Напоминание

Ритмика


Автор: Элембаева Людмила Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ Овгортская ШИС(п)ОО
Населённый пункт: село Овгорт ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Ритмика
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное

бюджетное общеобразовательное учреждение «Овгортская ШИСОО»
Рассмотрено «Утверждаю» Педсовет от 31.08.2016 г. Директор МБОУ «Овгортская ШИСОО» Протокол №1 «01» сентября 2016г. (И.И.Яхин) Приказ №261 от 01.09.2016 г. Рабочая программа Дополнительного образования детей «Ритмика» Программа рассчитана на обучающихся 7-10 лет Срок реализации программы-1 год Вид детского объединения-дети младшего звена. Автор программы: Элембаева Л.Н. Педагог дополнительного образования Овгорт 2016-2017 уч.год

Пояснительная записка
Рабочая программа Ритмика 1-3 классысоставлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,на основе программы РИТМИКА И ТАНЕЦ 1-8 классы,утвержденная Министерством образования 06.03.2001 г., и авторской программы по учебному предмету Ритмика для учащихся 1-7 классов Беляевой Веры Николаевны РИТМИКА ИТАНЕЦ. Известно,что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живем во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии,когда ребенок волей-неволей становится заложникомбыстро развивающихся технических систем(телевидения, компьютеры,сотовая связь)-все это приводит к недостатку двигательной активности ребенка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Ритмика - специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать движение детей, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить музыкальные и творческие способности. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы . Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке и осваивают ее через движение. Дети младшего школьного возраста испытывают потребность в движении, им свойственна двигательная активность. Не случайно они ярче и эмоциональнее воспринимаю музыку через движение. Музыка побуждает светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовольствие от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. Занятия ритмикой поднимают настроение и повышают жизненный тонус, развивают физические возможности детей.
Цель программы
- приобщение детей к танцевальному искусству,развитие их художественного вкуса и физического совершенствования -развивать музыкальность, способность эстетически переживать музыку в движении, воспитывать музыкальный вкус -способствовать формированию музыкально-культурного кругозора личности. -развивать и совершенствовать художественно-творческие способности, развивать пластику движений их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой . -воспитывать и развивать творческие способности их инициативность, самостоятельность решений при составлении танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировки песен.

Задачи
1.Научить учащихся ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамики (умеренно, тихо, громче, тише), регистрами (высокой, средней, тихой). 2.Переходить от одного темпа к другому (от умеренного к быстрому, от быстрого к медленному). 3.Научить учащихся отличать в движении метр (сильную долю такта), метрическую пульсацию и простейший ритмический рисунок. 4. Познакомить с формами музыкального произведения. 5.Исполнять правильно и ритмично танцевальные движения. 6.Уметь передавать различные игровые образы, самостоятельно находить выразительные движения. 7.Развитие двигательных качеств,силы,выносливости,быстроты,гибкости,танцевальных навыков. 8.Формирование красивой осанки , выразительности пластики движений и жестов в танцах , играх , хороводах, упражнениях. 9.Улучшение психического состояния ,повышение работоспособности и двигательной активности. 10.Воспитание умений работать в коллективе.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс введен в часть учебного плана,формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления. Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения нетолько физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир детей был богатым, глубоким, это возможно лишь тогда,когда дух и тело находится в гармонии, необходимы меры целостного развития,укрепления и сохранения здоровья учащихся. Ритмика-это танцевальные упражнения под музыку,которые учат чувствовать ритм и гармонично развивать тело. Она способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма.Развивается эстетический вкус ,культура поведения и общения, художественно-творческая и танцевальная способность ,фантазия ,память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности. На уроках постоянно чередуются нагрузка и отдых,напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузкиученики привыкают постепенно , что благоприятно сказывается на других занятиях. Занятия ритмикой тесно связанны с обучением на уроках физкультуры и музыки,дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию, корректируют эмоционально-волевую зрелость.У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память.
На уроках дети совершенствую двигательные навыки ,у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка,формируется четкость и точность движений. Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей-ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить,вовремя включится в исполнение движения, в характер музыкального сопровождения. Постепенно ученики преодолевают скованность,приобретают способность к сценическому действию. Отработанные сценические музыкальные постановки удобно использоватьпри проведении детских утренников Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев, они приобщают детей к народной культуре.Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения. В них дети учатся внимательно относиться к партнеру, находить с ним общий ритм движения. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку,выполнять под нее разнообразные движения ,петь,танцевать.
УРОК РИТМИКИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 4 РАЗДЕЛА:
1. Упражнения на ориентировку в пространстве 2. Ритмико-гимнастические упражнения. 3. Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку 4. Народные пляски и современные танцевальные движения.
Методы обучения
-словесный (беседы, объяснения, поощрения ) -наглядный (показ, пример ) -практический (упражнения, комбинации, этюд -аналитический(сравнения, самоконтроль,самоанализ)
На первоначальном этапе обучения особую трудностьпредставляет формированиехорошего настрояучащихсянаовладение ими умений и навыков, необходимых для занятий хореографией,а также происходит формированиеколлектива- что важно для успешного обучения. Созданиедоброжелательной обстановки на каждом уроке-задача каждого преподавателя. Урокдолжен быть построентаким образом,чтобы активные движения чередовались с движениями успокаивающими дыхание. Задания на воображения с заданиями на развитиевнимания. В музыкальном оформлении следует придерживаться чередования музыкальных размеров и темпов удобных для исполнения и способствующихкачественному исполнению тренировочных упражнений,она должна бытьумеренная,медленная, интересная детям.
Общее количество часов на данную программу определяется из расчета 0.5 часов в неделю на один

класс, 17 часов в год.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В конце 1 класса:
- Закрепить,углубить и обобщить знания и умения, полученные на занятиях; - Хорошо ориентироваться на сценической площадке; - Уметь работать в паре,в коллективе; - Освоить простейшие навыки сценического движения; -Уметь исполнять простейшие танцевальные комбинации.
В конце 2 класса:
-Уметь исполнять танцевальные композиции в свободной пластике; -Освоить элементарные навыки актерского мастерства;
В конце 3 класса:
- Исполнять хореографические номера и танцевальной композиции совместно с другими исполнителями (вокалистами); -Владеть выразительным языком жестов,основами актерского мастерст -Подготовить танцевальную композицию и концертный номер по любому танцевальному направлению.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
. Теоретический материал дается в ходе занятий и не имеет четкой привязанности к уроку. Балетная гимнастика дается в качестве разминки перед основным занятием. Н а первом году обучения особое внимание уделяется индивидуальной работе.Цель этих занятий - развить,улучшить,закрепитьфизические способности, необходимые для занятий хореографией. В качестве концертного номера могут бытьприготовлены-ритмический танец или простенькая полька, построеннаяна подскоках,которыемогут бытьпоказаны на концерте в школе.Учебные танцы могут исполняться как в соответствующих костюмах, так и в тренировочной форме. Навтором годуобучения продолжаем уделять внимание индивидуальным способностям учащихся.На основе простых классических движений можно построить не сложный номер.На народных движениях -преподаватель решает сам,какой танец он сможет подготовить- рабочий или сценический. Иногда это выясняется только после окончания постановки танца. Натретьем годуобучения начинается работа по созданию совместных концертных номеров с другими коллективами,ее можно назвать сценической практикой.Это участие в различных школьных мероприятиях, тематических вечерах,концертах вокалистов.Хореография должна быть украшением и внести разнообразие в проводимые мероприятия.Из домашних концертных номеров отбираются танцы, которые могут быть показаны за пределами школы. Также ведетсяработа с солистами.Учитывая уровень подготовкии индивидуальность обучающихся, ставятся танцы для одного или двух-пяти исполнителей.Это поможет им проявить свою индивидуальность, артистизм враскрытии образа,поверить в свои силы и испытатьчувство ответственности. В конце учебной программы учащиеся должны не только хорошо танцевать,но и уметь самостоятельно сочинить и поставить танец.

Учебно – тематический план




п

/

п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1 класс

1а класс

1б класс

1а класс

1б класс
1. Знакомство с предметом Ритмика. Виды сценического танца- классический, народный, бальный. 06.09.201 6 13.09.201 6 06.09.2016 13.09.201 6 2. Основные позиции ног, рук. Постановка корпуса. Положение рук в парах. 20.09.201 6 27.09.201 6 20.09.2016 27.09.201 6 3. Понятие интервал. Ориентация в пространстве шеренга, колонна, круг, диагональ, полукруг. 04.10.201 6 11.10.2016 04.10.2016 11.10.2016 4. Точки зала (8 точек).Понятие –авансцена. Отработка пройденного. 18.10.201 6 25.10.201 6 18.10.2016 25.10.201 6 5. Небольшая разминка с элементами развития артистизма и танцевальности. 08.11.2016 15.11.2016 6. Небольшие ритмические упражнения(хлопки).Соединение ритмических рисунков с ножками и ручками. 22.11.2016 29.11.2016 7. Шаги – строевой, скользящий, приставной. 06.12.201 6 13.12.201 6 8. Соединение ритмических р ису нко в - ру ч кам и, нож кам и- одновременно. Самостоятельное сочинение небольших комбинаций на основе пройденного материала. 20.2016 27.12.201 6 9. Упражнения для укрепления мышц спины, живота, исправления осанки. Партерная гимнастика. 17.01.201 7 24.01.201 7 10. Танцевальные движения-переменный шаг, ковырялочка (темп медленный)Подскоки на месте и в повороте. 31.01.201 7 07.02.201 7 11. Галоп - вправо и влево. Темп медленный. Повтор и отработка пройденного. 21.02.201 6 28.02.201 7 12. Повтор и отработка пройденного. Небольшие комбинации для развития танцевальности. 07.03.201 7 14.03.201 7 13. Инсценировка детских песен. Этюды передающие явления природы( идет дождь, падает снег) 21.03.201 7 28.03.201 7 14. Инсценировка детских песен. По ягоды. 04.04.201 7 11.04.2017 15. Танец-песня Гуси. Развитие танцевальности. 18.04.201 7 25.04.201 7 16. Подведение итогов. Работа над ошибками. 02.05.201 7 09.05.201 7 17. Контрольный урок. 16.05.201 7 23.05.201 6


п

/

п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

2 КЛАСС

2а класс

2б класс

2а класс

2б класс
1. Хореография-как вид музыкально-сценического воспитания. Музыка и танец. 08.09.2016 15.09.2016 08.09.2016 15.09.2016 2. Партерная гимнастика. Восстановление мышечной памяти. 22.09.2016 29.09.2016 22.09.2016 29.09.2016 3. Прослушивание музыкального материала. Определение темпа- быстро, медленно. Характера-грустно, весело. 06.10.2016 13.10.2016 06.10.2016 13.10.2016 4. Подбор движений соответствующих характеру музыки. Умение в движении выразить музыку. 20.10.2016 27.10.2016 5. Умение хлопками и притопами определить начало и конец музыкальной фразы. 17.11.2016 24.11.2016 6. Перестроения и построения-по два, четыре…графические рисунки с соблюдениями интервала. 01.12.2016 08.12.2016 7. Отработка и повтор пройденного. 15.12.2016 22.12.2016 8. Развитие танцевальности-полуприседания(пружинка на месте, с шагом, в повороте). 12.01.2017 19.01.2017 9. Хлопки в ладоши с различными сочетаниями. Умение соединить с ножками. Координация. 26.01.2017 02.02.2017 10. Игры на развитие ритма. Изменение темпа. 09.02.2017 16.02.2017 11. Различные положения рук в парах. Отработка пройденного. 23.02.2017 02.03.2017 12. Шаги с движениями рук. Упражнения для развития координации. 09.03.2017 16.03.2017 13. Небольшие этюды по пройденному материалу. 23.03.2017 14. Прослушивание музыкального материала, определения темпа. 06.04.2017 13.04.2017 15. Повтор и отработка пройденного. 20.04.2017 27.04.2017 16. Этюды на детские песни. Развитие танцевальности. 04.05.2017 11.05.2017 17. Подведение итогов. Исправление ошибок. 18.05.2017 25.05.2017




п

/

п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

3 КЛАСС

3а класс

3б класс

3а класс

3б класс
1. Восстановление формы. Партерная гимнастика. 05.09.2016 12.09.2016 05.09.2016 12.09.2016 2. Передача при помощи жестов и мимики, на основе предлагаемого материала-чувство, настроение. 19.09.2016 26.09.2016 19.09.2016 26.09.2016 3. Этюды, передающие явления природы(падает снег, идет дождь) 03.10.2016 10.10.2016 03.10.2016 10.10.2016 4. Повтор и наработка пройденного. Упражнения на развитие координации. 17.10.2016 24.10.2016 5. Основы актерского мастерства. 14.11.2016 21.112016 6. Отработка танцевальных этюдов с соблюдением основных правил хореографии. 28.11.2016 05.12.2016 7. Игра в точки. Понятие- авансцена. Наработка и развитие танцевальности. 12.12.2016 19.12.2016 8. Развитие артистизма, игра «Зеркало». 26.12.2016 16.01.2016 9. Основные элементы хантыйского танца. Основные положения рук и работа с платком. 23.01.2017 30.01.2017 10. Основы классического танца-выворотное положение ног, Округлость рук. Специальные упражнения. 06.02.2017 13.02.2017 11. Подготовка к вальсу. Качелька-в грубой форме. 20.02.2017 27.02.2017 12. Подготовка к вальсу – качелька - добавляем п.п.Квадрат в грубой форме . 06.03.2017 13.03.2017 13. Качелька, квадрат-с добавлением п.п соединение с музыкой, с паузами. 20.03.2017 10.04.2017 14. Соединение основных движений вальса в комбинацию. Пытаемся исполнить в парах. Руки в положении лодочка. 10.03.2017 15. Наработка пройденного. Ритмические рисунки. Музыкальный темп. 17.04.2017 24.04.2017 16. Элементы классического танца. Импровизация. 15. 05.2017 22.05.2017 17. Подведение итогов. 29.05.2017 29.05.2017
Методическое обеспечение программы


1.
Изучение методической и специальной литературы по хореографии.
2.
Просмотр видеоматериалов открытых уроков и концертных номеров в аналогичных образовательных учреждениях и средних хореографических учебных заведений.
3.
Просмотр хореографических номеров профессиональных постановщиков и исполнителей.
4.
Знакомство с методикой работы аналогичных учреждений дополнительного образования.
Список литературы
1О.П. Сергеева«4 урока ритмики» 2.З.Я.Роот «Танцы в начальной школе» 3.В.И.Климов « Основы русского танца» 4.МУК ЦКНТ «Золотое наследие предков» 5.А.Я.Ваганова «Основы классического танца»


В раздел образования