Автор: Ладыко Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№21"Гнёздышко"
Населённый пункт: г.Междуреченск
Наименование материала: Статья
Тема: Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Моделирование развивающей предметно-про-
странственной среды ДОУ.
Развивающая среда – это система влияний и условий формирования личности по
заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и
пространственно-предметном окружении (В. А. Ясвин) Вопрос организации предметно-
развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с вве-
дением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта,
ФГОС выдвигает следующие задачи:
гуманизации процесса воспитания и обучения;
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
полноценного развития детей
И решение этих задач невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая
должна обеспечивать ребенку разностороннее развитие и воспитание.
Само понятие развивающая предметно-пространственная среда было введено в лексикон
педагогов после 1988 г., когда вышла Концепция дошкольного воспитания. Классической
теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция по-
строения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского. Развивающая предметно-
пространственная среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспе-
чить социально - культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности акту-
ального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей. С
точки зрения психологии, среда - это процесс и результат, условие саморазвития лично-
сти (А. Н. Леонтьев). С точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности
ребенка, усвоения социального опыта, формирования отношения к базовым ценностям,
развития жизненно необходимых личностных качеств. Это «определенным образом упо-
рядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обу-
чение» Предметно-пространственная среда выполняет множество важнейших для разви-
тия ребенка функций:
Информационная и познавательная функция реализуются в том, что каждый
предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством
передачи социального опыта (например, репродукции, скульптура обеспечивают
художественное восприятие; предметы театрализованной деятельности открывают
дорогу в мир сцены; игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают по-
знание мира, его устройства и т.д.
Стимулирующая функция обеспечивает мотивацию ребенка к действиям, дея-
тельности, исследованиям, если она представляет для него интерес (например,
спортивный инвентарь приобщает к оздоровительной деятельности, в процессе ко-
торой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью; кросс-
ворды, лабиринты, головоломки, развивающие дидактические игры и др. вводят в
активную познавательную деятельность и т.п.
Развивающая функция требует для своей реализации сочетания традиционных и
новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития дея-
тельности от простых ее форм к более сложным. Организация предметно-развива-
ющей среды – важная задача педагогики, и предполагает единство социальных и
предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Стоит отметить, что Концепция организации развивающей среды была разработана за
долго до внедрения ФГОС, еще в 1989 году Министерством образования России, а в 1993
году получила свое дальнейшее развитие, когда коллективом психологов и педагогов под
руководством В. А. Петровского и С. Н. Новоселовой были сформулированы основные
принципы ее построения с учетом психолого-педагогических требований. Современный
педагог руководствуется требованиями прописанными в документе (ФГОС), где четко ре-
гламентируется порядок и наполняемость развивающей предметно-пространственной сре-
де. Для правильной организации развивающей среды, необходимо владеть знаниями о
принципах ее построения, рассмотрим , что диктует нам ФГОС:
1.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализа-
цию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка и материа-
лов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и
укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
2.
Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том
числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активно-
сти детей, а также возможности для уединения.
3.
Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы,
участка) должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ, ис-
пользуемых в образовательном процессе Организации;
в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс.
наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирова-
ния, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудо-
вания, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, сти-
мулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую актив-
ность детей.
доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех
помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;
свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, по-
сещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности.
1) возможность самовыражения детей.
2)
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений пред-
метно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость предполагает возмож-
ность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от
образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей.
3)
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко за-
креплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материа-
лов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе
в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4)Вариативность среды предполагает:
5)Доступность среды предполагает:
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её эле-
ментов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Та-
ковы современные требования прописанные в законе.
В концепции предметно-развивающей среды С. Л. Новоселовой автор указывает, что
оснащение среды формируется в зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта
и уровня развития детей и их деятельности. В концепции также определены и требования
к развивающей предметной среде ДОУ: - соответствие среды структуре когнитивной сфе-
ры ребенка; - предметная среда должна удовлетворять потребности в информации, новиз-
не, преобразовании и самоутверждении; - учет возрастных интересов развития детской де-
ятельности; соответствие предметной среды возможностям ребенка. Таким образом, исхо-
дя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что предметно-развивающая среда должна
служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов де-
ятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать созна-
тельный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самосто-
ятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные
качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщен-
ной, нестандартной, изменчивой, интегрированной.
Созданием модели организации развивающей среды
Работая над созданием модели организации развивающей среды, можно обратиться
к трудам современных ученых и передовому опыту педагогов Н. А. Коротковой, С. И. Ми-
хайленко, других авторов. В своих работах специалисты отмечают, что насыщение окру-
жающего пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием по-
требностей ребенка, с учетом онтогенеза. Модель ППРС поможет педагогу грамотно рас-
средоточить игры и пособия по центрам, своевременно пополнить центры в зависимости
от комплексно – тематического планирования, явлений окружающей действительности,
интересов и способностей детей, а главное продумать стратегию нового заполнения про-
странства развивающими играми и игрушками. На сегодняшний день широко развер-
нута дискуссия об особенностях организации предметно - развивающей среды, о том,
какую среду считать идеальной и что должно быть в ее основе, как организовать и чем ее
наполнить. При всем многообразии подходов, прослеживается отсутствие единой структу-
ры создания РППС. Это заставляет задуматься о создании универсальной модели образо-
вательного пространства, которая поможет педагогам в организации предметно – разви-
вающей среды группы.
Для по-
строения такой модели в нашем детском саду определили следующий алгоритм дей-
ствий:
1- Проанализировать нормативные документы;
2- Проанализировать содержание развивающей среды с учетом возрастных особенно-
стей детей;
3- разработать и апробировать модель предметно - пространственной среды, обеспе-
чивающей индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка;
Вся деятельность педагога регламентируется нормативно - правовой базой. И первый
этап, в работе по созданию модели предметно - пространственной развивающей среды,
ознакомление с ФГОС,СанПиН и другими нормативными документами. После анализа
ФГОС, СанПиН мы выделили следующие важные принципы для создания ППРС, а имен-
но:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и до-
школьного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участ-
ником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государ-
ства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различ-
ных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
ППРС строится с учетом:
- принцип насыщенности предусматривает разнообразие тематики материалов и обору-
дования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
- принцип информативности и разнообразия тематики материалов и оборудования. Это
позволяет обеспечить активность детей во взаимодействии с предметным окружением и
создать условия для поддержания и развития игровой деятельности с учетом возрастных,
гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей воспитанников, по-
скольку в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка.
Данный принцип позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения
РППС, а также обеспечить возможность самовыражение воспитанников, индивидуальную
комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. При реализации этого
принципа должны быть учтены, основные виды детской деятельности: игровая, продук-
тивная, познавательно-исследовательская деятельность, а также для двигательной актив-
ности;
- принцип вариативности определяется видом дошкольного образовательного учрежде-
ния, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климато-
географическими особенностями (оценка деятельности педагога по организации в группе
различных пространств для игры, конструирования, уединения, подбора материалов, игр,
игрушек и оборудования. Их разнообразие должно обеспечить детям свободный выбор
вида деятельности);
- принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих
воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования
различных составляющих РППС.
- принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и
достаточность наполнения ППРС, а также обеспечить возможность самовыражение воспи-
танников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребён-
ка. При оценке учитываются основные виды детской деятельности: игровая, продуктив-
ная, познавательно-исследовательская деятельность, а также двигательная активность;
- принцип трансформируемости, обеспечивает возможность изменений РППС, позволя-
ющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. В на-
шем учреждении для изменения пространства педагоги используют подвески, для снятия
эмоционального напряжения и двигательной активности детей. При входе в группу детей
встречает то выстроенная дорожка из мягких модулей, то нарисованные круги на полу для
поддержания интереса к детской деятельности;
- принцип интеграций образовательных областей, позволяет использовать материалы и
оборудования для одной образовательной области и в ходе реализации других образова-
тельных областей. Если предметно – развивающая среда одной из образовательных обла-
стей выпадает, то данная среда не отвечает ФГОС ДО, так как не соответствует основным
направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-
речевому и художественно-эстетическому развитию;
- принцип учёта зоны ближайшего развития: для этого необходимо пополнять и об-
новлять предметный мир, окружающий ребёнка, приспосабливая к новообразованиям
определенного возраста. В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям
определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов, ориен-
тированных на более старший возраст. Оценку данного критерия производят по использо-
ванию педагогом игрового оборудования в разных вариантах.
Далее нами были проанализированы содержание и наполняемость развивающей среды в
разных возрастных группах, своими результатами мы поделились на педагогическом сове-
те, где выделили положительные стороны содержания, и недостатки. Было решено, в но-
вую модель взять из опыта, то, что на наш взгляд удачно входит в новую концепцию со-
держания предметно - пространственного компонента
И третьей за-
дачей поставлено перед нами разработка и апробирование модели предметно - про-
странственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекториюразвития каждого
ребёнка. В своей дошкольной образовательной организации (МБДОУ №21 «Гнёздышко»
г. Междуреченска) педагогами проводится следующая работа: все групповые комнаты
были разделены на пять основных блоков(областей)
Физическое развитие
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) ;
Речевое развитие
Каждая зона включила в себя ещё ряд блоков. Так зона образовательной области «СО-
ЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как: «Семья»,
«Безопасность», «Трудовое воспитание».Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬ-
НОЕ РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как: «Познавательно-исследовательская дея-
тельность», «Предметное окружение», «Социальный мир», «Мир природы».Образова-
тельная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как: «Развитие речи»,
«Художественная литература».Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕ-
ТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как: «Приобщение к искусству»,
«Изобразительная деятельность», « Конструктивно-модельная деятельность», «Музы-
кальная деятельность»Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» вклю-
чает такие зоны как: «Формирование начальных представлений о здоровом образе
жизни», «Физическая культура»
Если представить наше зонирование в виде схемы то выглядит это так.
«Семья»
«Безопас-
ность»
«Труд»
«Познавательно-иссле-
довательская деятель-
ность»
«Предметное окруже-
ние»
«Социальный мир»
«Мир природы»
«Развитие речи»
«Художественная
литература».
«Приобщение к искус-
ству»
«Изобразительная дея-
тельность»
« Конструктивно-модель-
ная деятельность»
«Музыкальная дея-
тельность»
«Формирование
начальных пред-
ставлений о здо-
ровом образе
жизни»
«Физическая
куьтура»
Далее педагоги определили тот материал, которым необходимо наполнить наши зоны.
Материал подбирается с учетом возрастных особенностей детей, он должен нацеливать
ребенка на развитие, самостоятельному (или с небольшой помощью педагога)добыванию
знаний, должен быть безопасным, доступным, эстетичным, материал должен удовлетво-
рять творческому потенциалу ребенка, и его интересам. Ну и конечно не надо забывать
про зону ближайшего развития, а это значит, что должен быть материал, с усложнением,
который в скором времени сможет осилить ребенок. Размещая зоны мы руководствова-
«СОЦИАЛЬНО-
КОММУНИКА-
ТИВНОЕ РАЗВИ-
ТИЕ
»
«ПО-
ЗНАВА-
ТЕЛЬ-
НОЕ
«РЕЧЕ-
ВОЕ РАЗ-
ВИТИЕ»
«ХУДОЖЕ-
СТВЕННО-
ЭСТЕТИЧЕ-
СКОЕ РАЗ-
«ФИЗИ-
ЧЕСКОЕ
РАЗВИ-
ТИЕ»
лись Санитарно – эпидемиологическими требованиями, прописанными в СанПиН, в кото-
рых четко прописаны правила размещения например читательского (книжного)уголка,
ИЗО уголка, прописано как разместить детей от источника света, на каком уровне должна
размещаться демонстрационная доска и т.д., для того чтобы не навредить здоровью ребен-
ка
На практике наши педагоги пришли к выводу, что помимо того условного зонирования по
5 областям (см рисунок №1) развивающую предметно-пространственную среду в груп-
пе детского сада условно нужно ещё разделить на три сектора: активный, спокойный, про-
дуктивный. Границы каждого сектора необходимо сделать подвижными, для того чтобы
можно было их расширять, трансформироваться, что побуждает детей проявить интерес к
занятиям сверстников, присоединиться к их деятельности или сразу к нескольким видам
деятельности. Активный сектор занимает самую большую площадь в группе и включает в
себя центры игры, двигательной активности, конструирования, музыкально-театральной
деятельности. Спокойный сектор включает в себя центры книги, отдыха, природы. В про-
дуктивном секторе размещается центр экспериментирования, развивающих игр, регио-
нальный компонент, а также оборудование для организации
Заключение
Создавая модель развивающей среды мы стремимся таким образом, чтобы среда, орга-
низованная в ДОУ, позволила ребенку сделать самостоятельный выбор: где играть, с кем
играть, во что играть. Мы обеспечиваем свободный доступ детей ко всему оборудованию,
играм, игрушкам, пособиям, способствующим активизации развития познавательной дея-
тельности детей. Наполняемость предметно - развивающей среды позволяет овладевать
средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, разви-
вать их творческую активность. Предметно - развивающая среда организована так, чтобы
каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.
Подводя итоги в рамках работы по моделированию предметно - пространственной сре-
ды, можно сказать,
что развивающая предметно-пространственная среда, создан-
ная по нашей модели, способствует формированию личности ребенка и мотиви-
рует к самостоятельному познанию мира, но в ходе практики по прежнему мы
выделяем то, чего не хватает, или наоборот изменяем то, что казалось не требу-
ет вмешательства.
Приложение
Фото зон в группах детского сада.
1«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как:
«Семья», «Безопасность», «Трудовое воспитание».
2«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как: «По-
знавательно-исследовательская деятельность», «Предметное окружение», «Социальный
мир», «Мир природы».
3«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как: «Развитие речи», «Художествен-
ная литература».
4«ХУДОЖЕ-
СТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как: «Приобщение к искусству», «Изобразительная де-
ятельность», « Конструктивно-модельная деятельность», «Музыкальная деятельность»Об-
разовательная область
5«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как: «Формирование начальных
представлений о здоровом образе жизни», «Физическая культура»
Список литературы
1. Верховкина М. Е., Атарова А. Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования
в таблицах и схемах / Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. - СПб.: КАРО,
2014
2. Короткова Н. А. Предметно-пространственная среда детского сада: старший воз-
раст: пособие для воспитателей/ под ред. Н. А. Коротковой. - М.: Линка-Пресс, 2010
3. Слепцова И. Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое
пособие/ И. Ф. Слепцова. М.: Обруч, 2015
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образова-
ния. - М.: Перспектива, 2014