Автор: Рязанова Алина Рифгатовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ №5
Населённый пункт: Челябинская область Ашинский район г. Миньяр
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Дидактическая игра, как метод познавательно – речевой активности детей дошкольного возраста на логопедических занятиях"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс «Дидактическая игра,
как метод познавательно – речевой активности
детей дошкольного возраста на логопедических занятиях».
- Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, я рада приветствовать вас
на моём мастер – классе.
- Тема моего мастер – класса «Дидактическая игра, как метод познавательно
– речевой активности детей дошкольного возраста на логопедических занятиях».
- Предлагаю вашему вниманию чёрный ящик ( + музыка).
(Вызываю любого человека определить на ощупь что внутри).
- Прошу вас опустить руку в чёрный ящик и определить на ощупь предмет,
который там лежит, назовите его качества и свойства, какой он на ощупь, какой
формы, какого размера (это мяч, он шероховатый, колючий, круглый, упругий,
плотный, не большой, среднего размера).
- Спасибо, прошу достать предмет. Это действительно мяч, вы правильно
определили, прошу назвать его цвет (синий), совершите им действие. Что мяч
делает? (звенит),прислушайтесь к его звучанию, как он звенит тихо или громко?
(тихо)
- Скажите, при помощи чего вы определили форму и свойства предмета? (при
помощи рук) При помощи чего определили цвет предмета? (при помощи глаз) При
помощи чего услышали звук предмета? (при помощи ушей)
- Спасибо большое за участие.
- Играя, мы с вами подключили важные стороны познавательно – речевого
развития: тактильное, зрительное и слуховое восприятие, сопровождая свои
действия, ощущения речью и это важно, т.к. без игры, нет, и не может быть
полноценного развития. Как говорил В.А. Сухомлинский «Игра – это искра,
зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с удивлением откры-
вающий для себя окружающий мир. Задача педагога, помочь ему сохранять и
развивать стремление к познанию, удовлетворять детскую потребность в активной
деятельности. Игра является универсальным средством, помогающим ребенку в
познании окружающего мира.
Я работаю в коррекционной группе для детей с ЗПР. В настоящее время
уделяю особое внимание развитию речи дошкольников. И считаю, что важно не
упустить время становления познавательно-речевого развития детей и в этом мне
помогает дидактическая игра.
- Посмотрите, какой маленький испуганный инопланетянин залетел к нам, он
напомнил мне моих воспитанников, которые впервые приходят в мою группу,
давайте для него
создадим новую планету в нашей игровой солнечной системе,
которая бы несла энергию света, добра, любви, и помогала развиваться маленьким
жителям.
- Вы будете создавать элементы планеты, а Вы создадите её жителей. А по
завершению, объединитесь и представите созданную Вами планету и ее жителей.
Инструкции по созданию планеты и её жителей находятся перед Вами.
Инструкция:
1.
Для создания планеты: на зелёной травке выложить тропинку из камней Марблс,
солнце - из пшена, облака - из ваты.
2.
Для создания жителей: приклеить глазки, наполнить контейнеры камешками,
пшеном и ватой.
3.
Придумать название планеты.
- Пока фокус – группа выполняет задания, я предлагаю вам игру «Весёлые
капельки» (сидят на стульях заранее)
Прошу вас взять пособия (2 перчатки, 2 мяча, 2 подружки миньона), на экране
предлагаются ритмические рисунки, а вы при помощи дидактических пособий по
очереди должны воспроизвести этот ритм, большая капелька - долгий или как я
говорю детям - медленный звук, маленькая капелька - короткий или быстрый звук
(проводится игра).
Похожие схемы можно использовать для автоматизации звуков.
- Сейчас все вместе и зал создадим оркестр, следуя ритму, на автоматизацию
звука «Ш», в игровой форме, пропевая слог «ША». Приготовили пособия, а вы,
уважаемый зал, ладошки. Смотрим на экран. (Видео)
- Благодарю вас за участие.
- Фокус - группа готова? Расскажите о созданной планете: какое название вы
ей дали (ответ).
- Что изготовили, из чего? Что использовали для ее создания? (на зелёной
травке выложить тропинку из камней Марблс, солнце - из пшена, облака - из
ваты).
- Опишите свои тактильные ощущения элементов планеты? (Облако - мягкое,
воздушное, нежное, белое; солнце - круглое, жёлтое, шероховатое, выпуклое;
тропинка – гладкая, выпуклая, стеклянная, прозрачная, ребристая).
- Что вы использовали для изготовления жителей? (киндер сюрпризы
наполняли пшеном, камешками Марблс, ватой).
- У каждого жителя своя музыка, звук, прошу вас воспроизвести звук одного
из жителей, послушаем, какие предметы так звучат (камешки). Как вы думаете, за
что может отвечать этот житель на планете, соотнесите жителей по наполняемости
с элементами планеты (слушаем одного и соотносим с планетой, так далее).
- При помощи этого игрового пособия, что можно развить у дошкольника?
(тактильное, слуховое, зрительное восприятие и обогатить словарь детей).
- Как дополнение к этому пособию можно использовать пособие
«Тактильные дорожки», которое способствует развитию познавательно – речевой
активности.
- Какие игры можно придумать на основе этих пособий (ответы)
А ещё игра «Опиши на ощупь», «Звуковое лото», «Найди самый громкий или
самый тихий», «Соотнеси звук и картинки», «Найди пару»…
- Вот видите, с помощью обычных на первый взгляд предметов, можно создать
чудесные, интересные, многофункциональные пособия, которые будут помогать в
работе по познавательно - речевому развитию дошкольников.
- Инопланетянину нравиться наша планета и он готов заселиться, потому что
вы настоящие творцы! Эта планета несёт энергию Света, Добра, Любви и
Развития, потому что вы творили с большой любовью и добром.
- Спасибо большое за участие.
- Уважаемые коллеги, где и как можно применить предложенные мною
методы и приёмы?
- В процессе использования подобных методов и приемов дети
целенаправленно учатся «умению» воспринимать – слушать, видеть, познавать
окружающий мир, выделять главное, существенное, учатся соотносить предметы
по признакам, делать на основе анализа выводы, в следствие чего обогащается
словарный запас и развивается речь детей.
- Предложенные приёмы работы могут успешно применяться учителями –
логопедами, воспитателями и другими специалистами ДОУ.
- Используются не только на занятиях, но и в режимных моментах,
в опытно- экспериментальной, исследовательской деятельности,
в продуктивной деятельности.
- Уважаемые коллеги, работая на мастер - классе с вами, моё сердце
наполнилось радостью. Мне очень хочется ею с вами поделиться. Послушайте, как
оно звучит (включается запись биения сердца) Если вам понравился мой мастер -
класс можете передать свою радость с помощью хлопков в ладоши в ритме
сердцебиения(включается запись ещё раз).
- Спасибо за внимание.