Напоминание

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения.


Автор: Сиднева Антонида Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 61
Населённый пункт: город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения.

Содержание:

Особенности речевого развития детей 3-4 лет.

Нормы.

Отклонения.

Диагностика.

Советы родителям, для развития речи ребенка.

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном

обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое

отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы данного

показателя, на которые должны ориентироваться родители. Если они

выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников,

необходимо догонять упущенное.

Итак, чем же отличается речь трёх- четырёхлетнего крохи?

Особенности речевого развития детей 3-4 лет.

Логопеды выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет,

которые являются нормой для большинства из них. Родители должны о них

знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются ли они у их чада. К ним

относятся:

в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого

развития детей 3 лет — 1 500 слов;

попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым,

но получается чаще всего коряво и смешно;

речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при

этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется;

внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым

для него словам, пытаясь их воспроизводить;

создание собственных словоформ;

попытки сочинять стихи и рифмовать слова;

с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;

и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым: они не

могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных

предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно

употребляют падежные окончания и предлоги;

нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как

физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё

недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как

сонорные (р, л), свистящие, шипящие (с, ш);

путают звуки;

переставляют слоги в словах.

Нормы.

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют

нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться

родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем. Вот что

должен уметь делать малыш в данном возрасте:

проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;

называть имена близких родственников и друзей;

воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;

говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более

сложные;

распределять в своей речи предметы по группам: посуда (чайник,

стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, шуба, юбка, штаны,

футболка);

находить признаки предмета: кресло мягкое, стул деревянный, яблоко

красное;

называть действия: мальчик ест, птица летит, машины едут;

точно повторять услышанное;

пересказывать мультфильм, сказку;

в процессе речи разговаривать громко и тихо.

Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по

которым очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего

страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно

назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные,

незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных

занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые

очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.

Отклонения.

Дайте своему ребёнку любое задание из выше перечисленных и сравните

результаты с нормой. Ошибки в трёх и более пунктах? В таком случае стоит

задуматься, нет ли у вашего крохи задержки речевого развития .

Понаблюдайте за тем, как и что он говорит. Серьёзными отклонениями

считаются следующие показатели:

ребёнок постоянно тарахтит;

его сложно понять;

приоткрытый рот;

его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно

нарочно растягивают слова;

в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми,

дополнениями;

ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;

глотает окончания слов;

произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;

не строит собственные предложения, только повторяя фразы за

взрослыми;

частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.

Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от номы, требуется

обратиться к специалисту.

Диагностика.

Если у вас появились какие-то сомнения, вам нужна диагностика развития

речи детей 3-4 лет, которая предполагает комплексное обследование ребёнка.

Ведь речь, так или иначе, связана и с умственным развитием, и со слухом, и с

социализацией малыша. Большинство родителей ошибочно считают, что с

подобными отклонениями нужно идти к логопеду. Тогда как этот специалист

лишь учит правильно произносить звуки. Малыша должны осмотреть

следующие специалисты:

педиатр;

невролог;

психиатр;

отоларинголог;

логопед;

психолог;

сурдолог выявляет проблемы со слухом, которые так или иначе тоже

влияют на развитие связной речи детей 3-4 лет.

Неврологические диагностические методы направлены на выявление

нарушений в работе детского головного мозга. Поэтому могут быть

назначены такие обследования, как:

МРТ;

ЭЭГ;

ЭхоЭГ.

Диагностика также включает в себя:

возрастное тестирование для определения уровня психомоторного

развития;

беседу с родителями для выявления способов общения малыша со

взрослыми;

изучение моторики мышц лица;

сравнение понимания и воспроизведения речи;

анализ сведений о домашнем воспитании, окружении крохи.

Советы родителям, для развития речи ребенка.

Существуют разные методики развития речи детей 3-4 лет, которые

родителям будет нетрудно освоить самостоятельно. Если занятия не дадут

результатов в течение 3-4 месяцев, стоит обратиться за помощью к

специалистам.

1.

Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Знакомьте его с

новыми людьми самых разных возрастных групп.

2.

Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и

закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.

3.

Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие

звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он произносит их

неправильно.

4.

Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.

5.

Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру,

выразительности.

6.

При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять

малыша.

7.

Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.

8.

Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории,

просмотренном мультике.

9.

Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.

10.Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики,

которая напрямую связана с речью. Предлагайте ему работать с мелкими

деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и другими

игрушками для развития мелкой моторики). Научите его завязывать

шнурки.

11.Играйте с ним в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это

съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т.

д.



В раздел образования