Напоминание

Формирование общих компетенций ФГОС СПО при освоении курса информатики.


Автор: Горяинова Светлана Викторовна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: Павловский филиал ГБПОУ ВО "Губернский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Павловск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование общих компетенций ФГОС СПО при освоении курса информатики.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Формирование общих компетенций ФГОС СПО

при освоении курса информатики.

На сегодняшний день в системе образования происходит замена знаниевого

подхода на компетентностный (деятельностный). Эта замена вызвана тем, что требования

общества, производственной сферы к выпускникам меняются. Сегодня обществом

востребованы специалисты, умеющие ориентироваться в информационном пространстве,

коммуникативные, способные найти выход из любой жизненной ситуации.

Профессиональное

образование

-

процесс

и

результат

профессионального

становления и развития личности, сопровождающийся овладением, установленными

знаниями, умениями, навыками и компетенциями по конкретным специальностям и

профессиям.

Среди

основных

задач

профессионального

образования,

можно

выделить

следующие:

Дальнейшее

усовершенствование

материальной

базы

профессионального

образования;

создание центров практик на предприятии;

привлечение специалистов предприятия в организации и постановке задач

профессионального образования;

формирование так называемого заказа на специалиста профессионального

образования.

Система

профессионального

образования

включает

в

себя

совокупность

взаимодействующих:

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

(ФГОС)

и

образовательных программ;

учебных заведений, образовательных учреждений, которые имеют лицензии

независимо от их организационно правовых форм;

различных предприятий, учреждений и организации

(производственных,

научных), которые осуществляют научные

исследования и функции профессионального образования;

органов управления учреждениями и подведомственных им организаций;

общественных объединений (профессиональных ассоциаций, творческих союзов

и т. п.).

Одним из способов достижения задач профессионального образования это

формирование общих компетенции. Общие компетенции представляют собой сумму

знаний,

умений

и

навыков,

профессионально

важных

качеств

и

способностей,

необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности, предусмотренных

стандартом образования по определённой профессии.

Любая общая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую.

Общие компетенции в нашем понимании – способность применять знания и умения.

Широкое внедрение информационно- коммуникационных технологий в образовательный

процесс

является

насущной

необходимостью

современного

этапа

развития

профессионального образования, которое должно не просто дать некоторую сумму

знаний, но и сформировать у учащегося информационные умения, способствующие его

успешной социализации. Существует множество подходов к формированию общих

компетенций.

Цель – систематизация процесса формирования общих компетенций в рамках курса

информатики среднего профессионального образовательного учреждения.

Задачи:

1)

Провести анализ внедрения компетентностного подхода в процесс обучения.

2)

Проанализировать современные подходы формирования компетенций на основе

2

ФГОС.

3)

Разработать план формирования общих компетенций

4)

Провести

систематизацию

общих

компетенций

по

основным

разделам

информатики.

5)

Разработать рабочую программу по дисциплине "Информатика" с примерами

занятий.

Объект исследования - образовательная среда среднего профессионального

образовательного учреждения в контексте формирования общих компетенций.

Предмет исследования - формирование общих компетенций в рамках курса

информатики среднего профессионального образовательного учреждения.

Структура выпускной квалификационной работы определена темой, целью и

задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения,

теоретической и практической части, заключения, списка используемой литературы и

приложений.

В первой главе «Общие компетенции и их формирование на уроках

информатики» проводится анализ литературных источников, в которых анализируется

применение компетентностного подхода в рамках среднего специального образования. В

результате проведенного анализа под компетенцией понимается образ будущего студента,

ориентир

для

освоения.

Компетенции

основываются

на

главных

целях

общего

образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также

основных видах деятельности студента, позволяющих ему овладевать социальным

опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. В

настоящее время перечень ключевых компетенций человека, подлежащих формированию

в

общеобразовательной

школе

имеет

следующий

вид:

ценностно-смысловые

компетенции,

общекультурные

компетенции,

учебно-познавательные

компетенции,

информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые

компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

Согласно ФГОС СПО компетентность будущего специалиста включает в себя

общие и профессиональные компетенции. В рамках поставленной цели дипломной работы

под общими компетенциями понимается совокупность социально-личностных качеств

выпускника,

обеспечивающих

осуществление

деятельности

на

определенном

квалификационном уровне.

Формирования общих компетенций осуществляется в процессе учебной и

внеучебной деятельности студентов при изучении комплекса учебных дисциплин и

профессиональных модулей. В рамках дисциплины

«Информатика» которая в «Математический и общий естественнонаучный» цикл и

является обязательной рассматривается следующий набор методов для формирования

общих компетенций.

ОК 1. Понимание студентами сущности и социальной значимости своей будущей

профессии, проявления к ней устойчивого интереса. Для формирования ОК 1 на уроках

информатики возможны следующие методы: подбор заданий с профориентационной

направленностью,

использование

видео-

и

аудиоматериалов

с

последующим

обсуждением,

применение

электронных

образовательных

ресурсов,

использование

практико- ориентированных текстов, встречи со специалистами, метод проектов.

Проведение в процессе внеаудиторной деятельности творческих конкурсов, викторин,

олимпиад, профориентационных мероприятий.

ОК

2.

Использовать

информационно-коммуникационные

технологии

для

совершенствования профессиональной деятельности. Данные компетенции предполагают

формирование

и

развитие

информационной

и

коммуникационной

компетенций,

основанных на работе с информацией. Возможно применение следующих методов,

используемых

для

формирования

названных

компетенций:

задания

на

поиск

практикоориентированной

информации

в

справочной

литературе,

сети

Интернет,

3

составление планов к тексту, конспектов, построение диаграмм, схем, графиков, таблиц,

создание материальных и информационных моделей, подготовка и защита рефератов и

докладов, сообщений по теме, подготовка стенгазет, объявлений, плакатов, электронных

презентаций, участие в телекоммуникационных проектах.

Показателем информационной

компетентности

становится

создание

новых

информационных

продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, печатных и

электронных

изданий). ОК 3. Организовывать собственную деятельность,

выбирать

типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,

оценивать

их

эффективность и качество. Сформировать данную компетенцию

у студентов можно в

результате использования сочетания названных выше методов с такими способами, как

действие по инструкции,

тренировочные,

имитационные, творческие упражнения,

создание

имитационных

ситуаций.

Получить

навыки

организации

собственной

деятельности

помогают

обрести систематическое выполнение домашнего задания,

подготовка докладов,

рефератов, исследовательские и проектные работы, создание

портфолио, работа по индивидуальному заданию, участие в конкурсах, олимпиадах.

ОК 4. Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях

и

нести

за

них

ответственность.

Эта

компетенция

формируется

в

результате

использования

методов

проблемного

обучения,

решения

ситуационных

задач,

исследовательских и практикоориентированных проектов, практических работ поискового

и исследовательского характера.

ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для

постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного

развития.

Научиться работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, потребителями (ОК 6), брать на себя ответственность за работу членов

команды (подчиненных), результат выполнения заданий (ОК 7) студенты могут при

выполнении коллективных заданий, творческих или исследовательских проектов в малых

группах на занятиях с использование активных форм проведения: викторины, деловые

игры, уроки-конкурсы (ОК 8).

ОК 9. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения,

нормы и правила поведения. В данном пункте методы направлены на формирование

этического отношения к информации, необходимости знаний об авторских и смежных

правах, социально-правовых аспектах создания и использования информационных

объектов, соблюдения правил общения в сети, знакомства с информационными ресурсами

электронных библиотек, поиска информации в электронных энциклопедиях.

ОК 10. Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за

организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда



В раздел образования