «Тенёвку » берем кисть №2.
Третий этап – «оживка». Это завершающий этап росписи, т. к. именно после
нее весь рисунок как будто оживает.
«Оживку» делаем белой и некоторые места выделяют черной краской, эти
цвета делают роспись более нарядной и выразительной
Выполняем «оживку» кончиком самой тонкой кисти №1. Будьте очень
аккуратными.
И остался последний завершающий элемент в нашей работе - нам нужно
прорисовать контур доски.
А теперь ребята, предлагаю вам отдохнуть и с новыми силами приступить к
делу.
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся.
Спать не захотел:
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Практическая работа детей. При необходимости помощь воспитателя.
Итог занятия:
-Ребята, чем мы сегодня занимались?
- Кому мы помогли?
- Какие названия элементов узора вам запомнились?
- Какой элемент у тебя получился лучше всех?
Очень хорошо потрудились, у вас получились замечательные работы!
Городецкие мастера будут довольны, они вам говорят большое спасибо за
вашу помощь!