Автор: Сиднева Антонида Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 61
Населённый пункт: город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения.
Раздел: дошкольное образование
Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения.
Содержание:
Особенности речевого развития детей 3-4 лет.
Нормы.
Отклонения.
Диагностика.
Советы родителям, для развития речи ребенка.
Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном
обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое
отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы данного
показателя, на которые должны ориентироваться родители. Если они
выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников,
необходимо догонять упущенное.
Итак, чем же отличается речь трёх- четырёхлетнего крохи?
Особенности речевого развития детей 3-4 лет.
Логопеды выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет,
которые являются нормой для большинства из них. Родители должны о них
знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются ли они у их чада. К ним
относятся:
в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого
развития детей 3 лет — 1 500 слов;
попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым,
но получается чаще всего коряво и смешно;
речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при
этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется;
внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым
для него словам, пытаясь их воспроизводить;
создание собственных словоформ;
попытки сочинять стихи и рифмовать слова;
с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;
и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым: они не
могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных
предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно
употребляют падежные окончания и предлоги;
нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как
физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё
недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как
сонорные (р, л), свистящие, шипящие (с, ш);
путают звуки;
переставляют слоги в словах.
Нормы.
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют
нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться
родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем. Вот что
должен уметь делать малыш в данном возрасте:
проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;
называть имена близких родственников и друзей;
воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более
сложные;
распределять в своей речи предметы по группам: посуда (чайник,
стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, шуба, юбка, штаны,
футболка);
находить признаки предмета: кресло мягкое, стул деревянный, яблоко
красное;
называть действия: мальчик ест, птица летит, машины едут;
точно повторять услышанное;
пересказывать мультфильм, сказку;
в процессе речи разговаривать громко и тихо.
Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по
которым очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего
страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно
назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные,
незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных
занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые
очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.
Отклонения.
Дайте своему ребёнку любое задание из выше перечисленных и сравните
результаты с нормой. Ошибки в трёх и более пунктах? В таком случае стоит
задуматься, нет ли у вашего крохи задержки речевого развития .
Понаблюдайте за тем, как и что он говорит. Серьёзными отклонениями
считаются следующие показатели:
ребёнок постоянно тарахтит;
его сложно понять;
приоткрытый рот;
его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно
нарочно растягивают слова;
в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми,
дополнениями;
ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;
глотает окончания слов;
произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;
не строит собственные предложения, только повторяя фразы за
взрослыми;
частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.
Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от номы, требуется
обратиться к специалисту.
Диагностика.
Если у вас появились какие-то сомнения, вам нужна диагностика развития
речи детей 3-4 лет, которая предполагает комплексное обследование ребёнка.
Ведь речь, так или иначе, связана и с умственным развитием, и со слухом, и с
социализацией малыша. Большинство родителей ошибочно считают, что с
подобными отклонениями нужно идти к логопеду. Тогда как этот специалист
лишь учит правильно произносить звуки. Малыша должны осмотреть
следующие специалисты:
педиатр;
невролог;
психиатр;
отоларинголог;
логопед;
психолог;
сурдолог выявляет проблемы со слухом, которые так или иначе тоже
влияют на развитие связной речи детей 3-4 лет.
Неврологические диагностические методы направлены на выявление
нарушений в работе детского головного мозга. Поэтому могут быть
назначены такие обследования, как:
МРТ;
ЭЭГ;
ЭхоЭГ.
Диагностика также включает в себя:
возрастное тестирование для определения уровня психомоторного
развития;
беседу с родителями для выявления способов общения малыша со
взрослыми;
изучение моторики мышц лица;
сравнение понимания и воспроизведения речи;
анализ сведений о домашнем воспитании, окружении крохи.
Советы родителям, для развития речи ребенка.
Существуют разные методики развития речи детей 3-4 лет, которые
родителям будет нетрудно освоить самостоятельно. Если занятия не дадут
результатов в течение 3-4 месяцев, стоит обратиться за помощью к
специалистам.
1.
Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Знакомьте его с
новыми людьми самых разных возрастных групп.
2.
Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и
закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.
3.
Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие
звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он произносит их
неправильно.
4.
Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.
5.
Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру,
выразительности.
6.
При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять
малыша.
7.
Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
8.
Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории,
просмотренном мультике.
9.
Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.
10.Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики,
которая напрямую связана с речью. Предлагайте ему работать с мелкими
деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и другими
игрушками для развития мелкой моторики). Научите его завязывать
шнурки.
11.Играйте с ним в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это
съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т.
д.