Напоминание

ВИДЕОФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ НА ДИСТАНЦИОННОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ


Автор: Маманиязова Гульфайра Оразовна
Должность: учитель казахского языка и литературы
Учебное заведение: ГУ "СОШ №27 "
Населённый пункт: Павлодарской области города Павлодар
Наименование материала: статья
Тема: ВИДЕОФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ НА ДИСТАНЦИОННОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел: среднее образование





Назад




ВИДЕОФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ

АУДИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ

НА ДИСТАНЦИОННОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Наш мир непрерывно развивается, что приводит к тому, что в школах все

чаще используются современные технологии особенно в нынешнее врымя

как дистанционное обучение. Одной из них является видеофильм. На

уроках казахского языка учитель может использовать его

в качестве средства развития умений аудирования. При просмотре

видеоматериала задействуется как зрительный, так и слуховой канал

восприятия информации, делая процесс обучения более увлекательным и

погружая учеников в языковую среду. Благодаря визуальному контексту

школьники намного лучше понимают ситуацию общения. К сожалению, не

все учебники на настоящий момент имеют видеосопровождение.

Целью обучения аудированию является развитие у учащихся способности

в условиях непосредственного общения в различных ситуациях понимать

высказывания собеседника, в том числе при наличии незнакомых

языковых средств.

Почему же необходимо использовать видеофильм на занятиях? На этот вопрос

помогут ответить преимущества видеофильма, которые заключаются в том,

что он:

• помогает учащимся ознакомиться с жизнью разных стран, дает

представление о культуре, явлениях, личностях;

• способствует пониманию аудиотекстов с разной степенью и глубиной

проникновения в их содержание, чем соотносится с целью

аудирования;

• способствует развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых;

Упражнения в обучении аудированию делятся на подготовительные и

речевые. Подготовительные помогают снять отдельные трудности, и

направлены на формирование механизмов аудирования.

При выполнении речевых упражнений учащиеся должны понять смысл текста,

намерения говорящего, удержать в памяти новую информацию.

Этапы работы по видео:

1. Преддемонстрационный: происходит снятие

языковых, лингвостpановедческих и психологических

трудностей;

2. Демонстрационный: развиваются умения восприятия информации;

3. Последемонстрационный: контролируется понимание основного

содержания. На первом этапе происходит:

 подготовка к восприятию видеозаписи;

 введение в тему;

 снятие трудностей;

 создание мотива на предстоящую деятельность;

 «включение» механизма вероятностного прогнозирования.

Рассмотрим упражнения первого этапа. Для данного урока мы

предлагаем воспользоваться упражнением «снежный ком» (фраза из

видео «Менің ұраным-шек жоқ»). Оно развивает кратковременную

память и вводит учеников в ситуацию общения, позволяет отработать

ритм и интонацию.

Учитель произносит фразы в определенном порядке, а ученики

повторяют за ним, с каждой строчкой растет количество слов:

 шек;

 • ешқандай шек;

 • ешқандай шек жоқ;

 • менің ұраным-шек жоқ.

Конечно, видео не лишено трудностей для восприятия. Здесь сложность

составляет речь Хокинга, но за счет ее темпа она доступна для

понимания.

Лингвистическую трудность представляет собой аббревиатура БАС

(Боковой амиотрофический склероз) – болезнь Хокинга: заболевание

двигательных нейронов. Учитель должен ее семантизировать. А также

обратить внимание учащихся на то, что в учебнике эту болезнь

называют несколько иначе – БМН (Болезнь Моторных Нейронов).

Другое упражнение, направленное на снятие лингвистических трудностей –

это соотнесение слов с картинками: «сөздерді суреттермен салыстырыңыз"

("ғалам", "мүгедектер арбасы", "ауру", " университет»).

Следующее упражнение данного этапа направлено на активизацию механизма

вероятностного прогнозирования. В нем используется фраза из «снежного

кома» и фотография ученого. Задание звучит следующим образом: « "Менің

ұраным - шек жоқ"деген сөзді ойлаңыз. Бұл бейне не туралы деп ойлайсыз?»

Перед каждым просмотром видео учитель дает коммуникативную

установку, чтобы ученик знал, на чем концентрировать внимание.

На демонстрационном этапе ученик просматривает видеозапись. Задание

звучит следующим образом: « бейнені қарап, идеяларыңыздың дұрыстығын

тексеріңіз ». Проверяются предположения учеников о содержании видео.

Перейдем к третьему этапу – контролю понимания основного содержания.

Здесь мы предлагаем учащимся выполнить задание «Шын / Жалған» с

последующей

корректировкой неправильных утверждений («Шын / Жалған. Жалған

мәлімдемелерді түзетіңіз»).



В раздел образования