Автор: Афонина Елена Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Новопокровская СОШ
Населённый пункт: Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы и внеклассных мероприятиях по предмету"
Раздел: полное образование
«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках
русского языка и литературы и внеклассных мероприятиях по
предмету»
Задачи,
стоящие
перед
учителем–словесником
при
применении
информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других
учителей–предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с
художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо
сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и
навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами
литературного
языка,
дать
детям
знание
лингвистических
и
литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих
задач являются цифровые образовательные ресурсы.
Нынешний век –это
век информационный, и вполне оправдано,
поэтому
в
образовательный
процесс
прочно
вошли
компьютерные
технологии.
Изменения,
происходящие
в
жизни
современного
информационного общества, безусловно, влияют и на учебный процесс и в
современной школе тоже. Но это вовсе не значит, что традиционная форма
преподавания
уходит на второй план, потому что единство целей -
обучающая, развивающая и воспитывающая – остаются обязательным
компонентом любого урока.
Современные школьники чаще заглядывают в интернет, чем в книжку,
поэтому каждое объяснение учителя должно сопровождаться демонстрацией
компьютерных учебных материалов. ЦОР целесообразно применять и в
качестве
теоретической
поддержки
обучающихся,
при
которой
предполагается подготовка электронного пособия как учителем, так и
учениками.
Информационные
технологии
могут
использоваться
как
наглядные
средства
обучения,
так
и
в
форме
контроля.
Возможно
применение ЦОР и ЭОР на разных видах урока(объяснение нового
материала, закрепление пройденного, уроки контроля знаний). Грамотный
отбор
таких
материалов
помогает
сделать
обучение
интересней,
разнообразней и привычней для современного школьника. Главное, знать
меру, перенасыщение цифровыми ресурсами может ослабить интерес
учащихся.
Использование
ЦОР
позволяет
проводить
уроки
на
высоком
эстетическом
и
эмоциональном
уровне;
обеспечивает
наглядность,
визуализацию, привлечение большого количества дидактического материала,
повышается объем выполняемой работы на уроке, расширяется возможность
самостоятельной
деятельности;
формируются
навыки
проектно-
исследовательской деятельности, что необходимо в условиях реализации
стандартов ФГОС.
Немаловажным является то, что обеспечивается доступ к различным
справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным
ресурсам.
С помощью электронных таблиц дети учатся анализировать языковые
явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой
материал.
Презентации
можно использовать и при объяснении нового
материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий.
На этапах повторения и закрепления материала целесообразно использовать
интерактивные тесты.
Цифровые образовательные ресурсы повышают скорость чтения и
коэффициент
усвоения,
улучшается
внимание,
память
Использование
цифровых образовательных ресурсов в преподавании русского языка и
литературы
способствует
совершенствованию
практических
умений
и
навыков,
позволяет
эффективнее
организовать
самостоятельную
и
групповую работу, индивидуализировать процесс обучения, повышает
интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность
обучающихся и развивает творческий потенциал.
Выбранная тема на сегодня очень актуальна, потому что использование
в учебном образовательном процессе цифрового образовательного ресурса
позволяет повысить интерес к обучению и помощь в усвоении учебного
материала.