Напоминание

Из опыта работы: как помочь ребенку преодолеть страх публичных выступлений.


Автор: Шевченко Нина Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1359
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Из опыта работы: как помочь ребенку преодолеть страх публичных выступлений.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные дети умеют пользоваться компьютерами, смартфонами

и планшетами раньше, чем научатся говорить. То, что должно было

облегчить

жизнь

взрослому

человеку,

наносит

непоправимый

вред

маленькому человечку. Мы все понимаем, что после тяжелого рабочего дня,

мамы и папы уставшие, придя домой, хотят минутку спокойствия и тишины

и перекладывают на «создания технического прогресса»

игровой и

образовательный процесс обучения. Минимальное развитие моторики рук,

отсутствие

общения

приводят

к

сложности

нормальной

социальной

адаптации ребенка в обществе.

Одной их важных задач, которые стоят перед педагогом при

подготовке детей к школе – это научить составлять рассказ по картинке. К

сожалению, некоторые дети даже в подготовительной группе не могут это

сделать. Они испытывают трудности при простом описании картинки,

теряются и не могут произнести ни слова. Зачастую проблема не в маленьком

словарном запасе, а в страхе перед публикой, они бояться негативной или

агрессивной реакции со стороны других воспитанников. Цель воспитателя в

данной ситуации помочь ребёнку преодолеть застенчивость и неуверенность

в себе, помочь переступить этот коммуникативной барьер.

В моей практике тоже были такие случаи. На первом этапе я

наблюдала за таким ребенком, как он играет, что ему больше нравиться,

проводила беседы, что его интересует, чем увлекается, есть ли у него

любимые игрушки. Далее прибегала к помощи родителей, предложив маме

вместе с ребенком сделать рисунки на интересующую его тему: об

интересных случаях из жизни, воспоминания о лете, проведенном в деревне,

о посещении с родителями зоопарка или театра, и составить по ним рассказ.

Демонстрационным материалом могут выступать фотографии, игрушки,

альбомы и многое другое.

С подготовленным материалом ребенок выступал перед другими

детьми на занятиях по развитию речи. Воспитанница Оля С. с мамой сделали

фотографии попугая и составили дома небольшой рассказ о своем домашнем

любимце: как он выглядит, что он ест, как с ним играют. Неразговорчивая,

малообщительная девочка, которая на занятиях была неактивной, вдруг с

таким увлечением стала описывать все проделки своего любимого пернатого

друга, что удивило всех.

Похожая

ситуация с Соней П. Она очень увлекалась жизнью

сурикатов. Такая тихая и незаметная, она просто преображалась, когда

рассказывала об этих маленьких, забавных зверках. С каким вниманием

слушали дети ее рассказ, а после занятия подходили и просили показать

альбом, в котором были фото из жизни этого животного.

Третий этап, самый важный. Тут важно эмоциональное отношение

воспитателя, его одобрение, интерес, и не только с его стороны, но и со

стороны ребят.

Важно поинтересоваться мнением детей, при этом

одобрительно, с восхищением оценить рассказ. Как правило, составленный

заранее, он получается интересным, особенно с использованием рисунков,

фотографий, альбомов. В такие моменты воспитатель может дополнить

рассказ интересными подробностями, это вызовет еще больше интереса у

детей и повысит самооценку ребенка.

После этого он уже сам старается отвечать на занятиях. Меняется не

только ребенок, но отношение детей к нему. Его чаще берут играть в свои

игры, больше общаются с ним. В этот момент главное помочь ребенку и не

дать забраться обратно в свою раковину. Уделять ему больше внимания,

вовлекать в беседы, совместные игры с детьми.

Очень

часто

за

тихой,

застенчивой

внешностью

скрывается

увлеченные, интересные люди. Задача педагога дать им почувствовать себя

уверенными и нужными. И конечно, это работа не недели, и даже не месяца.



В раздел образования