Автор: Гицевич Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 16
Населённый пункт: город Санкт-Петербург Кировский район
Наименование материала: статья
Тема: "Физическое развитие в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него
физических навыков и умений является дошкольное детство.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацеливают
содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение
целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям
физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение
следующих задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными
движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании.
Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников остается приоритетным
направлением в работе нашего дошкольного учреждения. В нашем детском саду
созданы все условия для развития двигательной активности детей, которые
помогают решать задачи обозначенные ФГОС ДО.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым
должна соответствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой
и возможностями.
Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее
разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости
и взаимодополняемости.
Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что
основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При
этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая
должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу
выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.
ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не
просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а
организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и
ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные
области для целостного восприятия окружающего мира.
В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у
педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах
сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности,
сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении
художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать
вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил
здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка
ценностного отношения к своему здоровью.
В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это
целевые ориентиры
Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет, в силу
своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить
оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического
развития» ребенка.
Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка. В программе «От рождения до школы», т. ж.
как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей:
- раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту,
- старшего дошкольного возраста (на этапе завершения
дошкольного образования).
Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе, выделяя те характеристики,
которые тесно связаны с «Физическим развитием» воспитанников.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать
различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом
участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными
движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять
ими.
Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.
Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС
ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако
каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, и
могут углублять и дополнять эти требования.