Напоминание

Особенности детской адаптации


Автор: Малиновская Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 21 " ГНЁЗДЫШКО"
Населённый пункт: Кемеровская обл. г. Междуреченск
Наименование материала: Адаптация детей к дошкольному учреждению
Тема: Особенности детской адаптации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация детей к дошкольному учреждению.

Виды адаптации.

Стадии адаптации детей раннего возраста.

Малиновская И.С.

Адаптация – это Приспособление органов чувств и организма в целом к из-

меняющимся условиям существования. Физиологический термин

Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) –приспособление к изменяю-

щимся внешним и внутренним условиям человека имеет два

Адаптация бывает

трёх видов

биологическая и психологическая и соци-

альная адаптация

1Био-

логический аспект –– включает приспособление организма (биологическо-

го существа) к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды: тем-

пературе, атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физиче-

ским условиям, а также к изменениям в организме

2Пси-

хологический аспект (частично перекрывается понятием социальной) –

приспособление человека как личности к существованию в обществе в соот-

ветствии с требованиями этого общества и с собственными потребностя-

ми, мотивами и интересами.

3Процесс

активного приспособления индивида к условиям соц. среды называется соци-

альной адаптацией. Она осуществляется путем усвоения представлений

о нормах и ценностях общества. Основные проявления социальной адапта-

ции – взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и

его активная деятельность.

Период привыкания ребенка к новым социальным условиям классифицирует-

ся по

трем основным периодам

1. Острый период, или период дезадаптации:.

2. Подострый период, или адаптация (приспособление):

3. Период компенсации или адаптированности к данным социальным усло-

виям, когда нормализуются все регистрируемые показатели.

Характер и особенности течения первых двух периодов (острый и подо-

стрый) позволили классифицировать адаптацию

по степени тяжести:

Легкая, средней тяжести, тяжелая и очень тяжелая.

1При легкой степени адаптации поведение детей раннего возраста нормали-

зуется в течение месяца, у дошкольников - за 10-15 дней.Отмечается незна-

чительное снижение аппетита: в течение 10 дней объем съедаемой ребенком

пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней

(иногда и раньше). Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются,

двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва вы-

ражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации

заболеваний не возникает.

2При адап-

тации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более

ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не

раньше, чем через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активно-

сти длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40

день, эмоциональное состояние неустойчиво в течении месяца, отмечается

значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней.

В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функцио-

нальные изменения выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие

заболеванию, которое при этой степени адаптации возникает в виде острой

респираторной инфекции, протекающей без осложнений.

3Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 2 до

6 и более месяцев) и тяжестью её проявлений. Тяжелая адаптация (от 2 до 6

месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ре-

бенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда

возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко

избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается прояв-

ление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок

плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения).

Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активно-

сти, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой

адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продол-

жают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу

сверстников.

4.

Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит

ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребе-

нок.Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в пер-

вые дни, находится в состоянии стресса.

Адап-

тация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адап-

тивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психи-

ки) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – жи-

вая стрессовая модель.

выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний

комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность пове-

дения (способность легко и точно выполнять требования среды).

В ходе комплексного исследования, проведенными учеными в разных стра-

нах выделено

три фазы

адаптационного процесса:

1. острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в со-

матическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению

веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппе-

тита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2. подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть

все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам

на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению

со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3. фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в ре-

зультате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задерж-

ку темпов развития.

Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний

ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.

Существует ряд

критериев

, по которым можно судить, как адаптируется

ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

К основным критериям адаптации относятся:

• поведенческие реакции;

• уровень нервно – психического развития;

• заболеваемость и течение болезни;

• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Рассмотрим

факторы,

влияющие на адаптацию это:

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро при-

выкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и ме-

ланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за

темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогул-

ку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в са-

дике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.

- возраст ребенка;

- состояние здоровья;

- уровень развития;

- характеристика нервной системы;

- умение общаться с взрослыми и сверстниками;

- сформированность предметной и игровой деятельности;

- приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Адаптационный период можно разделить на

несколько этапов

:

I этап - подготовительный.Его следует начинать за 1-2 месяца до приема

ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в

поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к но-

вым для него условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних усло-

виях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систе-

му ребенка от переутомления.

Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельно-

сти. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в дет-

ском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых,

что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять

себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время

сгладить остроту отрицательных эмоций. Как только в семье посчитают, что

все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в ДОУ, на-

ступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосред-

ственно будет работать с ребенком в детском саду.

II этап – основной.Главная задача данного этапа - создание положительного

образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и ста-

раться установить с воспитателем доброжелательные отношения.

Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ре-

бенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять

воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защи-

ты.

III этап – заключительный. Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3

часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процес-

се привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие

ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Меры, облегчающие адаптацию.

Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение.

Адаптационный период считается законченным, если:

• Ребенок ест с аппетитом;

• Быстро засыпает, вовремя просыпается;

• Эмоционально общается с окружающими.

• Играет.

Условия успешной адаптации.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необхо-

димо следующее:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе не-

обходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти

в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспита-

телей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если

ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и стра-

хи, намного легче пойдет адаптация. Практически любой малыш в первое

время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни -

они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно при-

ходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Зрительно уменьшить по-

мещение, сделать его более уютным, красивые занавески на окнах, бордюр

по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала

маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо,

если в группе имеется небольшой "домик". Желательно рядом с "домиком"

разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно

влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потреб-

ность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка по-

явилось желание заниматься в нем.

Психо-

логи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и

не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность

выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным до-

ступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое

время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое

удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на

прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, ко-

торый выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у

ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры

имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным

является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окру-

жающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуют-

но в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности

расслабиться и уснуть.Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, мо-

жет решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, за-

щищенности, придать спальне более уютный вид, а главное - эта занавеска,

которую сшила и повесила при ребенке мама, как и любимая игрушка, с ко-

торой он ложится спать.

В пе-

риод адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы

воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду пра-

вилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать

игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.

Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не

вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой

обстановке. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в пе-

риод адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша

на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все

время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" аль-

бом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае ма-

лыш в любой момент сможет увидеть своих близких .

2. Работа с родителями, которую необходимо начинать

до поступления ребенка в сад.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность

действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу

воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особен-

ности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с роди-

телями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и

склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка

только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и други-

ми детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю,

но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как

мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые

дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свиде-

телем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу.

Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ре-

бенок тоже тревожится. Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде

всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать

шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во

что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить пе-

риод адаптации.В свою очередь родители должны внимательно прислуши-

ваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблю-

дения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отно-

шения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адап-

тируется в новой обстановке.

3. Правильная организация игровой деятельности в

адаптационный

период, направленная на формирование эмоциональных

контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".

Основная задача игр в адаптационный период - формирование

эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен

увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека

(как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возни-

кает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой

интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чув-

ствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает

взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места

проведения и т.д. Например: "Пришел Петрушка", "Выдувание мыльных пу-

зырьков", "Хоровод", "Догонялки", "Солнечные зайчики", и т.д.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие,

застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их

душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений:

"Кто в кулачке", "Игра с кистями рук" и т.д.Такие игры, как "Книжка - уга-

дай-ка", "Вместе с мишкой", "Чертим разные фигуры", «Игры с куклой» не

только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком

расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассержен-

ному, агрессивному ребенку.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и

игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует со-

здавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам ка-

талки, машинки, мячи.Если дети не расположены в данный момент к по-

движным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие

навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответ-

ственность.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспи-

тателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам,

развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям,

формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает

решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ре-

бенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адапта-

ционного процесса.



В раздел образования