Автор: Кутепова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "МДОУ "Сказка" г. Николаевска
Населённый пункт: город Николаевск, Волгоградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Многофункциональная игрушка для детей младшего возраста "Мишка-путешественник"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» города Николаевска»
Николаевского муниципального района Волгоградской области
Многофункциональная игрушка для детей младшего возраста
«Мишка-путешественник»
Разработали и подготовили:
воспитатель I квалификационной категории
Кутепова Наталья Владимировна
Цель:
формирование у детей положительных эмоций, воспитание эстетического восприятия,
фантазии, развитие речи, развитие первичных понятий об окружающем мире.
Задачи многофункциональной игрушки:
развитие движений пальцев рук, т.е. мелкой моторики, тактильных ощущений.
закрепление представлений о цвете и величине, форме.
классификация предметов по определенному признаку (цвет, форма, величина).
развитие речи и активизация словаря.
доставить детям радость, вызвать положительные эмоции.
Функции многофункциональной игрушки:
формирование сенсорных представлений (знание цветов, формы, величины).
умение находить предметы по одному или нескольким признакам.
развитие речи и активизация словаря.
способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений.
помогает развивать мышление, воображение, фантазию, ориентировку в пространстве.
формирование умения составлять из отдельных частей целый предмет.
умение классифицировать предметы.
доставлять детям радость, вызывать положительные эмоции.
Развивающая игрушка изготовлена:
из материала голубого цвета /фон/, разноцветного фетра, дополнительными деталями
игрушки являются предметы декора; цветочки разного размера и формы, геометрические
фигуры. На пособие нашиты молнии, крючки, пуговицы разного размера и цвета, ленточки
разной фактуры, колокольчики, застежки, «липучки», колечки, разноцветные шнурки и
т.д.
Многофункциональная игрушка, дает ребенку возможность, не только получать позитивные
эмоции от игры с ней, но и всестороннее развитие.
Главным принципом многофункциональной игрушки в младшем возрасте, должно служить
развитие мелкой моторики, цветового, зрительного и слухового восприятия. Таким образом,
игрушки должны быть насыщенны разнообразными шнуровками, пуговицами, застежками.
В создании комфортной для детей среды помогают различные пособия, которые можно сделать
своими руками. Игрушка «Мишка-путешественник» используется в игровой деятельности детей; в
воспитании
дружеского
отношения
к
своим
сверстникам,
желания
играть
вместе.
Многофункциональная игрушка развивает восприятие детей (цвет, величина, форма); мелкую
моторику; память, внимание, связную речь; эмоциональный мир детей.
Таким образом, многофункциональная игрушка «Мишка - путешественник» имеет
развивающее, обучающее и воспитывающее значение.
«Именно в игре проявляются разные стороны
личности ребенка, удовлетворяются многие
интеллектуальные и эмоциональные
потребности, складывается характер.
Б. П. Никитин
Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще
нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной
организации предметно – развивающей среды в групповом помещении. Здесь все имеет значение:
цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек
и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка,
уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками. Поэтому среда имеет важное
значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда,
в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может
развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность
осуществляется только при условии, что у него есть необходимые для этого соответствующие
объекты
и
средства,
сформированы
способы
действия.
Правильно организованная предметно – развивающая среда позволяет каждому ребенку найти
занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми
и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе
развивающего
обучения.
В создании комфортной для детей среды помогают различные пособия, которые можно сделать
самостоятельно,
своими
руками.
Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-
эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру.
Мы считаем, вот такая многофункциональная игрушка как нельзя лучше подходит для игр и
занятий в детском саду или в семейном кругу.
Пособие «Мишка-путешественник» развивает движения пальцев рук, т.е. мелкую моторику
(пристегивание, шнуровка, прикрепление «липучек», «молния» для застегивания, замки, защелки).
Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук
отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого дошкольника. (Это
убедительно доказано как специальным и научными исследованиями, так и многолетней
практикой работы педагогов, логопедов, дефектологов). Речь совершенствуется под влиянием
кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень
развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,
внимание, связная речь. Поэтому развитие, усовершенствование движения пальцев рук
способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как
неразвитая ручная моторика, наоборот, «тормозит» такое развитие. К сожалению, в наш
«машинный век» мы стали, как-то больше надеяться на машины, чем на собственные руки, в
связи, с чем многие родители не стараются развивать у своих детей тонкую ручную моторику и
вообще приручать их к «ручной работе».
«Я еще раз хочу повториться, – пишет в своей книге Парамонова Л.Г., – что все начинается с
детства. В приобретении любого навыка маленькому ребенку важнее всего дать в нужный момент
лишь самый первый толчок, дальше он уже прокладывает собственные пути и нередко, потом
далеко превосходит умения своих родителей».
Умелыми пальцы становятся не сразу, предлагаемое нами пособие способствует развитию
мелкой моторики у малышей. К преимуществам данного пособия относится возможность
поместить его в любом месте группового помещения (на столе, на ковре, на полу).
Многофункциональная игрушка «Мишка-путешественник» используется как в свободной
деятельности детей, так и в заданиях, направленных на сенсорное развитие. Эта разноцветная
игрушка помогает детям закрепить представление о цвете и величине, форме. Для этого детей
обучают таким практическим действиям, классифицируют предметы по цветовому признаку.
После освоения практических действий у детей формируются эталоны – образцы основных
цветов, с которыми он сопоставляет окружающие предметы. В игре с такой игрушкой у ребенка
формируются
образы
предметов
с
характерными
для
них
цветовыми
свойствами.
Эту многофункциональную игрушку мы рекомендуем использовать в работе не только
воспитателям
детей
раннего
возраста,
но
и
более
старшим
детям.
Играя с ребенком в игрушку «Мишка-путешественник», вы заметите изменение в его
настроении, поведении, самочувствии (улыбка на лице, доброжелательность в общении) нужно не
забывать хвалить и поощрять ребенка; если вы хотите, чтобы он не потерял интерес к данной
игрушке.
Как видите, «Мишка-путешественник» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее
значение. Ее можно использовать на любых видах занятий, развлечений, в игровой и
самостоятельной деятельности детей. Это пособие является одним из вариантов организации
предметно-развивающей среды в детском саду.