Напоминание

"Обучение грамоте детей с нарушением зрения"


Автор: Наумова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7" города Смоленска
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: "Обучение грамоте детей с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обучение грамоте детей с нарушением зрения

Обучение

грамоте

детей

с

патологией

зрения

(амблиопией

и

косоглазием) является важной коррекционной задачей.

Исследования показали, что нарушение зрения у ребенка с раннего

возраста препятствует спонтанному накоплению им сенсорного опыта, что

задерживает формирование психологической базы речи

Психофизическая основа чтения и письма – это взаимообусловленная и

взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного, речедвигательного и

моторного

анализаторов.

При

таких

заболеваниях

как

астигматизм,

амблиопия, гиперметропия, миопия, различные виды косоглазия зрительное

восприятие у детей имеет некоторые особенности:

-

снижение поля зрения;

-

смешение сходных форм;

-

неустойчивость фиксации взора;

-

неравномерность движения глаза;

-

нарушение зрительно – моторных координаций;

-

сокращение и снижение скорости зрительного восприятия.

В силу нарушения работы зрительного анализатора у слабовидящих

детей

проявляется

своеобразие

речевого

развития,

выражающееся

в

нарушении всех структурных компонентов речи, что может привести к

трудностям овладения грамотой в школьном возрасте.

Сложности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка,

быстрое утомление при зрительных нагрузках, низкая работоспособность –

далеко не все проблемы, с которыми сталкивается педагог при работе со

слабовидящим ребенком.

Для успешного усвоения грамоты, детям с нарушениями зрения

необходимы эффективные вспомогательные средства.

Элементы занимательности, игры, шуточные песенки, чистоговорки,

стихи о буквах и звуках, позволят усвоить учебный материал, и необходимые

понятия, поддержат мотивацию к обучению.

Игры «Живые слова», «Путаница», «Разрушенное слово», «Слоговые

домики», «Чем отличаются слова», «Добавь (убери) звук», «На что похожа

буква», «Выложи букву из палочек», «Буква заблудилась», «Назови братца»

«Пишущая машинка» и др сделают процесс обучения грамоте легким, ярким,

захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями.

Работу по обучению грамоте невозможно отделить от системы всей

коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия,

направленной на формирование системы сенсорных эталонов цвета, света,

размера, формы, ориентации, коррекцию недостатков прослеживающей

функции глаз, зрительно-моторных координаций, фоновых различий.

Здесь на помощь придут различные игры и упражнения коррекционной

направленности: обводки, штриховки, мозаики, лабиринты, траектории

с

буквами, слогами и словами, специальные графические упражнения.

Большое

значение

в

работе

с

детьми,

имеющими

зрительные

нарушения, имеет соблюдение офтальмо-гигиенического режима. Занятия по

обучению грамоте строятся в соответствии со следующими требованиями:

-

дети рассаживаются по местам с учетом диагноза и остроты зрения;

-

длительность занятия не превышает 25 минут;

-

темп занятия снижен;

-

обязательный этап – специальная гимнастика для глаз, физминутка,

пальчиковая гимнастика;

-

зрительная

нагрузка

четко

регламентируется

соответственно

возрасту и возможностям зрительного анализатора;

-

освещение, мебель соответствуют гигиеническим нормам.

Подбор наглядных пособий, используемых на занятии, осуществляется

в соответствии с офтальмо-педагогическими требованиями:

-

каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий

контраст (до 60 % - 100 %);

-

хроматические объекты должны иметь насыщенные цвета;

-

размеры изображений подбираются индивидуально в зависимости

от остроты зрения и состояния поля зрения.

Обучение грамоте включает в себя комплексное развитие всех

компонентов родного языка, психических процессов, различных параметров

зрительных функций и пространственной ориентировки на макро- и

микроплоскости. Успех обучения и развития слабовидящего ребенка зависит

от применения индивидуальных форм работы с каждым учащимся и

использования специальных методических приемов. И тогда знания и

навыки, полученные в детском саду, позволят детям успешно продолжить

обучение и быстро адаптироваться к новым условиям обучения в школе.



В раздел образования