Напоминание

Пути повышения эффективности процесса обучения


Автор: Малышева Любовь Борисовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: БОУ СМР "Основная общеобразовательная школа №10"
Населённый пункт: город Сокол Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: Пути повышения эффективности процесса обучения
Раздел: среднее образование





Назад




Тема

«Пути повышения эффективности процесса обучения»

Работа школы, государства должна быть направлена на личность. А личность порой у нас

ничего не стоит. Нельзя смотреть на ребёнка из-под парты. Первобытным путём личность не

удовлетворить. В настоящее время идёт бурное развитие НТР. Одним из взрывов НТР является

информационный. Существует различные наименования журналов, телевидение, Интернет. От

информации никуда не деться. Происходит моральный износ знаний. Знания устаревают. В

настоящее время не нужны ходячие энциклопедии – это перегрузка, так как эти знания завтра

не нужны. Школа должна превратиться из школы знаний в школу умений. Умение употреблять,

приобретать, использовать знания.

Вся информация состоит из 4-х частей:

1часть – вода, так как до 80% воды в любой информации. Эту информацию надо забыть.

2 часть - ведущая идея. Её нужно запомнить.

3 часть – доказательства ведущей идеи. В них нужно разобраться.

4 часть – факты, подтверждающие доказательства.

Школе необходимо обеспечить минимум прочных знаний – образовательные стандарты.

Школа должна решать

пять

задач:

1.

Научить охватывать ведущие идеи.

2.

Поднять ответственность за всё.

3.

Обеспечить высокую нравственность.

4.

Сформировать творческую личность.

5.

Обеспечить минимум прочных знаний.

Что же представляет социальный портрет нынешнего обучающегося? На формирование

ребёнка влияют пять факторов. Должны бы влиять положительные, а чаще влияют

отрицательные.

Факторы:

1.

Рыночная экономика, которая ведёт к обесцениванию знаний.

2.

Резкое

расслоение

общества.

У

некоторых

в

настоящее

время

нет

среднего

прожиточного минимума. Может быть ребёнок не каждый день досыта накормлен.

Растёт слой очень богатых людей. Преобладает вещизм в сознании. Человека судят не по

уму.

3.

Заизолированность нашего общества. 70% населения России живёт в отдельных

квартирах и домах. Заизолированность формирует эгоизм. «Моя квартира – моя

крепость, подъезды и подвалы – это не моё».

4.

Повышение комфортности семьи. Домой тащат всё, и это видят дети. Формируется

эгоцентризм. «Лишь бы мне было хорошо, а до остальных мне нет дела».

5.

Семья – один из факторов формирования личности ребёнка. Какие могут быть дети от

родителей, которые прошли первые четыре фактора? «Яблоко от яблони недалеко

падает». Отношения в семье происходят на глазах детей. Растёт количество разводов, и

естественно, растёт количество семей, где одна мать, а «отцы пасутся на чужих полях».

В школе педагогам дети достаются от 6 до 18 лет. Цель процесса обучения -

совершенствование

работы

по

управлению

познавательной

деятельностью

обучающихся. Но ученик – не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо

зажечь. От безделья воспитать, кроме лени, ничего нельзя. Процесс обучения – это

сложное взаимодействие учителя и обучающихся, направленное при руководящей роли

учителя на организацию активного овладения обучающимися знаниями, умениями и

навыками, на становление обучающихся как субъектов деятельности. Формирование их

мировоззрения, взглядов и характеров.

Процесс обучения включает в себя

три

особенности:

1.

Процесс обучения включает в себя два процесса: учение и преподавание.

2.

Процесс обучения – это двухсторонний процесс: на одной стороне – учитель, на

другой – ученик.

3.

Процесс обучения - процесс двуединый, если учитель учит, то ученик должен

обязательно учиться. А если этот процесс нарушен? Значит учитель учит, а ученик не

учится, что очень часто и происходит с некоторыми обучающимися.

Задача ученика – овладеть знаниями, умениями, навыками, то есть ученик в процессе

обучения познаёт материал.

Задачи учителя в процессе обучения:

1.

Вооружить обучающихся не только знаниями, а системой знаний.

2.

Правильно организовать учебную деятельность.

3.

Заинтересовать обучающихся, вызвать интерес к предмету.

4.

Научить учиться.

5.

Сформировать мировоззрение, правильное отношение к школе.

Основу мировоззрения составляет система знаний. Эти пять задач учитель должен

решать на уроке, но их трудно решить, так как очень

много информации (СМИ,

телевидение, Интернет) и много противоречий, которые приходится преодолевать.

Основное противоречие, которое приходится преодолевать, - это противоречие

между выдвигаемым ходом обучения учебным и практическим задачам и имеющимся

уровнем знаний, умений и навыков и развитием обучающихся.

Учебный материал должен быть построен по методу усложнения из урока в урок. Но

новую изучаемую задачу на уроке нужно прорешать не менее пяти раз, а на дом дать

одну-две, а не наоборот.

Звенья процесса обучения:

Главное

звено:

Постановка

перед

обучающимися

проблемы

и

осознание

ими

познавательных задач.

Второе звено:

Восприятие.

Это психологический процесс, связанный с созданием

первичного образа изучаемого, построенный на информации извне и изнутри личности.

Учитель должен стремиться к тому, чтобы восприятие детьми материала было

активным. Для этого нужно:

- подчеркнуть заранее на что нужно обратить внимание;

- вызвать интерес к воспринимаемому материалу;

- надо на уроке создать радостную атмосферу, но не смешную. На уроке должна быть

деловая обстановка, но в пределах разумного.

- надо строго отбирать источники, на которых будет строиться работа на уроке.

Ничего лишнего на уроке быть не должно, что отвлекало бы внимание.

- выделять при восприятии обучающимися материала самое существенное.

Третье звено: Осмысление. Оно должно быть эффективным, а для этого нужно:

- следить, чтобы ученики ориентировались в материале;

- осмысление эффективно, если учитель добивается от обучающихся ясных, чётких

формулировок с опорой на примеры, наглядность;

- если учитель соблюдает меру необходимых разъяснений;

- если учитель создаёт ситуации по ходу объяснения, вызывающие у обучающихся

интерес.

Четвёртое звено: Закрепление материала. Закрепление должно быть

эффективным. Для этого необходимо:

- связь нового материала со старым;

- закреплять не всё, а ведущую идею;

- закрепление эффективно только тогда, когда материал понят

обучающимися;

- должен осуществляться новый подход к старым знаниям, выделяться

новизна;

закрепление должно проводиться разнообразно.

Пятое звено: Практика. Критерий истины позволяет убедиться обучающимся

в истинности знаний. Практика позволяет углублять знания, формирует умения

применять знания.

Школа должна формировать умения обучающихся, школа не должна быть оторвана от жизни.

Необходимо, чтобы в школе работали факультативы и кружки, чтобы развивалось техническое

и художественное творчество обучающихся.

Чувства играют немалую роль в повышении эффективности процесса обучения.

Чувства должны быть развиты. Эффективности процесса обучения не будет, если чувства будут

притуплены. Без эмоционального восприятия мира не будет восприятия и слова. Опора на

практику, личный опыт обучающихся – важный путь повышения эффективности процесса

обучения. Для этого и нужны кружки и факультативы. Также необходима

опора на

самостоятельную напряжённую работу обучающихся на уроке. Необходима организация

взаимопомощи,

радости

коллективного

познания.

Ученик

должен

учиться

победно.

Немаловажную роль играют творческое, методическое мастерство учителя и

соблюдение гигиены умственного труда.

Работоспособность детей меняется в течение дня, в течение недели, месяца, года. Самые

непроизводительные дни – понедельник и суббота. Пик работоспособности падает на среду и

четверг. В течение года – от сентября к январю работоспособность повышается. От января к

апрелю – падает. И качество знаний падает. Каждый час перегрузки домашнего задания детей

влияет на работоспособность и качество выполнения домашнего задания. Недосыпание также

влияет на работоспособность.

Роль урока в повышении эффективности процесса обучения очень велика. Урок –

основная форма организации обучения. Такое определение было дано ещё в 1935 году. Урок

обеспечивает систему знаний. Немецкий педагог XIX века Адольф Дистервег разработал новый

принцип самодеятельности ученика на уроке.

Правила урока по Дистервегу:

- «Обучай с интересом»;

- «Обучай природосообразно» (со способностью);

- «Внимание – основам!»;

- «Обучай энергично»;

- «Последний день твоей учёбы должен стать последним днём твоего преподавания» (если

учитель не совершенствуется).

Великий русский педагог КД. Ушинский показал роль наглядности на уроке, расширил её

влияние. Урок может быть и без наглядности наглядным. Также К.Д. Ушинский показал роль

интереса на уроке. Учение должно быть занимательным для детей. Но не развлекательным. Всё

должно быть в пределах разумного. «Атрибуты отвлекают, а не позволяют усвоить».

Чтобы урок был эффективным, каждый урок должен выполнять определённые

дидактические цели. Руководящая роль на уроке должна принадлежать учителю. Если у

учителя этого нет, то учитель теряет профессионализм. Если у учителя есть самолюбие, он

жаловаться к директору не пойдёт. Можно сделать снисхождение начинающему учителю.

Учитель на уроке должен быть организатором. Существует два варианта: или ученики «на

учителе», или учитель над учениками. Преобладать должен второй вариант, тогда процесс

обучения

будет

эффективным.

Надо

быть

организатором,

побуждающим

детей

к

самоорганизации и заботиться о собственном авторитете.

Чтобы урок был эффективным нужно выполнять три основных правила:

Первое правило:

К каждому уроку должны быть поставлены 3 основные задачи:

1)

Познавательная (

что главное в сегодняшней теме, что я должен донести до

обучающихся). У каждого урока должна быть своя познавательная задача.

2)

Развивающая.

Уровни развития детей бывают: низкий, более высокий, высокий.

Поэтому развивающая задача должна соответствовать уровню.

Для низкого уровня – развивать у детей произвольное внимание, научить пересказывать

своими словами материал с выделением главного в нём. Для более высокого – развивать у

детей догадку, смышленость и выйти на проблемность. Для высокого – развивать у детей

нетрадиционное, творческое, инновационное мышление.

3)

Воспитывающая

задача. Обязательно надо ставить воспитательную задачу урока. Чем

может воспитывать урок?

а) системностью знаний, которая, которая формирует мировоззрение и устойчивость

поведения;

б) научностью знаний;

в) урок воспитывает идейностью (духовностью) через «не убей, не укради»;

г) эмоциональным отношением учителя к уроку ( «не моги преподавать, как пономарь»;

«Гневаться не значит орать»; «Собака лает, ветер носит»);

д) урок воспитывает коллективной работой;

Второе правило:

Преврати урок в радостное коллективное познание.

е) урок воспитывает стилем общения («орать с порога и хвалить спорога – разные итоги»).

Процесс обучения будет эффективным, если ребёнок с первой и до последней минуты будет

загружен. Если ученику на уроке нечего делать, если он не в поле зрения учителя, то ни о какой

эффективности процесса обучения и говорить не приходится и тем более о поведении.

Эффективность урока зависит и от соблюдения структурных элементов урока. На уроке всегда

должны быть:

1)

Первый элемент урока

организационный момент, то есть вступительная часть урока

(какой задан будет тон, от этого зависит весь урок). А если учитель спиной к ученикам

начинает урок и в течение пяти и более минут оформляет доску, а ученики не знают, чем

им заняться. То такой урок сразу пойдёт насмарку.

С самого начала нужно вызвать интерес к уроку:

а) сразу после звонка обозначить ведущую идею урока (до опроса). Если «нет», то

б) показать значение ведущей идеи для усвоения последующих тем. Если «нет», то

в) показать практическую значимость того, что будет выучено на уроке. Или

г) выйти на проблемную ситуацию, что сейчас очень актуально.

Третье правило:

Пять раз прокрути на уроке основную идею, потому что психологи установили, что если идея

прокручена менее пяти раз. То запоминание кратковременное. Если на менее пяти раз, то

долговременное. Чтобы запоминание было долговременным. Обязательно должны быть

предметные недели, факультативы, кружки. Естественно, прокручивание основной идеи урока

должно быть пять раз по-разному.

2)

Второй элемент урока

- овладение новыми знаниями под руководством учителя. На

этом этапе необходимо:

а) дважды прокрутить идею, подойдя к ней с разных концов;

б)следить за сознательным усвоением знаний;

в) включать всю сознательную деятельность в работу;

г)вводить старый, ранее изученный материал, для сравнения, сопоставления;

д)разнообразить формы деятельности обучающихся;

е)не мни и не комкай это звено урока;

ж)надо учить работать с книгой (это самый трудный метод). По новым ФГОС до 70% урока

должно отводиться работе с учебником.

3) Третий элемент урока – закрепление:

а) закреплять только ведущую идею урока, а не всё;

б) нить рассуждений при закреплении должен держать в руках учитель;

в) должен быть дифференцированный подход к обучающимся при закреплении

(сильным - трудные вопросы, слабым – лёгкие вопросы, а не говорить:

«Каким ты был, таким ты и остался»)

В других частях урока задания должны быть одинаковые, но должны быть

разные подходы к организации помощи.

г) при закреплении нужно добиваться, чтобы работал весь класс;

д) использовать ранее пройденный материал;

е) нужно осуществлять новый подход к старым знаниям;

ж) закрепление должно сводиться к разнообразному применению знаний. А не

однообразному повторению.

4) Четвёртый элемент урока – домашнее задание (педагогическое преступление без наказания):

1. Инструктаж домашнего задания:

- записать параграф, упражнение, номер и так далее;

- указать в параграфе, где ведущая идея;

- указать на самое трудное место в параграфе;

- указать типичные ошибки выполнения домашнего задания;

- к каждому уроку должен быть минимум и максимум домашнего задания;

- разнообразить домашнее задание;

- практиковать коллективные домашние задания Но на длительный срок;

- вызвать интерес к домашнему заданию;

- надо сделать обучающихся соучастниками домашнего задания;

- вызвать самого невнимательного повторить домашнее задание.

2. Выполнение домашнего задания:

- прочитать;

- выделить главное.

3. Проверка домашнего задания:

- не затягивать опрос (если более 15 минут, то урок прошёл впустую);

- опрос нужно разнообразить;

- опрос должен быть плотным;

- даже при неудачном ответе надо найти такие слова, чтобы мобилизовать

ребёнка;

- при опросе нужно будить активность всего класса;

- самая лучшая система опроса – отсутствие всякой системы (15 -20 оценок за

урок должно стать нормой).

Пути повышения эффективности урока:

1.

Эффективность урока повышается от опоры на образную память.

2.

Следующий путь повышения эффективности урока коллективная работа на уроке. Урок

должен быть радостным добыванием знаний

3.

Урок выигрывает от разнообразия приёмов и методов.

Урок должен иметь временные рамки. Самый трудный материал должен проходить до 25

минут. Если труднее опрос, то опрос в начале урока, и наоборот, если труднее новый материал.

То опрос лучше провести в конце урока. В первой части урока не нужно использовать

многообразие форм, от разнообразия урок оживляется. Разнообразие лучше применять, когда

работоспособность обучающихся начинает падать (после 25 минут после начала урока).

Можно выделить три критерия урока:

1)

С минимальными затратами достичь максимум результатов.

2)

Тот урок хорош, который обеспечивает развитие детей.

3)

Интерес – третий критерий урока (вызвал ли урок интерес).

Нет интересных и неинтересных уроков и быть не может. А станут ли уроки интересны,

это зависит не от учеников, а от тех, кто их будет преподавать. То есть от учителей. Но в то

же время может быть хороший учитель. Хорошо преподаёт свой предмет, а общения с

учениками нет, не могут сложиться отношения. Если учитель говорит: «На «5» знает только

Бог, на «4» -я (то есть учитель), а остальное всё ваше!» или «Эта задача не для твоего ума!»

и так далее, то о каких отношениях может тогда идти речь?

Самая сложная проблема в настоящее время – метод обучения. Он отвечает на вопрос

«Как учить?» От этого зависит эффективность процесса обучения.

Метод – обучения – это путь, посредством которого учитель организует, направляет и

руководит работой учеников по сознательному усвоению и закреплению знаний, умений и

навыков. Метод обучения – это определённые способы взаимодействия деятельности

учителя и обучающихся при руководящей роли учителя, направленные на достижение

целей обучения, как средство образования и воспитания. Метод обучения всегда носит

двусторонний характер: «учитель – ученик». Многие путают методы обучения с приёмами

обучения. Приёмы обучения это часть метода. Методы обучения представляют собой

комплексную

последовательность

учебной

деятельности

учителя

и

обучающихся,

следовательно, в каждый метод обучения включены в определённой последовательности

приёмы обучения. Приёмы являются составной неотъемлемой частью методов обучения:

а) чем чаще используются методы обучения, тем интенсивнее у учителя и обучающихся

формируются соответствующие приёмы;

б) обучение в целом выигрывает от использования многообразия приёмов и методов, но

нужно знать, где использовать многообразие приёмов и методов.

Есть ещё средства обучения – это весь арсенал, с помощью которого учитель

стремиться достичь цели (ручка, доска, ТСО, парта и т.д.). Нет универсального метода и

быть не может. Нельзя преподавать одним методом, надо использовать многообразие

методов. Разнообразие развивает образное мышление. При выборе методов надо исходить:

1.

Из цели урока.

2.

Из содержания учебного материала.

3.

Из специфики предмета.

4.

Из конкретной учебной задачи.

5.

От возрастных особенностей обучающихся.

6.

Метод обучения зависит от состава класса.

7.

От обстановки, в которой находится в школе.

8.

От личного опыта учителя.

Задача школы в настоящее время состоит в том, чтобы реализовать все внутренние и

внешние возможности, резервы. Внутренние резервы лежат внутри личности ребёнка (это

уровень его развития, его интересы, способности и возможности), их нужно вытащить

наружу, использования методы обучения.

Внешние резервы – это алгоритмизация процесса обучения (жёсткое предписание по

выполнению действий, они облегчают жизнь); программированное обучение (делают

информацию более компактной); индивидуализация процесса обучения (позволяют учесть

особенности каждого ученика); дифференцированный подход к обучению (делает материал

посильным для учеников, обеспечивает успех в продвижении детей, укрепляет слабых.

Открывает больше возможности для укрепления интереса сильных); проблемное обучение

(обеспечивает более высокий уровень мыслительной деятельности обучающихся); обучение

на межпредметной основе (лучше формирует мировоззрение детей); обучение творчеству

(творчество вызывает эмоциональный подъём у обучающихся); компьютеризация процесса

обучения (служит банком знаний) и т.д. Каждый подход необходимо сочетать с фронтальной

работой, чтобы не растерять детей.

Познавательный интерес – это эмоционально окрашенное стремление личности познать

объект или явления во всех его взаимосвязях и опосредствованиях, то есть через другие

предметы. Человек не мыслит себя без той области деятельности, которая его интересует, к

какой он прикипел. Урок -

важный источник интереса, хотя и много конкурентов

(телевидение, Интернет), потому что обеспечивает системность знаний.

Первый источник развития интереса – содержание учебного предмета. Это не только

занимательный рассказ учителя , но и перевод житейских представлений на уровень научных

понятий, и использование на уроках элементов историзма, и использование на уроке ярких.

Броских фактов, потрясающих воображение обучающихся, и показ практической значимости

того, что будет на уроке и т.д.

Второй источник развития интереса сама деятельность ученика. Для этого нужно

создавать проблемные ситуации, проводить экспериментальные исследования на уроке,

использовать элементы соревнования в уроке, использовать творческие самостоятельные

работы,

проводить игры на уроке (игра по станциям, игра – суд, деловая игра).

Педагогическая истина: «Когда я слушаю – я забываю; когда я вижу – я запоминаю; когда я

делаю – я понимаю».

Третий источник развития интереса – общение учителя и ученика. Сердцевиной

общения является контакт. Огромное значение в общении приобретает слово учителя. Важен

тон, каким он разговаривает. Важна форма, в которую облачена учительская речь. Одну и ту

же фразу можно сказать по-разному. Сухомлинский говорил: «Слово должно оберегать и

щадить душу ребёнка, но слово должно быть правдивое и идти от души. Фальшь ученики

сразу разберут. Нужно успокаивать друг друга. Словом можно и убить, и оживить».

Учительское слово сегодня иногда вносит дискомфорт в общение. Учителя любят давать

инструкции: «Сядь!», «Убери!», «Закрой рот!», «Чего спишь?», «Чего смотришь на меня, на

мне не написано?!». Можно выделить и бедность учительского этикета, страшно скупы на

похвалу. Учителя отличаются громкой тональностью. Говорить надо сдержанно, без нажима

и крика. Можно повысит голос, где нужно, но не постоянно.

Педагогу необходимо наладить педагогическое сотрудничество. Нужно наладить

СОУПРАВЛЕНИЕ с обучающимися, а не самоуправление. Стиль общения – это ключ к уму и

сердцу ребёнка. Только через стиль общения можно этот ключ к ребёнку.

На эффективность процесса обучения влияют и психологические основы

взаимопонимания. Если учитель хочет, чтобы его понимали ученики, научись понимать их. Не

руби с плеча. На любом уроке, ежеминутно идёт взаимооценка. Главное правильно

расшифровать эту взаимооценку. Для этого нужно выработать такие черты, как созвучие,

добрая воля. Настойчивость, терпение, сдержанность. Нам порой не хватает двух вещей:

педагогического такта и педагогического прогнозирования. Бестактный учитель в школе,

считают психологи, - беда. Такт требует, чтобы учитель доверял ребёнку. Но, как говорят:

«Доверяй, но не будь шляпой». Доверяй, но проверяй, но проверяй только незаметно. Такт

требует и чувства юмора.

Педагогическое прогнозирование также играет немаловажную роль. Если хочешь быть

хорошим учителем, то придерживайся трёх правил:

1.

Относись к ребёнку, как к личности. Каждый из нас человек. Выражения «дурак»,

«придурок» не красят учителя.

2.

Дал слово, держи.

3.

Не делай того, чего не хочешь, чтобы они сделали по отношению к тебе.

Поэтому можно сделать вывод. Что на эффективность обучения влияет очень много

факторов. Есть много путей повышения эффективности процесса обучения. Каждый учитель

должен думать об отдаче. Но чтобы отдавать, надо иметь и уметь. Отдавать надо творчески. И

каждому учителю к этому надо стремиться.



В раздел образования