Воспитание и формирование здорового образа жизни у студентов
Автор: Булыга Елена Сергеевна Должность: мастер производственного обучения, преподаватель Учебное заведение: ОБПОУ "КГПК" Населённый пункт: г.Курск Наименование материала: статья Тема: Воспитание и формирование здорового образа жизни у студентов Раздел: среднее профессиональное
Булыга Е.С.,
Мастер производственного обучения, преподаватель
ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж»,
г. Курск, Российская Федерация
Воспитание и формирование здорового образа жизни у студентов
Большое духовное богатство нужно иметь воспитателю,
чтобы постоянное самовыражение его личности действовало
на ученика как стимул к самосовершенствованию.
В.А. Сухомлинский
Вопросы
воспитания,
развития,
совершенствования
студентов
волновало
систему образования
во все времена. Сейчас это особенно
актуально,
так
как
все
чаще
можно
встретить
жестокость
и
насилие.
Воспитание
есть
важнейший
компонент
необходимый
для
полноценного
развития общества. Отсутствие воспитания и духовного развития приводит к
нравственному опустошению. Исчезают слова добро, мир, согласие в душе.
Отсутствие воспитания или упущение приводит к невосполнимому ущербу.
Я
считаю,
что
педагог
имеющий
возможность
влиять
на
воспитание
подростка,
должен
уделять
этой
проблеме
важнейшую
роль
в
своей
деятельности
и
помочь
каждому
воспитаннику
определить
ценностные
основы
собственной
жизни.
Воспитанный
человек
–
это
нравственный,
добрый, отзывчивый человек, который уважительно относится к старости,
детству,
к
ценностям
здоровой
полноценной
семьи.
В
связи
с
этим
я
поставила перед собой, как перед мастером производственного обучения,
задачу не просто воспитывать, а вложить в обучающихся помимо знаний еще
и духовно-нравственные ценности, которые будут сопровождать их на всем
жизненном пути. Хотелось бы воспитать
в них любовь к своей земле,
доброту,
отзывчивость
и
толерантность
к
людям.
На
своих
уроках
по
спецтехнологии я всегда стараюсь затрагивать и обсуждать такие вопросы,
как проблемы современной семьи, проблемы связанные с работой, карьерным
ростом, благотворительностью и здоровым образом жизни.
Воспитание -
это специально организованный, целенаправленный
процесс коллектива, воспитателя на воспитуемого с целью формирования у
него конкретных воспитательных задач.
Здоровый
образ
жизни
(ЗОЖ)
-
это
рационально
организованный,
активный,
трудовой,
закаливающий
и
в
тоже
время
защищающий
от
неблагоприятных
воздействий
окружающей
среды
образ
жизни,
который
позволяет сохранять нравственное, психологическое и физическое здоровье.
Здоровье
является
важнейшей
потребностью
человека,
которая
определяет
его
способность
к
труду,
познанию
окружающего
мира,
к
самоутверждению и счастью, обеспечивая гармоничное развитие личности.
К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в
пирамиде потребностей и ценностей как студентов так и человека в нашем
обществе в целом.
Для того, что бы сформировать ЗОЖ у студентов у нас в колледже
ежегодно проводится спортивно-оздоровительное мероприятия «День
здоровья». Я считаю, что проходя все этапы данного мероприятия, которые
включают в себя: силовую подготовку, легкую атлетику, дартс, футбол и т.д.,
вместе с азартом соревнования они получают массу положительных эмоций,
заряд бодрости, крепость духа и любовь к спорту и ЗОЖ. Поддерживать идею
здорового образа жизни у студентов колледжа можно благодаря организации
здоровь
есберегающей
образовательной
среды,
которая
на
всех
уровнях
образовательного
пространства,
обучения,
развития,
воспитания
не
будет
наносить
ущерба
их
здоровью.
В
здоровьесберегающую
среду
входит:
организация учебного процесса (расписание занятий, длительность уроков,
перемен и т.д); технологии обучения; двигательный режим обучающихся;
санитарно-гигиенические условия; питание, все это позволяет обучающимся
успешно
адаптироваться
в
образовательном
и
социальном
пространстве,
раскрыть свои творческие способности.
Формирование
здорового
образа
жизни
должно
проводится
в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями студентов.
Основными элементами здорового образа жизни являются:
-воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
-безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда;
-отказ от курения, употребления наркотиков и алкоголя;
-умеренное, правильное питание;
-физически активная жизнь;
Для
формирования
ЗОЖ
у
студентов
нужны
несколько
главных
составляющих:
1.
Первой
из
них
является
информационная-пропагандистская
система повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на
здоровье, и его снижение. Только через повседневную информацию, человек
получает знания, которые могут влиять на поведение, а следовательно и на
образ жизни человека.
2.
Вторая
важная
составляющая,
это
так
называемое
обучение
здоровью, оно направлено на обучение и комплексную просветительскую
деятельность по вопросам здоровья и его охраны. Обучить студентов ценить,
беречь и укреплять свое здоровье этого мало, преподавателю, воспитателю
нужно быть личным примером
и демонстрировать свой
здоровый образ
жизни, только тогда можно надеяться, что будущее поколение будут здоровы
и развиты интеллектуально, духовно и физически.
3.
Третья
составляющая
это
применение
мер
по
снижению
распространения курения, потребления алкоголя, наркотиков. Формирование
здорового
образа
у
студентов
напрямую
зависит
от
с т е п е н и
заинтересованности студентов в собственном здоровье.
Таким образом, я считаю, что благодаря тесному сотрудничеству родителей
и учебного заведения мы сможем достичь поставленной цели, используя в
своей работе разнообразные составляющие по воспитанию и формированию
здорового образа жизни у студентов.