Авторы: Лаптева Анна Васильевна, Гасымова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель, заместитель заведующего по вимр
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №80 "Светлячок"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города
Нижневартовска детский сад №80 «Светлячок»
Программа по экологическому
образованию детей
дошкольного возраста
город Нижневартовск
~ 2 ~
СОДЕРЖАНИЕ
№
Наименование раздела
Страницы
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1
Пояснительная записка
3
1.2
Цели и задачи Программы
5
1.3
Цели и содержание экологического образования детей в
дошкольном возрасте
6
1.4
Принципы и подходы формирования Программы
10
1.5
Планируемые результаты
11
1.6
Мониторинг реализации Программы
11
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1
Содержание
работы
по
экологическому
образованию
детей
15
2.2
Взаимодействие с родителями
20
3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1
Кадровые условия реализации программы
25
3.2
Материально-техническое обеспечение
25
3.3
Учебно-методический
комплекс
для
реализации
Программы
27
~ 3 ~
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.
Пояснительная записка
Современная
экологическая
ситуация
актуализировала
необходимость
оптимизации отношений общества и природы как комплексной проблемы науки и
практики.
Одним из важнейших направлений, условий, средств оптимизации является
экологическое образование, возрастающая роль которого признается практически
всеми государствами.
Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления
негативных
последствий
антропогенного
влияния
на
окружающую
среду
и
фактором
формирования
экологической
культуры
личности
как
регулятора
отношений в системе «человек - окружающая среда». Экологическое образование
признано
международным
экологическим
движением
педагогов,
важнейшим
направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных
систем. Понимание проблем окружающей среды требует определенных действий
как
со
стороны
отдельного
человека,
так
и
на
всех
уровнях
общества.
Следовательно, воспитывать экологическую культуру необходимо с ранних лет.
Экологическое
образование
детей
–
чрезвычайно
актуальная
проблема
настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура
ныне
живущих
людей
могут
вывести
планету
и
человечество
из
того
катастрофического
состояния,
в
котором
они
прибывают
сейчас.
Первые
элементарные
представления
об
окружающем
мире,
в
том
числе
о
живых
организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс
познания
и
накоплениях
явственного
опыта
регулируется
целенаправленной
педагогической
работой.
Продуманная
организация
обучения,
прогулок,
специальных
наблюдений
развивает
их
мышление,
способность
видеть
и
чувствовать
красочное
многообразие
животного
мира,
замечать
большие
и
маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием
~ 4 ~
взрослого,
дошкольник
обогащает
свои
знания,
чувства,
у
него
формируется
правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Природные
условия
нашего
региона
оказывает
влияние
на
воспитание
экологического образования детей.
Особое значение в нашем округе придается
формированию знаний у детей дошкольного возраста о многообразии животного и
растительного
мира
региона,
подготовке
дошкольников
к
реализации
деятельностного подхода к решению локальных и региональных экологических
проблем, развитию у детей потребностей в здоровом образе жизни, воспитание
экогуманистического
отношения
к
природе,
человеку,
обществу
с
учетом
уникальности
социально-экономических
процессов
в
Ханты-Мансийском
автономном
округе.
Но,
к
сожалению,
дети
в
г.
Нижневартовске
имеют
ограниченные
возможности
для
общения
с
природой
и
наблюдения
за
ней.
Отмечено,
что
старшие
дошкольники
неплохо
знают
животных
других
стран,
предпочитают книги и журналы о жителях экзотических стран, чем, тех, кто обитает
рядом с ними. Экологическое образование должно начинаться с
приобщения к
объектам
природы
ближайшего
окружения,
в
частности
–
с
ознакомления
с
животным миром нашего округа.
Анализы исследований учёных А.М. Гавриловой и Л.И. Цеханской убеждают,
что в дошкольном возрасте у детей накапливается немало знаний о животном мире.
Основная их часть – это конкретные, разрозненные сведения об отдельных видах
животных, наиболее характерных особенностях их внешнего облика и поведения. С
одной стороны осуществляется это через речь вместе с усвоением слов – терминов,
используемых
в
повседневной
жизни.
Эти
представления
пополняются
и
обобщаются по мере усвоения конкретных знаний о новых видах животных. С
другой стороны, общие представления образуются по посредствам практической
деятельности,
в
процессе
которой
реализуется
способность
детей
старшего
дошкольного
возраста
группировать
предметы
на
основе
их
сходства.
Формирование
общих
представлений
в
этом
случае
происходит
по
законам
мышления дошкольника. Главное место в этом процессе занимает наглядный образ,
включающий
морфологические
и
функциональные,
т.е.
генетические
признаки
~ 5 ~
животных.
Выбор
детей
старшего
дошкольного
возраста
для
проведения
образовательной
работы
определяется
тем,
что
многочисленные
психолого-
педагогические исследования (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.И.
Логинова,
А.П.
Усова
и
др.)
доказывают:
этот
возраст
является
наиболее
благоприятным периодом развития и становления личности ребёнка-дошкольника.
В
этом
возрасте
наиболее
ярко
проявляются
познавательная
активность,
любознательность, эстетические и нравственные чувства.
Введение
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования (далее ФГОС) требует обновления содержания, методик,
технологий
образовательного
процесса,
учитывающие
государственные,
социальные и личностные потребности и интересы. Одним из социальных заказов
системы
дошкольного
образования
заключаются
в
подготовке
подрастающего
поколения
следовать
принципам
безопасного
и
здорового
образа
жизни,
в
формировании
у
них
готовности
к
соответствующему
поведению
на
основе
полученных знаний и умений.
Данная
Программа
составлена
с
учетом
достижений
теории
и
практики
экологического образования детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой, Н.А.
Рыжовой, А.К. Бондаренко, П.Г. Саморуковой и других, на основе региональной
программы экологического образования дошкольников «Экология для малышей»
Е.В. Гончаровой.
1.2.
Цель и задачи Программы
Цель – формирование экологических знаний о животном мире округа Югры у
детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) формировать знания о различных видах животных округа, особенностях
внешнего вида, о среде обитания, условиях их жизнедеятельности;
~ 6 ~
2) расширять и углублять представления о многообразии животных Ханты-
Мансийского округа;
3) формировать представления воспитанников о значении животного мира в
жизни и культуре народов ХМАО;
4)
привлекать
детей
к
экологически
ориентированной
деятельности
и
приобщать к экологической культуре;
5)
учить
дошкольников
видеть
и
понимать
красоту
родной
природы,
воспитывать у них бережное, ответственное отношение к природному окружению.
1.3.
Цели
и
содержание
экологического
образования
детей
в
дошкольном возрасте:
В педагогической науке существуют
два разных
термина:
«экологическое
воспитание» и «экологическое образование».
Экологическое
воспитание
-
новая
категория,
которая
непосредственно
связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.
Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного
звена только в
последние годы и
обычно
употребляется как синоним термина
«экологическое воспитание».
Экологическое
образование
–
это
процесс
формирования
у
дошкольников
представлений о различных взаимосвязях в природе: зависимости жизни растений и
животных от факторов внешней среды, от взаимодействия друг с другом.
Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного
звена только в
последние годы и
обычно
употребляется как синоним термина
«экологическое воспитание».
Именно
на
этапе
дошкольного
детства
ребенок
получает
эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у
него
формируются
первоосновы
экологического
мышления,
сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это
только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают
экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся
~ 7 ~
по
их
поводу,
показывают
маленькому
человеку
прекрасный
мир
природы,
помогают наладить взаимоотношения с ним.
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении
задач
в
их
единстве:
обучения
и
воспитания,
развития.
Критерием
сформированности
ответственного
отношения
к
окружающей
среде
является
нравственная забота о будущих поколениях. Как известно, воспитание тесно связано
с
обучением,
поэтому
воспитание,
основанное
на
раскрытии
конкретных
экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в
природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а
будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.
Цель экологического образования - формирование нравственно-ценностных
отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной
ответственности
за
состояние
окружающей
среды,
практического
участия
в
возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой. Формирование
человека с новым экологическим мышлением, способного сознавать последствия
своих
действий
по
отношению
к
окружающей
среде
и
способного
жить
в
относительной гармонии с природой.
Задачи
экологического
воспитания
-
это
задачи
создания
и
реализации
воспитательно-образовательной
модели,
при
которой
достигается
эффект
-
очевидные
проявления
начал
экологической
культуры
у
детей,
готовящихся
к
поступлению в школу.
Исходным
звеном
воспитания
осознанно-правильного
отношения
дошкольников
к
природе
является
система
конкретных
знаний,
отражающая
ведущие
закономерности
живой
природы:
многообразие
видов,
их
приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь
в сообществах.
Вопросами
экологического
воспитания
и
образования
дошкольников
занимаются
многие
педагоги
современности.
Они
делают
это
по-разному.
Это
происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен
~ 8 ~
в толковании.
Формирование
экологического
сознания
-
важнейшая
задача
педагогики. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.
Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического
поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого
человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в
ходе ознакомления с окружающим миром. Дети научаются выявлять взаимосвязи
между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может
оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Уяснение правил
и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему
поможет сохранить нашу планету для потомков.
Под экологическим образованием дошкольников мы понимаем непрерывный
процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование
его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном
отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему
здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных
норм, в системе ценностных ориентации.
Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития
ребенка включает:
формирование
системы
элементарных
научных
экологических
знаний,
доступных
пониманию
ребенка-дошкольника
(прежде
всего,
как
средства
становления осознанно-правильного отношения к природе);
развитие познавательного интереса к миру природы;
формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и
безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
воспитание
гуманного,
эмоционально-положительного,
бережного,
заботливого
отношения
к
миру
природы
и
окружающему
миру
в
целом;
развитие чувства эмпатии к объектам природы;
формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и
явлениями;
~ 9 ~
формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие
себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и
многообразие значений природы, ценность общения с природой);
освоение
элементарных
норм
поведения
по
отношению
к
природе,
формирование навыков рационального природопользования в повседневной
жизни;
формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости
оказывать
ей
помощь
(уход
за
живыми
объектами),
а
также
навыков
элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
формирование
элементарных
умений
предвидеть
последствия
некоторых
своих действий по отношению к окружающей среде.
Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-
правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии,
к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее
богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как
части
природы,
понимание
ценности
жизни
и
здоровья
и
их
зависимости
от
состояния
окружающей
среды.
Это
осознание
своих
умений
созидательно
взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе
взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром,
который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов),
их
средой
обитания,
предметами,
изготовленными
людьми
из
материалов
природного происхождения.
Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников
являются
непосредственный
контакт
ребенка
с
объектами
природы,
«живое»
общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по
уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное
познание
природы
(через
книги,
слайды,
картины,
беседы
и
т.д.)
имеет
второстепенное значение: его задача
- расширить
и дополнить
те впечатления,
которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.
~ 10 ~
Таким образом, экологическое мировоззрение - это продукт образования; его
становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека.
Начало
же
этого
процесса
падает
на
период
дошкольного
детства,
когда
закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с
предметно-природной средой.
Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание ребенком
всего
живого.
Воспитание
правильного
отношения
к
природе,
умение
бережно
обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период
жизни. Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит
от создания правильного использования развивающей экологической среды и от
систематической работы с детьми.
Экологическое
воспитание
дошкольников
-
это
ознакомление
детей
с
природой,
в
основу
которого
положен
экологический
подход,
при
котором
педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Учитывая
специфику
дошкольного
возраста
детей,
особенности
их
психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной
степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической
методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического
фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и
возможность
включения
в
практическую
деятельность.
В
дошкольном
детстве
преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые
могут
обеспечить
понимание
и
усвоение
лишь
специально
отобранных
и
адаптированных к возрасту сведений о природе
1.4.
Принципы и подходы к формированию Программы:
Принцип
построения
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом дошкольного образования;
~ 11 ~
Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
Принцип формирования познавательных
интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности;
Принцип
возрастной
адекватности
дошкольного
образования
(соответствия
условий,
требований,
методов
возрасту
и
особенностям
развития);
Принцип содействия и сотрудничество детей и взрослых;
Принцип интеграции позволяет формировать у дошкольников более полные
представления
об
окружающей
действительности.
В
процессе
образовательной деятельности по формированию экологической культуры,
культуры здорового
и безопасного образа жизни одновременно
решаются
задачи других образовательных областей.
1.5.
Планируемые результаты:
Сформированы
первоначальные
представления
об
основах
экологической
культуры живой и неживой природы у детей старшего дошкольного возраста;
На
15
%
увеличится
охват родительской общественности, вовлеченных
в
мероприятия ДОУ.
1.6.
Мониторинг реализации Программы:
Педагогический
мониторинг
с
целью
определения
уровня
усвоения
Программы проводится 2 раза в год. На начало (сентября) и конец (мая) учебного
года. Оценка производится по 3 баллам:
1 балл — низкий уровень;
2 балла — средний уровень;
3 балла — высокий уровень.
Диагностика
проводится
индивидуально
с
каждым
ребёнком.
Детям
предлагается
комплекс
контрольных
заданий.
Для
получения
дополнительной
~ 12 ~
информации
так
же
осуществляется
наблюдение
за
детьми
в
различных
видах
деятельности: игровой, трудовой, образовательной, беседы, где детям предлагаются
подготовленные
вопросы.
Педагогическая
диагностика
разработана
с
учетом
рекомендаций С.Н. Николаевой и Л.М. Маневцовой.
Диагностику представлений о природе дошкольников необходимо проводить с
учетом их возрастных особенностей по направлениям:
обогащение знаний о живой и неживой природе, явлениях природы;
понимание значения природы в жизни человека;
формирование бережного отношения к окружающей природе;
формирование навыков безопасного поведения в природе.
Анализ
каждого
выполненного
ребенком
диагностического
задания
проводится в соответствии с баллами (по
3-х балльной шкале), характеристика
которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.
Баллы
по
результатам
выполненных
диагностических
заданий
фиксируются
в
протоколе
обследования.
Далее
высчитывается
средний
балл,
по
которому
определяется
уровень
сформированности
экологических
представлений
и
отношения к природе:
Представления о живой и неживой природе, явлениях природы.
Задание 1.
Цель: выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить,
имеет
ли
ребенок
представления
о
потребностях
живых
организмов,
условиях,
необходимых для жизни.
Материал.
7—8
картинок
с
изображением
объектов
живой
и
неживой
природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое,
зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.
Методика.
Индивидуальная
беседа
с
ребенком.
Ребенку
предлагается
из
набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:
Как ты догадался, что все это живое?
Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?
~ 13 ~
Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он
не может прожить?
Задание 2
Цель: выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в
жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда
людей в разные сезоны года.
Методика.
Проводится
индивидуальная
беседа
с
ребенком
по
сюжетным
картинкам:
Какое это время года?
Почему деревья так выглядят?
Как изменяется жизнь животных (называется время года)?
Почему люди так одеты? Чем они занимаются?
Формирование бережного отношения к окружающей природе, безопасного
поведения в природе.
Задание 3
Цель: выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного
отношения детей к природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:
Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
Как бы ты поступил на его (ее) месте?
Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
Какую пользу может принести лес?
Задание 4
Цель: выявить представления ребенка о правилах поведения в природе.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного
поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:
Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
~ 14 ~
Что может произойти если….?
Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
Выбери знаки, которые подсказывают что нельзя делать в лесу? Почему?
Оценка деятельности:
1
балл
–
представления
об
объектах
живой
и
неживой
природы,
их
существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по
объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не
может ответить на поставленные вопросы.
2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об
объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении
заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно,
не всегда может аргументировать свой ответ.
3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и
неживой
природы;
задания
выполняет
правильно,
на
поставленные
вопросы
отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.
Протокол педагогической диагностики
№
п/п
Имя
ребенка
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Итого
1
2
3
~ 15 ~
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.
Содержание работы по экологическому воспитанию детей
Экологическая
компетентность
воспитанников
не
ограничивается
приобретением багажа теоретических знаний об окружающей природной среде или
осознания необходимости бережного отношения к природе. В основу современной
модели экологического воспитания заложен аспект осознанной природоохранной
деятельности,
смысл
которой
в
том,
чтобы
сформировать
у
ребенка
навыки
личностных,
познавательных,
социальных,
контролирующих
и
других
универсальных действий.
При организации образовательного процесса в рамках реализации данной
Программы
учитываются
региональные
особенности
Ханты-Мансийского
автономного
округа
–Югры
(климатические,
географические
особенности
места
обитания человека).
Методы, приемы и средства: наблюдения, игры (дидактические, сюжетно-
ролевые,
подвижные),
беседы
(эвристические,
предварительные,
обобщающие),
труд
в
уголке
природы
и
на
участке,
чтение
природоведческой
литературы,
рассматривание иллюстраций, рассказы воспитателя и детей, проблемные ситуации,
экспериментирование, моделирование.
Формы
работы
с
детьми:
занятия
(традиционного
и
интегрированного
характера),
целевые
прогулки
и
экскурсии
в
природу,
досуги,
развлечения,
экологические праздники и акции.
Содержание Программы.
Работа строится по следующим блокам:
Блок 1. «Подводный животный мир округа».
Цель: формирование представлений о многообразии рыб рек и озер нашего
округа, их внешних особенностях и условиях жизнедеятельности.
Основные формы и методы работы:
Познавательное занятие «Подводное царство Оби»
~ 16 ~
Занятие по изобразительной деятельности «Рыбы» (аппликация),
«Царство
Оби» (рисование).
Беседа «Кто обитает в реке Обь»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Оби»
Чтение хантыйских сказок «Налим и карась», «Отчего карась плоский»
Дидактические игры «Узнай рыбу по описанию», «Четвёртый лишний», «Кто,
чем питается», «Кто живёт в реке и озере»
Опыты с водой
Моделирование по понятию «Рыбы»
Блок 2. «Наземные животные округа».
Цель: формирование представлений о животных нашего округа, их видовом
разнообразии,
внешних
особенностях,
среде
обитания
и
условиях
жизнедеятельности.
Основные формы и методы работы:
Познавательные
занятия
«Хищные
животные
ХМАО»,
«Как
животные
зимуют»
Занятие по изобразительной деятельности «Звери наших лесов»
Чтение
художественной
литературы:
Г.Снегерёв
«Хитрый
бурундук»,
Т.
Белозёров «Соболь», Н. Сладков «Загадочный зверь», И. Бурсов «Как звери к
зиме готовились»
Дидактические игры «Кто, где живёт», «Найди животных по описанию», «Кто
и где зимует»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Елизаровский заповедник»
Беседа «Животные нашего края»
Составление рассказов по картине Х. Курмаева «Встреча в тайге»
Моделирование по понятию «Звери»
Блок 3. «Наземно-воздушные животные округа».
~ 17 ~
Цель: формирование представлений о птицах, насекомых нашего округа, их
видовом
разнообразии,
внешних
особенностях,
среде
обитания
и
условиях
жизнедеятельности.
Основные формы и методы работы:
Познавательные занятия «Птицы и насекомые Югры»
Занятие
по
изобразительной
деятельности
«Птицы»
(рисование),
«Птичий
двор» (лепка)
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Чей нос лучше», «Чьи это
ноги»
Беседы
«Крылатые
помощники»,
«Насекомые»,
«Удивительный
мир
шестиногих»
Дидактические игры «Кто, чем питается», «Летает - не летает»,
«Парочки»,
«Зоологическое лото», «Четвертый лишний», «Насекомые», «Найди отличия»,
«Что за птица»
Экспериментирование: «Почему птицы могут летать», «У кого какие клювы»,
«Как легче плавать», «Как устроены перья у птиц»
Моделирование по понятиям «Птицы», «Насекомые»
Блок 4. «Домашние и дикие животные округа».
Цель: формирование представлений о диких и домашних животных нашего
округа, их внешних особенностях, условиях жизнедеятельности, значении в жизни
человека.
Основные формы и методы работы:
Чтение художественной литературы: Е. Айпин «Оленя дом», К. Чарушин
«Про Томку», «Кошка», «Кошка Маруська» и другие
Сюжетно-ролевая игра «Стойбище», «Путешествие в деревню»
Дидактические игры: «Путаница», «Кто, где живёт»,
«Чьи детки», «Птицы,
звери, рыбы»
Беседа «О диких зверях и домашних животных»
Рассказ
воспитателя
с
элементами
беседы
«Домашние
животные
народов
ханты и манси».
~ 18 ~
Перспективный план работы с детьми по формированию обобщённых
представлений о животных округа
Специально-
организованная
деятельность с детьми
Совместная деятельность
воспитателя и детей
Самостоятельная
деятельность детей
Осень
1.
Рассматривание
иллюстраций
«Обские
рыбы».
2.
Занятие
«Подводное
царство Оби».
3.
Опыты
с
водой
и
воздухом.
4. Аппликация «Рыбы».
5.
Рисование
«Царство
Оби».
6.
Работа
с
моделями
«Рыбы».
7. Оригами «Рыбка»
1.Хантыйская
сказка
«Налим
и
карась», «Отчего карась плоский».
2.Опыты с водой и воздухом.
3.Подвижные
игры
«Караси
и
щука»,
«Рыбаки»,
«Рыба,
зверь,
птица».
4.
Дидактические
игры:
«Узнай
рыбу
по
описанию»,
«Четвёртый
лишний»,
«Кто,
чем
питается»,
«Кто живёт в реке и озере».
5.
Сюжетно-ролевая
игра
«Путешествие по Оби».
6. Беседа «Кто обитает в реке Обь»
7.
Занимательные
опыты
и
эксперименты:
«Зачем
утке
и
лягушке такие лапки?», «Кто живёт
в воде?», «Дышат ли рыбы?».
1.Рассматривание
иллюстраций,
книг о
рыбах реки Оби.
2.Самостоятельная
организация
подвижных
и
дидактических игр.
Зима
1.
Рассматривание
хищных
животных
округа
на
предметных
картинах, иллюстрациях,
сюжетных картинках.
2.
Беседы
о
хищных
животных.
3.
Составление
схем-
рассказов о животных.
4.
Рассматривание
картины
Х.
Курмаева
«Встреча
в
тайге»,
1.
Чтение
художественной
литературы
Г.Снегерёв
«Хитрый
бурундук», Т. Белозёров «Соболь»,
Н. Сладков «Загадочный зверь», И.
Бурсов
«Как
звери
к
зиме
готовились».
2. Подвижные игры «Охотники и
звери», «Волк во рву».
3. Дидактические игры: «Кто, где
живёт»,
«Найди
животных
по
описанию», «Кто, где зимует».
4.
Сюжетно-ролевая
игра
1.
Рассматривание
и
чтение
книг
о
животных округа.
2.
Дидактические
игры
для
закрепления знаний о
хищных
животных
округа.
3.
самостоятельное
изготовление
атрибутов
для
подвижных игр.
~ 19 ~
составление
рассказов
по ней.
5.
Работа
с
моделями
«Звери».
6.
Опыты
с
водой,
землёй, воздухом.
7.
Занятие
«Хищные
животные округа».
8.
Занятие
«Как
животные
округа
зимуют».
9.
Рисование
«Звери
наших лесов».
Просмотр
слайдов
«Животный мир нашего
края».
Игровое
обобщающее
занятие «У нас в гостях
животные».
«Путешествие
в
Елизаровский
заповедник».
5. Беседа «Животные округа».
4.Проведение опытов
с
водой,
воздухом,
песком
в
уголке
экспериментировани
я.
5.
Самостоятельная
организация
сюжетно-ролевых
игр.
6. Изодеятельность
(рисуем,
лепим
хищных животных).
7.Дидактическая игра
«Зоологическое
лото»
Весна
1.
Рассматривание
картины И. Шишкина,
А. Никольского,
Х.
Курмаева
«Птицы»,
«Насекомые».
2.Слушанье
грамзаписи
«Птичьи
голоса»
и
распознание их.
3.
Занятие
«Птицы
и
насекомые Югры».
4.
Беседа
«Удивительный
мир
шестиногих».
5.
Работа
с
моделями
«Птицы», «Насекомые».
6.
Рисование
на
тему:
1.Чтение
художественной
литературы:
В.
Бианки
«Чей
нос
лучше», «Чьи это ноги».
2.Конструирование
из
коробки
«Птица».
3.Оригами «Бабочка», «Стрекоза».
4. Подвижные игры: «Охотники и
утки», «Перелёт птиц», «Пчёлки и
ласточки».
5. Дидактические игры: «Кто, чем
питается», «Летает - не летает».
6. Эксперименты, опыты: «Почему
птицы могут летать», «У кого какие
клювы», «Как легче плавать», «Как
устроены перья у птиц», «Почему у
водоплавающих птиц такой клюв?»
1.Рассматиривание
альбомов
с
насекомыми,
чтение
энциклопедий
про
птиц.
2.
Настольно
печатные
игры
«Парочки»,
«Зоологическое
лото»,
«Четвертый
лишний»,
«Насекомые», «Найди
отличия»,
«Что
за
птица».
3.Экспериментирован
ие
с
водой,
пером,
~ 20 ~
«Птицы».
7. Лепка «Птичий двор».
8.
Занятие
«Как
птицы
летают».
9. Занятие «О наземно-
воздушных животных».
7. Беседы: «Крылатые помощники»,
«Насекомые».
8.
Познавательная
минутка
«Кто
такая кедровка?»
бумагой.
4.
Самостоятельная
организация
подвижных
игр
(подготовить маски с
птицами,
насекомыми).
5.
Творческое
рисование
«Птицы
нашего края».
6.
Наблюдение
за
птицами.
Лето
1.Рассмаривание
иллюстраций
«Домашние
животные».
2.Беседа
«Домашние
животные
нашего
округа»,
«Дикие
животные»
3. Рассказ воспитателя
с
элементами
беседы
«Домашние
животные
народов
ханты
и
манси»
1.Чтение
художественной
литературы:
Л.Н.
Толстой
«Котёнок»,
Е.
Айпин
«Оленя
дом», К. Чарушин «Про Томку»,
«Кошка», «Кошка Маруська».
2.Сюжетно-ролевая
игра
«Стойбище»,
«Путешествие
в
деревню».
3.
Дидактические
игры:
«Путаница», «Кто, где живёт»,
4. Подвижная игра «Лисичка и
курочки».
5.
Оформление
альбомов
книжки-малышки
«Домашние
животные».
6.
Беседа:
«О
диких
зверях
и
домашних животных».
1.Рассматривание
альбомов,
книг
о
домашних
животных.
2.Настольно-
печатные
игры:
«Чьи
детки»,
«Птицы,
звери,
рыбы».
3.
Опыты
с
водой,
песком.
4. Подвижные игры:
«Земля, вода, огонь,
воздух»,
«Ловля
оленей», «Утки».
2.2.
Взаимодействие с родителями:
В
настоящее
время
радикально
меняется
философия
взаимодействия
с
семьями: не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний
~ 21 ~
уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать все,
чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей.
Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру
семьи,
напротив
сблизить
детей
и
родителей,
помочь
найти
общие
интересы,
которые в дальнейшем могут стать основой семейного общения.
Для
этого
педагоги
строят
свое
взаимодействие
на
основе
укрепления,
сложившихся деловых и личных контактов с родителями воспитанников. Именно в
этот
период
педагог
корректирует
детско-родительские
отношения,
помогает
родителям и детям найти общие интересы, которые в дальнейшем могут стать
основой
семейного
общения.
Много
внимания
воспитатель
уделяет
развитию
совместной деятельности родителей и детей – игровой, досуговой…. В процессе
совместной
с
родителями
деятельности
он
опирается
на
развивающиеся
у
них
способности
к
самоанализу,
к
оценке
результатов
развития
ребенка,
умения
замечать, как изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту
личностных достижений ребенка.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
Ориентировать
родителей
на
изменения
в
личностном
развитии
старших
дошкольников - развитии любознательности, самостоятельности, интереса к
причинно-следственным
связям,
к
экспериментированиям,
наблюдениям.
Помочь
родителям
учитывать
эти
изменения
в
своей
педагогической
практике;
Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье,
обогащению
совместного
с
детьми
физкультурного
досуга
(занятия
в
~ 22 ~
бассейне, коньки, лыжи, туристические походы), развитию у детей умений
безопасного поведения -дома на улице, в лесу, у водоема;
Побуждать
родителей
к
развитию
гуманистической
направленности
отношения детей к окружающим людям, природе, поддерживать стремление
детей проявить внимание, заботу о взрослых и сверстниках;
Увеличить охват родительской общественности в проводимых мероприятиях
по реализации программы.
Этапы работы с семьей
№
Этапы
Задачи
1.
Подготовительный
(ознакомительный)
Заинтересовать
родителей,
предложить
им
включиться
в
образовательный
процесс
по
формированию экологической культуры, культуры
здорового и безопасного образа жизни у детей.
2.
Просветительский
Повышение
педагогической
культуры
родителей
посредством:
лекции,
консультаций,
видео
просмотров
с
обсуждением,
информационные
стенды и т.д.
3.
Совместной
деятельности с семьей
Организация
информативной
помощи
семье
в
воспитании и занятиях с детьми;
Организация
работы
детско
-
родительского
клуба «Мы вместе»;
Деятельность родительского патруля;
Проведение семейных праздников, акций, «Дня
открытых дверей», с обеспечением возможности
совместного участия родителей и детей;
Обогащение совместной деятельности родителей
и
детей
в
формировании
экологической
~ 23 ~
культуры,
культуры
здорового
и
безопасного
образа жизни у детей.
Формы и виды работы с семьей
№
п/п
Формы и виды работы
с родителями
Виды работы с семьей
1
Тематические встречи
«Чистый
воздух
для
детей»
(Встреча
с
экологами)
2
Участие в акциях
«Экологический десант»
«Сделай добро – посади дерево»
«Скворечник»
«Помоги птицам»
«В защиту хвойных деревьев»
3
Участие в конкурсах
«Марш парков»
«Вторая жизнь старым вещам»
«Юный эколог»
4
Выпуск газет
«К земле с любовью»
«Одумайся человек»
5
Традиционные
«Что
делать
родителям,
чтобы
помочь
ребёнку не попасть в беду»
6
Выставки
Выставка совместных рисунков
Поделок из природного материала
Выставка коллажей, плакатов
7
Совместные
мероприятия
Праздник «Природа наш дом»
«Мы защитники природы!»
«Мы не разрушим этот мир»
~ 24 ~
8
Нетрадиционные
формы
Парад увлечений
Викторина «Витаминный калейдоскоп»
Инсценировка
сказок
по
экологическому
воспитанию
9
Мастер класс
Театральная постановка импровизации по
сказкам
Изготовление
творческих
поделок
из
природного материала
10
Просветительская
Выпуск
бюллетеней,
информационных
листков;
Оформление
брошюр
с
родителями
«Сохраним природу»
11
Проектирование и
разработка плана
Создание
эскизов
по
озеленению
территории (участков)
Создание
эскизов
для
альпийской
горки,
подбор
растений
для
альпийской
горки
и
цветников на территории
Светорасположение,
цветовой
фон
зоны
озеленения
~ 25 ~
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
Кадровые условия реализации программы:
Кадровое обеспечение реализации осуществляется на трех основных уровнях
управления:
стратегический
уровень
управления,
тактический
и
оперативный
уровень, у каждого из которых имеются четкие стратегические цели и задачи во
вопросу реализации Программы.
Все уровни включают систему мероприятий, охватывающих все направления
(экологическое,
безопасность
и
здоровый
образ
жизни)
реализации
программы,
каждое их которых несет свою содержательную функцию:
педагогический
совет,
на
котором
обсуждается
актуальность
реализации
программы, значимость педагогической работы по сохранению и укреплению
физического,
психологического
и
социального
здоровья
воспитанников
дошкольного возраста, главные пути ее достижения и конечный результат;
система
методической
работы
с
педагогическим
коллективом
в
форме
ежемесячного
семинара
–практикума,
на
котором
прорабатываются
содержание
и
методы
по
каждому
направлению,
внедрение
и
реализация
современных
технологий
с
целью
повышения
качества
реализации
программы;
заключительный педагогический совет: обсуждение итогов работы семинара,
результатов реализации программы, постановка задач на новый учебный год;
мастер классы;
открытые мероприятия и др.
установление связей с различными учреждениями.
3.2.
Материально-техническое обеспечение Программы:
МАДОУ
города
Нижневартовска
ДС
№80
«Светлячок»
имеет
все
необходимые условия, для реализации Программы. Работа педагогов направлена на
создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников.
~ 26 ~
Материально-техническое
оснащение
и
оборудование,
пространственная
организация
среды
детского
сада
соответствуют
санитарно-гигиеническим,
педагогическим и эстетическим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности
детей
созданы
в
соответствии
с
требованиями
охраны
труда.
Материальная
база детского сада и развивающая предметно-пространственная среда в групповых
помещениях,
реализующих
данную
программу
создана
с
учётом
Федеральных
государственных требований
Материальная
база
периодически
обновляется
для
стимулирования
физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет
педагогам
организовывать
работу
по
формированию
экологической
культуры,
здоровому
и
безопасному
образу
жизни,
созданию
положительного
психологического климата в детских коллективах.
Наименование
Назначение
Экологические центры
Подобран
материал
по
экологическому
развитию,
материал
для
проведения
опытов
и
экспериментов,
альбомы
по
формированию экологической культуры в
природе и ближайшем окружении
Прогулочные
участки
и
прилегающая
территория
(наличие цветников, альпийской
горки, деревьев и кустарников)
Организация
наблюдений,
опытно-
экспериментальной
деятельности,
воспитание
экологической
культуры
и
безопасного поведения в природе.
Развивающая
предметно
-
пространственная
среда
возрастных
групп,
реализующих
Программу
в
достаточном
количестве
оснащена
и
постоянно
пополняется
разнообразным
оборудованием
и
дидактическими
материалами.
Организация
развивающей
предметно-пространственной
среды
создает
возможность для осуществления постоянного пространственного и предметного
выбора
всеми
субъектами
образовательного
процесса.
Детям
предоставляется
~ 27 ~
обширный комплекс развивающих возможностей, организованная образовательная
развивающая среда провоцирует их на проявление самостоятельности и свободной
активности
как
при
взаимодействии
воспитанников
друг
с
другом,
так
и
в
уединении.
3.3.
Учебно- методический комплекс для реализации Программы:
№
Наименование
1
Гончарова Е.В., «Экология для малышей»
2
Рыжова Н., Программа «Наш дом – природа»
Ворокевич О.А. Детские экологические проекты, С-П, Детсво-Пресс, 2016г.
3
Николаева С.Н., Комарова И А., Сюжетные игры в экологическом воспитании
дошкольников, М. Гном, 2011г.
4
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет Добро пожаловать в экологию (часть 1)
5
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет Добро пожаловать в экологию ,часть 2)
6
Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет Добро пожаловать в экологию (часть 1)
7
Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет Добро пожаловать в экологию (часть 2)
8
Рабочая тетрадь (старшая группа), Гончарова Е.В.
9
Рабочая тетрадь (подготовительная группа), Гончарова Е.В.