Автор: Кобелева Елена Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств 2 им. Т. Г. Сафиулиной"
Населённый пункт: город Усть-Илимск
Наименование материала: Презентация открытого урока
Тема: "Работа над произведениями малых форм на примере пьес из цикла "Детский альбом" П.И. Чайковского"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Школа искусств №2 им. Т. Г. Сафиулиной
г. Усть-Илимск
План-конспект урока
преподавателя по классу фортепиано
Кобелевой Е.Г.
Презентация урока
Фамилия, имя учащегося: Шевченко Мария
Образовательная программа: Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа «Фортепиано»
Учебный предмет: музыкальный инструмент (фортепиано)
Класс: третий
Тема урока: Работа над произведениями малых форм на примере пьес из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского.
Тип урока: комбинированный (получение новых знаний, закрепление и применение полученных ранее знаний на практике).
Вид урока: традиционный.
Цель: сформировать представление о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для
дальнейшего развития творческой самостоятельности.
Задачи:
Образовательные:
- обучить рациональным методам и приемам работы над пьесами, ведущими к их скорейшему освоению, раскрытию их образного
содержания;
- сформировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
- закрепить умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
Развивающие:
- развить познавательный интерес к изучению классической музыки;
Воспитательные:
- воспитать эстетический вкус на доступных для осмысления образцах классической музыки;
- воспитать положительное отношение к решению исполнительских и творческих задач в процессе работы над музыкальным
произведением.
Место урока в решении задач обучения, воспитания и развития: урок освоения рациональных способов и приемов работы над
музыкальным произведением, ориентируясь при этом на ведущую цель.
В процессе занятия, учащиеся совершенствуют исполнительские навыки в работе над музыкальным произведением,
помогающие преодолеть художественно-исполнительские трудности для достижения уровня «эстетической завершенности»
интерпретации и сценического воплощения.
В процессе работы происходит обобщение и систематизация полученных ранее знаний, умений и навыков, а также изучение
нового материала, вырабатывается творческое отношение обучающегося к самостоятельной работе над музыкальным
произведением.
Ученики умеют анализировать и синтезировать музыкальное произведение,
у них сформирован музыкальный образ
исполняемых произведений, ученики свободно и правильно владеют артикуляционными приемами и динамическими оттенками.
Активизируется навык слухового контроля.
Образовательные технологии, применяемые в ходе урока: личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение,
приемы здоровье сберегающей технологии.
Методы:
Словесные: объяснение, музыкально - теоретический анализ, метод наводящих вопросов, устный разбор.
Наглядные: показ преподавателя, метод демонстрации.
Практические:
метод преобразования музыкального материала, метод «ритмических вариантов» (ритмические, силовые,
артикуляционные), постепенное удлинение музыкальной мысли, игра ансамблем и др.
Оборудование:
Фортепиано (два инструмента), два стула, подставка на стул для учащегося, нотные сборники
.
План урока
I. Организационный этап (1-2 мин)
II. Подготовительный этап (3-5 мин)
III. Основной этап (25-30 мин)
1. Теоретическая часть: обсуждение музыкального образа, поиск средств музыкальной выразительности.
2.
Практическая часть: работа над нотным текстом, осмысление заложенной в нем информации, применение
в работе
рациональных приемов и методов, ведущих к раскрытию образного содержания произведений.
IV. Заключительный этап. (3-5 мин).
Ход урока
Деятельность преподавателя
Деятельность учащегося
I. Организационный этап
Преподаватель здоровается с присутствующими, представляет
учащегося.
Учащаяся готовится к занятию (дневник, ноты, посадка за
инструмент).
II. Подготовительный этап. Введение.
Преподаватель сообщает тему урока, цели и задачи, раскрывает
основные педагогические принципы цикла «Детский альбом» П.И.
Чайковского,
их
значимость
в
музыкально-исполнительском
развитии учащихся.
“Детский
альбом”
П.И.Чайковского
–
одно
из
наиболее
популярных и исполняемых сочинений в детской фортепианной
литературе.
Мир
детства…Мир
игр
и
беспечных
забав,
радостей
и
мимолетных огорчений, но также пора серьезных раздумий.
Осознания себя и окружающих, время первых шагов в познании
жизни… все это и еще многое другое выражено в гениальной
музыке «Детского альбома» П.И.Чайковского. Ученикам понятен
и очень нравится «Детский альбом», и такие пьесы как «Болезнь
куклы», «Марш оловянных солдатиков» сразу находят отклик в
душе ребенка, вызывают чувства сопереживания, радости.
За каждой пьесой цикла стоит яркий и понятный детям образ,
который закрепляется в сознании конкретными выразительными
средствами
музыки.
Доступен
гармонический
склад
пьес,
используются лёгкие тональности до трех знаков в ключе, такие
качества делают пьесы из цикла «Детский альбом» и сегодня
актуальными и востребованными в педагогической практике. Эти
произведения обладают большим дидактическим потенциалом в
развитии музыкально-исполнительских навыков учащихся.
Тем не менее, в процессе работы с учеником над
Учащаяся слушает сообщение преподавателя.
произведениями
этого
цикла
возникает
множество
исполнительских проблем, как раз, которые мы должны постичь и
преодолеть для достижения уровня «эстетической завершенности»
интерпретации и сценического воплощения
III. Основной этап. Практическая деятельность.
Первый раздел
Преподаватель предлагает ученице исполнить пьесу целиком с
целью охвата формы произведения.
Преподаватель обращается к учащейся с вопросом: Что такое
вальс?
Просит дать характеристику жанру.
Преподаватель: У каждого народа есть свои танцы, у каждой
эпохи – свой танец - фаворит. И таким танцем - фаворитом в
Европе XIX века стал вальс.
Современные дети мало знают этот прекрасный танец. А вот
во времена Чайковского вальс был распространенным бытовым
танцем, его танцевали и взрослые, и дети.
Преподаватель просит ответить учащуюся на вопрос,
как
относился Чайковский к жанру вальса, какое место он занимал в
его творчестве, а также предлагает вспомнить и назвать самые
знаменитые и популярные вальсы П. И. Чайковского, которые
относятся к шедеврам мировой классики.
(После ответа ученицы, преподаватель исполняет фрагменты из
Учащаяся исполняет произведение П.И. Чайковского Вальс
Учащаяся дает характеристику жанру вальс.
Вальс – парный бальный танец в 3-х дольном размере,
основанный
на
плавном
кружении.
Название
вальса
происходит от немецкого слова walsen
– кружиться.
Кружение
сочетается
с
широкими,
скользящими
движениями. Свое происхождение ведет от неторопливого
и плавного крестьянского лендлера.
Учащаяся: «П.И. Чайковский очень любил этот жанр, и
часто его использовал в своих симфониях и балетах».
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» и Вальс из балета
этих произведений).
Далее
преподаватель
предлагает
учащейся
определить
тональность, форму произведения, рассказать о его характере, об
образных наполнениях всех частей (какие средства музыкальной
выразительности использовал для этого композитор).
«Спящая красавица».
Учащаяся дает полный, развернутый ответ.
Тональность
Ми
бемоль
мажор,
форма
–
сложная
трехчастная репризная.
Характер
–
в
музыке
радость
движения,
упоение
несравненным вальсовым ритмом, краски в «Вальсе»
яркие, звонкие.
В первом периоде I части представлена панорама бальной
залы (динамика умеренная, однообразный ритмический
рисунок). Во втором периоде I
части характер музыки
меняется. Здесь я представляю себе одну танцующую пару,
которая старательно выделывает свои па (разнообразно и
детально артикулированная мелодия).
Вторая часть представляет собой динамический центр
всего произведения, детский бал достигает своей высшей
точки: всем весело, все кружится, все захвачены общим
весельем
(динамика
forte
,
появление
двухчленных
мотивов-гемиол,
которые
своим
ритмом
перебивают
вальсовую
трехдольность,
создавая
ощущение,
что
движение ускоряется). III часть- реприза.
Второй раздел
Работа над аккомпанементом.
После
краткого
музыкально-теоретического
анализа
произведения, начинаем работу над ним с партии левой руки.
Преподаватель объясняет ученику, что это всегда стоит делать,
разучивая произведение гомофонно-гармонического склада с
четко выраженным разделением на мелодию и сопровождение (на
рельеф и фон). Осваивая сначала фон, мы готовим для мелодии
гармоническое ложе.
Вопрос: Что представляет собой аккомпанемент в этом вальсе?
Преподаватель объясняет ученику, что бас с аккордами образуют
одну гармонию, показывает, как правильно исполнять вальсовый
аккомпанемент: играет его минимальным движением, в одной
позиции. При этом рука пластически выражает разную роль баса
и гармонического наполнения. В танце на «раз» опорный шаг, два
аккорда идут на вращение.
Далее
преподаватель
рекомендует
ученику
поиграть
аккомпанемент
двумя
руками,
мелодию
исполняет
педагог.
Данный способ помогает ученику лучше осознать динамическую
иерархию звуковых пластов: главенство мелодии, уверенную
опорность баса и деликатность гармонического заполнения.
Преподаватель следит за правильным исполнением учащейся,
корректирует звуковые неточности.
Ответ
учащейся:
«Традиционный
вальсовый
аккомпанемент. Бас и два одинаковых аккорда».
Учащаяся играет аккомпанемент одной рукой, следя за
тем, чтобы рука проделывала круговое движение, по форме
напоминающее
эллипс,
которое
так
характерно
для
пианистической пластики.
Учащаяся играет аккомпанемент двумя руками, ощущая
при этом разные «весовые категории»: опорность баса и
деликатное гармоническое заполнение.
Третий раздел
Работа над мелодией.
Преподаватель предлагает учащейся сыграть первый период
I
части,
при
исполнении
особое
внимание
обратить
на
интонирование мелодической линии.
Преподаватель поясняет, что избежать подобных ошибок поможет
ясное понимание структуры мелодии, для этого предлагает
Учащаяся определяет вместе с преподавателем ошибки
своей игры: не чувствует единства мелодической линии,
ведет мотив к сильной доле, акцентируя последнюю ноту,
вместо того, чтобы подчеркнуть его начало, не всегда
точно передает ритмический рисунок.
прибегнуть к методу преобразования музыкального материала.
Представь себе - говорит, педагог, - что композитор сначала
сочинил вот такую, длинную и плавную, мелодию. (Показ
педагога).
Затем, чувствуя, что для вальса нужно больше живости, разделил
ее на короткие мотивы. (Показ педагога)
Но и этого ему показалось мало: он изменил ритм, удлинив
первую ноту мотива, добавил паузы, и музыка еще больше
«затанцевала». (Показ педагога).
Таким образом, резюмирует преподаватель, метод преобразования
нотного материала, очень полезен тем, что помогает осознать
строение мелодии и её логику.
На уровне первой фразы из 4 тактов преподаватель предлагает
учащейся определить интонационную опору. Она размещается
ближе к концу: мелодия взлетает на самую высокую точку, а
потом приземляется на следующем мотиве. Вершина оказывается,
таким
образом,
«двуглавой».
Преподаватель
контролирует
исполнение учащейся, следит за выразительностью исполнения,
точной артикуляцией.
Преподаватель предлагает рассмотреть второй период первой
Учащаяся, повторяет за педагогом, исполняя мелодию,
охватив её лигой
на четыре
такта,
таким образом,
выравнивает ритм, отказавшись от пауз и пунктирного
ритма.
Такое
«пересочинение»
помогает
учащейся
почувствовать
цельность
мелодического
движения
преодолеть раздробленность фразы на короткие мотивы.
Учащаяся исполняет мелодию, разделив ее на короткие
мотивы, ощущая ее короткое, легко дыхание.
Учащаяся, повторяет за педагогом, исполняя мелодию,
восстановив ритмический рисунок, играет мелодический
голос
предписанной
артикуляцией.
При
исполнении
старается пластично передать характер мелодии, услышать
и показать все паузы.
Вместе
с
преподавателем,
учащаяся
определяет
интонационные
опоры,
исполняет
мелодию,
стараясь
добиться выразительной певучести, ясности, пластичности.
части и сравнить его с первым.
Преподаватель поддерживает инициативу учащегося в выборе и
применении метода преобразования нотного текста.
Преподаватель предлагает учащейся обратить внимание, на
встречающийся в мелодии,
ритмический оборот из четырех
восьмых с завершением на сильной доле. Объясняет, как точно
передать мотив, где короткая нота объединяет две первых
восьмушки, а три другие весело подпрыгивают. Показывает
исполнительский прием, который требует определенной пластики.
Преподаватель проверяет и корректирует точность движений,
следит за свободой руки учащейся.
Учащаяся анализирует второй период I части, выявляет
характерные
особенности
фактуры
(характер
музыки
меняется, мелодия басов мелодизируется,
мелодия в
партии правой руки становится еще более разнообразной и
детально артикулированной). Второй период учащаяся уже
самостоятельно, используя метод преобразования нотного
текста, «разыгрывает» точно так, как первый. Сначала
охватывает мелодию лигой на четыре такта и выравнивает
ритм, отказавшись от пауз, затем разделяет ее лигами на
короткие мотивы, после чего восстанавливает ритмический
рисунок.
Учащаяся
исполняет
ритмический
оборот,
пытается
добиться
стаккато
короткого,
острого,
чтобы
артикуляционный рисунок звучал более четко. После того,
как
кисть
учащейся
приземляется
на
первую
ноту
двухзвучного
мотива и выполняет его, исполнение
следующего субмотива берут на себя пальцы, извлекающие
звук щипком. Последовательность «рука – пальцы».
Четвертый раздел
Звуковой баланс.
Преподаватель просит учащуюся посмотреть в ноты и обратить
внимание еще на одну трудность этого произведения, а именно на
звуковой баланс между мелодией и аккомпанементом. Задача
заключается в том, чтобы научиться координировать движения
Вместе
с
преподавателем,
учащаяся
определяет,
что
согласия между руками практически нет: на сильную долю
второго такта, где размещается опорный бас, приходится
правой руки с другими движениями в левой. В аккомпанементе
важна опора на бас при более легком звучании аккордов, но у
мелодии – свой интонационный рельеф. Как совместить их?
Для
того,
чтобы
справиться
с
трудностью
координации
преподаватель предлагает учащейся поработать двумя способами:
1. Поиграть мелодию, так как она записана, а левой рукой брать
только басы, вслушиваясь в свои физические ощущения: тяжесть
басового
тона
и
одновременно
легкость
последней
ноты
мелодического мотива.
2. Далее преподаватель предлагает временно убрать басы и играть
вместе с мелодией только аккорды. Снова вслушиваться в свои
физические ощущения: весомое начало мотива и одновременно
деликатность аккомпанирующего аккорда.
Преподаватель подчеркивает, что жалеть время, затрачиваемое на
такую
работу,
не
стоит.
Впереди
у
учащейся
много
вальсоподобных пьес. Поэтому очень важно на таком примере
научиться координировать движения рук, через выработку ясного
представления о том, как это должно звучать.
Преподаватель обращает внимание, учащейся, на среднюю часть
произведения. Просит еще раз охарактеризовать её (музыкально-
теоретический анализ проводился в начале основного этапа
урока).
окончание мелодического мотива.
Ученица играет правой рукой мелодию, а левой берет
только басы, вслушиваясь в свои физические ощущения:
левая рука опускается на бас, движением вниз, правая,
завершая
мотив,
приподнимается
гибким
кистевым
движением.
Теперь учащаяся исполняет одновременно мелодию
и
аккорды, ощущая при этом
весомое начало мотива и
одновременно деликатность аккомпанирующего аккорда.
Учащаяся дает характеристику средней части. Данная часть
контрастна
первой,
это
динамический
центр
всего
произведения.
Замена
классического
вальсового
аккомпанемента пульсацией квинтового интервала, а также
появление
мотивов-гемиол,
создает
впечатление,
что
детский бал достигает свое высшей точки: всем весело, все
кружится и приглашенный тапер, захваченный общим
весельем, уже не выигрывает вальсовые «раз-два-три». А
Преподаватель обращает внимание, учащейся, на применении
педали в данном произведении, объясняет, что педаль в пьесе
типично вальсовая: берется на «раз», снимается на «два».
Преподаватель контролирует, чтобы учащаяся брала педаль чуть
позже «раза», во избежание гармонических и мелодических пятен.
ударяет по одним и тем же клавишам, как по барабану.
Учащаяся исполняет произведение с педалью, следя за тем,
чтобы снятие педали не было чересчур резким, а также не
возникало стука по педальной лапке.
IV. Заключительный этап. Выводы. Домашнее задание.
Преподаватель благодарит ученицу за внимание и инициативу,
проявленные в ходе урока, предлагает проанализировать урок и
сформулировать выводы.
Преподаватель
проговаривает
домашнее
задание:
закрепить
освоенный метод преобразования нотного материала, а также по
возможности суметь применить его в других произведениях
учебного репертуара.
Рекомендует учащейся углубить выразительность своей игры,
уточнить
звучность,
преодолеть
двигательные
трудности,
Учащаяся
обобщает
материал
урока,
отмечая,
что
используемые в процессе методы и способы работы над
музыкальным произведением, помогут ей в дальнейшей
самостоятельной работе над другими
произведениями
учебного репертуара.
связанные с координацией рук, добиться единства темпа.
Список используемой литературы:
1.
Затямина Т. А Современный урок музыки - М.:Глобус, 2007.
2.
Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство – Л.: Музыка, 1974.
3.
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
4.
Либерман Е. Работа над техникой. М.: Классика-XXI, 2003.
5.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Классика-XXI, 2004.
6.
Савшинский С.А. Работа пианиста над музыкальным произведением - М.: Классика – XXI, 2006.
7.
Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. М.: Советский композитор, 1989.
8.
Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Л.: Музыка, 1985.
22.01.2020 г.
Преподаватель МБУ ДО «Школа искусств №2» им. Т.Г. Сафиулиной:
КобелеваЕ.Г.