Автор: Матвеева Айслу Аликовна
Должность: преподаватель пм 01 проведение профилактических мероприятий
Учебное заведение: КГБПОУ "Норильский медицинский техникум"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации студентам по написанию проектной работы
Раздел: среднее профессиональное
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«НОРИЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методические рекомендации студентам
по написанию проектной работы
для специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»
базовая подготовка
Методическое пособие разработано Матвеевой А.А.
Преподавателем ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий
Норильск 2020
Проект как вид самостоятельной творческой работы обучающихся
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на
достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований
и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но
только как способов достижения результата проекта.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель.
В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной
проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное,
неповторимое воплощение.
Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в
ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Таким образом, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание
умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности
проекта.
Еще одно отличие проекта – предварительное планирование работы.
Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо
разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из
них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для
этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации
каждого этапа.
Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением
литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с
проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований,
опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием
выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную
проблему проекта и способы ее решения.
Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается
проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными
потребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности любого человека,
столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.
Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе
работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения
проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все
возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная
информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся
результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются
перспективы проекта.
Отчет о ходе работы – очень важная часть проекта.
Написание отчета представляет значительные трудности, особенно для тех,
кто не имеет опыта работы над проектом. Часто даже те обучающиеся, которые
хорошо владеют устной речью, с трудом излагают свои мысли на бумаге.
Автору необходимо работать над письменной частью в соответствии с совместно
выработанным алгоритмом. Умение точно выполнять инструкции – важнейший
навык, который будет многократно востребован в дальнейшем. В целом на
написание отчета желательно оставить примерно треть всего времени работы над
проектом.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация
результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы
и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в
решении проблемы проекта, приобретенную компетентность.
Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая
предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им
работы и приобретенного в ее ходе опыта.
Этапы работы над проектом.
Для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть
минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа
очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых
решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и
умения.
Проблематизация является первым этапом работы над проектом необходимо
оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. Так появляется
необходимость определить и сформулировать цель деятельности.
Соответственно следующий, второй этап работы – целеполагание. На этом этапе
проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ
ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.
Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляют
приступить к деятельности, которая должна начинаться с разработки
плана.
Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате
которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие
шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки,
время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.
Необходимо продумать алгоритм планирования. Автор должен ответить на
следующие вопросы:
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот
вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта
на отдельные этапы и определить задачи.
Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на
каждом этапе.
Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.
Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже
умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.
Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит
научиться? – выявление недостающих ресурсов.
Последовательно отвечая на эти вопросы, автор сможет разработать
план своего проекта.
На этом этапе можно также воспользоваться следующей таблицей, чтобы
убедиться, что все идет правильно:
Вопрос
Ответ
Почему выбрана эта тема проекта
Проблема проекта
Что надо сделать, чтобы решить
данную проблему
Цель проекта
Что ты создашь, чтобы цель была
достигнута
Образ проектного продукта (ожидаемый
результат)
Если ты сделаешь такой продукт,
достигнешь ли ты цели проекта и
будет ли в этом случае решена его
проблема
Существует ли необходимая связь
между проблемой, целью и проектным
продуктом
Какие шаги ты должен проделать от
проблемы проекта до реализации
цели проекта
Перечисление основных этапов
работы
Все ли у тебя есть, чтобы проделать
эти шаги (информация, оборудование
и прочее для проведения исследований,
материалы для изготовления
продукта, чего не хватает, где это
найти, что ты уже умеешь делать и
чему придется научиться)
Развернутый план работы
Когда ты будешь осуществлять все
необходимое
Индивидуальный график проектной
работы
Реализация имеющегося плана – следующий этап проектного цикла.
По завершении работы автор должен сравнить полученный результат
со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления.
Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу
работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по
окончании работы. Кроме того, автору необходимо оценить, какие изменения
произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на
проблему, какой жизненный опыт он приобрел. Все это и является содержанием
этапа самооценки и рефлексии – завершающего этапа работы.
Итак, основные этапы работы над проектом – это проблематизация,
целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри
каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо
выполнять в ходе работы.
Так, формулируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ желаемого
результата работы проектного продукта, который является непременным
условием работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые
предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи
будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы – разработать
график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести
определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда
может измениться представление автора о конечном результате, проектном
продукте. Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа
решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и
самопрезентацией компетентности автора проекта.
Презентация – это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели –
наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора,
которую он приобрел в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в
выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры, – важнейший
социальный навык.
Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7–10 минут
на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе,
которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана
с обработкой большого массива информации, общением с различными
людьми, сделанными автором открытиями – обо всем хочется рассказать.
По этой причине презентационные выступления часто не укладываются в
регламент.
Итак, две основные проблемы презентации – это речь и регламент.
Очень важно выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше,
если текст презентации будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все
подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить. В
ходе выступления необходимо следить за временем и за реакцией аудитории.
В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы
публики. К этому надо быть готовым. Ответ на любой вопрос лучше начинать,
поблагодарив того, кто его задает (любой вопрос по теме проекта свидетельствует
об интересе публики к выступлению и дает автору еще один
шанс показать свою компетентность).
Презентацию желательно отрепетировать
Еще несколько принципиальных моментов, на которые необходимо сразу
обратить внимание.
Достижение цели проекта должно способствовать преодолению исходной
проблемы.
Например. Проблема: Студентке 1 курса по медицинским показаниям врач
назначил постановку согревающего компресса в амбулаторных условиях. Но, к
сожалению, медицинским манипуляциям студентов начинают обучать на 2 курсе.
Согласитесь, проблема имеет личностно значимый характер, кроме того, уже на
этом этапе предварительного обсуждения видна неявно сформулированная цель.
При этом автор проекта (являясь студенткой 3 курса) в совершенстве владеет
знаниями, умениями и навыками по данной процедуре.
Цель: Обучить студентку 1 курса простейшим манипуляциям по физиотерапии. В
данном случае достижение цели проекта, несомненно, будет способствовать
преодолению его исходной проблемы.
Проектный продукт должен представлять собой воплощение найденного
автором способа решения проблемы проекта.
Например.
Чтобы обучить студентку 1 курса можно:
Обеспечить первокурсницу необходимыми знаниями в этой области
(выдать ей лекционный материал, необходимую учебную литературу и т.д.)
Попросить преподавателя, чтобы он обучил первокурсницу, но для этого
преподавателю необходимо будет выделить время и место, что является
крайне затруднительным.
Самой проработать алгоритм и обучить студентку данной манипуляции.
Таким образом, в данном случае проектным продуктом будет выступать
проработка алгоритма по данной манипуляции.
Необходимо обратить внимание на то, что, как правило, существует не-
сколько возможностей достичь цели проекта с помощью различных проектных
продуктов, задача автора проекта, взвесив все имеющиеся возможности, выбрать
оптимальную.
Разработанный план обязательно должен вести к цели проекта. При этом
в ходе работы могут возникнуть обстоятельства, которые внесут коррективы в
первоначальный план работы, тогда его придется изменить (автор проекта
должен своевременно это заметить и сделать). Возможно, также изменится и
проектный продукт.
Например. В рамках занятия по учебной дисциплине « Здоровый человек и его
окружение», автор запланировал продемонстрировать технику выполнения
манипуляций, во время учебной практики на пациентах клиники. Однако оказалось,
что практика в клинике отменена. Поэтому манипуляции пришлось
продемонстрировать в кабинете доклиники на фантомах. Это, конечно, несколько
снизило эффект, но в сложившихся обстоятельствах было оптимальным
способом достижения цели проекта.
Такого рода изменения являются вполне обоснованными, и автор проекта
сможет это легко доказать. А вот если вместо запланированного показа
манипуляций, автор предлагает в качестве проектного продукта набор
иллюстраций по технике проведения манипуляции, скачанных из Интернета по
причине собственной неорганизованности и, как следствие, нехватки времени, –
такое изменение будет выглядеть необоснованным. То есть разница в том, что
есть обстоятельства, не зависящие от автора и обстоятельства, на которые он
вполне может повлиять.
Неизменной всегда должна оставаться цель проекта – она в любом случае
направлена на решение исходной проблемы.
Несколько слов о темах и названиях проектов. Формулировка темы проекта должна
заключать в себе определенную интригу, как бы приглашать
будущих слушателей или читателей поучаствовать в решении проблемы.
Например. «Все знают, что курить вредно, почему же люди курят?» «Стресс в
жизни студента. Пути решения?», «Культура питания студентов – один из
факторов формирования здоровья», «Проблемы здоровья современной
студенческой молодёжи»
Индивидуальная работа обучающегося над проектом
Например: Для автора проекта, проблема – преодоление бессонницы.
Причем решение данной проблемы для автора проекта имеет практический
смысл, побуждает действовать. А тема проекта сформулирована
так: «Как бороться с бессонницей» Итак, теперь Автор понял, что, сделав данный
проект, он сможет решить собственную проблему и помочь другим людям,
поэтому автор активно включается в процесс целеполагания, чтобы найти способ
решения проблемы бессонницы.
В конце концов цель проекта сформулирована так: помочь тем, кто
страдает от бессонницы.
Теперь надо разработать способы борьбы с бессонницей и подумать,
в каком виде представить их публике. Это так называемый ожидаемый
результат (он будет воплощен в проектном продукте), который тоже
возникает на этапе целеполагания. В данном случае этот результат (проектный
продукт) – советы для тех, кто страдает от бессонницы.
Затем автору проекта необходимо убедиться, что между проблемой, целью и
ожидаемым результатом существует необходимая связь. Для этого необходимо
ответить на следующие вопросы:
Если ты достигнешь цели своего проекта (помочь тем, кто страдает от
бессонницы), будет ли решена твоя проблема (преодоление бессонницы).
Если ты создашь предполагаемый проектный продукт (советы для тех,
кто страдает от бессонницы), будет ли достигнута цель проекта (помочь
тем, кто страдает от бессонницы).
В данном случае на оба эти вопроса с уверенностью даны положительные ответы.
Значит, можно двигаться дальше, определить задачи, которые предстоит решить,
способы, которыми будут решаться эти задачи,
порядок, в котором будут осуществляться все основные этапы работы и все
промежуточные ее этапы.
Затем автору необходимо продумать, какие задачи надо решить на пути к
конечной цели проекта. Надо изучить природу сна и причины его нарушения;
выяснить, сталкиваются ли с этой проблемой другие сверстники, родители,
учителя; найти информацию о способах борьбы с бессонницей, опробовать их
самому и попросить нескольких сокурсников и взрослых применить их на
практике, выяснить эффективность предложенных способов, выбрать лучшие из
них и составить окончательный вариант.
Затем продумать, как действовать, какими способами будут решаться задачи
каждого этапа. Автору потребуется работа с литературой по теме проекта,
необходимо собрать информацию, проанализировать ее, сравнивать различные
точки зрения и факты, сделать выводы. Далее разрабатывается опросник для
участников анкетирования, проводится опрос, подсчитываются результаты,
далее идеи их анализ и делаются выводы. Опробовав на себе некоторые способы
борьбы с бессонницей и предложив нескольким студентам и взрослым тоже
опробовать их, выясняется мнение участников эксперимента и на этой основе
создается конечный продукт.
Далее продумываются, в каком порядке будут выполняться все
шаги, т.е. создается план работы над проектом, можно ли будет изменить
ход работы, если возникнут какие-то проблемы, например, сначала провести
опрос, а потом изучать литературу и собирать информацию и т.п.
Зная о том, когда будет проходить защита проекта, можно
распланировать сроки выполнения всех этапов работы, продумать ее
график.
После того, как будет завершено создание проектного продукта необходимо
написание отчета о ходе работы над проектом, а затем репетиция защиты проекта.
На протяжении всей работы над проектом каждый обучающийся должен
вести «Дневник работы над проектом». В нем обучающийся записывает все
возникающие в ходе работы вопросы, советы, которые дает ему руководитель и
рекомендации, которые он получает на инструктивных совещаниях. Дневник
ведется в любой свободной форме, удобной для обучающегося. Обучающиеся
должны приучаться вести необходимую документацию походу работы, которая
потребуется при написании письменной части проекта (отчета). Ведение
документации будет дисциплинировать авторов проектов, помогать держать в поле
зрения главную цель их работы.
Стоит подчеркнуть, что письменная часть проекта является важнейшей
составляющей всей работы. Независимо от того что представляет собой проектный
продукт (даже если он имеет вид брошюры или статьи, то есть выполнен в
письменном виде), к проекту обязательно должна быть приложена письменная
часть, которая фактически является отчетом о ходе и результате работы. Без
письменной части (отчета) проект во многом теряет смысл, так как именно здесь
обучающийся осуществляет рефлексивную оценку всей своей работы. Оглядываясь
назад, он анализирует, что удалось и что не удалось; почему не получилось то, что
было задумано; все ли усилия были приложены, чтобы преодолеть возникшие
трудности; насколько были обоснованны изменения, внесенные в первоначальный
план. Здесь же автор проекта дает оценку собственным действиям, оценивает
приобретенный опыт. Письменная часть проекта связана с самооцениванием,
поэтому она
может представлять некоторые трудности для подростка, у которого еще не
сформировалось адекватное представление о себе. Часто подростки смотрят на
себя глазами окружающих, опираются на те оценки, которые дают им
прежде всего сверстники, а также преподаватели и родители. Их самооценка
находится в стадии формирования и тем важнее побуждать их самостоятельно
анализировать свою работу, сравнивать ее с эталоном (который может быть
представлен критериями оценивания) и на этой основе оценивать эффективность
собственных действий. Это в значительной степени способствует формированию
адекватной самооценки у подростков. В этом еще один воспитательный потенциал
работы над проектом.
Несколько слов о защите проектов.
Важнейшим навыком, который приобретают обучающиеся в ходе проектной
деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации
результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной
компетентности. Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе
очень востребовано в современном обществе.
Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации. То
есть краткого (7–10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор
знакомит аудиторию с результатами своей работы.
Проблемы, которые чаще всего возникают в ходе презентации, могут быть
связаны с волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно от-
репетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением
регламента (автор не укладывается в отведенное время). Чтобы автор смог
справиться с этими проблемами, необходимо отрепетировать выступление на
защите проекта.
Следующие советы помогут обучающемуся справиться с задачей.
Планируя выступление, следует:
учитывать интерес и подготовку слушателей, их осведомленность о
теме твоего выступления;
заранее определить ключевые моменты, на которых надо сделать упор,
их последовательность (таких моментов не должно быть много, чтобы не
перегружать слушателей);
выписать ключевые слова; попытаться не читать текст дословно, это
слишком скучно для слушателей;
распланировать использование средств наглядности – эти средства
должны сопровождать выступление, подчеркивая ключевые моменты, и
помочь слушателям представить то, о чем ты говоришь;
в первых же словах выступления дать слушателям понять, о чем пойдет
речь дальше;
в заключение выступления еще раз подчеркнуть главные мысли, которые в
нем изложены;
проверить готовность оборудования;
продумать свой внешний вид;
думать об успехе.
Как справиться с волнением
Небольшое волнение перед презентацией даже полезно. Оно поможет
сосредоточиться и собраться с силами. А вот слишком сильная тревога приводит к
противоположному результату. Репетиция презентационного выступления
поможет справиться с волнением и не дать ему превратиться в панику.
• Заранее продумай все детали, например, что ты сможешь предпринять,
если что-то пойдет не так (заменишь слайд-шоу распечатанными иллюстрациями
или раздашь наглядный материал слушателями и т.п.).
• Присмотрись к тому, как ведет себя тот, кто хорошо справляется с презентацией;
представь что ты – это он, копируй его поведение.
• Отрепетируй свою презентацию несколько раз, с демонстрацией наглядных
материалов, старайся придерживаться подготовленного сценария
своего выступления. Заметь, сколько времени ты на это тратишь и не бойся
что-то сократить, если выступление окажется слишком длинным. Попроси
кого-нибудь прослушать свое выступление или запиши его на видео, а потом
просмотри и внеси сокращения и поправки, если это необходимо
• Несколько глубоких вдохов перед началом выступления помогут унять
волнение. Думай о тех, кто тебя слушает, как если бы все они были твоими
друзьями. Сделай акцент на том, что тебе самому интересно, а не на том,
что вызывает затруднения.
• Излишнее напряжение может привести к дрожи в руках, ногах и голосе –
несколько простых физических упражнений на напряжение и расслабление
мышц помогут преодолеть это состояние.
• Выступающий, который стоит на одном месте, постепенно начинает
испытывать напряжение; движение поможет тебе избежать этого; жесты и
шаги вдоль стола или доски могут стать способом расслабления во время
выступления (но не переусердствуй в этом).
• Старайся установить зрительный контакт с аудиторией – это поможет
тебе вызвать их симпатию; кроме того, глаза тех, кто тебя слушает, покажут,
насколько им интересно то, что ты говоришь.
• В ходе презентации тебе могут задавать вопросы. Ответ начинай с благодарности
за вопрос. Воспринимай каждый вопрос как свидетельство
интереса публики к твоему выступлению и к тебе лично. Помни: дополнительные
вопросы – это шанс еще раз продемонстрировать свою эрудицию!
Использование средств наглядности
Вся презентация должна сопровождаться хорошо отобранными и подготовленными
средствами наглядности для того, чтобы:
• привлечь внимание слушателей и поддерживать их интерес;
• усилить смысл и значение твоих слов;
• проиллюстрировать то, что трудно воспринимается на слух (например:
цифры, даты, имена, географические названия, специальные термины, графики,
диаграммы и т.п.).
Не следует использовать средства наглядности только для того, чтобы:
• произвести впечатление;
• заменить средствами наглядности живое общение с аудиторией;
• перегрузить выступление большим объемом информации;
• проиллюстрировать простые идеи, которые легко можно изложить
слова
Вывод: Проект для обучающегося – средство самореализации
Процесс работы над проектом будет продвигаться тем
успешнее, чем более личностно значимыми будут его цель и результат
Критерии оценивания проектов обучающихся
Критерий 1. Постановка цели проекта
(максимум 3 балла):
Цель не сформулирована
0
Цель сформулирована, но не обоснована
1
Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах
2
Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована
3
Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта
(максимум 3 балла)
План достижения цели отсутствует
0
Имеющийся план не обеспечивает достижения поставленной цели
1
Краткий план состоит из основных этапов проекта
2
Развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых
промежуточных шагов по достижению цели
3
Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта
(максимум 3 балла)
Тема проекта не раскрыта
0
Тема проекта раскрыта фрагментарно
1
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках
учебной программы
2
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал
глубокие знания, выходящие за рамки учебной программы
3
Критерий 4. Разнообразие источников информации,
целесообразность их использования
(максимум 3 балла):
Использована не соответствующая теме и цели проекта ин-
Формация
0
Большая часть представленной информации не относится к
теме работы
1
Работа содержит незначительный объем подходящей информации
из ограниченного числа однотипных источников
2
Работа содержит достаточно полную информацию из
разнообразных источников
3
Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы
цели и содержанию проекта
(максимум 3 балла):
Заявленные в проекте цели не достигнуты
0
Значительная часть используемых способов работы не
соответствует теме и цели проекта
1
Использованные способы работы соответствуют теме и цели
проекта, но являются недостаточными
2
Способы работы достаточны и использованы уместно и
эффективно, цели проекта достигнуты
3
Критерий 6. Анализ хода работы, выводы и перспективы
(максимум 3 балла):
Не предприняты попытки проанализировать ход и результат
Работы
0
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы
1
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей,
заявленных в проекте
2
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в
ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены
перспективы работы
3
Критерий 7. Личная заинтересованность автора,
творческий подход к работе
(максимум 3 балла):
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение
Автора
0
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не
продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал
возможности творческого подхода
1
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную
заинтересованность автора, предпринята попытка представить
личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества
2
Работа отличается творческим подходом, собственным
оригинальным отношением автора к идее проекта
3
Критерий 8. Соответствие требованиям оформления
письменной части
(максимум 3 балла):
Письменная часть проекта отсутствует
0
В письменной части работы отсутствуют установленные правила-
ми порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении
1
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с
установленными правилами, придать ей соответствующую структуру
2
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном
соответствии с установленными правилами
3
Критерий 9. Качество проведения презентации
(максимум 3 балла):
Презентация не проведена
0
Внешний вид или речь автора не соответствует требованиям
проведения презентации
1
Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения
презентации, но автор не владеет культурой общения с аудиторией
или его выступление не уложилось в рамки регламента
2
Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения
презентации, выступление уложилось в рамки регламента,
автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось
вызвать большой интерес аудитории
3
Критерий 10. Качество проектного продукта
(максимум 3 балла):
Проектный продукт отсутствует
0
Проектный продукт не соответствует требованиям качества
(эстетика, удобство использования, соответствие заявленным
целям)
1
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
2
Продукт полностью соответствует требованиям качества
(эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным
целям)
3
Использованная литература:
1. Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от
20.11.2003 № 2-34-20 по организации проектной и исследовательской дея-
тельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учрежде-
нии. – М., 2003.
3. Переверзев Л.Б. Проектный подход к образовательным проблемам.
Материалы городского семинара «Методология учебного проекта». – М.,
2001.
4. Рекомендации Министерства образования РФ № 14-51-140/13 от
21.05.2004 // Школьный психолог. – 2004. – № 30.
5. Рекомендации Министерства образования РФ № 14-51-140/13 от
21.05.2004 // Школьный психолог. – 2004. – № 30.
6. Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности
учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-
исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Сбор-
ник статей / Под общей редакцией Н.Г.Минько – М.: Учебно-методический
центр ЮАУО, 2005.