Напоминание

"Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста"


Авторы: Лаптева Анна Васильевна, Гасымова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель, заместитель заведующего по вимр
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №80 "Светлячок"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 17.10.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города

Нижневартовска детский сад №80 «Светлячок»

Программа по экологическому

образованию детей

дошкольного возраста

город Нижневартовск

~ 2 ~

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование раздела

Страницы

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи Программы

5

1.3

Цели и содержание экологического образования детей в

дошкольном возрасте

6

1.4

Принципы и подходы формирования Программы

10

1.5

Планируемые результаты

11

1.6

Мониторинг реализации Программы

11

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Содержание

работы

по

экологическому

образованию

детей

15

2.2

Взаимодействие с родителями

20

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Кадровые условия реализации программы

25

3.2

Материально-техническое обеспечение

25

3.3

Учебно-методический

комплекс

для

реализации

Программы

27

~ 3 ~

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

Современная

экологическая

ситуация

актуализировала

необходимость

оптимизации отношений общества и природы как комплексной проблемы науки и

практики.

Одним из важнейших направлений, условий, средств оптимизации является

экологическое образование, возрастающая роль которого признается практически

всеми государствами.

Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления

негативных

последствий

антропогенного

влияния

на

окружающую

среду

и

фактором

формирования

экологической

культуры

личности

как

регулятора

отношений в системе «человек - окружающая среда». Экологическое образование

признано

международным

экологическим

движением

педагогов,

важнейшим

направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных

систем. Понимание проблем окружающей среды требует определенных действий

как

со

стороны

отдельного

человека,

так

и

на

всех

уровнях

общества.

Следовательно, воспитывать экологическую культуру необходимо с ранних лет.

Экологическое

образование

детей

чрезвычайно

актуальная

проблема

настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура

ныне

живущих

людей

могут

вывести

планету

и

человечество

из

того

катастрофического

состояния,

в

котором

они

прибывают

сейчас.

Первые

элементарные

представления

об

окружающем

мире,

в

том

числе

о

живых

организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс

познания

и

накоплениях

явственного

опыта

регулируется

целенаправленной

педагогической

работой.

Продуманная

организация

обучения,

прогулок,

специальных

наблюдений

развивает

их

мышление,

способность

видеть

и

чувствовать

красочное

многообразие

животного

мира,

замечать

большие

и

маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием

~ 4 ~

взрослого,

дошкольник

обогащает

свои

знания,

чувства,

у

него

формируется

правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Природные

условия

нашего

региона

оказывает

влияние

на

воспитание

экологического образования детей.

Особое значение в нашем округе придается

формированию знаний у детей дошкольного возраста о многообразии животного и

растительного

мира

региона,

подготовке

дошкольников

к

реализации

деятельностного подхода к решению локальных и региональных экологических

проблем, развитию у детей потребностей в здоровом образе жизни, воспитание

экогуманистического

отношения

к

природе,

человеку,

обществу

с

учетом

уникальности

социально-экономических

процессов

в

Ханты-Мансийском

автономном

округе.

Но,

к

сожалению,

дети

в

г.

Нижневартовске

имеют

ограниченные

возможности

для

общения

с

природой

и

наблюдения

за

ней.

Отмечено,

что

старшие

дошкольники

неплохо

знают

животных

других

стран,

предпочитают книги и журналы о жителях экзотических стран, чем, тех, кто обитает

рядом с ними. Экологическое образование должно начинаться с

приобщения к

объектам

природы

ближайшего

окружения,

в

частности

с

ознакомления

с

животным миром нашего округа.

Анализы исследований учёных А.М. Гавриловой и Л.И. Цеханской убеждают,

что в дошкольном возрасте у детей накапливается немало знаний о животном мире.

Основная их часть – это конкретные, разрозненные сведения об отдельных видах

животных, наиболее характерных особенностях их внешнего облика и поведения. С

одной стороны осуществляется это через речь вместе с усвоением слов – терминов,

используемых

в

повседневной

жизни.

Эти

представления

пополняются

и

обобщаются по мере усвоения конкретных знаний о новых видах животных. С

другой стороны, общие представления образуются по посредствам практической

деятельности,

в

процессе

которой

реализуется

способность

детей

старшего

дошкольного

возраста

группировать

предметы

на

основе

их

сходства.

Формирование

общих

представлений

в

этом

случае

происходит

по

законам

мышления дошкольника. Главное место в этом процессе занимает наглядный образ,

включающий

морфологические

и

функциональные,

т.е.

генетические

признаки

~ 5 ~

животных.

Выбор

детей

старшего

дошкольного

возраста

для

проведения

образовательной

работы

определяется

тем,

что

многочисленные

психолого-

педагогические исследования (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.И.

Логинова,

А.П.

Усова

и

др.)

доказывают:

этот

возраст

является

наиболее

благоприятным периодом развития и становления личности ребёнка-дошкольника.

В

этом

возрасте

наиболее

ярко

проявляются

познавательная

активность,

любознательность, эстетические и нравственные чувства.

Введение

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования (далее ФГОС) требует обновления содержания, методик,

технологий

образовательного

процесса,

учитывающие

государственные,

социальные и личностные потребности и интересы. Одним из социальных заказов

системы

дошкольного

образования

заключаются

в

подготовке

подрастающего

поколения

следовать

принципам

безопасного

и

здорового

образа

жизни,

в

формировании

у

них

готовности

к

соответствующему

поведению

на

основе

полученных знаний и умений.

Данная

Программа

составлена

с

учетом

достижений

теории

и

практики

экологического образования детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой, Н.А.

Рыжовой, А.К. Бондаренко, П.Г. Саморуковой и других, на основе региональной

программы экологического образования дошкольников «Экология для малышей»

Е.В. Гончаровой.

1.2.

Цель и задачи Программы

Цель – формирование экологических знаний о животном мире округа Югры у

детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) формировать знания о различных видах животных округа, особенностях

внешнего вида, о среде обитания, условиях их жизнедеятельности;

~ 6 ~

2) расширять и углублять представления о многообразии животных Ханты-

Мансийского округа;

3) формировать представления воспитанников о значении животного мира в

жизни и культуре народов ХМАО;

4)

привлекать

детей

к

экологически

ориентированной

деятельности

и

приобщать к экологической культуре;

5)

учить

дошкольников

видеть

и

понимать

красоту

родной

природы,

воспитывать у них бережное, ответственное отношение к природному окружению.

1.3.

Цели

и

содержание

экологического

образования

детей

в

дошкольном возрасте:

В педагогической науке существуют

два разных

термина:

«экологическое

воспитание» и «экологическое образование».

Экологическое

воспитание

-

новая

категория,

которая

непосредственно

связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.

Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного

звена только в

последние годы и

обычно

употребляется как синоним термина

«экологическое воспитание».

Экологическое

образование

это

процесс

формирования

у

дошкольников

представлений о различных взаимосвязях в природе: зависимости жизни растений и

животных от факторов внешней среды, от взаимодействия друг с другом.

Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного

звена только в

последние годы и

обычно

употребляется как синоним термина

«экологическое воспитание».

Именно

на

этапе

дошкольного

детства

ребенок

получает

эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у

него

формируются

первоосновы

экологического

мышления,

сознания,

закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это

только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают

экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся

~ 7 ~

по

их

поводу,

показывают

маленькому

человеку

прекрасный

мир

природы,

помогают наладить взаимоотношения с ним.

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении

задач

в

их

единстве:

обучения

и

воспитания,

развития.

Критерием

сформированности

ответственного

отношения

к

окружающей

среде

является

нравственная забота о будущих поколениях. Как известно, воспитание тесно связано

с

обучением,

поэтому

воспитание,

основанное

на

раскрытии

конкретных

экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в

природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а

будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.

Цель экологического образования - формирование нравственно-ценностных

отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной

ответственности

за

состояние

окружающей

среды,

практического

участия

в

возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой. Формирование

человека с новым экологическим мышлением, способного сознавать последствия

своих

действий

по

отношению

к

окружающей

среде

и

способного

жить

в

относительной гармонии с природой.

Задачи

экологического

воспитания

-

это

задачи

создания

и

реализации

воспитательно-образовательной

модели,

при

которой

достигается

эффект

-

очевидные

проявления

начал

экологической

культуры

у

детей,

готовящихся

к

поступлению в школу.

Исходным

звеном

воспитания

осознанно-правильного

отношения

дошкольников

к

природе

является

система

конкретных

знаний,

отражающая

ведущие

закономерности

живой

природы:

многообразие

видов,

их

приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь

в сообществах.

Вопросами

экологического

воспитания

и

образования

дошкольников

занимаются

многие

педагоги

современности.

Они

делают

это

по-разному.

Это

происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен

~ 8 ~

в толковании.

Формирование

экологического

сознания

-

важнейшая

задача

педагогики. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.

Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического

поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого

человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в

ходе ознакомления с окружающим миром. Дети научаются выявлять взаимосвязи

между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может

оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Уяснение правил

и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему

поможет сохранить нашу планету для потомков.

Под экологическим образованием дошкольников мы понимаем непрерывный

процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование

его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном

отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему

здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных

норм, в системе ценностных ориентации.

Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития

ребенка включает:

формирование

системы

элементарных

научных

экологических

знаний,

доступных

пониманию

ребенка-дошкольника

(прежде

всего,

как

средства

становления осознанно-правильного отношения к природе);

развитие познавательного интереса к миру природы;

формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и

безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

воспитание

гуманного,

эмоционально-положительного,

бережного,

заботливого

отношения

к

миру

природы

и

окружающему

миру

в

целом;

развитие чувства эмпатии к объектам природы;

формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и

явлениями;

~ 9 ~

формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие

себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и

многообразие значений природы, ценность общения с природой);

освоение

элементарных

норм

поведения

по

отношению

к

природе,

формирование навыков рационального природопользования в повседневной

жизни;

формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости

оказывать

ей

помощь

(уход

за

живыми

объектами),

а

также

навыков

элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

формирование

элементарных

умений

предвидеть

последствия

некоторых

своих действий по отношению к окружающей среде.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-

правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии,

к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее

богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как

части

природы,

понимание

ценности

жизни

и

здоровья

и

их

зависимости

от

состояния

окружающей

среды.

Это

осознание

своих

умений

созидательно

взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе

взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром,

который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов),

их

средой

обитания,

предметами,

изготовленными

людьми

из

материалов

природного происхождения.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников

являются

непосредственный

контакт

ребенка

с

объектами

природы,

«живое»

общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по

уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное

познание

природы

(через

книги,

слайды,

картины,

беседы

и

т.д.)

имеет

второстепенное значение: его задача

- расширить

и дополнить

те впечатления,

которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

~ 10 ~

Таким образом, экологическое мировоззрение - это продукт образования; его

становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека.

Начало

же

этого

процесса

падает

на

период

дошкольного

детства,

когда

закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с

предметно-природной средой.

Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание ребенком

всего

живого.

Воспитание

правильного

отношения

к

природе,

умение

бережно

обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период

жизни. Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит

от создания правильного использования развивающей экологической среды и от

систематической работы с детьми.

Экологическое

воспитание

дошкольников

-

это

ознакомление

детей

с

природой,

в

основу

которого

положен

экологический

подход,

при

котором

педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Учитывая

специфику

дошкольного

возраста

детей,

особенности

их

психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной

степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической

методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического

фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и

возможность

включения

в

практическую

деятельность.

В

дошкольном

детстве

преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые

могут

обеспечить

понимание

и

усвоение

лишь

специально

отобранных

и

адаптированных к возрасту сведений о природе

1.4.

Принципы и подходы к формированию Программы:

Принцип

построения

образовательной

деятельности

на

основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок

становится активным в выборе содержания своего образования, становится

субъектом дошкольного образования;

~ 11 ~

Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

Принцип формирования познавательных

интересов и познавательных

действий ребенка в различных видах деятельности;

Принцип

возрастной

адекватности

дошкольного

образования

(соответствия

условий,

требований,

методов

возрасту

и

особенностям

развития);

Принцип содействия и сотрудничество детей и взрослых;

Принцип интеграции позволяет формировать у дошкольников более полные

представления

об

окружающей

действительности.

В

процессе

образовательной деятельности по формированию экологической культуры,

культуры здорового

и безопасного образа жизни одновременно

решаются

задачи других образовательных областей.

1.5.

Планируемые результаты:

Сформированы

первоначальные

представления

об

основах

экологической

культуры живой и неживой природы у детей старшего дошкольного возраста;

На

15

%

увеличится

охват родительской общественности, вовлеченных

в

мероприятия ДОУ.

1.6.

Мониторинг реализации Программы:

Педагогический

мониторинг

с

целью

определения

уровня

усвоения

Программы проводится 2 раза в год. На начало (сентября) и конец (мая) учебного

года. Оценка производится по 3 баллам:

1 балл — низкий уровень;

2 балла — средний уровень;

3 балла — высокий уровень.

Диагностика

проводится

индивидуально

с

каждым

ребёнком.

Детям

предлагается

комплекс

контрольных

заданий.

Для

получения

дополнительной

~ 12 ~

информации

так

же

осуществляется

наблюдение

за

детьми

в

различных

видах

деятельности: игровой, трудовой, образовательной, беседы, где детям предлагаются

подготовленные

вопросы.

Педагогическая

диагностика

разработана

с

учетом

рекомендаций С.Н. Николаевой и Л.М. Маневцовой.

Диагностику представлений о природе дошкольников необходимо проводить с

учетом их возрастных особенностей по направлениям:

обогащение знаний о живой и неживой природе, явлениях природы;

понимание значения природы в жизни человека;

формирование бережного отношения к окружающей природе;

формирование навыков безопасного поведения в природе.

Анализ

каждого

выполненного

ребенком

диагностического

задания

проводится в соответствии с баллами (по

3-х балльной шкале), характеристика

которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы

по

результатам

выполненных

диагностических

заданий

фиксируются

в

протоколе

обследования.

Далее

высчитывается

средний

балл,

по

которому

определяется

уровень

сформированности

экологических

представлений

и

отношения к природе:

Представления о живой и неживой природе, явлениях природы.

Задание 1.

Цель: выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить,

имеет

ли

ребенок

представления

о

потребностях

живых

организмов,

условиях,

необходимых для жизни.

Материал.

7—8

картинок

с

изображением

объектов

живой

и

неживой

природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое,

зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.

Методика.

Индивидуальная

беседа

с

ребенком.

Ребенку

предлагается

из

набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

Как ты догадался, что все это живое?

Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

~ 13 ~

Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он

не может прожить?

Задание 2

Цель: выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в

жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда

людей в разные сезоны года.

Методика.

Проводится

индивидуальная

беседа

с

ребенком

по

сюжетным

картинкам:

Какое это время года?

Почему деревья так выглядят?

Как изменяется жизнь животных (называется время года)?

Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

Формирование бережного отношения к окружающей природе, безопасного

поведения в природе.

Задание 3

Цель: выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного

отношения детей к природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

Как бы ты поступил на его (ее) месте?

Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

Какую пользу может принести лес?

Задание 4

Цель: выявить представления ребенка о правилах поведения в природе.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного

поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

~ 14 ~

Что может произойти если….?

Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

Выбери знаки, которые подсказывают что нельзя делать в лесу? Почему?

Оценка деятельности:

1

балл

представления

об

объектах

живой

и

неживой

природы,

их

существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по

объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не

может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об

объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении

заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно,

не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и

неживой

природы;

задания

выполняет

правильно,

на

поставленные

вопросы

отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

Протокол педагогической диагностики

п/п

Имя

ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Итого

1

2

3

~ 15 ~

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание работы по экологическому воспитанию детей

Экологическая

компетентность

воспитанников

не

ограничивается

приобретением багажа теоретических знаний об окружающей природной среде или

осознания необходимости бережного отношения к природе. В основу современной

модели экологического воспитания заложен аспект осознанной природоохранной

деятельности,

смысл

которой

в

том,

чтобы

сформировать

у

ребенка

навыки

личностных,

познавательных,

социальных,

контролирующих

и

других

универсальных действий.

При организации образовательного процесса в рамках реализации данной

Программы

учитываются

региональные

особенности

Ханты-Мансийского

автономного

округа

–Югры

(климатические,

географические

особенности

места

обитания человека).

Методы, приемы и средства: наблюдения, игры (дидактические, сюжетно-

ролевые,

подвижные),

беседы

(эвристические,

предварительные,

обобщающие),

труд

в

уголке

природы

и

на

участке,

чтение

природоведческой

литературы,

рассматривание иллюстраций, рассказы воспитателя и детей, проблемные ситуации,

экспериментирование, моделирование.

Формы

работы

с

детьми:

занятия

(традиционного

и

интегрированного

характера),

целевые

прогулки

и

экскурсии

в

природу,

досуги,

развлечения,

экологические праздники и акции.

Содержание Программы.

Работа строится по следующим блокам:

Блок 1. «Подводный животный мир округа».

Цель: формирование представлений о многообразии рыб рек и озер нашего

округа, их внешних особенностях и условиях жизнедеятельности.

Основные формы и методы работы:

Познавательное занятие «Подводное царство Оби»

~ 16 ~

Занятие по изобразительной деятельности «Рыбы» (аппликация),

«Царство

Оби» (рисование).

Беседа «Кто обитает в реке Обь»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Оби»

Чтение хантыйских сказок «Налим и карась», «Отчего карась плоский»

Дидактические игры «Узнай рыбу по описанию», «Четвёртый лишний», «Кто,

чем питается», «Кто живёт в реке и озере»

Опыты с водой

Моделирование по понятию «Рыбы»

Блок 2. «Наземные животные округа».

Цель: формирование представлений о животных нашего округа, их видовом

разнообразии,

внешних

особенностях,

среде

обитания

и

условиях

жизнедеятельности.

Основные формы и методы работы:

Познавательные

занятия

«Хищные

животные

ХМАО»,

«Как

животные

зимуют»

Занятие по изобразительной деятельности «Звери наших лесов»

Чтение

художественной

литературы:

Г.Снегерёв

«Хитрый

бурундук»,

Т.

Белозёров «Соболь», Н. Сладков «Загадочный зверь», И. Бурсов «Как звери к

зиме готовились»

Дидактические игры «Кто, где живёт», «Найди животных по описанию», «Кто

и где зимует»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Елизаровский заповедник»

Беседа «Животные нашего края»

Составление рассказов по картине Х. Курмаева «Встреча в тайге»

Моделирование по понятию «Звери»

Блок 3. «Наземно-воздушные животные округа».

~ 17 ~

Цель: формирование представлений о птицах, насекомых нашего округа, их

видовом

разнообразии,

внешних

особенностях,

среде

обитания

и

условиях

жизнедеятельности.

Основные формы и методы работы:

Познавательные занятия «Птицы и насекомые Югры»

Занятие

по

изобразительной

деятельности

«Птицы»

(рисование),

«Птичий

двор» (лепка)

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Чей нос лучше», «Чьи это

ноги»

Беседы

«Крылатые

помощники»,

«Насекомые»,

«Удивительный

мир

шестиногих»

Дидактические игры «Кто, чем питается», «Летает - не летает»,

«Парочки»,

«Зоологическое лото», «Четвертый лишний», «Насекомые», «Найди отличия»,

«Что за птица»

Экспериментирование: «Почему птицы могут летать», «У кого какие клювы»,

«Как легче плавать», «Как устроены перья у птиц»

Моделирование по понятиям «Птицы», «Насекомые»

Блок 4. «Домашние и дикие животные округа».

Цель: формирование представлений о диких и домашних животных нашего

округа, их внешних особенностях, условиях жизнедеятельности, значении в жизни

человека.

Основные формы и методы работы:

Чтение художественной литературы: Е. Айпин «Оленя дом», К. Чарушин

«Про Томку», «Кошка», «Кошка Маруська» и другие

Сюжетно-ролевая игра «Стойбище», «Путешествие в деревню»

Дидактические игры: «Путаница», «Кто, где живёт»,

«Чьи детки», «Птицы,

звери, рыбы»

Беседа «О диких зверях и домашних животных»

Рассказ

воспитателя

с

элементами

беседы

«Домашние

животные

народов

ханты и манси».

~ 18 ~

Перспективный план работы с детьми по формированию обобщённых

представлений о животных округа

Специально-

организованная

деятельность с детьми

Совместная деятельность

воспитателя и детей

Самостоятельная

деятельность детей

Осень

1.

Рассматривание

иллюстраций

«Обские

рыбы».

2.

Занятие

«Подводное

царство Оби».

3.

Опыты

с

водой

и

воздухом.

4. Аппликация «Рыбы».

5.

Рисование

«Царство

Оби».

6.

Работа

с

моделями

«Рыбы».

7. Оригами «Рыбка»

1.Хантыйская

сказка

«Налим

и

карась», «Отчего карась плоский».

2.Опыты с водой и воздухом.

3.Подвижные

игры

«Караси

и

щука»,

«Рыбаки»,

«Рыба,

зверь,

птица».

4.

Дидактические

игры:

«Узнай

рыбу

по

описанию»,

«Четвёртый

лишний»,

«Кто,

чем

питается»,

«Кто живёт в реке и озере».

5.

Сюжетно-ролевая

игра

«Путешествие по Оби».

6. Беседа «Кто обитает в реке Обь»

7.

Занимательные

опыты

и

эксперименты:

«Зачем

утке

и

лягушке такие лапки?», «Кто живёт

в воде?», «Дышат ли рыбы?».

1.Рассматривание

иллюстраций,

книг о

рыбах реки Оби.

2.Самостоятельная

организация

подвижных

и

дидактических игр.

Зима

1.

Рассматривание

хищных

животных

округа

на

предметных

картинах, иллюстрациях,

сюжетных картинках.

2.

Беседы

о

хищных

животных.

3.

Составление

схем-

рассказов о животных.

4.

Рассматривание

картины

Х.

Курмаева

«Встреча

в

тайге»,

1.

Чтение

художественной

литературы

Г.Снегерёв

«Хитрый

бурундук», Т. Белозёров «Соболь»,

Н. Сладков «Загадочный зверь», И.

Бурсов

«Как

звери

к

зиме

готовились».

2. Подвижные игры «Охотники и

звери», «Волк во рву».

3. Дидактические игры: «Кто, где

живёт»,

«Найди

животных

по

описанию», «Кто, где зимует».

4.

Сюжетно-ролевая

игра

1.

Рассматривание

и

чтение

книг

о

животных округа.

2.

Дидактические

игры

для

закрепления знаний о

хищных

животных

округа.

3.

самостоятельное

изготовление

атрибутов

для

подвижных игр.

~ 19 ~

составление

рассказов

по ней.

5.

Работа

с

моделями

«Звери».

6.

Опыты

с

водой,

землёй, воздухом.

7.

Занятие

«Хищные

животные округа».

8.

Занятие

«Как

животные

округа

зимуют».

9.

Рисование

«Звери

наших лесов».

Просмотр

слайдов

«Животный мир нашего

края».

Игровое

обобщающее

занятие «У нас в гостях

животные».

«Путешествие

в

Елизаровский

заповедник».

5. Беседа «Животные округа».

4.Проведение опытов

с

водой,

воздухом,

песком

в

уголке

экспериментировани

я.

5.

Самостоятельная

организация

сюжетно-ролевых

игр.

6. Изодеятельность

(рисуем,

лепим

хищных животных).

7.Дидактическая игра

«Зоологическое

лото»

Весна

1.

Рассматривание

картины И. Шишкина,

А. Никольского,

Х.

Курмаева

«Птицы»,

«Насекомые».

2.Слушанье

грамзаписи

«Птичьи

голоса»

и

распознание их.

3.

Занятие

«Птицы

и

насекомые Югры».

4.

Беседа

«Удивительный

мир

шестиногих».

5.

Работа

с

моделями

«Птицы», «Насекомые».

6.

Рисование

на

тему:

1.Чтение

художественной

литературы:

В.

Бианки

«Чей

нос

лучше», «Чьи это ноги».

2.Конструирование

из

коробки

«Птица».

3.Оригами «Бабочка», «Стрекоза».

4. Подвижные игры: «Охотники и

утки», «Перелёт птиц», «Пчёлки и

ласточки».

5. Дидактические игры: «Кто, чем

питается», «Летает - не летает».

6. Эксперименты, опыты: «Почему

птицы могут летать», «У кого какие

клювы», «Как легче плавать», «Как

устроены перья у птиц», «Почему у

водоплавающих птиц такой клюв?»

1.Рассматиривание

альбомов

с

насекомыми,

чтение

энциклопедий

про

птиц.

2.

Настольно

печатные

игры

«Парочки»,

«Зоологическое

лото»,

«Четвертый

лишний»,

«Насекомые», «Найди

отличия»,

«Что

за

птица».

3.Экспериментирован

ие

с

водой,

пером,

~ 20 ~

«Птицы».

7. Лепка «Птичий двор».

8.

Занятие

«Как

птицы

летают».

9. Занятие «О наземно-

воздушных животных».

7. Беседы: «Крылатые помощники»,

«Насекомые».

8.

Познавательная

минутка

«Кто

такая кедровка?»

бумагой.

4.

Самостоятельная

организация

подвижных

игр

(подготовить маски с

птицами,

насекомыми).

5.

Творческое

рисование

«Птицы

нашего края».

6.

Наблюдение

за

птицами.

Лето

1.Рассмаривание

иллюстраций

«Домашние

животные».

2.Беседа

«Домашние

животные

нашего

округа»,

«Дикие

животные»

3. Рассказ воспитателя

с

элементами

беседы

«Домашние

животные

народов

ханты

и

манси»

1.Чтение

художественной

литературы:

Л.Н.

Толстой

«Котёнок»,

Е.

Айпин

«Оленя

дом», К. Чарушин «Про Томку»,

«Кошка», «Кошка Маруська».

2.Сюжетно-ролевая

игра

«Стойбище»,

«Путешествие

в

деревню».

3.

Дидактические

игры:

«Путаница», «Кто, где живёт»,

4. Подвижная игра «Лисичка и

курочки».

5.

Оформление

альбомов

книжки-малышки

«Домашние

животные».

6.

Беседа:

«О

диких

зверях

и

домашних животных».

1.Рассматривание

альбомов,

книг

о

домашних

животных.

2.Настольно-

печатные

игры:

«Чьи

детки»,

«Птицы,

звери,

рыбы».

3.

Опыты

с

водой,

песком.

4. Подвижные игры:

«Земля, вода, огонь,

воздух»,

«Ловля

оленей», «Утки».

2.2.

Взаимодействие с родителями:

В

настоящее

время

радикально

меняется

философия

взаимодействия

с

семьями: не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний

~ 21 ~

уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать все,

чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей.

Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру

семьи,

напротив

сблизить

детей

и

родителей,

помочь

найти

общие

интересы,

которые в дальнейшем могут стать основой семейного общения.

Для

этого

педагоги

строят

свое

взаимодействие

на

основе

укрепления,

сложившихся деловых и личных контактов с родителями воспитанников. Именно в

этот

период

педагог

корректирует

детско-родительские

отношения,

помогает

родителям и детям найти общие интересы, которые в дальнейшем могут стать

основой

семейного

общения.

Много

внимания

воспитатель

уделяет

развитию

совместной деятельности родителей и детей – игровой, досуговой…. В процессе

совместной

с

родителями

деятельности

он

опирается

на

развивающиеся

у

них

способности

к

самоанализу,

к

оценке

результатов

развития

ребенка,

умения

замечать, как изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту

личностных достижений ребенка.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной

взаимоподдержки;

Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

Ориентировать

родителей

на

изменения

в

личностном

развитии

старших

дошкольников - развитии любознательности, самостоятельности, интереса к

причинно-следственным

связям,

к

экспериментированиям,

наблюдениям.

Помочь

родителям

учитывать

эти

изменения

в

своей

педагогической

практике;

Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье,

обогащению

совместного

с

детьми

физкультурного

досуга

(занятия

в

~ 22 ~

бассейне, коньки, лыжи, туристические походы), развитию у детей умений

безопасного поведения -дома на улице, в лесу, у водоема;

Побуждать

родителей

к

развитию

гуманистической

направленности

отношения детей к окружающим людям, природе, поддерживать стремление

детей проявить внимание, заботу о взрослых и сверстниках;

Увеличить охват родительской общественности в проводимых мероприятиях

по реализации программы.

Этапы работы с семьей

Этапы

Задачи

1.

Подготовительный

(ознакомительный)

Заинтересовать

родителей,

предложить

им

включиться

в

образовательный

процесс

по

формированию экологической культуры, культуры

здорового и безопасного образа жизни у детей.

2.

Просветительский

Повышение

педагогической

культуры

родителей

посредством:

лекции,

консультаций,

видео

просмотров

с

обсуждением,

информационные

стенды и т.д.

3.

Совместной

деятельности с семьей

Организация

информативной

помощи

семье

в

воспитании и занятиях с детьми;

Организация

работы

детско

-

родительского

клуба «Мы вместе»;

Деятельность родительского патруля;

Проведение семейных праздников, акций, «Дня

открытых дверей», с обеспечением возможности

совместного участия родителей и детей;

Обогащение совместной деятельности родителей

и

детей

в

формировании

экологической

~ 23 ~

культуры,

культуры

здорового

и

безопасного

образа жизни у детей.

Формы и виды работы с семьей

п/п

Формы и виды работы

с родителями

Виды работы с семьей

1

Тематические встречи

«Чистый

воздух

для

детей»

(Встреча

с

экологами)

2

Участие в акциях

«Экологический десант»

«Сделай добро – посади дерево»

«Скворечник»

«Помоги птицам»

«В защиту хвойных деревьев»

3

Участие в конкурсах

«Марш парков»

«Вторая жизнь старым вещам»

«Юный эколог»

4

Выпуск газет

«К земле с любовью»

«Одумайся человек»

5

Традиционные

«Что

делать

родителям,

чтобы

помочь

ребёнку не попасть в беду»

6

Выставки

Выставка совместных рисунков

Поделок из природного материала

Выставка коллажей, плакатов

7

Совместные

мероприятия

Праздник «Природа наш дом»

«Мы защитники природы!»

«Мы не разрушим этот мир»

~ 24 ~

8

Нетрадиционные

формы

Парад увлечений

Викторина «Витаминный калейдоскоп»

Инсценировка

сказок

по

экологическому

воспитанию

9

Мастер класс

Театральная постановка импровизации по

сказкам

Изготовление

творческих

поделок

из

природного материала

10

Просветительская

Выпуск

бюллетеней,

информационных

листков;

Оформление

брошюр

с

родителями

«Сохраним природу»

11

Проектирование и

разработка плана

Создание

эскизов

по

озеленению

территории (участков)

Создание

эскизов

для

альпийской

горки,

подбор

растений

для

альпийской

горки

и

цветников на территории

Светорасположение,

цветовой

фон

зоны

озеленения

~ 25 ~

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Кадровые условия реализации программы:

Кадровое обеспечение реализации осуществляется на трех основных уровнях

управления:

стратегический

уровень

управления,

тактический

и

оперативный

уровень, у каждого из которых имеются четкие стратегические цели и задачи во

вопросу реализации Программы.

Все уровни включают систему мероприятий, охватывающих все направления

(экологическое,

безопасность

и

здоровый

образ

жизни)

реализации

программы,

каждое их которых несет свою содержательную функцию:

педагогический

совет,

на

котором

обсуждается

актуальность

реализации

программы, значимость педагогической работы по сохранению и укреплению

физического,

психологического

и

социального

здоровья

воспитанников

дошкольного возраста, главные пути ее достижения и конечный результат;

система

методической

работы

с

педагогическим

коллективом

в

форме

ежемесячного

семинара

–практикума,

на

котором

прорабатываются

содержание

и

методы

по

каждому

направлению,

внедрение

и

реализация

современных

технологий

с

целью

повышения

качества

реализации

программы;

заключительный педагогический совет: обсуждение итогов работы семинара,

результатов реализации программы, постановка задач на новый учебный год;

мастер классы;

открытые мероприятия и др.

установление связей с различными учреждениями.

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы:

МАДОУ

города

Нижневартовска

ДС

№80

«Светлячок»

имеет

все

необходимые условия, для реализации Программы. Работа педагогов направлена на

создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников.

~ 26 ~

Материально-техническое

оснащение

и

оборудование,

пространственная

организация

среды

детского

сада

соответствуют

санитарно-гигиеническим,

педагогическим и эстетическим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности

детей

созданы

в

соответствии

с

требованиями

охраны

труда.

Материальная

база детского сада и развивающая предметно-пространственная среда в групповых

помещениях,

реализующих

данную

программу

создана

с

учётом

Федеральных

государственных требований

Материальная

база

периодически

обновляется

для

стимулирования

физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет

педагогам

организовывать

работу

по

формированию

экологической

культуры,

здоровому

и

безопасному

образу

жизни,

созданию

положительного

психологического климата в детских коллективах.

Наименование

Назначение

Экологические центры

Подобран

материал

по

экологическому

развитию,

материал

для

проведения

опытов

и

экспериментов,

альбомы

по

формированию экологической культуры в

природе и ближайшем окружении

Прогулочные

участки

и

прилегающая

территория

(наличие цветников, альпийской

горки, деревьев и кустарников)

Организация

наблюдений,

опытно-

экспериментальной

деятельности,

воспитание

экологической

культуры

и

безопасного поведения в природе.

Развивающая

предметно

-

пространственная

среда

возрастных

групп,

реализующих

Программу

в

достаточном

количестве

оснащена

и

постоянно

пополняется

разнообразным

оборудованием

и

дидактическими

материалами.

Организация

развивающей

предметно-пространственной

среды

создает

возможность для осуществления постоянного пространственного и предметного

выбора

всеми

субъектами

образовательного

процесса.

Детям

предоставляется

~ 27 ~

обширный комплекс развивающих возможностей, организованная образовательная

развивающая среда провоцирует их на проявление самостоятельности и свободной

активности

как

при

взаимодействии

воспитанников

друг

с

другом,

так

и

в

уединении.

3.3.

Учебно- методический комплекс для реализации Программы:

Наименование

1

Гончарова Е.В., «Экология для малышей»

2

Рыжова Н., Программа «Наш дом – природа»

Ворокевич О.А. Детские экологические проекты, С-П, Детсво-Пресс, 2016г.

3

Николаева С.Н., Комарова И А., Сюжетные игры в экологическом воспитании

дошкольников, М. Гном, 2011г.

4

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет Добро пожаловать в экологию (часть 1)

5

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет Добро пожаловать в экологию ,часть 2)

6

Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет Добро пожаловать в экологию (часть 1)

7

Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет Добро пожаловать в экологию (часть 2)

8

Рабочая тетрадь (старшая группа), Гончарова Е.В.

9

Рабочая тетрадь (подготовительная группа), Гончарова Е.В.



В раздел образования