Автор: Вахрушина Юлия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 47
Населённый пункт: город Заволжье
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Семинар - практикум" Роль пальчиковых игр, в развитии речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления детей. Она
доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются
сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и
порождающим самостоятельную речевую деятельность. Более подробно
хотелось бы остановиться на пальчиковых играх, их роли в речевом развитии
детей дошкольного возраста.
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Развитие мелкой
моторики в дошкольном возрасте играет первостепенную роль. У детей
данного возраста активно пополняется словарный запас, произношение
становится значительно чище, исправляются дефекты речи. К сожалению,
сегодня практически половине дошкольников требуется помощь логопеда.
Одной из причин является недостаточное развитие мелкой моторики.
Учёные
пришли
к
выводу,
что
формирование
устной
речи
ребёнка
начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной
точности.
Речевые области формируются под влиянием кинетических
импульсов,
поступающих от
пальцев. Систематические упражнения
по
тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения
работоспособности головного мозга. Тренируя пальцы, мы оказываем
мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в
дальнейшем
сказывается
на
подготовке
руки
к
письму.
Поэтому
в
повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для
развития
общей
и специальной моторики
с учётом
индивидуальных
способностей каждого ребёнка. Развивая мышцы рук, мы не только готовим
руку
ребёнка
к
письму
и
рисованию,
но
и
к
самообслуживанию
(застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем
речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности
ребёнка. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,
развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать
смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Выполняя пальчиковые
упражнения и сопровождая их короткими стихотворениями, речь ребенка
станет более чёткой, ритмичной, яркой. Пальчиковые игры и упражнения –
это прекрасный стимул для развития творческих способностей ребенка,
пробуждающий воображение и фантазию. По своей сути пальчиковые
игры – это массаж и гимнастика для рук. Это подвижные физкультминутки
прямо за столом. Весёлые стихи, которые помогут детям стать добрее.
Можно просто почитать детям и попросить подвигать пальчиками так, как
они этого хотят. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных
приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического
развития детей.
Пальчиковые упражнения и игры, несомненно, являются доступными и
простыми средствами развития речи дошкольника. Ведь развитие моторики
рук способствует развитию, обеспечивает не только развитие речи, но и
духовное здоровье человека. Использование разных методов и приемов в
работе по развитию мелкой моторики позволит добиться положительных
результатов не только по развитию речи, но и в развитии эмоциональной
сферы ребенка дошкольника.
По наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного
аппарата. Выполняя пальчиковые упражнения, дети достигают хорошего
развития моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на
развитие речи. Пальчиковые игры необходимо использовать во всех видах
деятельности для гармонического развития речи дошкольника. Но не только
в детском саду, а так же и дома, поэтому хочу вам предложить картотеку
пальчиковых игр, которыми вы можете поиграть дома со своим ребенком
Пальчиковые игры для детей среднего возраста
1. "Замок"
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)
И открыли!
(Пальцы расцепились)
2 . "Грабли"
Листья падают в саду,
Я их граблями смету
Ладони
на
себя,
пальчики
переплетены
между
собой,
выпрямлены и тоже направлены на
себя.
3. "Домик
"
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев
соприкасаются; средний палец правой руки поднят
вверх,
кончики
мизинцев
касаются
друг
друга,
выполняя прямую линию (труба, балкон).
4. "Стул
"
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на
удивленье.
Левая
ладонь
вертикально
вверх.
К
ее
нижней
части
приставляется
кулачок
(большим пальцем к
себе).
Если
ребенок легко
выполняет
это
упражнение,
можно
менять
положение
рук
попеременно на счет «раз».
5.
"Скворечник
"
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы
прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуть внутрь.
6. "Елка
"
Елка быстро получается,
Если пальчики
сцепляются.
Локотки ты
подними,
Пальчики ты разведи.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг
к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
7. "Колокольчик"
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Тыльные стороны рук обращены вверх,
пальцы обеих рук скрещены. Средний
палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.
8. "Кошка"
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой.
Указательный и мизинец подняты вверх.
9. "Зайчик в норке"
У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке.
Левая
ладонь
почти
горизонтальная,
правая тоже. Указательный и мизинец
правой руки упираются в указательный и
мизинец левой. Средний и безымянный
пальцы правой руки подняты и разведены в стороны(ушки). Большой палец
прижат.
10. "Лошадка"
У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.
Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец
кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь
под углом, образуя пальчиками гриву Большой
палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
[14]
11. "Прогулка"
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы
прыжками двигаются по столу)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу
указательных пальцев)
Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в
быстром темпе)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных
пальцев по столу)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола)
12. "Приготовили обед"
Сели как-то мы обедать
(Имитация движения ложкой)
И позвали в дом соседей.
(Позвать движением ладони к себе)
Скатерть белую накрыли,
(Движения разглаживаем скатерть)
Ложки, вилки разложили,
(Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо)
Хлеб нарезали и сыр,
(Движения вверх и вниз ребром ладони)
Приготовили гарнир,
(Резкое потирание кончиками пальцев)
Помешали его в чашке
(Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую)
И добавили колбаски.
(Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а
потом развести в
стороны, изображая круглую колбасу)
А из фарша всем котлеты
Жарили мы без диеты.
(Ладони накладываются
попеременно одна на
другую)
Посолили, поперчили,
(Мелкие движения
щепотью пальцев)
Замесили. Не забыли
(Сжимание и разжимание пальцев рук)
Лук сердитый положить
(Показать «сбор слез» в ладонь)
И скорее все закрыть.
(Хлопок в ладонь горизонтально)
Наготовились, устали,
Печь пирожное не стали.
(Провести по лбу тыльной стороной руки)
13. "Кулак, ребро, ладонь"
Положите на стол обе ладони тыльной стороной кверху. На счёт «раз-два»
обе ладони одновременно, то сжимайте в кулаки, то разжимайте. Положите
на стол ладонь правой руки и кулак левой. На счёт «раз-два» совершайте
кистями движения в противоположные стороны, то сжимая их в кулак, то
разжимая.
Постепенно
темп
должен
нарастать.
Покажите
ребёнку
положение, которое должны занимать руки по команде:
«Кулак» — кулак лежит на столе;
«Ладонь»
—
ладонь
лежит
на
столе
тыльной стороной вверх;
«Ребро» — ладонь стоит ребром на столе.
Сначала играйте одной рукой: команды в прямом порядке: «Кулак, ладонь,
ребро, кулак, ладонь, ребро…»;
команды вразнобой, например: «Кулак, ребро, ладонь, ребро, кулак,
ладонь…»
10. "Молоток, рубанок, пила"
Скажите ребёнку: Мы папе помогаем – пилим и строгаем.
Уточните значение команд:
«Пила» - нужно поставить ладонь на стол ребром и «пилить» ею;
«Рубанок» - сначала нужно совершить скользящее движение ладонью по
столу в направлении от себя, а затем пронести руку над столом в
направлении к себе, несколько таких движений имитируют работу рубанком;
«Молоток» - нужно постучать кулаком по столу.
11. "Вилки, ложки и ножи"
Попросите ребёнка помочь вам на кухне - разобрать столовые приборы и
положить каждый предмет на своё место. Скажите:
Вилки, ложки и ножи
За столом всегда нужны.
«Вилки» - кисти рук вытянуты, пыльцы раздвинуты, ладони- тыльной
стороной кверху;
«Ложки» - ладони повёрнуты тыльной стороной вниз и скруглены;
«Ножи» - поставьте ладони ребром на стол и совершайте режущие движения
в направлении к себе и от себя (руки двигаются в противофазе).
Правила такие же, как и в игре «Кулак, ладонь, ребро».
12. "Лыжи, санки, коньки"
. Скажите ребёнку:
Лыжи, санки и коньки
Мчатся наперегонки.
Объясните значение команд:
«Санки» - обе ладони положите на стол вплотную друг к другу, совершайте
синхронные движения вперёд-назад;
Лыжи» - обе ладони скользят вперёд-назад по столу в противофазе;
«Коньки»
-
скользите
рёбрами
ладоней
вперёд-назад
по
столу
в
противофазе. [9]