Напоминание

Работа над полифоническими произведениями в младших классах


Автор: Беляева Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Губкинская детская школа искусств им. Г.В. Свиридова"
Населённый пункт: г. Губкинский
Наименование материала: конспект урока
Тема: Работа над полифоническими произведениями в младших классах
Раздел: дополнительное образование





Назад





Открытый урок

« Работа над полифоническими произведениями в младших классах»

Преподаватель:
Беляева Елена Евгеньевна Цель урока: Воспитание первоначальных навыков работы над полифонией. Задачи: Вызывать у учащегося интерес работы над полифонией, воспитать способности слышать полифоническое звучание на примерах пьес подголосочного и контрастного, имитационного характера. Работа над полифонией является неотъемлемой частью обучения фортепианному искусству, ведь фортепианная музыка вся полифонична, фортепианная фактура, как никакая другая, являет собой сплав комбинаций многоголосия. Воспитание полифонического слуха, полифонического мышления, один из важнейших и, наиболее сложных разделов музыкального воспитания. С элементами подголосочной, контрастной, имитационной полифонией необходимо знакомить ученика уже с первого класса. Для исполнения полифонических произведений от ученика требуется о смысленно сть, певуч е сть, по стоя нный слуховой ко н т р о л ь . Самостоятельность, согласованность обеих рук развивается постепенно и у всех по-разному. Слух у детей обычно ориентирован на мелодию. В детском репертуаре есть большое количество произведений, которые способствуют развитию самостоятельности рук, так, как мелодия и сопровождение контрастируют: по ритму, штрихам, звуку. На них ученик учится слышать разницу в мелодии и аккомпанемента, находит нужные приемы исполнения для каждой руки, и, хотя в этих пьесах не всегда голоса самостоятельны, они помогут подготовить ученика к полифонии.
Упражнение «Эхо» О. Геталовой
. Предложить ученику сыграть пьесу, передать контрастность в исполнении партии правой и левой руки. Добиться хорошего глубокого звука, к о н т р а с т н о й д и н а м и к и . 1

П. И. Чайковский «Старинная французская песенка».
- Ученик играет пьесу от начала до конца. - Работа над I частью: а) Выразительно исполнить партии правой руки. Предложить ученице охарактеризовать песенку. б) Работа над партией левой руки: обратить внимание на удержанный звук (долгий звук берется глубоко, с хорошей опорой – необходимо спланировать его так, чтобы он не «погас», а «встретился» с последним звуком каждого мотива, исполняемого правой рукой). в) Исполнить партию левой руки двумя руками с различной динамикой. г) Исполнить партию левой руки одной рукой. д) Соединить I часть двумя руками, обратить внимание на фразы. Добиться выразительного проведения мелодии к опорному звуку. - Работа над II частью: Сопровождающий голос левой руки играть ровно, близко к клавиатуре, движения руки еле заметны. Мелодию исполнять хорошим легато с дыханием и опорой на каждый 2-й такт. Мелодия и аккомпанемент контрастируют по звуку и штриху. Вслед за освоением простой имитации, начинается работа над пьесами канонического склада, построенными в стреттной имитации, когда имитирующий голос вступает до момента окончания своей мысли основным голосом. В пьесах такого рода имитируется уже не одна фраза или мотив, а все фразы или мотивы до конца произведения. Для преодоления новой полифонической трудности, полезен следующий способ работы, состоящий из трех этапов: 1. Пьеса переписывается учеником и учится в простой имитации. 2. Фразы переписываются в стреттной имитации. Ведущий метод работы на этом этапе - ансамблевый. 3. Пьеса играется педагогом и учеником в ансамбле, так, как она написана композитором с различной динамикой. 2

Ю. Литовко « Пастушок»

Полифония :
«поли» – много; «фон» – голос –
многоголосие

Канон
– многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, а поочередно, иногда от одного и того же звука, иногда от разных звуков. 1. Исполнение мелодии в левой и правой руке по отдельности. В беседе определить нюансы, в соответствии с характером. 2. Исполнение пьесы по записи имитациями, хорошо слушать начало и окончания фраз левой и правой рук. 3. Исполнение пьесы в ансамбле с преподавателем. 4. Исполнение всей пьесы ученицей.
И.С. Бах «Волынка».
Волынка – духовой инструмент. Ее отличительная деталь – мех, т.е. воздушный резервуар из кожи и пузыря. В мех вставлено несколько трубок. Одна из них с отверстиями, как у любого музыкального инструмента. На ней исполняют мелодию. Другая, маленькая служит для нагнетания воздуха, исполнитель дует в нее. Все остальные трубки (их может быть от одной до нескольких) сопровождают мелодию непрерывным з вуч анием , соответственно одного или нескольких звуков на одной высоте. Таким образом, мелодия на волынке звучит в сопровождении неизменного аккомпанемента. На волынке играют на открытом воздухе, т.к. звук ее сильный, пронзительный, ею сопровождают исполнение народных танцев. В пьесе И.С Баха «Волынка» правая рука играет простенькую мелодию, а в левой руке повторяются одни и те же звуки. 1. Исполнение басовой партии легким non legato, а затем в ансамбле с преподавателем. Даша играет басовую партию, преподаватель 1-ю партию. 2. Исполнение первого голоса: начинать пьесу с piano, хорошо должен прозвучать 1-й звук из которого «вытекают» шестнадцатые. 3
3. Исполнение произведения двумя руками: солирующая партия звучит выразительно, с яркими динамическими оттенками. Левая рука играет легким non legato, очень ровно и не следует за динамическими оттенками правой руки.
И.С. Бах «Марш D-

dur»
Марши И. С. Баха отличаются необычайно точным ритмом и интонационной активностью. Эта пьеса яркая и праздничная. Исполняется звонко и точно. 1. Чтобы ученица хорошо прочувствовала ритм, необходимо прохлопать ритмический рисунок четко и медленно (используется барабан). 2. Исполнение партии правой руки на крышке фортепиано. 3. Исполнение каждой партии отдельно. Обратить внимание ученицы на несовпадение акцентов в левой и правой руке, на нюансировку окончания I части, на то, что левая рука звучит ярче (барабанчик), отметить, что в пьесах И. С. Баха окончания частей всегда звучат ярко (сравнить с волынкой). 4. Проучить партию правой руки во II части по записи. 5. Соединить двумя руками. Обратить внимание ученика, что ведущая роль принадлежит правой руке, левая рука играет легко non legato, исполняется очень ритмично 4


В раздел образования