Напоминание

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.


Автор: Ладыко Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№21"Гнёздышко"
Населённый пункт: г.Междуреченск
Наименование материала: Статья
Тема: Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Моделирование развивающей предметно-про-

странственной среды ДОУ.

Развивающая среда – это система влияний и условий формирования личности по

заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и

пространственно-предметном окружении (В. А. Ясвин) Вопрос организации предметно-

развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с вве-

дением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта,

ФГОС выдвигает следующие задачи:

гуманизации процесса воспитания и обучения;

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

полноценного развития детей

И решение этих задач невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая

должна обеспечивать ребенку разностороннее развитие и воспитание.

Само понятие развивающая предметно-пространственная среда было введено в лексикон

педагогов после 1988 г., когда вышла Концепция дошкольного воспитания. Классической

теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция по-

строения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского. Развивающая предметно-

пространственная среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспе-

чить социально - культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности акту-

ального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей. С

точки зрения психологии, среда - это процесс и результат, условие саморазвития лично-

сти (А. Н. Леонтьев). С точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности

ребенка, усвоения социального опыта, формирования отношения к базовым ценностям,

развития жизненно необходимых личностных качеств. Это «определенным образом упо-

рядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обу-

чение» Предметно-пространственная среда выполняет множество важнейших для разви-

тия ребенка функций:

Информационная и познавательная функция реализуются в том, что каждый

предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством

передачи социального опыта (например, репродукции, скульптура обеспечивают

художественное восприятие; предметы театрализованной деятельности открывают

дорогу в мир сцены; игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают по-

знание мира, его устройства и т.д.

Стимулирующая функция обеспечивает мотивацию ребенка к действиям, дея-

тельности, исследованиям, если она представляет для него интерес (например,

спортивный инвентарь приобщает к оздоровительной деятельности, в процессе ко-

торой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью; кросс-

ворды, лабиринты, головоломки, развивающие дидактические игры и др. вводят в

активную познавательную деятельность и т.п.

Развивающая функция требует для своей реализации сочетания традиционных и

новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития дея-

тельности от простых ее форм к более сложным. Организация предметно-развива-

ющей среды – важная задача педагогики, и предполагает единство социальных и

предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Стоит отметить, что Концепция организации развивающей среды была разработана за

долго до внедрения ФГОС, еще в 1989 году Министерством образования России, а в 1993

году получила свое дальнейшее развитие, когда коллективом психологов и педагогов под

руководством В. А. Петровского и С. Н. Новоселовой были сформулированы основные

принципы ее построения с учетом психолого-педагогических требований. Современный

педагог руководствуется требованиями прописанными в документе (ФГОС), где четко ре-

гламентируется порядок и наполняемость развивающей предметно-пространственной сре-

де. Для правильной организации развивающей среды, необходимо владеть знаниями о

принципах ее построения, рассмотрим , что диктует нам ФГОС:

1.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализа-

цию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка и материа-

лов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и

укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

2.

Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна

обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том

числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активно-

сти детей, а также возможности для уединения.

3.

Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы,

участка) должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ, ис-

пользуемых в образовательном процессе Организации;

в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется

образовательный процесс.

наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирова-

ния, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудо-

вания, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, сти-

мулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую актив-

ность детей.

доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех

помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, по-

сещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям,

обеспечивающим все основные виды детской активности.

1) возможность самовыражения детей.

2)

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений пред-

метно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от

меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость предполагает возмож-

ность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от

образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей.

3)

Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной

среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко за-

креплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материа-

лов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе

в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4)Вариативность среды предполагает:

5)Доступность среды предполагает:

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её эле-

ментов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Та-

ковы современные требования прописанные в законе.

В концепции предметно-развивающей среды С. Л. Новоселовой автор указывает, что

оснащение среды формируется в зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта

и уровня развития детей и их деятельности. В концепции также определены и требования

к развивающей предметной среде ДОУ: - соответствие среды структуре когнитивной сфе-

ры ребенка; - предметная среда должна удовлетворять потребности в информации, новиз-

не, преобразовании и самоутверждении; - учет возрастных интересов развития детской де-

ятельности; соответствие предметной среды возможностям ребенка. Таким образом, исхо-

дя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что предметно-развивающая среда должна

служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов де-

ятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать созна-

тельный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самосто-

ятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные

качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщен-

ной, нестандартной, изменчивой, интегрированной.

Созданием модели организации развивающей среды

Работая над созданием модели организации развивающей среды, можно обратиться

к трудам современных ученых и передовому опыту педагогов Н. А. Коротковой, С. И. Ми-

хайленко, других авторов. В своих работах специалисты отмечают, что насыщение окру-

жающего пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием по-

требностей ребенка, с учетом онтогенеза. Модель ППРС поможет педагогу грамотно рас-

средоточить игры и пособия по центрам, своевременно пополнить центры в зависимости

от комплексно – тематического планирования, явлений окружающей действительности,

интересов и способностей детей, а главное продумать стратегию нового заполнения про-

странства развивающими играми и игрушками. На сегодняшний день широко развер-

нута дискуссия об особенностях организации предметно - развивающей среды, о том,

какую среду считать идеальной и что должно быть в ее основе, как организовать и чем ее

наполнить. При всем многообразии подходов, прослеживается отсутствие единой структу-

ры создания РППС. Это заставляет задуматься о создании универсальной модели образо-

вательного пространства, которая поможет педагогам в организации предметно – разви-

вающей среды группы.

Для по-

строения такой модели в нашем детском саду определили следующий алгоритм дей-

ствий:

1- Проанализировать нормативные документы;

2- Проанализировать содержание развивающей среды с учетом возрастных особенно-

стей детей;

3- разработать и апробировать модель предметно - пространственной среды, обеспе-

чивающей индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка;

Вся деятельность педагога регламентируется нормативно - правовой базой. И первый

этап, в работе по созданию модели предметно - пространственной развивающей среды,

ознакомление с ФГОС,СанПиН и другими нормативными документами. После анализа

ФГОС, СанПиН мы выделили следующие важные принципы для создания ППРС, а имен-

но:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и до-

школьного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей

каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания

своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участ-

ником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государ-

ства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различ-

ных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,

методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

ППРС строится с учетом:

- принцип насыщенности предусматривает разнообразие тематики материалов и обору-

дования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

- принцип информативности и разнообразия тематики материалов и оборудования. Это

позволяет обеспечить активность детей во взаимодействии с предметным окружением и

создать условия для поддержания и развития игровой деятельности с учетом возрастных,

гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей воспитанников, по-

скольку в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка.

Данный принцип позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения

РППС, а также обеспечить возможность самовыражение воспитанников, индивидуальную

комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. При реализации этого

принципа должны быть учтены, основные виды детской деятельности: игровая, продук-

тивная, познавательно-исследовательская деятельность, а также для двигательной актив-

ности;

- принцип вариативности определяется видом дошкольного образовательного учрежде-

ния, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климато-

географическими особенностями (оценка деятельности педагога по организации в группе

различных пространств для игры, конструирования, уединения, подбора материалов, игр,

игрушек и оборудования. Их разнообразие должно обеспечить детям свободный выбор

вида деятельности);

- принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих

воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования

различных составляющих РППС.

- принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и

достаточность наполнения ППРС, а также обеспечить возможность самовыражение воспи-

танников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребён-

ка. При оценке учитываются основные виды детской деятельности: игровая, продуктив-

ная, познавательно-исследовательская деятельность, а также двигательная активность;

- принцип трансформируемости, обеспечивает возможность изменений РППС, позволя-

ющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. В на-

шем учреждении для изменения пространства педагоги используют подвески, для снятия

эмоционального напряжения и двигательной активности детей. При входе в группу детей

встречает то выстроенная дорожка из мягких модулей, то нарисованные круги на полу для

поддержания интереса к детской деятельности;

- принцип интеграций образовательных областей, позволяет использовать материалы и

оборудования для одной образовательной области и в ходе реализации других образова-

тельных областей. Если предметно – развивающая среда одной из образовательных обла-

стей выпадает, то данная среда не отвечает ФГОС ДО, так как не соответствует основным

направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-

речевому и художественно-эстетическому развитию;

- принцип учёта зоны ближайшего развития: для этого необходимо пополнять и об-

новлять предметный мир, окружающий ребёнка, приспосабливая к новообразованиям

определенного возраста. В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям

определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов, ориен-

тированных на более старший возраст. Оценку данного критерия производят по использо-

ванию педагогом игрового оборудования в разных вариантах.

Далее нами были проанализированы содержание и наполняемость развивающей среды в

разных возрастных группах, своими результатами мы поделились на педагогическом сове-

те, где выделили положительные стороны содержания, и недостатки. Было решено, в но-

вую модель взять из опыта, то, что на наш взгляд удачно входит в новую концепцию со-

держания предметно - пространственного компонента

И третьей за-

дачей поставлено перед нами разработка и апробирование модели предметно - про-

странственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекториюразвития каждого

ребёнка. В своей дошкольной образовательной организации (МБДОУ №21 «Гнёздышко»

г. Междуреченска) педагогами проводится следующая работа: все групповые комнаты

были разделены на пять основных блоков(областей)

Физическое развитие

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) ;

Речевое развитие

Каждая зона включила в себя ещё ряд блоков. Так зона образовательной области «СО-

ЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как: «Семья»,

«Безопасность», «Трудовое воспитание».Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬ-

НОЕ РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как: «Познавательно-исследовательская дея-

тельность», «Предметное окружение», «Социальный мир», «Мир природы».Образова-

тельная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как: «Развитие речи»,

«Художественная литература».Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕ-

ТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как: «Приобщение к искусству»,

«Изобразительная деятельность», « Конструктивно-модельная деятельность», «Музы-

кальная деятельность»Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» вклю-

чает такие зоны как: «Формирование начальных представлений о здоровом образе

жизни», «Физическая культура»

Если представить наше зонирование в виде схемы то выглядит это так.

«Семья»

«Безопас-

ность»

«Труд»

«Познавательно-иссле-

довательская деятель-

ность»

«Предметное окруже-

ние»

«Социальный мир»

«Мир природы»

«Развитие речи»

«Художественная

литература».

«Приобщение к искус-

ству»

«Изобразительная дея-

тельность»

« Конструктивно-модель-

ная деятельность»

«Музыкальная дея-

тельность»

«Формирование

начальных пред-

ставлений о здо-

ровом образе

жизни»

«Физическая

куьтура»

Далее педагоги определили тот материал, которым необходимо наполнить наши зоны.

Материал подбирается с учетом возрастных особенностей детей, он должен нацеливать

ребенка на развитие, самостоятельному (или с небольшой помощью педагога)добыванию

знаний, должен быть безопасным, доступным, эстетичным, материал должен удовлетво-

рять творческому потенциалу ребенка, и его интересам. Ну и конечно не надо забывать

про зону ближайшего развития, а это значит, что должен быть материал, с усложнением,

который в скором времени сможет осилить ребенок. Размещая зоны мы руководствова-

«СОЦИАЛЬНО-

КОММУНИКА-

ТИВНОЕ РАЗВИ-

ТИЕ

»

«ПО-

ЗНАВА-

ТЕЛЬ-

НОЕ

«РЕЧЕ-

ВОЕ РАЗ-

ВИТИЕ»

«ХУДОЖЕ-

СТВЕННО-

ЭСТЕТИЧЕ-

СКОЕ РАЗ-

«ФИЗИ-

ЧЕСКОЕ

РАЗВИ-

ТИЕ»

лись Санитарно – эпидемиологическими требованиями, прописанными в СанПиН, в кото-

рых четко прописаны правила размещения например читательского (книжного)уголка,

ИЗО уголка, прописано как разместить детей от источника света, на каком уровне должна

размещаться демонстрационная доска и т.д., для того чтобы не навредить здоровью ребен-

ка

На практике наши педагоги пришли к выводу, что помимо того условного зонирования по

5 областям (см рисунок №1) развивающую предметно-пространственную среду в груп-

пе детского сада условно нужно ещё разделить на три сектора: активный, спокойный, про-

дуктивный. Границы каждого сектора необходимо сделать подвижными, для того чтобы

можно было их расширять, трансформироваться, что побуждает детей проявить интерес к

занятиям сверстников, присоединиться к их деятельности или сразу к нескольким видам

деятельности. Активный сектор занимает самую большую площадь в группе и включает в

себя центры игры, двигательной активности, конструирования, музыкально-театральной

деятельности. Спокойный сектор включает в себя центры книги, отдыха, природы. В про-

дуктивном секторе размещается центр экспериментирования, развивающих игр, регио-

нальный компонент, а также оборудование для организации

Заключение

Создавая модель развивающей среды мы стремимся таким образом, чтобы среда, орга-

низованная в ДОУ, позволила ребенку сделать самостоятельный выбор: где играть, с кем

играть, во что играть. Мы обеспечиваем свободный доступ детей ко всему оборудованию,

играм, игрушкам, пособиям, способствующим активизации развития познавательной дея-

тельности детей. Наполняемость предметно - развивающей среды позволяет овладевать

средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, разви-

вать их творческую активность. Предметно - развивающая среда организована так, чтобы

каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.

Подводя итоги в рамках работы по моделированию предметно - пространственной сре-

ды, можно сказать,

что развивающая предметно-пространственная среда, создан-

ная по нашей модели, способствует формированию личности ребенка и мотиви-

рует к самостоятельному познанию мира, но в ходе практики по прежнему мы

выделяем то, чего не хватает, или наоборот изменяем то, что казалось не требу-

ет вмешательства.

Приложение

Фото зон в группах детского сада.

1«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как:

«Семья», «Безопасность», «Трудовое воспитание».

2«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как: «По-

знавательно-исследовательская деятельность», «Предметное окружение», «Социальный

мир», «Мир природы».

3«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как: «Развитие речи», «Художествен-

ная литература».

4«ХУДОЖЕ-

СТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как: «Приобщение к искусству», «Изобразительная де-

ятельность», « Конструктивно-модельная деятельность», «Музыкальная деятельность»Об-

разовательная область

5«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» включает такие зоны как: «Формирование начальных

представлений о здоровом образе жизни», «Физическая культура»

Список литературы

1. Верховкина М. Е., Атарова А. Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования

в таблицах и схемах / Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. - СПб.: КАРО,

2014

2. Короткова Н. А. Предметно-пространственная среда детского сада: старший воз-

раст: пособие для воспитателей/ под ред. Н. А. Коротковой. - М.: Линка-Пресс, 2010

3. Слепцова И. Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое

пособие/ И. Ф. Слепцова. М.: Обруч, 2015

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образова-

ния. - М.: Перспектива, 2014



В раздел образования