Автор: Горяинова Светлана Викторовна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: Павловский филиал ГБПОУ ВО "Губернский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Павловск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование общих компетенций ФГОС СПО при освоении курса информатики.
Раздел: среднее профессиональное
1
Формирование общих компетенций ФГОС СПО
при освоении курса информатики.
На сегодняшний день в системе образования происходит замена знаниевого
подхода на компетентностный (деятельностный). Эта замена вызвана тем, что требования
общества, производственной сферы к выпускникам меняются. Сегодня обществом
востребованы специалисты, умеющие ориентироваться в информационном пространстве,
коммуникативные, способные найти выход из любой жизненной ситуации.
Профессиональное
образование
-
процесс
и
результат
профессионального
становления и развития личности, сопровождающийся овладением, установленными
знаниями, умениями, навыками и компетенциями по конкретным специальностям и
профессиям.
Среди
основных
задач
профессионального
образования,
можно
выделить
следующие:
Дальнейшее
усовершенствование
материальной
базы
профессионального
образования;
создание центров практик на предприятии;
привлечение специалистов предприятия в организации и постановке задач
профессионального образования;
формирование так называемого заказа на специалиста профессионального
образования.
Система
профессионального
образования
включает
в
себя
совокупность
взаимодействующих:
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
(ФГОС)
и
образовательных программ;
учебных заведений, образовательных учреждений, которые имеют лицензии
независимо от их организационно правовых форм;
различных предприятий, учреждений и организации
(производственных,
научных), которые осуществляют научные
исследования и функции профессионального образования;
органов управления учреждениями и подведомственных им организаций;
общественных объединений (профессиональных ассоциаций, творческих союзов
и т. п.).
Одним из способов достижения задач профессионального образования это
формирование общих компетенции. Общие компетенции представляют собой сумму
знаний,
умений
и
навыков,
профессионально
важных
качеств
и
способностей,
необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности, предусмотренных
стандартом образования по определённой профессии.
Любая общая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую.
Общие компетенции в нашем понимании – способность применять знания и умения.
Широкое внедрение информационно- коммуникационных технологий в образовательный
процесс
является
насущной
необходимостью
современного
этапа
развития
профессионального образования, которое должно не просто дать некоторую сумму
знаний, но и сформировать у учащегося информационные умения, способствующие его
успешной социализации. Существует множество подходов к формированию общих
компетенций.
Цель – систематизация процесса формирования общих компетенций в рамках курса
информатики среднего профессионального образовательного учреждения.
Задачи:
1)
Провести анализ внедрения компетентностного подхода в процесс обучения.
2)
Проанализировать современные подходы формирования компетенций на основе
2
ФГОС.
3)
Разработать план формирования общих компетенций
4)
Провести
систематизацию
общих
компетенций
по
основным
разделам
информатики.
5)
Разработать рабочую программу по дисциплине "Информатика" с примерами
занятий.
Объект исследования - образовательная среда среднего профессионального
образовательного учреждения в контексте формирования общих компетенций.
Предмет исследования - формирование общих компетенций в рамках курса
информатики среднего профессионального образовательного учреждения.
Структура выпускной квалификационной работы определена темой, целью и
задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения,
теоретической и практической части, заключения, списка используемой литературы и
приложений.
В первой главе «Общие компетенции и их формирование на уроках
информатики» проводится анализ литературных источников, в которых анализируется
применение компетентностного подхода в рамках среднего специального образования. В
результате проведенного анализа под компетенцией понимается образ будущего студента,
ориентир
для
освоения.
Компетенции
основываются
на
главных
целях
общего
образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также
основных видах деятельности студента, позволяющих ему овладевать социальным
опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. В
настоящее время перечень ключевых компетенций человека, подлежащих формированию
в
общеобразовательной
школе
имеет
следующий
вид:
ценностно-смысловые
компетенции,
общекультурные
компетенции,
учебно-познавательные
компетенции,
информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые
компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
Согласно ФГОС СПО компетентность будущего специалиста включает в себя
общие и профессиональные компетенции. В рамках поставленной цели дипломной работы
под общими компетенциями понимается совокупность социально-личностных качеств
выпускника,
обеспечивающих
осуществление
деятельности
на
определенном
квалификационном уровне.
Формирования общих компетенций осуществляется в процессе учебной и
внеучебной деятельности студентов при изучении комплекса учебных дисциплин и
профессиональных модулей. В рамках дисциплины
«Информатика» которая в «Математический и общий естественнонаучный» цикл и
является обязательной рассматривается следующий набор методов для формирования
общих компетенций.
ОК 1. Понимание студентами сущности и социальной значимости своей будущей
профессии, проявления к ней устойчивого интереса. Для формирования ОК 1 на уроках
информатики возможны следующие методы: подбор заданий с профориентационной
направленностью,
использование
видео-
и
аудиоматериалов
с
последующим
обсуждением,
применение
электронных
образовательных
ресурсов,
использование
практико- ориентированных текстов, встречи со специалистами, метод проектов.
Проведение в процессе внеаудиторной деятельности творческих конкурсов, викторин,
олимпиад, профориентационных мероприятий.
ОК
2.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности. Данные компетенции предполагают
формирование
и
развитие
информационной
и
коммуникационной
компетенций,
основанных на работе с информацией. Возможно применение следующих методов,
используемых
для
формирования
названных
компетенций:
задания
на
поиск
практикоориентированной
информации
в
справочной
литературе,
сети
Интернет,
3
составление планов к тексту, конспектов, построение диаграмм, схем, графиков, таблиц,
создание материальных и информационных моделей, подготовка и защита рефератов и
докладов, сообщений по теме, подготовка стенгазет, объявлений, плакатов, электронных
презентаций, участие в телекоммуникационных проектах.
Показателем информационной
компетентности
становится
создание
новых
информационных
продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, печатных и
электронных
изданий). ОК 3. Организовывать собственную деятельность,
выбирать
типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,
оценивать
их
эффективность и качество. Сформировать данную компетенцию
у студентов можно в
результате использования сочетания названных выше методов с такими способами, как
действие по инструкции,
тренировочные,
имитационные, творческие упражнения,
создание
имитационных
ситуаций.
Получить
навыки
организации
собственной
деятельности
помогают
обрести систематическое выполнение домашнего задания,
подготовка докладов,
рефератов, исследовательские и проектные работы, создание
портфолио, работа по индивидуальному заданию, участие в конкурсах, олимпиадах.
ОК 4. Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях
и
нести
за
них
ответственность.
Эта
компетенция
формируется
в
результате
использования
методов
проблемного
обучения,
решения
ситуационных
задач,
исследовательских и практикоориентированных проектов, практических работ поискового
и исследовательского характера.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
Научиться работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями (ОК 6), брать на себя ответственность за работу членов
команды (подчиненных), результат выполнения заданий (ОК 7) студенты могут при
выполнении коллективных заданий, творческих или исследовательских проектов в малых
группах на занятиях с использование активных форм проведения: викторины, деловые
игры, уроки-конкурсы (ОК 8).
ОК 9. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения,
нормы и правила поведения. В данном пункте методы направлены на формирование
этического отношения к информации, необходимости знаний об авторских и смежных
правах, социально-правовых аспектах создания и использования информационных
объектов, соблюдения правил общения в сети, знакомства с информационными ресурсами
электронных библиотек, поиска информации в электронных энциклопедиях.
ОК 10. Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за
организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда