Напоминание

"Двигательная активность детей в ДОУ"


Автор: Муравьева Алла Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ города Костромы "Детский сад №59"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Статья
Тема: "Двигательная активность детей в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Двигательная активность в ДОУ

Подготовила инструктор по физической культуре

Муравьева А.В.

Здоровье — самый драгоценный дар,

который человек получает от природы

.

Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда

закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Современные условия жизни (транспорт, телевизор, компьютер и др.)

способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такое явление,

как гиподинамия, наблюдается и в дошкольном возрасте.

Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех

движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она

является мощным биологическим стимулятором жизненных функций и

здоровья растущего организма. Удовлетворение естественной потребности в

движении – важнейшее условие всестороннего развития и воспитания

ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья. Первые семь лет - это годы

бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и

его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным

воздействиям. Вот почему так важно, чтоб в этот период развития детей мы,

педагоги, обеспечили им выполнение двигательного режима, необходимого

для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Итак, важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация

двигательной активности детей.

Двигательная активность способствует:

повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

росту физической работоспособности;

нормализации деятельности отдельных органов и функциональных

систем;

появлению положительных эмоций, способствующих укреплению

психического здоровья.

Двигательный режим организован таким образом, что в него вошли

разные виды двигательной деятельности:

- утренняя гимнастика – ежедневно в зале или на улице (в зависимости от

погодных условий);

- динамическая пауза – между занятиями;

- подвижные игры – ежедневно в зале или на улице, подобраны с учетом

уровня двигательной активности детей;

- спортивные игры и спортивные упражнения – целенаправленное обучение

не реже одного раза в неделю;

- индивидуальная работа по развитию движений – ежедневно во время

нерегламентированной деятельности;

- гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами

– ежедневно;

- занятия по физической культуре – 3 раза в неделю, подобраны с учетом

уровня

двигательной

активности

детей.

На

физкультурных

занятиях

осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при

определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки и

здоровья, половые особенности.

- самостоятельная двигательная деятельность – ежедневно под руководством

воспитателей в помещении или на открытом воздухе. Продолжительность

зависит от индивидуальных особенностей детей;

- «День здоровья» - 1 раз в квартал;

- физкультурный досуг – 1 раза в месяц в зале или на улице;

- физкультурно-спортивные праздники – 2 раза в год.

В ДОУ созданы все условия необходимые для физического развития

дошкольников, а также для приобщения их к здоровому образу жизни.

Физкультурный зал оборудован необходимым инвентарём: мягкими модулями

(тоннелем,

полосой

препятствия,

сухим

бассейном,

гимнастическими

скамьями,

спортивными

матами;

гимнастической

стенкой,

ребристыми

досками,

мячами,

обручами,

канатами

и

другим

необходимым

оборудованием).

Количество

и

качество

спортивного

инвентаря

и

оборудования

помогает

обеспечивать

высокую

моторную

плотность

физкультурных занятий.

Во всех возрастных группах имеются «Центры

здоровья», с необходимым набором спортивного инвентаря (мячи, дуги для

пролезания, мешочки для метания, обручи, скакалки, маски для подвижных

игр), а так же дидактический материал. В течение года воспитанники детского

сада

принимают

участие

в

соревновательной

деятельности.

Лучшие

представляют наш детсад на городских оздоровительных мероприятиях. Это

ежегодные туристко-краеведческие слеты для старших детей, соревнования

семейные и командные, смотры строя и песни, малые олимпийские игры.

Объём

двигательной

активности.

Объем

двигательной

активности

воспитанников

5-7

лет

в

организованных

формах

оздоровительно-

воспитательной

деятельности

до

6

-

8

часов

в

неделю

с

учетом

психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы

дошкольных организаций.

Утренняя гимнастика

является одним из важнейших компонентов

двигательного режима. Цель утренней гимнастики – создание у детей

хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса,

активизация дальнейшей деятельности. Задачи утренней гимнастики –

закрепить

двигательные

навыки

и

умения.

Ежедневное

выполнение

физических

упражнений

под

руководством

взрослого,

способствует

проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную

привычку начинать день с утренней гимнастики.

Действуя с предметами, ребенок осваивает их физические свойства, учится

управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои

движения, на основе овладения речью появляются начала управления

собственным поведением.

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей

системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы

для

своевременного

развития

организма,

сознательного

управления

движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма.

Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие

упражнения

значительно

активизируют

обменные

процессы,

создают

благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.

Дети воспринимают красоту совместных дружных движений — прошли

ровной колонной, одновременно и четко выполнили подскоки.

Общеразвивающие упражнения — специально разработанные движения

для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут

выполняться

с

разным

мышечным

напряжением,

разной

скоростью,

амплитудой, в разном ритме и темпе.

Занятия по физической культуре

Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

Требования к качеству выполнения двигательных действий на занятиях – это

не

просто

решение

оздоровительных

задач,

а

забота

о

здоровье

дошкольников. Только правильная ходьба способствует формированию и

закреплению правильной осанки, легкое приземление в прыжках позволяет

предохранить организм от сотрясения, создаст щадящий режим нагрузки для

хрящевых тканей суставов и стоп.

В упражнениях с наклонами, при сгибании и выпрямлении туловища из

исходного положения лежа на спине укрепляются мышцы брюшного пресса,

что положительно влияет на процесс пищеварения. У детей эти мышцы

слабы, поэтому такие упражнения для них очень полезны.

Упражнения точно дозируются, могут применяться в разнообразных

вариантах и комбинациях.

Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические

качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями.

Упражнения для рук и плечевого пояса направлены на формирование

правильной осанки, так как при этом укрепляются мышцы, помогающие

держать спину прямо, сближать лопатки, улучшает дыхательную функцию,

влияют на подвижность грудной клетки, суставов верхних конечностей,

укрепление связочного аппарата, стимулируют обменные процессы,

содействуют развитию силы.

Упражнения для ног укрепляют связки и мелкие мышцы стопы,

развивают ее гибкость. Особенно полезны различные движения стопой,

любые движения ног с оттянутыми носками, приседания.

Упражнения для туловища влияют и на укрепление мышц, участвующих

как вспомогательные в дыхании: при боковых поворотах, наклонах в

стороны и вперед нагрузку получают косые мышцы живота, зубчатые

мышцы.

Как правило, велика нагрузка на мышцы в упражнениях для туловища и шеи.

Работу выполняют все части тела, все крупные мышцы. Это значительно

повышает обменные процессы, развивает силу мышц.

Статические упражнения, махи руками, ногами с опорой и без опоры

способствуют развитию функции равновесия.

.

Многие упражнения для туловища, шеи, ног влияют на развитие гибкости.

Дошкольникам упражнения на гибкость надо рекомендовать систематически,

но выполнять их следует очень осторожно (особенно до 6 лет) — с

небольшой нагрузкой, которая длительное время повторяется без

увеличения.

Дети еще не умеют расслаблять мышцы, поэтому в каждом упражнении

должны быть паузы для отдыха. Так как у детей есть склонность к

поясничному лордозу, то наклоны назад из исходного положения стоя не

даются.

Развитие гибкости должно идти в соответствии с развитием мышечной

силы. Так как мышцы, окружающие суставы, у детей еще недостаточно

сильны, то может появиться чрезмерная подвижность суставов.

Сила мышц развивается в упражнениях, где нужно преодолевать вес

собственного тела или вес внешнего сопротивления (предметов,

противодействие партнера).

Дошкольникам специальные силовые упражнения в связи с недостаточным

развитием опорно-двигательного аппарата дают в небольшом объеме. Кроме

того, детям вредны любые упражнения, вызывающие перенапряжение, что

неблагоприятно сказывается на развитии всех систем организма. Тем не

менее общеразвивающие упражнения нужно и можно использовать для

развития силовых качеств. Постепенно и медленно следует увеличивать

дозировку нагрузки (особенно в упражнениях для туловища и шеи). Это

проявляется в ускорении темпа упражнений, в некотором увеличении

количества повторений, в использовании предметов (например, набивных

мячей) и в особенности стационарных, (гимнастической скамейки, лестницы

и пр.).

Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием

координационных способностей, пространственных и временных

ориентировок, так как ловкость определяется умением быстро перестраивать

двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся

обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к

вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут

меняться быстро, неожиданно.

Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы

пальцев рук. Это активизирует деятельность анализаторных систем, влияет

на развитие речи, на интеллектуальное развитие в целом.

.

.

Для

всестороннего

развития

дошкольников

чрезвычайно

важно

своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь

основными их видами — бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без

которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем

успешно заниматься спортом.

Физкультурные занятия есть основная форма систематического обучения

детей физическим упражнениям. Специальной задачей занятий является

обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и

воспитание

физических

качеств.

Значение

занятий

заключается

в

систематическом

осуществлении

взаимосвязанных

оздоровительных,

образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает

физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им

правильных

двигательных

навыков,

воспитание

эмоционально

положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие

его личности.

Усвоение учебного материала программы на занятиях является основой для

всех

физкультурно-оздоровительных

мероприятий

и

самостоятельных

упражнений и игр детей.

Успешное решение образовательных задач

возможно

лишь

при

соблюдении

требований

к

оздоровительной

направленности физкультурных занятий. Обеспечение высокой двигательной

активности детей, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы

и системы ребенка, по мнению автора, позволяют обеспечить эффект в его

физическом развитии и укреплении здоровья.

Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными

способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в

игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту.

Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных

способностей детей, облегчают в дальнейшем усвоение школьной

программы по физической культуре. Эти движения составляют основу комп-

лекса ГТО для детей 6—8 лет, подготовка к которому начинается уже в

детском саду

Разнообразие основных движений и их вариантов дает возможность

развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость,

гибкость. Одновременность развития двигательных качеств при ходьбе, беге,

прыжках, метании, лазанье значительно повышает ценность этих движений.

Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, ум-

ственного и эстетического воспитания. У детей развиваются умственные

способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и

временные представления.

При целенаправленном обучении дети реже допускают те ошибки,

которые возникают при первых попытках овладения новым, подчас довольно

сложным для них движением. Быстрее исчезает скованность, напряженность

при выполнении ходьбы и бега, четче выступает координация движений рук

и ног при выполнении прыжков, лазанья и т. д.

Для прочного закрепления движений их необходимо повторять, постепенно

усложняя. Недостаточно освоенные детьми движения не следует включать

в подвижные игры, игры с элементами соревнования, игры-эстафеты.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают

наиболее

эффективным

комплексное

решение

оздоровительных,

образовательных и воспитательных задач.

Увлекательный

игровой

сюжет

вызывает

у

участников

положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей

активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя

необходимые волевые качества и физические способности.

Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для

произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию

способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю, что важно в

жизни.

Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что

она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно

реагировать на действия соперника и партнера. Подвижные игры развивают

способность

адекватно

оценивать

пространственные

и

временные

отношения,

одновременно

воспринимать

многое

и

реагировать

на

воспринятое.

Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются,

приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки,

обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические

качества

-

быстрота

реакции,

скоростно-силовые

качества,

ловкость,

выносливость, а так же глазомер, равновесие, навыки пространственной

ориентировки и др.

Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом

реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их

контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную

инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют

использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках,

поведении

животных;

пополняют

словарный

запас;

совершенствуют

психические процессы.

Таким

образом,

подвижные

игры

-

действенное

средство

разностороннего развития.

Физкультурные минутки – проводятся с целью снижения утомления и

снятия статического напряжения. Длительность во время занятий составляет

2-3 минуты, между занятиями не менее 10 минут. Это движения головы,

рук, туловища, ног, подвижные игры, танцевальные движения, игровые

упражнения.

Гимнастика после дневного сна проводится ежедневно в сочетании с

воздушными

ваннами

после

подъема детей

(7-10

мин).

Эта

форма

двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное

состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный

тонус.

В двигательном режиме детей значительное место отводится

самостоятельной двигательной активности.

Её содержание во многом зависит от условий и педагога, который

может влиять на характер игровой деятельности детей, но не должен менять

их замыслы. Для самостоятельной двигательной активности детей отводится

разное время: утром до завтрака, между занятиями, во время прогулок, после

дневного сна. С целью обогащения двигательной активности необходимо

систематически обновлять физкультурно-игровую среду. Особое внимание

уделяется оснащению

групповых и спортивных площадок, где детям

предоставляется больше времени и пространства для самостоятельных игр.

Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для п/и и физических

упражнений. Их продолжительность 10 – 20 минут. При планировании этой

формы ДА учитывается общий распорядок дня. Так, в дни проведения

занятий по физической культуре включаются игры и упражнения средней и

низкой интенсивности в конце прогулки. Детям предлагается 1 подвижная

игра и одно физическое упражнение. В другие дни на прогулке проводятся

1-2 подвижных игры и 2 физических упражнения.

Организуя

подвижные

игры

и

физические

упражнения,

педагоги

продумывают их сочетание таким образом, чтобы были задействованы

разнообразные движения (с бегом, прыжками, метанием, равновесием и т.д.)

Характер спортивных упражнений определяется временем года.

Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию не менее

важна в двигательном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в

часы игр, прогулок. Добиваясь успеха при обучении двигательным

действиям мы должны не только предлагать ребенку правильно выполнять

упражнение, например, по его образцу, но и постараться вызвать интерес к

задаче.

Спортивные праздники дают детям радостные переживания, запоминаются

ими надолго. К таким мероприятиям мы готовимся особенно тщательно,

продумывая каждый момент. Праздничное настроение во время развлечения

создается, если двигательный материал игр и упражнений усвоен детьми

заранее, а цель действий необычна, но доступна и интересна. Во время

проведения праздника стимулируем дальнейшую активность детей, желание

продолжать двигательную деятельность, участвовать в играх, аттракционах.

Работа с родителями Педагогический коллектив детского сада уделяет

большое внимание работе с родителями воспитанников, стараясь вовлекать

их в единое образовательное пространство. Для этого используются

разнообразные формы: организация совместной деятельности детей и

взрослых на территории детского сада и вне территории.

Дни открытых дверей для родителей, совместное творчество детей и

родителей, создание физкультурно – оздоровительной среды в группе, на

территории, тематические родительские собрания.

Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи в воспитании

ребенка понятны родителям, если семья знакома с основным содержанием,

методами и приемами оздоровительной работы в детском саду, а педагоги

используют лучший опыт семейного воспитания.

В этих целях широко используется:

информация для родителей на стендах, папках, в методическом кабинете

дошкольного образовательного учреждения;

консультации – индивидуальные и групповые;

устные журналы и дискуссии с участием психологов, медиков, специалистов

по физкультуре, а также ознакомление родителей с ценным опытом

воспитания;

семинары-практикумы;

тренинги и деловые игры с прослушиванием бесед с детьми, решение

педагогических кроссвордов и т.д.;

дни открытых дверей для родителей с просмотром занятий в физкультурном

зале, закаливающих и лечебных процедур и т.д.;

физкультурные праздники и досуги с привлечением семьи и т.д.

Родители открыто и доброжелательно идут на содружество с педагогами,

заинтересованы в педагогических знаниях.

Образование родителей в

большей степени направлено на оказание помощи им в становлении

полноценной здоровой личности ребенка.

Таким

образом,

физкультурное

образование

основано

на

специально

достигнутом уровне интеграции физкультурной образованности педагогов,

детей и их родителей, что позволяет приобщить выпускников дошкольного

учреждения к двигательной культуре.

Лозунг “Движение — это жизнь” известен всем, и никто не решится его

оспаривать. Именно двигательная активность помогает любому человеку

дольше сохранить здоровье, поддерживать бодрость духа и хорошее

настроение.

«Движение как таковое может по своему действию заменить любое

средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия

движения» (Ж. Тиссо)

Литература.

О.М.Литвинова «Система физического воспитания в ДОУ»

Г,П,Лескова П.П.Буцинская, В.И.Васюкова «Общеразвивающие упражнения

в детском саду»

Е.Н.Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»



В раздел образования