Автор: Нерякшева Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Консультация для родителей на тему: "Подготовка детей к школе"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей на тему:
«Подготовка детей к школе»
В настоящее время все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у
большинства школьников либо снижена или совершенно отсутствует
мотивация к обучению. Дети совсем не хотят учиться и проявляют
равнодушие к знаниям и полученным оценкам, они не стремятся к познанию
нового. Взрослые понимают, что для успешного обучения их детей, кроме
умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как
привить такое желание своим детям?
Психологи считают, что у каждого ребенка в первую очередь должны быть
сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить
дошкольника практическим умениям и навыкам, и считать, что он уже готов
к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности будущего
первоклассника и формировать её необходимо начинать задолго до того, как
ребёнок пойдет в первый класс. Уже давно доказано наукой, что стремление
к новым знаниям (мотивация), в людях заложено генетически: даже ещё в
древности человек, открывая, что то - новое, испытывал радость и душевный
подъем от этого. Точно такое же стремление свойственно и маленьким
деткам,
поэтому
в
условиях
домашнего
воспитания
необходимо
сформировать эту мотивацию, если постоянно следовать рекомендациям
психологов.
Чтобы
своевременно
мотивировать
ребенка
к
учебе,
необходимо
способствовать развитию у него таких учебных мотивов, как:
- желание учиться и овладевать знаниями;
- радоваться процессу обучения;
- побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
- стремление к учебному успеху в школе;
- желание получать высокие отметки за свои знания;
- стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
- умение подчиняться школьным требованиям;
- навыки самоконтроля.
Задача родителей состоит в том, что такое отношение к будущей учёбе они
должны закладывать у своего ребёнка с раннего детства, когда он только ещё
начинает познавать окружающий его мир.
В детском саду многое делается для воспитанников, чтобы развивать у них
познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители
по незнанию совершают ошибки в воспитании своих детишек, приводящие к
потере у них желания учиться. Самыми типичными из них ошибками
являются:
ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов хорошо
обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители
учат своих детей читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи,
изучать иностранные языки и решать логические задачи. Только иногда, они
забывают,
что
интеллектуальная
готовность
ребенка
не
заменяет
психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие упорные и
интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких
ребят - игре, что соответственно приводит к появлению у них стойкого
отвращения к учебе.
Еще одной ошибкой взрослых является желание и стремление родителей, как
можно раньше постараться отдать своего малыша в школу, при этом, не
учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они
считают, если дошкольник много знает, то ему уже пора учиться. Между тем,
психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта у ребенка, не
менее важен и уровень психического и физического созревания будущего
школьника. Если ребенок не подготовлен, то он быстро устает, мелкая
моторика у такого ребенка недостаточно развита. Все трудности, которые
приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию
учиться, а значит и снижается мотивация к обучению.
Так сложилось, что часто родители завышают требования к своему
ребёнку без
учёта
его
возрастных
особенностей
и
индивидуальных
возможностей, они постоянно упрекают его в лени и нежелании выполнять
их указания. В результате всего этого может образоваться заниженная
самооценка, которая в дальнейшем мешает ребенку правильно оценивать
себя и строить взаимоотношения со своими сверстниками. Поэтому нельзя
как необоснованно захваливать своего ребёнка, так и принижать его
достоинство, так как это в дальнейшем отрицательно влияет на развитие
учебной мотивации у младших школьников.
Если в семье, нет четкой организации жизни для маленького дошкольника,
например, не всегда соблюдается режим дня, отсутствует необходимая
физическая нагрузка, мало прогулок на свежем воздухе, то соответственно у
ребёнка также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому
ученику
будет
трудно
выполнять
требования
педагога,
подчиняться
школьным правилам и установленным нормам поведения.
Также в семье все взрослые должны выработать единые требования к своему
ребёнку.
Если
требования
одного
взрослого
в
семье
противоречат
требованиям другого, то ребенок всегда найдет возможность уклониться от
выполнения домашних заданий, он может притвориться больным, чтобы
пропускать уроки, будет необоснованно жаловаться. А такое поведение
ребёнка не даёт полноценного развития учебной мотивации.
Взрослые должны чутко относиться
к
проблемам своего ребёнка и
оказывать помощь в их преодолении, тем самым помогая развитию у него
учебной
мотивации. Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с
успехами других детей и делать некорректные замечания в присутствии
других детей.
Ребенок, подготовленный к школе, не только хорошо учится, но и общается
со сверстниками, радует преподавателей и родителей своими успехами.