Напоминание

Использование нетрадиционных техник рисования для развития детей раннего возраста


Автор: Суровязова Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОДОУ "Детский сад №109"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Нетрадиционные техники рисования, как средство художественно-эстетического развития у детей третьего года жизни
Тема: Использование нетрадиционных техник рисования для развития детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные техники рисования, как средство

художественно-эстетического развития у детей

третьего года жизни.

Рисовать я буду!

Рисовать я буду!

Каждому рисунку

Радуясь как чуду!

А.Барто

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно

в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького

исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя

незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее

детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие

ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые

проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и

доступных видов работы с детьми в детском саду является

изобразительная,

художественно-продуктивная

деятельность,

создающая

условия

для

вовлечения

ребенка

в

собственное

творчество,

в

процессе

которого

создается

что-то

красивое,

необычное.

Творческие

способности

оказывают

прямое

воздействие

на

творчество ребёнка, то есть чем выше уровень способностей, тем

больше перспектив открывается перед малышом в его творчестве.

Вначале малыши приобретают простейшие навыки рисования – затем

традиционный способ. А со временем изыскивают новые приемы

отражения

окружающей

действительности

в

собственном

художественном творчестве. В тот момент педагог может познакомить

детей с нетрадиционными техниками рисования. Такое нестандартное

решение развивает детскую фантазию, снимает отрицательные

эмоции,

позволяет

раскрыть

и

обогатить

свои

творческие

способности. Оно является средством умственного, эмоционального,

эстетического

и

волевого

развития

детей.

В

процессе

этой

деятельности

совершенствуются

все

психические

функции:

зрительное восприятие, память, мыслительные операции. А развитие

мелкой моторики руки развивает мышление и речь. Рука познаёт, а

мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их в образы и

представления.

Дети с раннего детства любят рисовать. Этот вид деятельности их

увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и

конкретности выражения он приближается к игре. Замечено, что все

дети любят рисовать тогда, когда это у них хорошо получается.

Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения

техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов

работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро

отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий

рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию

ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному

объекту, который он пытался изобразить.

В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Причем

происходит это, как правило, быстрее, чем накопление слов и

ассоциаций. В этой связи рисование даёт возможность в образной

форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может

выразить словесно. Рисование вообще помогает ребёнку упорядочить

бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления

о мире.

Особенно важно понимать связь рисования с мышлением ребенка.

При рисовании в работу включаются зрительные, двигательные

анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные

способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка

думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и

воображать.

Исследователи акцентируют внимание на том факте, что рисование

должно

приносить

детям

только

положительные

эмоции.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и

эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является

источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и

развивать интерес ребенка к художественному творчеству.

Не надо давать еще в неумелую руку ребенка карандаш или кисточку

и мучить его. Первые неудачи вызовут у ребенка разочарование, и

даже раздражение. Нужно заботится о том, чтобы деятельность

ребенка была успешной - это будет подкреплять его собственные

силы. В этой связи и стало необходимым разработать такие

художественные техники, которые бы могли быть освоены всеми

детьми

и

приносили

бы

максимальное

эмоциональное

удовлетворение, поскольку эмоции

это и процесс, и результат

практической деятельности - художественного творчества.

На сегодняшний день существует множество приемов и техник

рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные

работы, даже не имея никаких художественных навыков. Ощутить

незабываемые положительные эмоции позволяет детям рисование

необычными материалами и оригинальными техниками. Практики

подчеркивают, что рисование с использованием нетрадиционных

техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется

высокая

активность,

работоспособность

на

протяжении

всего

времени,

отведенного

на

выполнение

задания.

Кроме

того,

нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный

подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование

способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук;

- свобода выбора изо-материалов и техник.

Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужно

начинать с младшего возраста

по принципу «от простого к

сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:

рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона,

ватными палочками; печатание листьями, картофелем, морковкой.

Нетрадиционная

техника рисования – это

направление в искусстве,

которое

помогает

развить ребенка всесторонне.

Нетрадиционная

техника рисования в работе с детьми способствует художественно-

эстетическому развитию детей раннего возраста.

Существует множество нетрадиционных способов рисования. С их

помощью можно и нужно обучать детей

раннего

возраста,

постепенно усложняя их.

Рисование нетрадиционными способами в раннем возрасте:

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Формирует умения работать с разнообразными материалами;

Развивает чувство композиции, колорита, цветовосприятия;

Развивает мелкую моторику рук;

В целом развивает творческие способности, воображение, фантазию;

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Каждая из нетрадиционных техник рисования – это весёлая игра.

Детям доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения

работы, они готовы многократно повторять то или иное действие, в

результате которых получаются самые настоящие шедевры.

Основная цель этого направления работы — развитие у детей

творческих способностей, фантазии.

Рассмотрим нетрадиционные техники рисования для детей раннего

возраста.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности – пятно, точка, короткие линии, цвет.

Способ: на каждый пальчик набираем краску разного цвета, наносим

точки, пятнышки на бумагу, после работы пальчики вытираем

салфеткой, а затем гуашь смываем.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности – пятно, цвет, фантастический силуэт.

Способ : рисуем и правой, и левой рукой, окрашенной разными

цветами. После работы руки вытираем и смываем гуашь.

Рисование ватными палочками.

Средства выразительности – пятно, точка, короткие линии, цвет.

Способ : даём трафарет (шаблон), заполняем точками сначала контур

рисунка, затем весь рисунок. Каждую новую краску берём новой

палочкой.

Печать листьями.

Средства выразительности : фактура, цвет.

Способ : листья разных деревьев покрывают краской при помощи

кисточки, затем окрашенную сторону плотно прижать к бумаге.

Оттиск смятой бумаги.

Средства выразительности: пятно, точка, цвет.

Способ: смятый комочек бумаги обмакиваем в гуашь и наносим

отпечатки на лист, для нового цвета берём другой комочек бумаги.

Использование нетрадиционных техник рисования дарит детям

радость творчества, позволяет им творить чудо, неподдающееся

никаким правилам. Альтернативное рисование — отличное средство

от стресса и усталости.



В раздел образования