Автор: Шевченко Нина Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1359
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Из опыта работы: как помочь ребенку преодолеть страх публичных выступлений.
Раздел: дошкольное образование
Современные дети умеют пользоваться компьютерами, смартфонами
и планшетами раньше, чем научатся говорить. То, что должно было
облегчить
жизнь
взрослому
человеку,
наносит
непоправимый
вред
маленькому человечку. Мы все понимаем, что после тяжелого рабочего дня,
мамы и папы уставшие, придя домой, хотят минутку спокойствия и тишины
и перекладывают на «создания технического прогресса»
игровой и
образовательный процесс обучения. Минимальное развитие моторики рук,
отсутствие
общения
приводят
к
сложности
нормальной
социальной
адаптации ребенка в обществе.
Одной их важных задач, которые стоят перед педагогом при
подготовке детей к школе – это научить составлять рассказ по картинке. К
сожалению, некоторые дети даже в подготовительной группе не могут это
сделать. Они испытывают трудности при простом описании картинки,
теряются и не могут произнести ни слова. Зачастую проблема не в маленьком
словарном запасе, а в страхе перед публикой, они бояться негативной или
агрессивной реакции со стороны других воспитанников. Цель воспитателя в
данной ситуации помочь ребёнку преодолеть застенчивость и неуверенность
в себе, помочь переступить этот коммуникативной барьер.
В моей практике тоже были такие случаи. На первом этапе я
наблюдала за таким ребенком, как он играет, что ему больше нравиться,
проводила беседы, что его интересует, чем увлекается, есть ли у него
любимые игрушки. Далее прибегала к помощи родителей, предложив маме
вместе с ребенком сделать рисунки на интересующую его тему: об
интересных случаях из жизни, воспоминания о лете, проведенном в деревне,
о посещении с родителями зоопарка или театра, и составить по ним рассказ.
Демонстрационным материалом могут выступать фотографии, игрушки,
альбомы и многое другое.
С подготовленным материалом ребенок выступал перед другими
детьми на занятиях по развитию речи. Воспитанница Оля С. с мамой сделали
фотографии попугая и составили дома небольшой рассказ о своем домашнем
любимце: как он выглядит, что он ест, как с ним играют. Неразговорчивая,
малообщительная девочка, которая на занятиях была неактивной, вдруг с
таким увлечением стала описывать все проделки своего любимого пернатого
друга, что удивило всех.
Похожая
ситуация с Соней П. Она очень увлекалась жизнью
сурикатов. Такая тихая и незаметная, она просто преображалась, когда
рассказывала об этих маленьких, забавных зверках. С каким вниманием
слушали дети ее рассказ, а после занятия подходили и просили показать
альбом, в котором были фото из жизни этого животного.
Третий этап, самый важный. Тут важно эмоциональное отношение
воспитателя, его одобрение, интерес, и не только с его стороны, но и со
стороны ребят.
Важно поинтересоваться мнением детей, при этом
одобрительно, с восхищением оценить рассказ. Как правило, составленный
заранее, он получается интересным, особенно с использованием рисунков,
фотографий, альбомов. В такие моменты воспитатель может дополнить
рассказ интересными подробностями, это вызовет еще больше интереса у
детей и повысит самооценку ребенка.
После этого он уже сам старается отвечать на занятиях. Меняется не
только ребенок, но отношение детей к нему. Его чаще берут играть в свои
игры, больше общаются с ним. В этот момент главное помочь ребенку и не
дать забраться обратно в свою раковину. Уделять ему больше внимания,
вовлекать в беседы, совместные игры с детьми.
Очень
часто
за
тихой,
застенчивой
внешностью
скрывается
увлеченные, интересные люди. Задача педагога дать им почувствовать себя
уверенными и нужными. И конечно, это работа не недели, и даже не месяца.