Напоминание

Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка


Автор: Зозуля Наталья Витальевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №80"
Населённый пункт: г. Северск Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка
Раздел: полное образование





Назад




«Формирование коммуникативной компетенции на уроках

иностранного языка». (из опыта работы учителя)

Современный этап развития образования характеризуется новыми

подходами к определению

цели

обучения

.

Образование сегодня нацелено на

формирование определенных компетенций в связи с введением стандартов

нового

поколения.

Одной

из

ключевых

компетенций

является

коммуникативная

компетенция,

которая

обеспечивает

успешную

социализацию, адаптацию и самореализацию в обществе так как

предусматривает

формирование

способностей

к

межкультурному

взаимодействию.

Фoрмированию

коммуникативной

компетенции

способствует

использование различных технологий на уроках ИЯ.

технологии обучения должны стимулировать умение обучаемого мыслить,

самостоятельно решать познавательные и практические задачи. Акцентируя

внимание на взаимодействии участников в учебном процессе, эффективной

формой такого взаимодействия прежде всего относятся коммуникативные

технологии обучения.

Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии

– общение, обучение в диалоге и полилоге.

коммуникативные технологии обучения построены на совместной

деятельности участников образовательного процесса, в ходе которой на

основе познавательного диалога, мотивируемого внутренними

потребностями, вырабатывается общий взгляд на способы решения

поставленной задачи, и этот процесс направлен на достижение

запланированных результатов . В коммуникативных технологиях

основным инструментом учебного процесса становится ДИАЛОГ,

позволяющий перейти от трансляции знаний к конструктивной деятельности

учителя и учащихся. Учитель становится равноправным собеседником,

консультантом и помощником учащегося.

Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное

обучение всем видам речевой деятельности:

· аудирование говорение чтение письмо.

Главная цель применения коммуникативных технологий – развитие у

учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные

задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной,

общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и

грамматики, которым они владеют на активном уровне.

Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются

разные виды деятельности, т.к. именно в деятельности возникает:

· осознание необходимости общения,

· потребность использования речи,

· формирование представлений о речевом поведении.

Уроки с использованием коммуникативных технологий позволяют обучать

школьников языку как средству общения, познания мира и себя в нём,

средство приобщения к культуре; дают возможность развивать в них умение

активно, творчески и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место

в процессе обучения иностранному языку.

Компьютер-средство при

обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей

деятельности. Применяя компьютер на уроках, можно добиться усвоения

большего количества материала, организовать самостоятельную работу и

эффективный контроль. Использование компьютера помогает учащимся

преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного

языка как средства общения.

Другой не менее известной технологий, обеспечивающей формирование

коммуникативной компетенции, является метод проектов, как способ

развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру

общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо

относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать

информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью

современных компьютерных технологий, создает языковую среду,

способствующую возникновению естественной потребности в общении на

иностранном языке. В курсе иностранных языков метод проектов может

использоваться в рамках программного материала практически по любой

теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое

мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

К современным технологиям относится и технология сотрудничества.

Основная идея заключается в создании условий для активной совместной

деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в

группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль

каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и

за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у

сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые

досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс,

потому что совместно ликвидируются пробелы.

Среди инновационных педагогических технологий выделяется

технология развития КМЧП (одна из моих самых любимых, и я считаю ее

одной из самых эффективных и результативных)

удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с

технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя

технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка,

учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном

обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование

коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для

познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель

стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически

использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым

реальным достижение успеха в овладении предметом.

Использование технологии развития критического мышления на уроках

английского языка позволяет сделать работу на уроках более эффективной,

интересной и творческой, а главное – результативной.

. Использование технологии критического мышления на уроках

английского языка позволяют значительно увеличить время речевой

практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала

всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и

развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором

самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой

деятельности учащихся, у него появляются возможности для

совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной

компетенции учащихся, целостного развития их личности.

По сколько первым звеном в системе школьного обучения иностранным

языкам является начальная школа, то ее задача состоит в том, чтобы

заложить основы коммуникативной компетенции, позволяющее

осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей. И здесь самое

широкое применение находят игровые технологии.

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный

процесс более содержательным и качественным, так как

-Игра – это естественная для ребёнка среда. В игре дети всегда заняты

интересным делом.

• игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого

учащегося в отдельности и всех вместе

• обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности

учащихся, в процессе которой усваивается до 90% информации;

• игра – свободная деятельность, дающая возможность выбора,

самовыражения, самоопределения и саморазвития для её участников;

• игра имеет определённый результат и стимулирует учащегося к

достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;

• состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для учащихся;

игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична,

так как является одновременно и методом, и формой организации обучения,

синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

Применение игр, оказывает положительное влияние на развитие

коммуникативных способностей учащихся, Помимо этого, игры позволяют

создать на уроке благоприятный эмоциональный фон, что ведет к снятию

языкового барьера, способствует развитию учебной мотивации, повышает

интерес к предмету.

в старшем звене, особенно если уровень языковой подготовки учащихся

достаточно высок, целесообразно применять сюжетно – ролевые и деловые

игры. Это более сложные виды игровой деятельности, они требуют более

тщательной подготовки и со стороны учителя, и со стороны учеников.



В раздел образования