Автор: Наумова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7" города Смоленска
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: "Обучение грамоте детей с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование
Обучение грамоте детей с нарушением зрения
Обучение
грамоте
детей
с
патологией
зрения
(амблиопией
и
косоглазием) является важной коррекционной задачей.
Исследования показали, что нарушение зрения у ребенка с раннего
возраста препятствует спонтанному накоплению им сенсорного опыта, что
задерживает формирование психологической базы речи
Психофизическая основа чтения и письма – это взаимообусловленная и
взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного, речедвигательного и
моторного
анализаторов.
При
таких
заболеваниях
как
астигматизм,
амблиопия, гиперметропия, миопия, различные виды косоглазия зрительное
восприятие у детей имеет некоторые особенности:
-
снижение поля зрения;
-
смешение сходных форм;
-
неустойчивость фиксации взора;
-
неравномерность движения глаза;
-
нарушение зрительно – моторных координаций;
-
сокращение и снижение скорости зрительного восприятия.
В силу нарушения работы зрительного анализатора у слабовидящих
детей
проявляется
своеобразие
речевого
развития,
выражающееся
в
нарушении всех структурных компонентов речи, что может привести к
трудностям овладения грамотой в школьном возрасте.
Сложности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка,
быстрое утомление при зрительных нагрузках, низкая работоспособность –
далеко не все проблемы, с которыми сталкивается педагог при работе со
слабовидящим ребенком.
Для успешного усвоения грамоты, детям с нарушениями зрения
необходимы эффективные вспомогательные средства.
Элементы занимательности, игры, шуточные песенки, чистоговорки,
стихи о буквах и звуках, позволят усвоить учебный материал, и необходимые
понятия, поддержат мотивацию к обучению.
Игры «Живые слова», «Путаница», «Разрушенное слово», «Слоговые
домики», «Чем отличаются слова», «Добавь (убери) звук», «На что похожа
буква», «Выложи букву из палочек», «Буква заблудилась», «Назови братца»
«Пишущая машинка» и др сделают процесс обучения грамоте легким, ярким,
захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями.
Работу по обучению грамоте невозможно отделить от системы всей
коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия,
направленной на формирование системы сенсорных эталонов цвета, света,
размера, формы, ориентации, коррекцию недостатков прослеживающей
функции глаз, зрительно-моторных координаций, фоновых различий.
Здесь на помощь придут различные игры и упражнения коррекционной
направленности: обводки, штриховки, мозаики, лабиринты, траектории
с
буквами, слогами и словами, специальные графические упражнения.
Большое
значение
в
работе
с
детьми,
имеющими
зрительные
нарушения, имеет соблюдение офтальмо-гигиенического режима. Занятия по
обучению грамоте строятся в соответствии со следующими требованиями:
-
дети рассаживаются по местам с учетом диагноза и остроты зрения;
-
длительность занятия не превышает 25 минут;
-
темп занятия снижен;
-
обязательный этап – специальная гимнастика для глаз, физминутка,
пальчиковая гимнастика;
-
зрительная
нагрузка
четко
регламентируется
соответственно
возрасту и возможностям зрительного анализатора;
-
освещение, мебель соответствуют гигиеническим нормам.
Подбор наглядных пособий, используемых на занятии, осуществляется
в соответствии с офтальмо-педагогическими требованиями:
-
каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий
контраст (до 60 % - 100 %);
-
хроматические объекты должны иметь насыщенные цвета;
-
размеры изображений подбираются индивидуально в зависимости
от остроты зрения и состояния поля зрения.
Обучение грамоте включает в себя комплексное развитие всех
компонентов родного языка, психических процессов, различных параметров
зрительных функций и пространственной ориентировки на макро- и
микроплоскости. Успех обучения и развития слабовидящего ребенка зависит
от применения индивидуальных форм работы с каждым учащимся и
использования специальных методических приемов. И тогда знания и
навыки, полученные в детском саду, позволят детям успешно продолжить
обучение и быстро адаптироваться к новым условиям обучения в школе.