Автор: Суровязова Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОДОУ "Детский сад №109"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Нетрадиционные техники рисования, как средство художественно-эстетического развития у детей третьего года жизни
Тема: Использование нетрадиционных техник рисования для развития детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники рисования, как средство
художественно-эстетического развития у детей
третьего года жизни.
Рисовать я буду!
Рисовать я буду!
Каждому рисунку
Радуясь как чуду!
А.Барто
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно
в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького
исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя
незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее
детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие
ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые
проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и
доступных видов работы с детьми в детском саду является
изобразительная,
художественно-продуктивная
деятельность,
создающая
условия
для
вовлечения
ребенка
в
собственное
творчество,
в
процессе
которого
создается
что-то
красивое,
необычное.
Творческие
способности
оказывают
прямое
воздействие
на
творчество ребёнка, то есть чем выше уровень способностей, тем
больше перспектив открывается перед малышом в его творчестве.
Вначале малыши приобретают простейшие навыки рисования – затем
традиционный способ. А со временем изыскивают новые приемы
отражения
окружающей
действительности
в
собственном
художественном творчестве. В тот момент педагог может познакомить
детей с нетрадиционными техниками рисования. Такое нестандартное
решение развивает детскую фантазию, снимает отрицательные
эмоции,
позволяет
раскрыть
и
обогатить
свои
творческие
способности. Оно является средством умственного, эмоционального,
эстетического
и
волевого
развития
детей.
В
процессе
этой
деятельности
совершенствуются
все
психические
функции:
зрительное восприятие, память, мыслительные операции. А развитие
мелкой моторики руки развивает мышление и речь. Рука познаёт, а
мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их в образы и
представления.
Дети с раннего детства любят рисовать. Этот вид деятельности их
увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и
конкретности выражения он приближается к игре. Замечено, что все
дети любят рисовать тогда, когда это у них хорошо получается.
Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения
техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов
работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро
отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий
рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию
ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному
объекту, который он пытался изобразить.
В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Причем
происходит это, как правило, быстрее, чем накопление слов и
ассоциаций. В этой связи рисование даёт возможность в образной
форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может
выразить словесно. Рисование вообще помогает ребёнку упорядочить
бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления
о мире.
Особенно важно понимать связь рисования с мышлением ребенка.
При рисовании в работу включаются зрительные, двигательные
анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные
способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка
думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и
воображать.
Исследователи акцентируют внимание на том факте, что рисование
должно
приносить
детям
только
положительные
эмоции.
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и
эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является
источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и
развивать интерес ребенка к художественному творчеству.
Не надо давать еще в неумелую руку ребенка карандаш или кисточку
и мучить его. Первые неудачи вызовут у ребенка разочарование, и
даже раздражение. Нужно заботится о том, чтобы деятельность
ребенка была успешной - это будет подкреплять его собственные
силы. В этой связи и стало необходимым разработать такие
художественные техники, которые бы могли быть освоены всеми
детьми
и
приносили
бы
максимальное
эмоциональное
удовлетворение, поскольку эмоции
это и процесс, и результат
практической деятельности - художественного творчества.
На сегодняшний день существует множество приемов и техник
рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные
работы, даже не имея никаких художественных навыков. Ощутить
незабываемые положительные эмоции позволяет детям рисование
необычными материалами и оригинальными техниками. Практики
подчеркивают, что рисование с использованием нетрадиционных
техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется
высокая
активность,
работоспособность
на
протяжении
всего
времени,
отведенного
на
выполнение
задания.
Кроме
того,
нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный
подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование
способствует:
-интеллектуальному развитию ребенка;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук;
- свобода выбора изо-материалов и техник.
Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужно
начинать с младшего возраста
по принципу «от простого к
сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:
рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона,
ватными палочками; печатание листьями, картофелем, морковкой.
Нетрадиционная
техника рисования – это
направление в искусстве,
которое
помогает
развить ребенка всесторонне.
Нетрадиционная
техника рисования в работе с детьми способствует художественно-
эстетическому развитию детей раннего возраста.
Существует множество нетрадиционных способов рисования. С их
помощью можно и нужно обучать детей
раннего
возраста,
постепенно усложняя их.
Рисование нетрадиционными способами в раннем возрасте:
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Формирует умения работать с разнообразными материалами;
Развивает чувство композиции, колорита, цветовосприятия;
Развивает мелкую моторику рук;
В целом развивает творческие способности, воображение, фантазию;
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Каждая из нетрадиционных техник рисования – это весёлая игра.
Детям доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения
работы, они готовы многократно повторять то или иное действие, в
результате которых получаются самые настоящие шедевры.
Основная цель этого направления работы — развитие у детей
творческих способностей, фантазии.
Рассмотрим нетрадиционные техники рисования для детей раннего
возраста.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности – пятно, точка, короткие линии, цвет.
Способ: на каждый пальчик набираем краску разного цвета, наносим
точки, пятнышки на бумагу, после работы пальчики вытираем
салфеткой, а затем гуашь смываем.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности – пятно, цвет, фантастический силуэт.
Способ : рисуем и правой, и левой рукой, окрашенной разными
цветами. После работы руки вытираем и смываем гуашь.
Рисование ватными палочками.
Средства выразительности – пятно, точка, короткие линии, цвет.
Способ : даём трафарет (шаблон), заполняем точками сначала контур
рисунка, затем весь рисунок. Каждую новую краску берём новой
палочкой.
Печать листьями.
Средства выразительности : фактура, цвет.
Способ : листья разных деревьев покрывают краской при помощи
кисточки, затем окрашенную сторону плотно прижать к бумаге.
Оттиск смятой бумаги.
Средства выразительности: пятно, точка, цвет.
Способ: смятый комочек бумаги обмакиваем в гуашь и наносим
отпечатки на лист, для нового цвета берём другой комочек бумаги.
Использование нетрадиционных техник рисования дарит детям
радость творчества, позволяет им творить чудо, неподдающееся
никаким правилам. Альтернативное рисование — отличное средство
от стресса и усталости.