Авторы: Костяева Елена Владимировна, Юрий Михайлович Костяев
Должность: учитель химии
Учебное заведение: Пичаевский филиал МБОУ "Жердевская СОШ №2"
Населённый пункт: с. Пичаево, Жердевский район, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Разработка рабочей программы в соответствии с ФГОС по химии в 10 классе"
Раздел: среднее образование
ДОКЛАД
по теме:
«
Разработка рабочей программы
в соответствии с ФГОС по химии
в 10 классе»
Подготовила:
учитель химии
Пичаевского филиала
МБОУ «Жердевская СОШ №2»
Костяева Е.В.
Август, 2020г.
Ведущие принципы рабочей программы
Рабочая программа реализует ФГОС нового
поколения.
Рабочая программа по отдельным предметам
определяет содержание образования и организацию
образовательного процесса на уровнях начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования.
Рабочая
программа
содержит
обязательную
часть
и
часть,
формируемую
участниками
образовательного
процесса.
Обязательная
часть
составляет не менее 75%, а часть, формируемая
участниками образовательного процесса, не более
25% от общего объема рабочей программы.
Рабочая программа учитывает образовательные
потребности и запросы обучающихся и их родителей
(законных представителей).
Рабочая программа обеспечивает достижение
обучающимися
результатов
освоения
основной
образовательной
программы
в
соответствии
с
требованиями, установленными ФГОС.
Рабочие программы разрабатываются на основе
примерных
или
авторских
программ
учебных
предметов, которые входят в структуру ООП.
При
составлении
рабочей
программы
учитываются следующие факторы:
целевые ориентиры и ценностные
основания деятельности школы;
состояние здоровья учащихся;
уровень подготовки учащихся;
степень их учебной мотивации;
образовательные
потребности
семьи, ребенка;
возможности учителя;
состояние учебно-методического и
материально-технического обеспечения школы.
Рабочая программа - это учебная программа,
разработанная учителем на основе примерной или
авторской программы для школы и определенного
класса (группы), имеющая изменения и дополнения в
содержании,
последовательности
изучения
тем,
количестве часов, использовании организационных
форм обучения. Таким образом, рабочая программа
конкретизирует соответствующий образовательный
стандарт с учетом необходимых требований к её
построению, учитывает возможности методического,
информационного,
технического
обеспечения
учебного процесса, уровень подготовки учащихся,
отражает специфику обучения.
Цель рабочей программы - создание условий
для
планирования,
организации
и
управления
образовательным
процессом
по
определенной
учебной дисциплине (образовательной области).
Рабочие
программы
по
предмету
(курсу)
разрабатываются на основании примерных программ
по учебным предметам или авторских программ,
прошедших экспертизу и апробацию, ФГОС, учебного
плана
школы,
действующих
санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов.
При составлении, согласовании и утверждении
рабочей программы должно быть обеспечено ее
соответствие следующим документам:
-
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту
начального
общего
образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6
октября
2009
г.
№
373
(с
последующими
изменениями) - для программ начального общего
образования с изменениями и дополнениями;
-
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту
основного
общего
образования (Утвержден
приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897) – для программ основного
общего образования с изменениями и дополнениями;
-
примерной
программе
по
предмету,
направленной Министерством образования и науки
РФ;
-
федеральному
перечню
учебников,
рекомендованных
Министерством
образования
и
науки Российской Федерации к использованию в
образовательном
процессе
в
образовательных
организациях;
- Положению, разработанному в школе.
Рабочая
программа
по
учебному
предмету
разрабатывается учителем на основе:
примерных
программ
по
отдельным
учебным предметам общего образования,
авторских
программ,
прошедших
экспертизу и апробацию;
требований
к
результатам
освоения
образовательных
программ
общеобразовательного
учреждения.
Рабочая программа составляется на уровень
образования.
Структура и содержание рабочей программы
(по ФГОС)
Обязательными структурными элементами
рабочей программы являются:
Титульный лист;
Пояснительная записка;
Планируемые предметные
результаты освоения учебного предмета,
курса;
Содержание учебного
предмета, курса;
Тематический план;
Учебно-методическое и
материально - техническое обеспечение
образовательного процесса;
Приложения к рабочей
программе (КТП).
В
пояснительной
записке
указывается
информация о количестве учебных часов, на которое
рассчитана рабочая программа (в соответствии с
учебным планом, годовым календарным учебным
графиком),
иную
дополнительную
информацию,
связанную со спецификой предмета (курса), класса.
В
разделе
«Планируемые
предметные
результаты
освоения
учебного
предмета,
курса»
планируемые
результаты
излагаются
на
ступень
обучения по следующим группам:
планируемые
предметные
результаты обучения;
планируемые метапредметные
результаты обучения;
планируемые
личностные
результаты обучения.
Содержание
учебного
предмета
должно
соответствовать
требованиям
федеральных
государственных образовательных стандартов, целям
и
задачам
образовательной
программы
образовательного
учреждения.
В
описании
содержания указываются концептуальные разделы
и
темы
изучения
предмета,
необходимые
для
реализации требований стандарта.
В тематическом плане называются темы курса,
определяется
последовательность
их
изучения,
устанавливается количество часов, выделяемое на
изучение
отдельных
тем.
Кроме
обозначенных
обязательных разделов учителем в тематический план
может
быть
включена
и
другая
информация.
Тематический план рабочей программы учебного
предмета является основой для создания учителем
календарно-тематического
планирования
учебного
курса на учебный год;
В разделе учебно-методическое и материально-
техническое обеспечение образовательного процесса
перечисляются материально-технические и учебно -
методические
ресурсы,
которые
обеспечат
реализацию
конкретной
рабочей
программы
по
предмету: состав учебно-методического комплекта,
обеспечивающих
реализацию
данной
рабочей
программы, список технических средств по предмету,
рекомендуемые
информационные
ресурсы
в
Интернете и др. (при написании данного раздела
рекомендуется руководствоваться соответствующими
разделами в примерной и авторской программах).
Приложения к рабочей программе (КТП).
Планируемые результаты обучения и
освоения содержания курса химии
Деятельность образовательного учреждения
общего образования в обучении химии в средней
(полной) общей школе должна быть направлена на
достижение обучающимися следующих личностных
результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере —
чувство гордости за российскую химическую науку,
гуманизм, целеустремленность, воспитание
ответственного отношения к природе, осознание
необходимости защиты окружающей среды,
стремление к здоровому образу жизни;
2) в трудовой сфере — готовность к
осознанному выбору дальнейшей образовательной
или профессиональной траектории;
3) в познавательной (когнитивной,
интеллектуальной) сфере — умение управлять своей
познавательной деятельностью. Метапредметными
результатами освоения выпускниками
средней (полной) общей школы программы по
химии являются:
1) использование умений и навыков различных
видов познавательной деятельности, применении
основных методов познания (системно-
информационный анализ, моделирование) для
изучения различных сторон окружающей
действительности;
2) использование основных интеллектуальных
операций: формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, выявление
причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять
средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи
деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
5) использование различных источников для
получения химической информации, понимание
зависимости содержания и формы представления
информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов
образовательное учреждение общего образования
предоставляет ученику возможность на ступени
среднего (полного) общего образования при изучении
химии научиться: на углубленном уровне:
1) давать определения изученных понятий;
2) описывать демонстрационные и
самостоятельно проведенные эксперименты,
используя для этого естественный (русский, родной)
язык и язык химии;
3) объяснять строение и свойства изученных
классов неорганических и органических соединений;
4) классифицировать изученные объекты и
явления;
5) наблюдать демонстрируемые и
самостоятельно проводимые опыты, химические
реакции, протекающие в природе и в быту;
6) исследовать свойства неорганических и
органических веществ, определять их принадлежность
к основным классам соединений;
7) обобщать знания и делать обоснованные
выводы о закономерностях изменения свойств
веществ;
8) структурировать учебную информацию;
9) интерпретировать информацию, полученную
из других источников, оценивать ее научную
достоверность;
10) объяснять закономерности протекания
химических реакций, прогнозировать возможность их
протекания на основе знаний о строении вещества и
законов термодинамики;
11) объяснять строение атомов элементов I—IV
периода с использованием электронных
конфигураций атомов;
12) моделировать строение простейших молекул
неорганических и органических веществ, кристаллов;
13) проводить расчеты по химическим
формулам и уравнениям;
14) характеризовать изученные теории;
15) самостоятельно добывать новое для себя
химическое знание, используя для этого доступные
источники информации; в ценностно-ориентационной
сфере: прогнозировать, анализировать и оценивать
последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с
переработкой веществ;
16) самостоятельно планировать и проводить
химический эксперимент, соблюдая правила
безопасной работы с веществами и лабораторным
оборудованием;
17) оказывать первую помощь при отравлениях,
ожогах и других травмах, связанных с веществами и
лабораторным оборудованием.