Напоминание

Влияние произвольной саморегуляции темпо-ритма у заикающихся дошкольников на формирование плавной речи


Автор: Пономарева Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 44
Населённый пункт: город Саров Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Влияние произвольной саморегуляции темпо-ритма у заикающихся дошкольников на формирование плавной речи
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Влияние произвольной саморегуляции темпо-ритма у заикающихся

дошкольников на формирование плавной речи

Пономарева Светлана Владимировна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 44» г. Саров

Ребёнок родился! Он растёт и развивается. У него появляется речь. Но порой

возникают проблемы в речевом развитии.

Наиболее сложным речевым

расстройством,

которое

чаще

всего

становится

заметным

в

период

формирования фразовой речи, является заикание.

Эта речевая патология представляет собой сложный симптомокомплекс, при

котором

нарушаются в первую очередь

ритм и темп, мелодика речи,

координация в работе мышц речевого аппарата, в связи с чем возникают

речевые судорожные запинки. Изменение темпо-ритмических соотношений в

единстве

процессов

возбуждения

и

торможения,

смещение

доминанты

речевого поведения приводит к повышенной нервной возбудимости. В

результате

эмоциональная

напряжённость

приобретает

«значение

господствующего фактора» (А.А.Ухтомский).

Понимание своего речевого

недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы

замаскировать

нередко

порождают

у

заикающихся

психологические

особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению,

речебоязнь…

Для детей с заиканием всегда особую актуальность и коррекционно-

развивающую значимость имело развитие чувства темпо-ритма. Согласно

словарной терминологии ритм - это равномерное чередование единиц

структуры в группах, объединённых акцентом. Темп организует ритмические

группы во временных соотношениях, т.е. служит показателем скорости.

Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства

ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-

моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма.

Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного

стереотипа речи, становится «скелетом» слова.

Исследователями и практиками было обращено внимание, что ритмизация

движений приводит к нормализации плавности речи. Для выработки слитности

речи у заикающихся используются различные методы, ритмизирующие речь:

проговаривание слов, фраз под музыку, метроном, пение, тренировка речи в

процессе логопедической ритмики, синхронизация речи с движениями пальцев

ведущей руки и т.д. Занятия под музыкальное сопровождение с ритмическими

движениями рук, ног, туловища, а в дальнейшем сочетание этих движений с

пением, мелодекламацией, чтением стихотворных и прозаических текстов

оптимизируют протекание речевого высказывания (Л.З. Андронова; Л.И.

Белякова; Г.А. Волкова ; Е.В. Оганесян ; Н.А. Рычкова).

Однако, специалистам,

работающим с заикающимися

детьми, хорошо

известен термин «кабинетный синдром», при котором сформированные умения

и навыки (говорить замедленно, ритмично, плавно) зачастую проявляются у

детей только в условиях логопедического кабинета или под контролем учителя-

логопеда (педагога). Основная причина – это недоразвитие функций речевого

самоконтроля и процессов произвольной саморегуляции темпо-ритма речи.

О саморегуляции современные определения говорят как о сознательном

процессе,

благодаря

которому

происходит

управление

собственной

деятельностью. Эффективность саморегуляции является функцией многих

переменных.

И

ведущая

из

этих

переменных

-

мотивация.

Уровень

продуктивности деятельности прямо пропорционален уровню мотивации. То

есть, чем больше желание, тем упорнее преодоление. Отечественный психолог

Н.И.Жинкин

(1958),

рассматривая заикание как

расстройство

речевой

саморегулировки, находил, что «чем больше возрастает опасение за исход речи

и чем в большей мере произнесение оценивается слухом как дефектное, тем

сильнее нарушается речевая саморегулировка. Это состояние через несколько

повторений превращается в патологический условный рефлекс…». Логично

предположить,

что

для

успешной

коррекции

заикания

необходимо

восстановление или формирование произвольной саморегуляции речи.

Уровень произвольной саморегуляции - это уровень самостоятельного

активного программирования человеком любого психического процесса и

своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок

времени). Девиз этого уровня: «Я должен». Произвольная саморегуляция не

дана человеку изначально, а полностью зависит от процессов обучения.

Формируется путем присвоения и закрепления внешних

поведенческих

программ в процессе взаимодействия с другими людьми – носителями этих

программ. В дошкольном возрасте уже появляются элементы произвольного

поведения.

Таким

образом,

становится

актуальной

и

понятной

необходимость

специального формирования произвольной саморегуляции темпо-ритма речи в

процессе обучения и воспитания заикающихся дошкольников для выработки

устойчивых навыков и предупреждения рецидивов заикания.

Литература

Белякова, Л.И. Логопедия Учеб. пособие для сткд. Пед. Институтов по

специальности "Логопедия"./Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова - М.: Владос,

1997.

4. Богомолова, А.И. Устранение заикания у детей и подростков./А.И.

Богомолова - М.: Просвещение, 2007. - 96с.

6. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебное пособие для студентов

дефектологов факультета педагогики высших учебных заведений/ Л.С.

Волкова, С.Н. Шаховской, - 3-е издание, переработанное и дополненное. -

М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 608 с.



В раздел образования